Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа
Введение
В данной работе рассматриваются современные системы электроэнергетики ее цели и задачи. Об актуальности этой темы свидетельствует следующее:
Электроэнергетика - одна из наиболее фондоемких отраслей промышленности, выполняющая системообразующую роль в народном хозяйстве любой промышленно-развитой страны. Основная особенность электроэнергетики - это непрерывность и практическое совпадение во времени процессов производства, распределения и потребления электроэнергии. Отсюда возникают главные технические и организационные проблемы отрасли, поскольку в ней полностью отсутствует прямая возможность складировать готовую продукцию энергетического потока, в то время как режим работы региональных энергосистем и единой энергосистемы страны, должны быть направлены на покрытие переменной части суточных, недельных, сезонных и годовых графиков электрических нагрузок.
В этой связи при планировании электроэнергетического хозяйства нельзя ориентироваться только на показатели средней мощности электроснабжения. Здесь обязательно учитывается вероятность возникновения крайне неравномерного режима электропотребления, что в корне отличает электроэнергетические предприятия от подавляющего большинства других производственно-коммерческих структур, где основной задачей обычно является нацеленность на ритмичный режим работы, а не на оперативное, с высочайшей надежностью выполнение электроэнергетических заказов потребителей. Иначе и быть не может, ибо даже при кратковременном нарушении работы энергосистемы или ее перегрузке потребители рискуют недополучить электроэнергию, а то и вовсе оказаться отключенными от энергосистемы с вытекающими отсюда последствиями. Чтобы до предела снизить вероятность появления такой ситуации необходимо постоянно сохранять баланс между генерированием и потреблением электроэнергии. Обеспечить данный баланс при переменной электрической нагрузке и аварийных ситуациях можно двумя путями: созданием определенных резервных мощностей региональных энергосистем и созданием мощных межсистемных электрических сетей для перетока электроэнергии в случае необходимости из одной региональной энергосистемой в другую.
Во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой государство в значительной степени влияет на функционирование и развитие энергетики. Несмотря на то, что рыночные механизмы, по мнению безусловного большинства экспертов в области электроэнергетики, являются основополагающим фактором для определения объемов производства и потребления топливно-энергетических ресурсов, экспортно-импортных операций с ними и, наконец, формирования структуры энергобаланса, стратегическая важность энергетики для обеспечения нормальной жизнедеятельности экономики и ее потенциальная опасность для окружающей среды составляют главные причины вмешательства государства в дела энергетического сектора. Особенно это относится к электроэнергетике, которая является частью единого энергетического комплекса страны, охватывающего добычу и транспорт энергетических ресурсов, их непосредственное использование энергопреобразующими установками, а также транспорт, распределение вторичной энергии (электроэнергии и тепла) и ее применение у потребителей. Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы.
Таким образом, в частности, в течение трех лет с момента окончания переходного периода будет гарантирована возможность обеспечения поставок электроэнергии населению не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной Правительством, и регулируемой сбытовой надбавки. В результате цена на электроэнергию для населения не будет зависеть от возможных колебаний цены на оптовом рынке.
2.2. Целевая структура отрасли электроэнергетики и конкурентные рынки электроэнергии на 2011 г.
Реформа электроэнергетики, которая ведется с 2006 года, предусматривает, что к 2014 году в сфере купли-продажи электрической энергии должны установиться рыночные отношения, стоимость электроэнергии будут полностью определять спрос и предложение, а государство перестанет регулировать цены.
Сейчас существует регулируемая цена на электроэнергию, прежде всего для населения, и нерегулируемая - для прочих потребителей.
С 1 января 2011 года все потребители, за исключением населения и приравненных к этой группе потребителей, должны перейти на нерегулируемые тарифы.
Отношения по купле-продаже электрической энергии на оптовых и розничных рынках определяются правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ в 2006 году, в переходный период реформирования электроэнергетики.
Федеральным законом 35-ФЗ «Об электроэнергетике» введено понятие «гарантирующий поставщик» электрической энергии. Это коммерческие организации, обязанные заключить договор энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с каждым обратившимся к ней потребителем зоны деятельности гарантирующего поставщика. На территории Ленинградской области работает три такие компании: РКС-энерго, Петербургская сбытовая компания и Русэнергосбыт, которая, в основном, обслуживает потребителей железной дороги.
