Экономика Норвегии: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы оценить и проанализировать основные аспекты экономической деятельности Норвегии, а также определить ее место как среди крупных экономически развитых стран мира, так и среди развивающихся стран Европы.
Норвежская экономика - процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок и государственное регулирование. Правительство контролирует ключевые области в экономике: топливный сектор [через крупные государственные предприятия], сельское и рыбное хозяйства. Как страна, тесно связанная с морем и зависящая от международной торговли, Норвегия, - в основном экспортер сырья и полуобработанных товаров.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Факторы, влияющие на развитие экономики Норвегии……....................................4
1. Геополитическая ситуация……………………………………………………………...4
2. Трудовые ресурсы. Рынок труда………………………………………………..............6
3. Промышленность. Природные ресурсы:
1. Морские ресурсы……………………………………………………………………7
2. Перерабатывающая промышленность……………………………………………..9
3. Нефть и газ…………………………………………..…...……………………….…10
Глава 2. Внешнеэкономическая деятельность Норвегии. Современный взгляд…………………………………………………………………………………………12
1. НАТО……………………………………………………………………………………..12
2. Норвегия и ООН…………………………………………………………………………13
3. ВТО. Роль Норвегии в международной торговле……………………………………...15
4. ОБСЕ……………………………………………………………………………………...17
Глава 3. Состояние экономики Норвегии на сегодняшний день………………………...19
1. Стратегия Норвегии в северных регионах…………………………………………………19
2. Сотрудничество по развитию:
1. Приоритетные направления…………………………………………………………….21
2. Сотрудничество Норвегии в развивающихся областях……………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………........26
Список литературы…………………………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

норвегия.docx

— 58.53 Кб (Скачать)

В Норвегии ведущим научно-исследовательским  учреждением в области рыболовства  является  Институт морских исследований. Норвежские морские исследователи  тесно сотрудничают с учёными  из других стран, главным образом  российскими.    

Регулирование рыбного промысла    

Для большинства популяций общий  допустимый улов (TAC) устанавливается  путём переговоров, осуществляемых в рамках международных соглашений. Поэтому национальные нормы главным  образом касаются того, каким образом  национальные квоты будут распределены географически, календарно и по типам рыболовной снасти, а также как они будут поделены между различными рыболовецкими объединениями.    

За  разработку регулирующих механизмов в  области рыболовства  в Норвегии совместно отвечают органы рыбной промышленности и руководство министерств и комитетов по вопросам рыболовства. Тем не менее, в разработке мер контроля над рыбным промыслом последнее слово остаётся за министром рыболовства.    

Законодательные рамки     

В Норвегии законодательство в области  рыболовства применятся как по отношению к промыслу на море, так и когда рыба выгружена на берег. На море береговая охрана несёт ответственность за инспектирование рыбопромысловых судов и их улова. Иностранные суда, которые ведут рыбный промысел в норвежских водах, также подвергаются инспекции. С 1 июля 2000 года все океанские суда должны быть оснащены спутниковой системой обнаружения судна, которая позволяет рыбопромысловому контролю постоянно отслеживать их действия. Норвегия подписала соглашения по вопросам спутниковой системы обнаружения судов с теми странами, которые ведут рыбный промысел в зонах, относящихся к норвежской рыбопромысловой юрисдикции.    

Министерство  рыболовства несёт ответственность  за осуществление контроля над количеством  выгруженной на берег рыбы, а также занимается вопросами рыболовной статистики. Дела, касающиеся значительного сокрытия части улова и прочих серьёзных нарушений правил, передаются на рассмотрение в суд. 

  1. Перерабатывающая  промышленность

Норвегия –  крупный производитель гидроэнергии. Около трети этой энергии идет на производство металлов, химической и нефтехимической продукции, бумаги и картона. Норвежская перерабатывающая промышленность занимает самую большую долю в экспорте. Почти исключительное использование гидроэнергии делает ее более экономичной и экологичной, чем в большинстве других стран. 

Металлы

Норвегия является крупным мировым поставщиком  таких металлов как алюминий, магний и ферросплавы, а также одним  из крупнейших мировых производителей и экспортеров первичного алюминия. Алюминиевые сплавы широко используются в строительстве, транспорте, в упаковке. Такие ферросплавы как ферросиликон, ферромарганец и феррохром, используются в производстве стали. Норвегия также производит силикон, цинк, никель и медь.

Химическая  продукция

Созданный компанией  НорскГидро первый крупномасштабный гидроэнергетический комплекс в Норвегии был сдан в эксплуатацию в 1907 г. Крупнейший энергетический комплекс в Европе того времени предназначался для снабжения электроэнергией  производства сельскохозяйственных удобрений. В настоящее время НорскГидро является ведущим европейским поставщиком азотнокислых и комплексных удобрений, мочевины и селитры. Будучи одним из крупнейших производителей нефти и газ в мире,  Норвегия также является источником винил-хлоридного мономера и поливинил-хлорида, которые используются в качестве сырья для производства синтетических красок. Такие технические товары как краски, клеи, моющие средства и продукты тонкой химии составляют еще один сектор норвежской химической промышленности.

