Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:33, реферат
Слово экономика пришло из греческого языка. Оно состоит из двух частей. «Ойкос» - дом, хозяйство. «Номос» - закон. Сначала это слово означало законы ведения домашнего хозяйства.
Но уже давно слово «экономика» имеет другой смысл. Экономика теперь означает хозяйство не только одной семьи, но и всего общества в целом.
-доходов людей. Когда доход возрастает, спрос на товары увеличивается. Такие товары называются нормальными. Но бывают товары, спрос на которые уменьшается, когда растёт доход. Такие товары называются товарами низшей категории (например, хлеб, крупа, картофель).
- ситуации на рынке заменителей или дополняющих товаров (спроса, предложения, цены). Например, если цена на груши вырастет, а цена на яблоки не изменится, люди будут покупать больше яблок, т.е. спрос на яблоки увеличится. В этой ситуации яблоки и груши– товары-заменители. Если цена на лыжи упадет, то вырастет спрос на зимнюю одежду. Лыжи и зимняя одежда – дополняющие товары.
Вопросы и задания:
1. Что называется величиной спроса?
2. В какой зависимости находится величина спроса от цены?
3. Что показывает кривая спроса?
4. Почему смещается кривая спроса?
5. Какие причины лежат в основе спроса?
6. От чего зависит величина спроса?
7. Что называется нормальными товарами? Товарами низшей категории?
8. Подумайте, в какой ситуации изменяется спрос, а в какой величина спроса:
- увеличение продаж автомобилей в России в результате роста доходов населения;
- уменьшение в летнее время поставок бананов в Россию в связи с увеличением спроса на местные фрукты;
- увеличение продаж овощей в летнее время в связи со снижением цен на них;
9. Постройте кривую спроса. Куда сместилась кривая спроса при увеличении спроса? Его падении?
Цена | Величина спроса 1 | Величина спроса 2 | Величина спроса 3 |
20 | 1200 | 1300 | 1100 |
25 | 1100 | 1200 | 1000 |
30 | 950 | 1050 | 850 |
35 | 700 | 800 | 600 |
40 | 500 | 600 | 400 |
45 | 300 | 400 | 200 |
50 | 100 | 200 | 0 |
Эластичность спроса.
Эластичность спроса
Эластичный спрос
Неэластичный спрос
Величина спроса на товар зависит от цены. Как зависит? Оценить это позволяет показатель, который называется эластичность спроса по цене. Его можно подсчитать по формуле:
E = q2-q1 : p2-p1
q1 p1
где Е – эластичность спроса; p1 – прежняя цена; p2-новая цена; q1- величина спроса при прежней цене; q2 – величина спроса при новой цене. Обычно берут модуль эластичности.
Эластичность спроса – показатель, измеряющий, насколько изменения цены товара влияют на величину спроса на него. Эластичность спроса равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению его цены. Например, при эластичности спроса, равной 1, изменение цены товара на 5% вызывает изменение спроса на 5%.
Если эластичность спроса больше единицы, т.е. величина спроса меняется быстрее, чем цена, спрос называется эластичным. Если показатель эластичности меньше единицы, т.е. величина спроса меняется медленнее, чем цена, спрос на товар называется неэластичным.
Товары с эластичным спросом:
- предметы роскоши (шампанское, драгоценности);
- дорогие товары (мебель, телевизор);
- товары, которые легко заменить (фрукты).
Товары с неэластичным спросом:
- предметы первой необходимости (лекарства, телефон);
- недорогие товары (карандаш, зубная щетка);
- товары, которые трудно заменить (бензин, билет на концерт).
Вопросы и задания:
Цена | Величина спроса | Выручка |
3500 | 0 |
|
3000 | 12 |
|
2500 | 29 |
|
2200 | 38 |
|
2000 | 46 |
|
1500 | 66 |
|
1100 | 90 |
|
1000 | 100 |
|
800 | 150 |
|
Каким является спрос на велосипеды (эластичным или неэластичным)?
- чему равна величина спроса?
- чему будет равна выручка кондитера, если он повысит цену до 6 рублей (эластичность спроса равна минус двум)?
6. За первую неделю декабря в супермаркете было продано 800 кг мандаринов по цене 35 рублей. Затем цена на мандарины снизилась до 30 рублей. Величина спроса на них составила 1000 кг. Подсчитайте эластичность спроса на мандарины.
7. Как изменится выручка магазина, повысившего цену на апельсины на 3 рубля, если величина спроса на них равна 125 кг при цене 28 рублей (эластичность спроса 1,5)
Предложение.
Величина предложения
Закон предложения
Издержки производства
Эластичность предложения 供应弹性
Равновесная цена
Рыночное равновесие
Дефицит
Избыток
На любом рынке есть покупатели и продавцы, которые предлагают свой товар по определенной цене. Величиной предложения называется количество товара, которое производители готовы продать по данной цене в течение определенного периода времени.
Величина предложения находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена товара, тем больше его количество люди готовы продать и наоборот, чем ниже цена товара, тем меньше его количество люди готовы продать. Это соотношение называется законом предложения.
Экономисты выделяют две причины, по которым изменяется величина предложения:
- при увеличении цены товара производители захотят продать большее количество товара
- эффект нового продавца.
Кривая предложения.
Кривой предложения называется график зависимости величины предложения от цены.
Кривая предложения показывает, как изменяется величина предложения товара, если изменится цена. Кривая предложения обозначается буквой S.
Так же как и спрос, предложение может измениться при неизменной цене. При изменении предложения происходит смещение кривых предложения. Кривая предложения может смещаться вправо (предложение растет) и влево (предложение падает).
Предложение на товары в экономике зависит от:
- цен ресурсов и факторов производства. Мы знаем, что величина предложения зависит от цены товара, а цена товара зависит от издержек производства, т.е. цен на ресурсы и факторы производства. При их снижении происходит снижение издержек производства и увеличение предложения. Увеличение цен на ресурсы повысит издержки и снизит предложение.
-уровня технологии производства товара. Совершенствование технологии производства повышает производительность факторов производства и снижает издержки, что вызывает увеличение предложения.
- государственной политики (налоговая политика, субсидии, льготные кредиты). Эти факторы также влияют на уровень издержек производства.
- ситуации на рынке заменителей или дополняющих товаров. Например повышение спроса на цифровые фотоаппараты привело к падении спроса на аналоговые фотоаппараты, поэтому предложение фотопленки тоже уменьшилось.
Предложение также может быть эластичным и неэластичным.
Равновесная цена.
Покупатели всегда хотят купить больше товара по низкой цене, а производители всегда готовы продать больше товара при повышении цены. Ситуация, при которой спрос превышает предложение называется дефицитом. Если предложение товара больше спроса на него, на рынке возникает избыток. Равновесная цена всегда находится на пересечении кривых спроса и предложения. Это точка рыночного равновесия.
Вопросы и задания:
- в результате снижения цен на молоко производители продают больше йогурта;
- при снижении цен на апельсины уменьшились их поставки на рынок;
- снижение цен на пшеницу вызывает увеличение продаж кукурузы;
- увеличение производства пшеницы в результате увеличения субсидий фермерам;
6. Постройте кривые спроса и предложения:
Цена | Величина спроса | Величина предложения | Ситуация на рынке |
12 | 450 | 10 |
|
15 | 400 | 50 |
|
17 | 300 | 100 |
|
20 | 250 | 150 |
|
23 | 200 | 200 |
|
25 | 150 | 300 |
|
27 | 100 | 400 |
|
7. Когда возникает дефицит:
- государство устанавливает цену выше равновесной;
-государство устанавливает цену ниже равновесной?
8. Как изменится равновесная цена при снижении спроса? Снижении предложения?
Конкуренция.
Основные типы рынков.
Ценовая конкуренция
Неценовая конкуренция
Вход на рынок
Отрасль
Монополия
Монопсония
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Как мы знаем, потребности людей всегда выше их возможностей. В ситуации, когда количество благ или потребительский спрос ограничены, возникает конкуренция. Конкуренция – это столкновение интересов граждан, фирм или государств. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы.
Существует два типа конкуренции: ценовая и неценовая. Каждая фирма хочет продать максимальное количество своей продукции. Но покупательский спрос ограничен, поэтому фирма может продавать свой товар по цене ниже, чем её конкуренты. Так возникает ценовая конкуренция. При неценовой конкуренции фирмы соревнуются в качестве товара, сервисе, рекламе.
Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от:
- количества продавцов и покупателей;
- достоверности и доступности информации;
- возможности легкого входа на рынок для других фирм;
- степени однородности товара.
Основные типы рынков – это монополия, монополистическая конкуренция, олигополия и совершенная конкуренция.
Монополией называется ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один продавец. (Бывают ситуации, когда на рынке существует только один покупатель. Такой тип рынка называется монопсонией). Монополии бывают естественными и искусственными. Естественные монополии могут возникнуть в двух ситуациях: когда производство продукта требует уникальных природных условий (минеральная вода, вино) и в тех отраслях экономики, где нецелесообразно существование более чем одного производителя (электрические, телефонные кампании, почта, железные дороги). При монополии цена часто выше, чем при других типах рынков, поэтому существование монополий невыгодно потребителям. Для предотвращения монопольного диктата в ценах и объемах производства государство вводит антимонопольное законодательство и другие ограничения для защиты конкуренции.
Противоположностью монополии является ситуация чистой (совершенной) конкуренции, которая складывается в отраслях, где много фирм производят одинаковую (стандартизированную) продукцию (цемент, зерно, бензин).