Существует ряд критериев, установленных правилами функционирования розничных рынков, которые утверждены постановлением Правительства РФ. Согласно им компания признается гарантирующим поставщиком, утверждается зона ее деятельности. Правилами определен порядок расчетов стоимости и поставки электроэнергии гарантирующими поставщиками.
В процессе либерализации рынка электроэнергии каждые полгода происходит увеличение доли приобретения электроэнергии на оптовом рынке по нерегулируемым ценам. Планируется, что с 1 января 2011 года все потребители, кроме населения, перейдут на нерегулируемые тарифы. Население планируется перевести на расчёты по свободным ценам с 1 января 2014 года.
Регулируемый тариф, как видно уже из названия, предполагает установление его государством в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ). ФСТ утверждает предельные индексы роста стоимости электроэнергии в каждом регионе, а также максимально и минимально возможные уровни тарифов для населения.
После того, как определены предельные тарифы для региона, нашим областным комитетом по тарифам и ценовой политике на их основе рассчитываются остальные тарифы – делается разбивка по группам потребителей, по числу часов использования, по уровням напряжения. Для каждой сбытовой компании - гарантирующего поставщика утверждаются тарифы на электроэнергию. Так формируется регулируемая часть.
Нерегулируемая часть или стоимость электрической энергии, приобретаемой сбытовыми компаниями на оптовом рынке, формируется администратором торговой системы и ежедневно размещается на сайте НП «АТС». К этой базовой цене прибавляется стоимость услуг по передаче электроэнергии и сбытовая надбавка.
Основное в этой цене - стоимость покупки электроэнергии на оптовом рынке. Нерегулируемая цена может быть не только выше регулируемой, но и ниже. Анализ данных за целый год показывает, что свободная цена все же выше, чем регулируемая. В то же время резких скачков стоимости пока не наблюдается.
По прогнозам Федеральной службы по тарифам, в 2011-м году уровень нерегулируемой цены не должен существенно измениться по сравнению с нынешним годом. Предполагается, что уровень свободных цен увеличится на индекс потребительских цен, то есть в пределах инфляции. Точнее прогнозы можно будет сделать в конце года, когда будет аналитика за 9 месяцев.
Стоимость электроэнергии по регулируемой цене тоже ежегодно повышается, практически на тот же коэффициент инфляции. Стоимость электроэнергии зависит от трех составляющих - производства, передачи и продажи.
На производство (генерацию) сильно влияет стоимость топлива. В основном, это газ, стоимость которого ежегодно повышается в пределах 15 - 25%. При выработке электрической энергии топливо составляет около 70% общих затрат, поэтому увеличение этой составляющей дает существенный прирост.
Сетевая составляющая делится на передачу по сетям ЕЭС России (единой энергетической системы) и по сетям региональных компаний. Транспортировку по сетям ЕЭС осуществляет Федеральная сетевая компания (ОАО «ФСК ЕЭС»), государственная структура, тариф на услуги которой утверждается Федеральной службой по тарифам. Стоимость услуг по передаче через региональные сети определяется ЛенРТК. Наиболее крупные сетевые компании, действующие на территории Ленинградской области – ОАО «Ленэнерго» и ОАО «ЛОЭСК».
С 2010 года ФСК ЕЭС перешла на долгосрочный, трехлетний тариф, рассчитываемый по методу регулирования на основе экономически обоснованной доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование). Основной принцип RAB-регулирования заключается в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить как минимум отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития предприятия, а также соответствовать уровню риска инвестирования в него. Это позволяет привлекать дополнительные инвестиции под конкретные проценты, которые зафиксированы при тарифном регулировании.
В затратах региональных сетевых компаний «федеральные факторы» составляют около 70% стоимости услуги, и являются определяющими при формировании тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
Инвестиции по всем сетевым компаниям в 2010 году установлены на нулевом уровне, поэтому есть лишь два источника на обновление сетевого хозяйства - амортизация и плата за технологическое присоединение новых потребителей.
Далее идет сбытовая деятельность. Себестоимость услуг сбытовой компании по купле-продаже энергии регулируется путем установления сбытовой надбавки. Каждый продаваемый киловатт-час содержит сбытовую надбавку, которая утверждается только для гарантирующих поставщиков. Для каждого гарантирующего поставщика она различна, и варьируется от 4 до 9 копеек за кВт.ч.