Целлюлоза и бумага

Соединение богатых  лесных ресурсов и доступной гидроэнергии также обеспечило Норвегии ведущую  роль на мировом рынке целлюлозы  и бумаги. Примерно 90% целлюлозы и  бумаги, которые производятся в стране, идет на экспорт. Норвежские предприятия выпускают различные виды целлюлозы, включая коротковолокнистую и длинноволокнистую сульфатную целлюлозу, которая является важным компонентом газетной и журнальной бумаги.

Защита  окружающей среды

Загрязнение среды  предприятиями норвежской перерабатывающей промышленности привело к введению целого ряда «зеленых налогов», которые призваны обеспечивать выпуск экологически чистой продукции. За последние десять лет производство вредных веществ сократилось на 90%, а производство тепличного газа – примерно на 10%. 

  1. Нефть и газ

 

    Норвегия  является третьим в мире нетто-экспортёром газа и занимает шестое место в мире по экспорту нефти. Эта отрасль промышленности приносит одну треть государственных доходов (по данным на 2009 г.). В нефтегазовой промышленности и родственных с ней отраслях занято около 140 000 человек; она оказывает большое влияние на другие отрасли.    

Стоимость неиспользованных запасов углеводородного  сырья на норвежском континентальном  шельфе оценивается в государственном  бюджете на 2009 год в 5100 миллиардов норвежских крон по стоимости норвежской кроны в 2009 г. На настоящий момент добыто едва ли 40 процентов предполагаемых запасов углеводородных ресурсов Норвегии.    

На  норвежском континентальном шельфе ведется очень активная работа. В 2008 г. было добыто 242 миллиона стандартных кубометров в нефтяном эквиваленте, что соответствует годовому объёму электроэнергии, потребляемой более чем 100 миллионами норвежских домохозяйств.    

Добыча  нефти и газа ведется в Северном море, Норвежском и Баренцевом морях.    

Мировой лидер в области  знаний и технологий     

Почти за 40 лет добычи нефти и газа в  одних из самых сложных в мире по своим природным условиям морских  регионах, Норвегия накопила знания и  умения, которые позволяют добывать углеводородные ресурсы эффективным и безопасным способом. Развитие знаний в нефтяной и газовой отраслях является важным элементом политики Норвегии в нефте- и газодобывающей сфере. На начальном этапе развития отрасли знания и опыт перенимались у иностранных компаний, однако сегодня Норвегия имеет хорошо развитую и конкурентоспособную на мировом рынке нефтегазовую промышленность. Сказанное относится к нефтяным компаниям, сфере поставок и научно-исследовательским институтам.    

На  международной арене норвежские технологии имеют хорошее реноме, а крупные норвежские поставщики в области подводных технологий занимают лидирующее положение на глобальном рынке. В 2008 году оборот в сфере поставок в Норвегии составил 196 миллиардов норвежских крон, причём около половины оборота приходилось на международные рынки.    

Эта отрасль даёт сильный импульс  инновационному и технологическому развитию других отраслей норвежской промышленности.    

Хорошо  развитая индустрия  поставок    

Ряд предприятий специализируется на поставках  для нефтегазовой промышленности. Эта  сфера выросла в значительную, наукоёмкую и технологически высокоразвитую индустрию поставок. Другие предприятия поставляют специализированные услуги в области транспорта, сейсморазведки, инженерных решений, тестирования и аналитических услуг, безопасности и технического обслуживания.     

Окружающая  среда и северные регионы     

Норвегия  становится мировым лидером в области технологий и окружающей среды и считает своей важной задачей работу по добыче нефти и газа образом, не наносящим ущерба окружающей среде. Важным шагом в этом направлении является улавливание и захоронение СО2 (технология ССS).    

Проводя наступательную стратегию в северных регионах, органы власти стремятся  и дальше развивать межграничное сотрудничество и способствовать более  активному обмену знаниями между странами. Контролируемые и долгосрочные инвестиции в северные регионы дадут положительные результаты и на периферии.  
  
 

Глава 2. Внешнеэкономическая  деятельность Норвегии

  1. НАТО

 

    Норвегия  является членом НАТО с момента образования  альянса в Вашингтоне в 1949 г. Основная задача организации – гарантировать безопасность, свободу и независимость стран-участниц, а также способствовать развитию и укреплению их демократических ценностей и европейских институтов демократии.    

В апреле 2004 г. в НАТО вступили семь новых членов – Болгария, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия и Словения. Таким образом, на начало 2010 г. в организацию входят 26 стран. Второй раз в истории альянс расширился за счет государств, которые ранее входили в Организацию Варшавского договора. Ранее, в 1999 г., членами НАТО стали Польша, Чехия и Венгрия. Норвегия активно способствовала тому, чтобы новые страны были наилучшим образом подготовлены к вступлению в альянс.     

