Экономика китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,4 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами. Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………2
1. Общая характеристика экономики Китая
1.1. Природно-географическая характеристика, политическая и социально-экономическая структура Китая……………………………………………..3
1.2. Экономическая составляющая Китая…………………………………...5
1.3. Основные направления экономической политики Китая……………...6
1.4. Инвестиционная политика Китая………………………………………10
2. Факторы, обеспечившие экономическое чудо
2.1. Объяснение китайского экономического чуда………………………..16
3. Валютно-финансовая система Китая
3.1. Организация банковской системы…………………………………….20
3.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая…………………24
4. Перспективы развития экономики Китая
4.1 Основные направления развития экономики Китая в перспективе….29
Заключение…………………………………………………………………..32
Список используемой литературы…………………………………………33

Файлы: 1 файл

Экономика Китая готовая.docx

— 94.11 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

1. Общая характеристика  экономики Китая

1.1. Природно-географическая  характеристика, политическая и  социально-экономическая структура  Китая……………………………………………..3

1.2. Экономическая составляющая Китая…………………………………...5

1.3. Основные направления экономической политики Китая……………...6

1.4. Инвестиционная политика Китая………………………………………10

2.  Факторы,  обеспечившие экономическое чудо

2.1. Объяснение китайского экономического чуда………………………..16

3. Валютно-финансовая  система Китая

3.1. Организация  банковской системы…………………………………….20

3.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая…………………24

4. Перспективы  развития экономики Китая

4.1 Основные  направления развития экономики  Китая в перспективе….29

Заключение…………………………………………………………………..32

Список используемой литературы…………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в мире по числу жителей (1,4 млрд. чел), обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами. Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки  для этого есть. Китай обладает большой территорией и является крупнейшей страной по численности  населения; занимает важное геостратегическое положение, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Актуальность выбранной  мной темы заключается в том, что  Россия в настоящее время формирует  свою экономическую политику. При  этом очень важно учитывать опыт других стран.

Целью работы является анализ так называемого китайского экономического чуда.

Из цели работы следуют  такие задачи как выявление сильных  и слабых сторон экономической политики Китая, определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.

 

 

 

1. Общая характеристика  экономики Китая

1.1. Природно-географическая  характеристика, политическая и  социально-экономическая структура  Китая

Китай – одно из старейших  государств Центральной и Восточной  Азии, площадью 9,6 млн. кв. км. Китай находится на третьем месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Столица - г. Пекин.

Население Китая составляет более 1,4 млрд. чел: 91% - китайцы (хань), живут также 55 других национальностей и народностей (чжуаны, уйгуры, монголы, тибетцы, хуэй, корейцы и др.). Официальный язык - китайский. По религиозным убеждениям большинство населения - атеисты, среди верующих преобладают конфуцианство, даосизм, буддизм.

Денежная единица Китая  – юань.

По форме территориально-политического  устройства Китай - унитарное государство с автономными образованиями. Административное деление: 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь. Помимо автономных районов в Китае 30 автономных областей, 124 автономных уезда, а также свыше тысячи автономных волостей.

Китай занимает ведущее место  по запасам таких металлов, как  вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.

Со дня образования  Китая, его положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промышленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира.

В последние десятилетия  в стране осуществлялся перевод  хозяйства от централизованно планируемой  экономики к рыночным методам  регулирования. По социально-экономической  характеристике хозяйства Китай скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам.

Природно-географические характеристики Китая весьма разнообразны и обусловлены  достаточно большой территорией  страны. Западная часть Китая занята главным образом Тибетским нагорьем (средняя высота около 4500 м.), обрамленным  горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами; на Севере и Северо-Западе Китая – равнины (Таримская, Джунгарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны менее высока; на Северо-Востоке Китая находятся Маньчжуро-Корейские горы, Большой и Малый Хинган, равнины в бассейне реки Сунгари; южнее – Лёссовое плато, Великая Китайская равнина; на Юге – горы Наньлин, Юньнань-Гуйчжоусское нагорье, Сычуаньская котловина.

Китай располагает значительными  месторождениями каменного  угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ.

Пустыни занимают 27% территории КНР, и их площадь продолжает увеличиваться. Согласно программе Управления лесного  хозяйства, к 2030 г. процесс опустынивания  будет остановлен и в 2050 г. площади  под лесом значительно расширятся.

Климат на Западе континентальный, на Востоке преимущественно муссонный. Средняя температура января от -24ºС на Севере, до 18ºС на Юге; июля – от 20 до 28ºС.

Годовое количество осадков  уменьшается от 2500 мм. (на Юге и Востоке) до 50 мм. (на Севере и Западе). Западные районы Китая – область внутреннего стока, на Востоке – разветвленная сеть рек. Главные реки Китая – Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Сицзян. Лес занимает около 8% площади Китая.

  Официальный законодательный орган Китая — Собрание Народных представителей, избираемое на пять лет. Оно решает вопросы государственного устройства, принимает экономические планы и законы и утверждает состав правительства. В правительство — Государственный совет — входят премьер-министр и многочисленные министры. Глава государства - президент, исполняющий представительные функции.

  Органы суда и юстиции формально являются независимыми, однако нередко исполняют директивы госаппарата. Многие вопросы решаются не на основе законов; в первую очередь это относится к экономике и администрации. В армии существует собственная судебная система.

   Китай — государство, где сосуществуют различные религии. Помимо трех мировых религий — буддизма, ислама и христианства — в Китае еще существует своеобразное традиционное религиозное учение — даосизм. Кроме того, у некоторых национальных меньшинств все еще сохраняется первобытное поклонение перед силами природы и многобожия.

   По данным, опубликованным Управлением по религиозным делам при Госсовете Китая, в настоящее время в стране насчитывается примерно 100 миллионов буддистов, 17 миллионов мусульман, 12 миллионов протестантов и 4 миллиона католиков. При этом религия в Китае оказывает на общественную и политическую жизнь страны не столь большее влияние, как в других странах.

1.2 Экономическая  составляющая Китая 

 

    Экономика КНР в последние 30 лет постоянно растет и в 2009 году занимала 3 место в мире по величине номинального ВВП (после США и Японии). ВВП в 2009 году равнялся $5,02 трлн. По данным 2010 года, в апреле-июне Китай обогнал Японию по этому показателю. По ВВП с учётом паритета валют Китай на 2-м месте в мире (по данным МВФ 10,1 трлн. международных долларов в 2010 году, прогноз на 2011 год -11.2 трлн.), уступая только США. Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высокой доле иностранных инвестиций почти 80 % всех иностранных инвесторов в экономику КНР — это этнические китайцы, проживающие за рубежом. В 2020 г. Китай должен по планам КПК догнать США по совокупному доходу ВВП. Чтобы способствовать структурным изменениям, Китай развивает собственную систему образования, обучение студентов за рубежом (особенно в США и Японии), поощряет импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные секторы экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В районе Хайдиан, севернее Пекина создана китайская «Силиконовая долина». Интенсификация производства приносит и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности примерно вдвое превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию. Китай лидирует в мире по добыче угля, железных, марганцевых, свинцово-цинковых, сурьмяных и вольфрамовых руд, а также древесины; является крупнейшим в мире производителем кокса, чугуна, стали и стальных труб; а также алюминия, цинка, олова, никеля, телевизоров, радиоприемников и мобильных телефонов, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, часов и фотоаппаратов, удобрений, хлопчатобумажных и шелковых тканей, цемента, обуви, мяса, пшеницы, риса, сорго, картофеля, хлопка, яблок, табака, овощей, шелковичных коконов; имеет крупнейшие в мире поголовья птицы, свиней, овец, коз, лошадей и яков; и лидирует по вылову рыбы. На территории КНР ведется добыча нефти, газа, редкоземельных металлов (молибден, ванадий, сурьма), урана.

1.3 Основные направления экономической политики Китая

Рыночная экономика Китая  сочетает в себе использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государственных и свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается в Китае в качестве чрезвычайно сложной, масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20-30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем1.

Концепция экономических  преобразований КНР за два десятилетия  неоднократно пересматривалась и изменялась.

Первоначально, в конце 80-х годов XX в. реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика — главное, рыночное регулирование — вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.

Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования  — постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно  устанавливаются государством, переход  к свободному регулированию цен  на потребительские товары. Реформа  цен проводилась в несколько  этапов. Первоначально были предприняты  шаги по совершенствованию действующих  государственных цен, их приближению  к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно  заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма  ценообразования происходила постепенная  передача права установления цен  от центральных к местным органам  управления. На втором этапе стала  осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.

В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется  и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие «социалистической рыночной экономики». Важнейшей характеристикой «социалистической рыночной экономики», по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике. Вместе с тем в понятие «общественной собственности» в 1990-е годы стали включаться не только государственная и коллективная формы, но и смешанные формы собственности.

Задача реформирования государственных  предприятий — в настоящее  время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой Китая. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях Китая до последнего времени реализовывались главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.

В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов. Акционирование на предприятиях энергетики и транспорта допускается при условии сохранения контрольного пакета акций в руках государства. Акционирование остальных предприятий осуществляется при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и убыткам. Субъектами акционерной формы выступают государство, юридические и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении приоритета государственных интересов. С развитием акционирования меняется классическое понятие государственной собственности, в ее состав входят не только госпредприятия, но и паи в акционерных и смешанных компаниях, которые могут быть как контрольным пакетом, так и просто долевым участием. Развитие реформы сопровождается процессом слияния и банкротств предприятий, что предопределяет динамичный характер изменений в составе государственного имущества. Ставится задача защиты интересов государства как собственника имущества.

В этих направлениях в КНР  в последние годы осуществляется широкомасштабная работа: проводится повсеместная инвентаризация государственного имущества, разрабатывается нормативная  база. Вместе с тем неясными остаются некоторые принципиальные аспекты  создания системы управления госимуществом  в КНР, в том числе вопрос о  том, кто должен выполнять роль представителя интересов государства в акционерной компании и выполнять функции субъекта имущественных прав на государственное имущество. Разграничение системы, административного управления госимуществом со стороны правительственных ведомств и системы экономических субъектов, осуществляющих хозяйственное использование данного имущества, в условиях рыночной конкуренции представляет собой, по мнению китайских специалистов, центральное и наиболее сложное звено проблемы создания эффективной системы управления госимуществом в Китае. Чрезвычайно сложная и важная задача нынешнего этапа реформ в КНР состоит в разработке и осуществлении социальной политики, направленной на обеспечение интересов людей, занятых в народном хозяйстве 
      Сейчас Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются не употреблять, там предпочитают другой термин – «преобразование характера собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем более что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения. Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны. 
     Кампания по приватизации возвещает, пишет «Washington post», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.

Информация о работе Экономика китая