Экономика Норвегии: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.
Норвежская экономика - процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок и государственное регулирование. Правительство контролирует ключевые области в экономике: топливный сектор [через крупные государственные предприятия], сельское и рыбное хозяйства. Как страна, тесно связанная с морем и зависящая от международной торговли, Норвегия, - в основном экспортер сырья и полуобработанных товаров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4
1. Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
2. Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
3. Промышленность. Природные ресурсы:
1. Морские ресурсы……………………………………………………………………7
2. Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
3. Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12
1. НАТО……………………………………………………………………………………..12
2. Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
3. ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
4. ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17
Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19
1. Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
2. Сотрудничество по развитию:
1. Приоритетные направления…………………………………………………………….21
2. Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………........26
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

норвегия.docx

— 58.53 Кб (Скачать)

Ожидается, что северные регионы будут важными для Норвегии и в будущем, в том числе и в свете международного развития. Активным участием мы обеспечим развитие, характеризующееся межграничным сотрудничеством. Создаётся основа для развития хозяйственной жизни на благо как северян, так и остальных жителей Норвегии.  
 

  1. Сотрудничество  по развитию:
    1. Приоритетные направления

 

    Приоритеты  Норвегии в сотрудничестве с развивающимися странами согласуются с Целями развития на тысячелетие, помощь в достижении которых является нашей стратегической задачей. Именно она определяет направления нашей помощи на двусторонней основе, а также помощи на многосторонней основе, оказываемой через международные организации и программы.     

Норвегия  сыграла ведущую роль в формировании гендерной перспективы в международном  сотрудничестве с развивающимися странами. Норвегия придает большое значение борьбе за права женщин и поддержанию мер, направленных на улучшение положения женщин в мире.     

Международное сообщество должно нести ответственность  за защиту наиболее слабых групп населения, находящихся в тяжелом положении. Среди денежных средств, которые Норвегия ассигнует на помощь развивающимся странам, отдельную статью расхода составляют гуманитарная помощь и миротворческие усилия. В этой области правительство тесно сотрудничает с норвежскими неправительственными организациями и ООН.    

Центральное место в норвежской стратегии  развития занимает здоровье. Профилактика и лечение различных заболеваний  способствуют улучшению уровня жизни  и росту производительности труда  и таким образом являются важным фактором сокращения бедности. В настоящее время наблюдается всплеск таких инфекционных болезней как туберкулез и малярия, ряда детских болезней. Норвегия оказывает существенную помощь в области здравоохранения как напрямую отдельным странам, так и через участие в таких международных организациях и программах, как ВОЗ, Глобальный альянс по проблемам вакцинации и иммунизации (GAVI) и Глобальная борьба со СПИД/ВИЧ, туберкулезом и малярией (GFATM). Не менее 10 % помощи, которую Норвегия выделяет развивающимся странам, идет на развитие здравоохранения.    

ВИЧ/СПИД является одним из самых опасных  препятствий на пути дальнейшего  развития человечества. Поэтому борьба с этой пандемией возглавляет  список первоочередных задач, на решение  которых направлена деятельность Норвегии в области мирового здравоохранения. И здесь мы работаем как напрямую в странах-партнерах, так и оказывая всестороннюю поддержку таким международным организациям и фондам как UNAIDS и  GFATM. Созданный по инициативе министра международного развития Форум СПИД (Aidsforum) много делает для распространения знаний и усиления сознательности в этой области.    

Для развития благосостояния, обеспечения  занятости населения и достижения экономического роста необходимо развитие торговли и промышленности. Поэтому помощь развивающимся странам в этих направлениях является важным звеном в борьбе против бедности. Наши усилия в этой области направлены на увеличение импорта товаров из самых бедных развивающихся стран и увеличение инвестиций.    

Демократические институты, прозрачность государственного сектора, эффективные и независимые  контролирующие институты, подобающим образом действующие судьи  и свободная и независимая пресса - все это характеристики хорошего управления. Улучшение системы управления является необходимым условием для сокращения бедности,  и усилия в этом направлении, включая борьбу с коррупцией, - одна из составляющих сотрудничества Норвегии с развивающимися странами. 

    1. Сотрудничество  Норвегии в развивающихся  областях

 

    В 2002 Норвегия отмечала пятидесятилетие сотрудничества в области развития. В течение  этих 50-ти лет Норвегия была лидером  в сфере международного сотрудничества в области развития. Сегодня Норвегия является основным действующим лицом  не только из-за значительной финансовой помощи, которую она оказывает  развивающимся странам и международным  гуманитарным организациям, но и из-за активной роли в международной дискуссии  на эту тему.    

Принципы  сотрудничества Норвегии в области  развития основаны на борьбе с бедностью. Особое внимание уделяется самым бедным странам и наиболее уязвимым группам населения. Это делается в соответствии с задачами, поставленными в программе «Цели Развития Тысячелетия» (ЦРТ), основной и наиболее важной из которых является сокращение в 2 раза количества людей, живущих за чертой абсолютной бедности к 2015 г.    

Многостороннее  сотрудничество необходимо для небольшой  страны. Норвегия всегда была и остается сторонником системы ООН и  одной из основных стран, которые  финансируют Всемирный Банк. Норвегия также поддерживает работу Программы Развития Организации Объединенных Наций, которая несет ответственность за контроль над выполнением задач, поставленных в программе «Цели Развития Тысячелетия».      

  Многие действия Норвегии в  области развития направлены  на поддержание мира. Постоянный  рост уровня жизни, здоровья и обеспечения прав людей – одни из наиболее важных составляющих работы, направленной на подержание мира. Это означает, что сотрудничество в области развития является неотъемлемой частью внешней политики Норвегии. Вклад Норвегии по поддержанию мира на Ближнем Востоке, на Шри-Ланке, в Судане и Гватемале, как правило, сопровождались программами точечной помощи в области развития.     

  Норвегия основывает свою политику  помощи в области развития  на интересах страны-партнера. Помощь  Норвегии направлена на достижение целей, поставленных в программе ЦРТ, и на выполнение собственных планов стран-партенров по борьбе с бедностью. Норвегия требует, чтобы каждая страна брала на себя всю ответственность за использование получаемой от нее финансовой помощи. Ответственность получателя помощи – основной принцип норвежской политики в области развития. Норвегия призывает к тесному сотрудничеству между странами-получателями и администрацией норвежской системы развития.    

Норвегия  является одной из многих стран, которые способствуют поддержке развивающихся стран. Странам-получателям, обладающим ограниченными административными ресурсами, сложно работать с таким большим количеством участников, у каждого из которых есть свои цели и методы работы. Именно поэтому важно, чтобы страны, оказывающие экономическую помощь, не вынуждали и без того слабые административные системы стран-партнеров справляться с низким уровнем координации, а также с решением проблем, связанных со строгой отчетностью. Координация между странами, оказывающими экономическую поддержу, где связующим звеном является страна-получатель, остается одним из основных принципов норвежской политики развития, где главное – эффективное использование ограниченных ресурсов.      

Независимость помощи – важный шаг в сторону упрощения процесса получения международной помощи и увеличения её эффективности. Большая часть норвежской помощи уже является независимой. Это означает, что норвежская поддержка не связана с обязательными закупками норвежских товаров. В этом случае, когда проект выставляется на международный тендер, получателю, независимо от того, является ли он международной организацией или отдельной страной, гарантирован продукт, наиболее подходящий его требованиям.     

Все страны, оказывающие экономическую  поддержку, полностью согласны в том, что необходимо увеличить финансирование наиболее бедных стран с целью достижения результатов программы «Цели Развития Тысячелетия» (ЦРТ). Установлено, что для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо значительно увеличить объем официальной помощи, которая в 2006 г. достигла 106,5 млрд. долларов. Цифры эти рекордные, но необходимо заметить, что большая часть этих средств пошла на списание задолженности, в том числе таким странам, как Нигерия и Ирак. Многие страны, оказывающие материальную помощь, в их числе ЕС и США, заявили об увеличении статей бюджета, распространяющихся на развитие. Целью норвежского правительства является увеличение объема официальной помощи развивающимся странам до 1% от валового национального продукта.    

Однако  сотрудничество в области развития – это нечто большее, чем доллары  и кроны. Благоприятные условия  для торговли, списание задолженностей и увеличение инвестиций намного  лучше стимулируют развитие, нежели перевод денежных средств. Норвегия ввела беспошлинный и лишенный квот импорт всех товаров, за исключением оружия, из наименее развитых стран. Норвегия также стремится к политике активного списания долгов. Посредством работы Норвежского инвестиционного фонда для развивающихся стран (NORFUND) государство обеспечивает инвестиционный капитал, кредиты и гарантии для развития наиболее доходной и выгодной экономической деятельности в развивающихся странах.     

  Правительство считает важным, чтобы  политика Норвегии не препятствовала  сокращению бедности в развивающихся странах, и поэтому постоянно пересматривает свой курс с целью его адаптации в случае необходимости. По-английски это называется ”policy coherence” – координация политики, иными словами, во всех областях проводится одна политическая линия.    

