Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:53, реферат
Положение в электроэнергетике России сегодня близко к кризисному - продолжается спад производства. Государственная политика формирования рыночных отношений в электроэнергетике России не учитывает свойств и особенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить рыночные отношения в области энергетики, ИМЕЕТСЯ , НО ДЕТАЛЬНО ПРОРОБОТАННОЙ , ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА К РЫНК-У СЕГОДНЯ НЕТ.
1. Вcтупление : что такое ТЭС и ТЭЦ
2. Состав ТЭС и ТЭЦ.
3. Кризис в экономике и энергетике ТЭС и ТЭЦ.
4. Антикризисные меры.
5. Перспективные уровни теплопотребления.
6. Эффективность теплоснабжающих систем.
7. Вопросы реконструкции и модернизации действующих ТЭС и ТЭЦ.
8. Возможные варианты перспективного развития теплоснабжающего региона.
9. Основные задачи НТП в теплоснабжении.
Список
литературы:
1) Дьяков А. Ф. "Основные направления развития энергетики России" - 1991 -№8 -С. 10-16
2) Хрипев Л. С. "Усиление взаимосвязей в развитии теплоснабжения и ТЭК" -191 .№10.-С.-2-8
3) Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях" М.:Минтопэнерго, 1992 (сентябрь).- 68 с.
4) Э. Г. Вязьмин и др. "Основные направления теплоснабжающих систем Сибири на перспективу до 2010 г.// Направления развития энергетики Сибири. - Иркутск, 1990. - С. 82-93.
5) Меренков. А. П. и др. "Проблемы развития теплоснабжения систем Сибири // направления развития энергетики Сибири" // Теплоэнергетика. -1992.-№ 12.-С. 7-12.
6) Меренков
А. П. и др. "Проблемы преобразования
теплового хозяйства России"
// Изв. РАН. Энергетика . - 1992. -№6.-С.
3-10
ГЕОГРАФИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ.
Содержание:
1. Вcтупление : что такое ТЭС и ТЭЦ
2. Состав ТЭС и ТЭЦ.
3. Кризис в экономике и энергетике ТЭС и ТЭЦ.
4. Антикризисные меры.
5. Перспективные уровни теплопотребления.
6. Эффективность теплоснабжающих систем.
7. Вопросы реконструкции и модернизации действующих ТЭС и ТЭЦ.
8. Возможные варианты перспективного развития теплоснабжающего региона.
9. Основные
задачи НТП в теплоснабжении.
Вступление
Положение в электроэнергетике России сегодня близко к кризисному - продолжается спад производства. Государственная политика формирования рыночных отношений в электроэнергетике России не учитывает свойств и особенностей этих отраслей. Концепция, как нужно строить рыночные отношения в области энергетики, ИМЕЕТСЯ , НО ДЕТАЛЬНО ПРОРОБОТАННОЙ , ПОЛНОЦЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕХОДА К РЫНК-У СЕГОДНЯ НЕТ.
Электоэнергетика обладает рядом особенностей, обусловливающих необходимость сохранения в ближайшей перспективе необходимость сохранения преимущественно государственного управления его функционированием и развитием. К ним относятся :
- особая важность для населения и всей экономики обеспечения надежного энергоснабжения:
- высокая капиталоемкость и сильная инерционность развития электроэнергетики;
- монопольное положение отдельных предприятий и систем по технологическим условиям, а также вследствие сложившейся в нашей стране высокой концентрации мощностей эектроэнергетики:
- отсутствие необходимых для рыночной экономики резервов в производстве и транспорте энергоресурсов:
- высокий уровень опасности объектов эектроэнергетики для населения и природы.
Размещение ТЭЦ и ТЭС.
Основные факторы размещения:
1. Сырьевой фактор.
2. Потребительский фактор.
ТЭЦ и ТЭС размещались на 50% под воздействием сырьевого фактора.
Проблема размещения ТЭС и ТЭЦ заключалась в приближении новых ТЭС и ТЭЦ к сырью. Основные электростанции размещались возле крупных промышленных центров (Канаповская ТЭС). ТЭЦ в отличии от ГЭС вырабатывают не только энергию, но и пар, горячую воду. А так как эти продукты часто используются в химии, нефтехимии, лесопереработке, промышленности, сельском хозяйстве, то это дает ТЭЦ существенные плюсы.
Часто фактор сырья преобладает над потребительским фактором, поэтому многие ТЭС и ТЭЦ размещены за несколько сотен километров от потребителя.
Кризис в экономике и энергетике.
Кризис производства сопровождается резким сокращением инвестиций и производственного потенциала. Это не столь ощутимо в период кризиса и в период подъема экономики, но в последующем станет сильно сдерживающим фактором в ее развитии. Вследствие этого только после 2000 года экономика России может выйти на сбалансированный устойчивый курс развития. Кризисное положение в российской и сибирской энергетике -это следствие общего экономического кризиса в стране, потери управляемости и разбалансированности экономики. Основными факторами кризиса являются:
1. Наличие большой доли физически и морально устаревшего оборудования. Около одной пятой производственных фондов в электроэнергетике близки или превысили проектные сроки эксплуатации и требуют реконструкции или замены. Обновление оборудования ведется недопустимо низкими темпами и в явно недостаточном объеме.
2. Увеличение доли физически изношенных фондов приводит к росту аварийности, частым ремонтам и снижению надежности энергоснабжения, что усугубляется чрезмерной загрузкой производственных мощностей и недостаточными резервами.
3. Возросшие с распадом СССР трудности в поставках для отраслей электроэнергетики оборудования.
4. Возникшее противодействие общественности и местных органов власти размещению объектов энергетики в связи с их крайне низкой экологичностью и безопастностью. В частности, после Черныбыльской катастрофы были прекращены изыскательские работы, строительство и расширение АЭС на 39 площадках общей проектной мощностью 109 млн. кВт.
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
В первоначальный период в целях вывода из кризиса, вероятно, потребуется усиление централизованного управления, в том числе в проведении единой ценовой политики, в создании необходимых централизованных резервов остродефицитных видов оборудования и материалов, создании материальной базы производства не менее 70-80% оборудования для электроэнергетики в Российской Федерации.
В дальнейшем должно происходить постепенное сокращение полномочий государственных органов в сфере управления электроэнергетикой, при условии, что параллельно будут формироваться необходимые новые негосударственные структуры, осуществляться финансовое обособление и соответсвующее законодательство и развиваться судебная власть, которая обеспечивала бы выполнение правил "справедливой торговли", реализацию антимонопольных законов, законов по защите потребителей, прав собственности.
Одной из основополагающих идей рыночной экономики является ограничение полномочий органов власти только общегосударственными (федеральные власти) или общерегиональными (местные власти) задачами. Поэтому в "идеале" деятельность органов гос. власти в управлении электроэнергетикой должна быть ограничена выполнением следующих функций:
- обеспечение стабильности электроснабжения;
- обеспечение безопасности и снижения вредного влияния на окр. среду объектов электроэнергетики.
все написано по вкпэрс ТЭК МУ ТЭК ИЕОВППКРО ЧАСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ ИЗ ФОРМ РЫН. ОТНОШ В ЭНЕР-КЕ
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УРОВНИ ТЕПЛОПОТРЕБЛЕНИЯ.
Теплопотребление по России в целом и отдельно по экономическим регионам на перспективу до 1995-2010 гг. существенно зависит от принимаемых стратегий развития экономики и темпов входа в рыночную систему.
Анализ полученных результатов по уровням теплопотребления отдельных городов и ПГТ показывает следующее:
- темпы роста теплопотребления в крупных городах (с населением более 100000 чел.) сильно зависят от принимаемых условий развития экономики и несмотря на в целом неуклонный рост уровней теплопотребления требуют очень внимательного рассмотрения в динамике и увязке с тепловыми нагрузками;
- весьма сложная ситуация складывается с малыми и средними городами, для которых период до 2000 года характеризуется неустойчивыми колебаниями, плохо поддающимися оценке.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕПЛОСНАБЖАЮЩИХ СИСТЕМ
Анализ оборудования ТЭЦ показывает:
- на начало 1992 г. в России в эксплуатации находилось оборудование суммарной мощностью более 1600 МВт, введенное до 1945 г., из которых в Сибири - около 200 МВт;
- в период 1946 по 1955 гг. было введено еще более 5000 МВт новых мощностей (в Сибири-1117 МВт);
- максимальные темпы ввода приходятся на период с 1961 по 1980 годы.
В период с 1996 по 2000 гг., согласно Генеральной схеме развития электроэнергетики, планировалось вывести из эксплуатации и демонтировать большинство из отмеченного выше оборудования. Однако при этом намечался и значительный ввод нового оборудования или замена турбин на ТЭЦ. К сожалению, начиная с 1989, 1990 гг., идет значительное отставание с вводом нового оборудование (турбин, энергетических и пиковых котлов). По ряду станций Минтопэнерго РФ оно составляет от 1.5 до 3-5 лет. Фактически это приводит к восстановлению и продлению эксплуатации физически изношенного оборудования. В результате необходимо будет сохранять в эксплуатации большинство теплофикационных турбин, введеных в 50-х годах. Поэтому следует быть готовым к росту аварийности на станциях, увеличению ремонтного периода и, соответственно, затрат на ремонтно-восстановительные работы.
В этих условиях важную роль играет правильная оценка на перспективу уровней развития теплофикации, так как теплофикация и централизованное теплоснабжение в период до 2000 и 2010 гг., повидимому, останутся наиболее технически подготовленными способами удовлетворения потребностей в тепловой энергии. Одновременно необходимо сбалансировать регионы по электроэнергии - с целью определения предельно минимальных предложении по развитию ТЭЦ в регионах европейской части России, Сибири и Дальнего Востока с учетом:
а)
уровней развития теплопотребления
экономических районов, увязанных
с направлениями и темпами
развития экономики; б) особенностей и
темпов развития электропотребления;
в) сроков ввода, модернизации, реконструкции
и демонтажа основного
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ РЕГИОНА.
1993-1997 гг. характерен снижением теплопотребления (с разной глубины падения спроса промышленности) и неясными темпами выхода из кризиса (особенно это проявляется при согласовании с территориальными органами). В этот период достаточно трудно ориентироваться на конкретные величины теплопотребления, поэтому представляется вполне допустимым и оправданным на состояние обеспеченности (или покрытия тепловых нагрузок) мощностями от существующих систем теплоснабжения в период 1990/92 гг. Это связанно с тем, что несмотря на падение спроса на тепловую энергию в промышленности нельзя однозначно ожидать и снижения тепловых нагрузок, так как выход из кризиса может совпадать по времени с наиболее неблагоприятными климатическими факторами. Так, в этот период надо обязательно учитывать существующий дефицит тепловых мощностей в конкретной системе теплоснабжения и ориентировать развитие такой системы на ликвидацию дефицита (в разумных пределах). Таким образом до 1995 г. следует поддержать ввод мощностей на ТЭЦ, даже если они некоторое время оказываются недостаточно загруженными по тепловым или электрическим нагрузкам. Это создает реальные возможности для вывода из работы физически отработавшего и о морально устаревшего оборудования, обеспечит надежность теплоснабжения в условиях нестабильного прогноза и создает базу для дальнейшего решения проблем теплоснабжения при ожидаемом после 1995 г. росте спроса теплоснабжения и резкого объема тепловых нагрузок. Однако при этом надо исходить из существующей экономической и политической ситуаций, которые к сожалению, способствуют необходимости планирования задержки теплофикационных блоков на ТЭЦ на 2-3 года.
Информация о работе География тепловой электроэнергетике России