Для населения киловатт-час в 2010 году максимально стоит 2 рубля 35 коп. (включая НДС). В целом по Ленинградской области средняя стоимость кВт.ч. для всех потребителей, включая население – 1 руб.80 коп. Стоимость электроэнергии в Ленинградской области одна из самых низких в Северо-Западном федеральном округе.
Для крупных потребителей тариф варьируется в зависимости от уровня напряжения, а также по числу часов использования мощности.
По итогам 2009 года регулируемый тариф составлял 1 руб. 80 коп. за кВт.ч., а нерегулируемая цена около – 2 руб.10 коп. Разница определилась в диапазоне 30 коп.
Анализ потребления электроэнергии крупными предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности, сельхозпроизводителями показывает, что доля электроэнергии в себестоимости их продукции колеблется от 7 до 10%. В металлургии, на Волховском алюминиевом заводе, к примеру, доля затрат на электроэнергию доходит до 30%. В промышленности актуальна проблема уменьшения потребления электроэнергии, т.е. экономии.
Промышленность – основной потребитель электроэнергии в России -
продолжит расти в 2011 году. Вместе с тем, в 2011 году ожидается
довольно ощутимое снижение темпов роста промпроизводства – до 3,5-
3,8% по сравнению со скачком на 8,3% в прошлом году, во многом
обусловленным активным восстановлением производства предприятиями,
занятыми в сфере добычи полезных ископаемых, и обрабатывающими
производствами.
Инфляция, по прогнозу Центробанка РФ, составит в 2011 году 6-7%, однако инфляция издержек энергетиков будет существенно большей ввиду
опережающего роста цен на газ, которые в очередной раз вырастут на 15%,
поэтому в целом для генерации инфляция издержек составит около 10-
11%, что, соответственно, найдет отражение и в ценах оптового рынка.
Преодоление в 2010 году докризисного уровня энергопотребления (1023
млрд кВтч в 2008 году), заложит не только основу для роста выручки
энергокомпаний, но также в очередной раз акцентирует ключевые
проблемы отрасли, которые была призвана решить реформа РАО ЕЭС
России: угрозу дефицита электроэнергии, низкую энергоэффективность,
износ.
Исходя из эластичности функций спроса и производства электроэнергии по отношению к правительственным прогнозам темпов роста ВВП и
промпроизводства ожидается, что прирост электропотребления в 2011 году
должен замедлиться. После скачка на 4,6% в 2010 году, вызванного
оживлением экономики, а также климатическими аномалиями, прогнозы по
темпам роста энергопотребления в целом по России1 варьируются в
пределах 0,4-2%. Учитывая текущие макроэкономические тенденции, более
вероятен прирост на уровне 1%. Таким образом, потребление
электроэнергии в 2011 году может вырасти до 1026 млрд кВтч, а выработка
электроэнергии составит около 1042 млрд кВтч. Довольно заметное
снижение темпов роста энергопотребления можно объяснить, как
ожиданиями нормализации климатических условий, так и стабилизацией
спроса на электроэнергию со стороны отраслей промышленности, активно
наращивавших производство в течение 2010 года и отвечающих более чем
за половину потребления электроэнергии в стране.
В структуре производства электроэнергии основной прирост ожидается по гидрогенерации – на уровне 9,5%2, что обусловлено увеличением
установленной мощности ГЭС (в частности, вводами первых агрегатов
Саяно-Шушенской ГЭС, запуском Богучанской ГЭС), а также и
экономическими предпосылками: снижением производства электроэнергии
ТЭС (ожидается рост выработки на 2,3%), которые в основной массе будут
тяготеть к работе в теплофикационном режиме, избегая дополнительных
нагрузок. В данном контексте 2011 год закладывает неплохой фундамент
для роста выручки гидрогенерации - РусГидро, Иркутскэнерго.
Анализ показал, что зачастую с наращиванием объемов производства растут и затраты электроэнергии на единицу продукции. Мы еще только учимся снижать затраты на электроэнергию, от которой зависит себестоимость и конкурентоспособность продукции.
2.3. Оценка проводимой реформы электроэнергетики
Как было отмечено выше, в результате проводимой реформы будут созданы самостоятельные компании, отдельно по производству электроэнергии и ее передаче: оптовые генерирующие компании, федеральная и региональные сетевые компании, федеральный системный оператор, а также региональные (территориальные) генерирующие компании, куда войдут региональные ТЭЦ и мелкие станции.
Снижение цен на рынке электроэнергии. Авторы реформы считают, что крупные электростанции, объединенные по группам в семь оптовых генерирующих компаний, станут конкурировать между собой, и тогда возникнет рынок электроэнергии со свободным ценообразованием, и цены начнут снижаться. Между тем, исследователи полагают, что на самом деле конкуренция не возникнет в принципе, а цены на электроэнергию в результате реформ повысятся, в том числе благодаря сговору продавцов. Так, например, даже при нынешнем государственном регулировании тарифов и монопольной продаже электроэнергии на местах прирост индекса цен на нее по официальным данным Росстата за 2000-2005 г. в 1,2 раза опередил прирост индекса цен на промышленную продукцию, в 1,4 раза – на продукцию обрабатывающих производств [8]. Таким образом, можно предположить, что на свободном рынке, кроме низкого платежеспособного спроса, никаких барьеров для роста цен не окажется.
Конкуренция на рынке электроэнергии. Как уже отмечалось, оптовые генерирующие компании организованы по экстерриториальному принципу, то есть электростанции из одной и той же ОГК находятся в разных точках страны – это наглядно видно на «Карте расположения станций ОГК» [6]. Подобная конструкция родилась не только ради удовлетворения критериев по выравниванию стартовых условий хозяйствования компаний, но и для формального выполнения условий антимонопольного законодательства, которое ограничивает доминирование субъекта на рынке сектором не более 35% всего оборота данной продукции. Разместив, таким образом, в каждом регионе станции нескольких компаний, авторы реформы полагают возможным перейти к свободным рыночным отношениям с потребителями. Напомним, что по существующим магистральным линиям электропередачи на расстояние свыше 800-1000 км без значительных потерь можно передавать не более 3-4% всей электрической мощности ЕЭС. В связи с этим объединять в рамках одной ОГК станции, разнесенные друг от друга на расстояния в несколько тысяч километров бессмысленно с точки зрения ведения общего хозяйства компании. Рынок как отношения, основанные на конкуренции продавцов, требует для ее возникновения примерно до 30-40% избыточных объемов предложений продукции. Однако содержание избыточных производственных мощностей связано с немалыми затратами, покрываться которые будут в основном за счет их владельца, а не покупателя, так как для сбыта избыточного товара придется снижать его цену. Поэтому в сфере крупного товарного производства конкуренция либо неизбежно завершается чьим-то поражением и устанавливается монополия победителя, либо продавцы-конкуренты договариваются о единых ценах. В случае поражения конкурента его предприятие либо присоединяется к победителю, либо исчезает. И, как правило, новый конкурент на этом месте не возникает. Во-первых, делать это зачастую не позволяют сами результаты «натурного моделирования», итогом которых становится захват рынка победителем. Во-вторых, современное крупное товарное производство - бизнес весьма рискованный, он требует громадных капитальных затрат, окупающихся за весьма длительный срок, а следовательно, концентрации капитала. Поэтому конкуренция в этой сфере наблюдается в основном между транснациональными корпорациями, а монополизация соответствующих сегментов внутренних рынков становится объективно неизбежной. Наглядным примером являются естественные монополии. Для того, чтобы они при отсутствии конкурентов удовлетворяли требованиям потребителей, воздействие отсутствующих конкурентов имитируется государственным регулированием цен на их продукцию и услуги. Возвращаясь к проблематике конкуренции на рынке электроэнергии, исследователи отмечают, «что в нее на ФОРЭМе можно было бы вовлечь всего лишь примерно 20% всех электрических мощностей. Да и то летом, и если бы не ограничения по дальности их передачи. Какой же это рынок? А по мере роста промышленного производства и этот резерв исчезнет, что скажется на надежности электроснабжения. Поэтому в результате «реформы» на местах вместо прежних, как-то похожих на естественных, возникнут уже никому не подконтрольные монополисты. Столь закономерно завершались все попытки и в других странах, включая Англию, сделать производство электроэнергии свободным, рыночным» [4] .