Последняя встреча на высшем уровне глав государств и правительств стран-участниц НАТО состоялась 28-29 ноября 2006 г. в Риге. На встрече на высшем уровне была подтверждена приверженность общим принципам развития альянса и озвучена необходимость укрепления усилий на этом направлении. Важнейшими темами, обсуждавшимися на встрече, стали ситуация в Афганистане, создание сил быстрого реагирования НАТО, а также присоединение Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории к программе «Партнерство во имя мира».    

Урегулирование  кризисных ситуаций.    

Начиная с середины 1990-х гг. альянс все  более активно участвует в урегулировании кризисных ситуаций. Миротворческие операции были проведены сначала на Балканах, а затем и за пределами европейского континента. В августе 2003 г. командование Международными силами по поддержанию мира в Афганистане (ISAF) перешло к НАТО. Это стало первой миссией Североатлантического альянса за пределами Европы и самой масштабной миротворческой операцией организации.    

Альянс  возглавляет миротворческую миссию KFOR в Косово,  до декабря 2004 г. возглавлял миротворческую операцию в Боснии и Герцеговине, которая впоследствии продолжается под руководством Евросоюза. Силы НАТО для поддержания стабильности и содействия региональному сотрудничеству задействованы также в других странах. Албания, Хорватия и Македония в настоящее время участвуют в программе по подготовке к вступлению в альянс (МАР), в то время как Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория присоединились в Риге к программе «Партнерство во имя мира». 

  1. Норвегия  и ООН

 

    Норвегия  является членом ООН с момента  образования этой международной организации в 1945 г. Ее первым Генеральным Секретарем был норвежец Трюгве Ли. ООН всегда была основной формой участия Норвегии в жизни мирового сообщества. Норвегия отдает предпочтение усилиям, направленным на укрепление ООН, на усиление ее роли как гаранта международного правопорядка и системы международной безопасности. В последние 15 лет эти усилия стали особенно важными.     

Норвегия  заинтересована в миропорядке под  эгидой ООН. Нам нужна ООН как  мировая арена, нормативный и  исполнительный орган. Все ее страны-участники должны быть услышаны, независимо от размера и расстановки сил на мировой арене. Чтобы ООН могла осуществлять свою миссию в полном объеме, ей необходимы доверие мирового сообщества, достаточные финансовые ресурсы и постоянный контроль за их использованием. Поэтому Норвегия поддерживает усилия по реорганизации ООН, которые предпринимаются в настоящее время.      

С 1990-х гг. Норвегия совместно с  другими северными странами участвует  в программе "Северный проект реформирования ООН", в рамках которой разрабатываются пути повышения эффективности ее деятельности в социальной и экономической сфере. Многие меры, разработанные участниками этого проекта, были включены в пакет реформ, предложенный Генеральным Секретарем ООН. Норвегия поддерживает эти реформы и неоднократно подчеркивала несоответствие между важностью и объемом задач, стоящих перед ООН, и недостаточными финансовыми и человеческими ресурсами, которые страны-члены ООН выделяют на выполнение этих задач. Норвегия указывала также, что реформы должны, в частности, способствовать улучшению сотрудничества как между различными специализированными организациями в рамках ООН, так и между ООН и Международным валютным фондом, региональными филиалами Банка развития и Всемирным банком. 

Сокращение  бедности и социальное развитие     

Норвегия  рассматривает специализированные организации ООН и их программы  в качестве важного инструмента  обеспечения экономического и социального  развития беднейших стран. В сентябре 2000 г. мировые лидеры приняли Декларацию тысячелетия, содержащую Цели развития на тысячелетие. Эти цели, включая уменьшение наполовину удельного веса населения, живущего в крайней бедности, должны быть достигнуты к 2015 г. Они являются руководящими принципами в реализации различных программ в рамках ООН. На достижение этих целей с 2000 г. направляются все усилия других стран и организаций. Они стали ядром норвежского Плана борьбы с бедностью и основополагающими принципами сотрудничества с развивающимися странами.     

Работа  по поддержанию мира    

Норвегия  активно поддерживает меры по усилению роли ООН в предотвращении конфликтов и урегулировании кризисов, а  также в различных мирных процессах. Норвегия -  движущая сила миротворческой деятельности ООН и в числе одной из первых стран вошла в созданную в 2006 г. комиссию по миротворчеству. Мирные операции ООН являются важным инструментом в усилиях международного сообщества, направленных на обеспечение мира и безопасности. Норвегия вносит существенный вклад в эту деятельность. Норвегия уделяет особое внимание координации военных и гражданских действий, тому, чтобы военная и  гуманитарная составляющая и развитие рассматривались в едином контексте и складывались в комплексную стратегию, направленную на обеспечение продолжительного мира. При планировании и проведении мирных операций Норвегия уделяет основное внимание положению и потребностям женщин, созданию условий их вовлечения в миротворческую деятельность.     

Демократия  и права человека    

Информация о работе Экономика Норвегии: проблемы и перспективы