Норвежская  политика в области развития проводится в рамках деятельности нескольких различных  частных и государственных учреждений и организаций. Директорат по оказанию помощи развивающимся странам (NORAD), естественно, играет основную роль, хотя «Норвежский корпус мира» (Fredskorpset) (добровольная организация помощи развивающимся странам), другие  добровольные организации, частный сектор, исследовательские и культурные институты и некоторые государственные органы тоже вносят значительный вклад.     

Цели  норвежской политики развития весьма амбициозны. Норвегия намеревается продолжить активное участие в борьбе за развитие и искоренение бедности. 

 

 

    Заключение    

Учитывая  всю вовлеченность Норвегии в  международные отношения со многими  странами нельзя и не отметить специфику Баренцева региона в Европе, а также тесную связь Норвегии с Россией в рамках этого региона.    

Баренцев  регион займет важное место в политике Европейского союза в отношении  России. Уже с 1 января 1994 года норвежская и финская границы с Россией  стали единственной границей между Россией и Европейским экономическим пространством, его внутренним рынком. В этом контексте страны Северной Европы, и особенно их самые северные регионы, займут важные позиции в качестве связующих звеньев между Востоком и Западом.    

Двухсторонние российско-норвежские отношения являются частью официального баренцева сотрудничества, поскольку оно охватывает многие другие страны и развивается на основе особых задач, зафиксированных в упомянутой выше киркенесской декларации. Это сотрудничество также содержит экономико-политические элементы. Главным является обеспечение перспективного и стабильного позитивного развития в данном регионе и имеются исторические возможности, открывающиеся благодаря реформам в России. 

Баренцев  регион имеет свою историю, и важной отправной точкой сотрудничества является то, что эта история у нас общая. Однако прежде всего у нас совместное будущее. Это будущее должно обеспечивать потребность людей в надежной жизни. Во времена "равновесия страха" и холодной войны люди на Востоке и на Западе были друг для друга чужими. Теперь мы работаем над нормализацией отношений и сбалансированным взаимовыгодным сотрудничеством.    

У норвежцев есть поговорка: "Через  сто лет все быльем порастет". Действительно, в контексте вечности большая часть наших дел будет казаться мелкой и незначительной. Но никто не сможет сказать, что мы не использовали открывшиеся возможности, что мы не пытались создать новое и лучшее бытие, когда наступила историческая оттепель.    

Таким образом напрашивается логический вывод рассмотренного геополитического положения Норвегии, который состоит в том, несмотря на некоторые особенности двух стран, оба правительства должны найти оптимальные варианты решения общих важных проблем, касающихся народов Норвегии и России. Таков поступательный закон истории. 

 

 

        

Список  литературы

  1. Бусыгин А.В. Побеждающее море: о голландцах и Голландии. - М: Мысль,1990.
  2. Драчева Е.Л., Либман А.М. Проблемы глобализациии и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику.//Менеджмент в России и за рубежом. 2004. 4;
  3. Райсберг Б.А. Курс экономики. Учебник. М.: Инфра-М, 2004;
  4. Соколов А.П. Европа на крутом повороте своей истории. М, 2005;
  5. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». Под. ред. к.э.н. доцента А.С. Булатова. М.: БЕК, 1997;
  6. Иващенко А.А. Товарная биржа. - М.: Международные отношения, 2001;
  7. Юданов Ю.И. Особенности развития экономики Нидерландов. Общественно-политический журнал «Современная Европа», Выпуск 4. Октябрь - Декабрь 2003 г;
  8. БИКИ 2007г. №6 стр. 2-5, 16;
  9. БИКИ 2006г. №124 стр. 4, 16;
  10. БИКИ 2006г. №86 стр. 6;
  11. Борисов С. На сырье из Голландии надежды мало // Экономика и жизнь. 1997. №47. С.30;
  12. Аристов Г. Оптовая торговля на Западе // Экономика и жизнь. 2003. №32. С.15;
  13. Ярмарки Европы // За рубежом - 2003.№30.С.10;
  14. Шатохина Г.А. Нидерланды в новое и новейшее время. М., 2002;
  15. Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991:
  16. Мировая экономика / Под ред.  В.К. Ломакина – М.: МГИМО МИД РФ,1995;
  17. Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO;
  18. http://www.rusnet.nw.ru
  19. http://www.paneuro.ru
  20. http://www.expert.ru
  21. http://epp.eurostat.ec.europa.eu
  22. http://ru.wikipedia.org/wiki/Норвегия
  23. http://iformatsiya.ru/tabl/

Информация о работе Экономика Норвегии: проблемы и перспективы