Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:21, лекция
Выделение экономики здравоохранения в область самостоятельных научных знаний состоялось лишь во второй половине XX века. Здравоохранение стало рассматриваться как выгодная, экономически целесообразная область приложения инвестиционных средств. И на уровне отдельных предприятий, и на уровне национальной экономики постепенно было осознано, что инвестиции в человека, активизация человеческого фактора и всевозможные программы, связанные с охраной и укреплением здоровья населения, являются в итоге выгодным делом.
Третья группа проблем выражается вопросом «Кто оплатит оказываемые вами услуги?».
Три основные группы инвесторов вкладывают свои средства в обеспечение функционирования и развития здравоохранения. К ним относятся сами пациенты, государство и страховые организации. Этим трем группам инвестиционных источников соответствуют и три наиболее распространённые системы финансирования здравоохранения — частное, бюджетное и страховое. С внедрением системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации приоритетно формируется механизм смешанного бюджетно-страхового финансирования здравоохранения.
Четвертая группа проблем связана с выяснением того, каким может быть ожидаемый результат профессиональной и одновременно экономической деятельности.
Применительно к здравоохранению определяются три типа эффективности как соотношение затрат и полученных результатов. И если к подсчету затрат может быть применена какая-либо одна математическая методика, то результаты в силу своей специфичности могут быть не только различными, но и не всегда поддающимися количественно точному определению. Речь идет о медицинской, экономической и социальной эффективности здравоохранения. К примеру, затраты на предоставление услуг неизлечимому больном с медицинской точки зрения совершенно неэффективны. Болезнь лечить не удается, зло в данном случае (по определению Гиппократа) превосходит средства медицины. Экономической эффективности мы здесь также не можем обнаружить, так как пациент уже не только не вернется в число полноценных работников, не будет участвовать в создании прибыли, производстве национального дохода и т.д., но и во многих случаях просто не сможет оплатить свое лечение. Но с точки зрения социальной эффективности, эти, казалось бы, бесперспективные затраты приобретают совершенно особое значение и имеют вполне определенный результат, воплощенный в человеколюбивой нравственной атмосфере, господствующей в данном обществе. Поэтому социальная эффективность в плане ожидаемых результатов должна быть поставлена на первое место, медицинская — на второе, а экономическая, соответственно, — на последнее, третье место. Именно такое расположение приоритетов при их практическом сочетании в целом характерно для любого этапа развития медицины на макроэкономическом уровне.
Сложное дело обстоит с этими же приоритетами на микроэкономическом уровне. Если медицинское учреждение или частнопрактикующий врач на первое место ставит экономическую эффективность, то их функционирование как хозяйствующих субъектов происходит по обычной модели любого коммерческого предприятия. Если же приоритетными становятся медицинская и социальная эффективность, то экономический агент неизбежно возвращается в третью группу проблем: кто за все это будет платить?
Четвертая группа проблем связана с определением полученного (фактического) результата вашей услугопроизводящей деятельности. Известно, что от желаемого до действительного расстояние иногда бывает очень большим. Это тем более характерно для здравоохранения, медицины, где достижение поставленной цели может натолкнуться на значительное число самых неожиданных препятствий. Однако, несмотря на всю неопределенность и непредсказуемость здравоохранения, подсчитать фактические результаты все же представляется возможным. Для этого экономика здравоохранения занимается разработкой экономической нормативной базы отрасли.
Пятая и последняя из рассматриваемых здесь групп проблем может быть сформулирована следующим образом: «Как достичь экономического успеха?» В рамках этого комплекса проблем экономика здравоохранения исследует такие вопросы, как спрос, предложение и ценообразование в области медицинских услуг, медицинский маркетинг, реклама, экономическая эмблематика (товарные знаки, фирменные наименования, символы и т.п.), психология потребителя и целый ряд других чрезвычайно важных вопросов.
В любом случае современная экономика здравоохранения рассматривает медицинскую организацию как:
во-первых, специфический хозяйствующий субъект, наделенный всеми основными экономическими правами и обязанностями;
во-вторых, как самостоятельного участника рыночных отношений, взятых во всей их сложности и противоречивости и одновременно с учетом всей специфики здравоохранения.
РЕФОРМЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В настоящее время отечественное здравоохранение строится на следующих основных принципах:
• доступность медико-социальной помощи;
• ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение граждан в области охраны здоровья;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; (20)
В соответствии с законодательством в РФ действуют 3 системы здравоохранения: муниципальная, государственная и частная.
К муниципальной системе здравоохранения относятся находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, научно-исследовательские, аптечные, образовательные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и муниципальные органы управления здравоохранением.
К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерства здравоохранения республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей в составе РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящаяся в образовательные, судебно государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические, научно-исследовательские учреждения и некоторые федеральные учреждения.
К частной системе здравоохранениям относятся частные медицинские организации и лица, осуществляющие частную медицинскую деятельность, но без образования юридического лица, то есть субъекты здравоохранения, осуществляющие частную медицинскую деятельность.
Это коммерческие и некоммерческие организации, имущество которых находится в частной и иных, кроме государственной и муниципальной, формах собственности (или использующих любую собственность на основе договора аренды), в уставах которых указано, что медицинская деятельность является для них основной. Предпринимательская деятельность по оказанию медицинской помощи, осуществляемая лицами, имеющими медицинское образование (без образования юридического лица), рассматривается как частная медицинская практика.
В последнее время
частная система приобретает
все большую актуальность и становится
более популярной, потому что только
она может предоставить гражданам
самые последние виды лечения, современные
виды обследования и диагностики, а так
же уровень сервиса и комфорта
Управление здравоохранением осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. К функциям высших органов законодательной власти относится:
· принятие законов,
· определение основного направления государственной политики,
· утверждение бюджета государства с определением доли расходов на здравоохранение,
· утверждение федеральных
программ по вопросам охраны здоровья
населения.
К основным задачам Министерства здравоохранения и социального развития РФ относятся:
• обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
• организация оказания медицинской помощи населению;
• охрана здоровья матери, отца и ребенка;
• профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
• разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
• обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
• санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
Во главе министерства здравоохранения и социального развития РФ стоит министр, назначаемый на должность президентом России по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство РФ задач. Министр здравоохранения имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, которые курируют наиболее значимые отрасли здравоохранения. Приказы, указания, постановления и инструкции МЗ РФ по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы собственности.
Имеются департаменты
МЗ РФ, возглавляет его директор, являющийся
главным санитарным врачом и первым заместителем
министра здравоохранения. В составе департамента
выделены должности главных специалистов
министерства - главного хирурга, главного
акушера-гинеколога и т. д. Главным специалистом
назначается высококвалифицированный
врач, владеющий знаниями, как по соответствующей,
так и по смежным специальностям и имеющий
опыт организационно-методической работы.
Основной задачей главного специалиста
является определение стратегии развития
службы и тактических решений по ее реализации,
направленных на совершенствование медицинской
помощи населению.
В каждом федеральном округе назначен представитель министерства здравоохранения с целью совершенствования координации деятельности органов и учреждений здравоохранения по обеспечению граждан медицинской и лекарственной помощью и реализации единой государственной политики в области охраны здоровья населения на всей территории РФ.
Для научного анализа проблем здравоохранения в МЗ РФ образуется Ученый совет, возглавляемый министром. В него могут входить высококвалифицированные специалисты и ведущие ученые.
Так же имеется коллегия министерства здравоохранения, в состав которой входит министр (председатель коллегии), его заместители (по должности), руководители ведущих управлений и отделов, ряд руководящих работников и специалистов органов исполнительной власти субъектов РФ, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, общественных объединений. Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, касающиеся развития здравоохранения и деятельности министерства здравоохранения, учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения, подбора и расстановки кадров, подготовки проектов важнейших приказов, инструкций и указаний, проверки их исполнения, заслушивает доклады руководителей структурных подразделений министерства, руководителей органов здравоохранения всех уровней, а также руководителей учреждений, предприятий и других организаций здравоохранения. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.
В соответствии с законодательством все граждане Российской Федерации обладают правом на охрану здоровья. В нашей стране основные функции по охране здоровья населения выполняет система здравоохранения.
Сегодня российские власти предпринимают попытку реформировать самую важную сферу жизнедеятельности — здравоохранение.
Цена реформы —
выживание нации. Неудача грозит
демографической катастрофой
По некоторым данным, превышение смертности над рождаемостью в последние годы колеблется в нашей стране от 0,8 миллиона человек в год до одного миллиона. Причина этого — снижение рождаемости. По данным Росстата, с 1989 по 2002 год коэффициент рождаемости сократился с 2 до 1,2 младенца на одну российскую женщину. По расчетам демографов, при нынешних темпах депопуляции население России уменьшится вдвое за 70 лет.
С 2004 года по 2011 программа реформирования здравоохранения состоит из 3 частей: