Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 15:19, реферат
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 1991 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг.
Введение. Роль туризма в мировой экономике
Глава 1. Международный туризм: понятие и классификация
Глава 2. Развитие международного туризма
Глава 3. Организация международного туристического бизнеса
Глава 4. Перспективы развития международного туризма
Заключение
Список литературы 14
Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе -- 7 и 11% соответственно.
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
* в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
* туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
* в предложениях отсутствует гибкость.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
* обладает сезонным характером;
* относится к числу наиболее капитало- и трудоемких отраслей.
Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;
* предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран -- поставщиков туристов. Иными словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.
Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).
Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.
Прогноз прибытия международных туристов в мире и по регионам
в 1995--2020 годах( млн чел).
В % к 1995 г. | Годы | ||||
Регион | 1995 | 2000 | 2010 | 2020 | 2020 |
Европа | 335 | 390 | 527 | 717 | 214, |
Тихий океан | 80 | 116 | 231 | 438 | 547, |
Америка | 111 | 134 | 195 | 285 | 256, |
Африка | 20 | 27 | 46 | 75 | 375, |
Средний Восток | 14 | 19 | 37 | 69 | 492, |
Южная Азия | 4 | 6 | 11 | 19 | 475, |
Всего | 564 | 692 | 1047 | 1602 | 284, |
Развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г.. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.
10 стран-лидеров по приему туристов в 2020 году
№ пп. | Страна | Прибытие туристов в млн. чел | Доля в мировом потоке. % | Среднегодовой рост в 1995 - 2020 гг. в % |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 | 8,0 |
2 | США | 102,4 | 6,4 | 3,5 |
3 | Франция | 93,3 | 5.8 | 1.8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 | 2.4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3.7 | 7.3 |
6 | Италия | 52,9 | 3.3 | 2.2 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 | 3,0 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 | 3,6 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 | 6,7 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 | 4,0 |
Всего | 708,8 | 44,2 | 100 |
Самой посещаемой страной станет Китай. Высокие темпы роста ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока. Особенно серьезные изменения произойдут в России: в 2020 г количество въезжающих туристов будет в 1,54 раза больше, чем выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет также Чехия.
10 стран-лидеров по выезду туристов в 2020 году
Страна | Выезд туристов в млн чел | Доля в мировом потоке в % | |
1 | Германия | 163.5 | 10,2 |
2 | Япония | 141.5 | 8,8 |
3 | США | 123,3 | 7,7 |
4 | Китай | 100,0 | 6,2 |
5 | Великобритания | 96,1 | 6,0 |
6 | Франция | 37,6 | 2,3 |
7 | Нидерланды | 35.4 | 2,2 |
8 | Канада | 31.3 | 2,0 |
9 | Россия | 30,5 | 1.9 |
10 | Италия | 29,7 | 1.9 |
Всего | 788,9 | 49.2 |
Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5--2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.
За последние годы наиболее впечатляющих успехов в развитии туризма достигла Польша. Еще в 1985 и 1990 гг. эта страна по приему туристов занимала 17 и 19 места в Европе. В 1996 г Польша заняла уже 6 место, приняв 19,4 млн. человек. По доходам от туризма Польша переместилась с 28 места в 1985 г на 8 место в 1996 г., получив 8,4 млрд. долл. США Для Польши характерен особенно высокий рост визитеров (туристов и иностранцев, не остающихся на ночлег)
Из стран,
ранее входивших в СССР Польшу в 1996 г. посетили
13397,6 тыс. человек, или 15,3% общего потока
визитеров в Польшу, где определяющее
значение сохраняет Германия (53% потока).
Положение в российском экспорте услуг не вызывает оптимизма. По данным прессы, число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, находится примерно на уровне 1986 года, когда из-за катастрофы на Чернобыльской АЭС произошла массовая аннуляция поездок из-за границы.
Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому. Что там им предложили за умеренные цены сервис более высокого качества.
Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых российскими туристическим организациями услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а следовательно и капиталовложений.
Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы :
Основные предлагаемые меры государственной поддержки туризма следующие: