Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономический потенциал - совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Э. п. определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.
Удмуртская Республика (Удмуртия) — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, относится к Уральскому экономическому району. Столица — город Ижевск. Удмуртия расположена между реками Кама и Вятка. Граничит — на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Образована 4 ноября 1920 года. Численность населения к 2010 году составила — 1 526 304 человека. Плотность населения — 36,3 чел./км², удельный вес городского населения — 67,8 %.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение и сущность экономического потенциала РФ………………….4
1.1. Определение и компоненты экономического потенциала………………...4
1.2. Нормативно-правовое регулирование экономического потенциала……...5
1.3. Основные социально-экономические показатели РФ……………………...9
2. Анализ состояния и развития экономического потенциала Удмуртской республики……………………………………………………………………….17
2.1. Социальное развитие и занятость населения……………………………...17
2.2. Состояние и развитие отраслей производственной сферы………………24
2.3. Анализ производственной и социальной инфраструктуры………………33
2.4. Минерально-сырьевая база республики и ее использование…………….35
2.5. Направления развития внешнеэкономической деятельности в УР……...39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

-ипотечные жилищные займы  с компенсацией процентной ставки до 7% годовых за счёт средств  бюджета Удмуртской Республики  получили 420  семей;

-жилищные (в том числе ипотечные) кредиты и займы с  компенсацией процентной ставки до 5% годовых за счёт средств бюджета Удмуртской Республики  получили 1000 молодых семей.

       Организации, расположенные на территории Удмуртской Республики, принимали меры по улучшению жилищных условий работников за счёт собственных средств. В 2005−2008 годах  оказана помощь в решении жилищных проблем 2701  семье работников этих организаций.

2.2.5. Связь

       В настоящее время в республике действуют 101 оператор связи, которые предоставляют услуги связи по 232 лицензиям. Доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной связи для населения и организаций обеспечивается во всех городах и районах республики. Общий объем услуг связи, оказанных организациями связи в 2008 году, оценивался в 6749 млн.руб., в том числе населению – в 5049 млн.руб. Индекс физического объема в 2008 году составил 111,8%.

      Услуги местной телефонной связи предоставляют 31 оператор связи с общей монтированной емкостью 566,7 тыс.номеров, из них 411,5 тыс.номеров приходится на долю филиала в Удмуртской Республике ОАО «ВолгаТелеком». Телефонная плотность для городского населения составляет 34,34 телефонных аппаратов на 100 жителей, для сельского населения – 12,99.

       Почтовую связь в Удмуртской Республике представляет филиал ФГУП «Почта России» УФПС Удмуртской Республики. В состав филиала входят 12 почтамтов, 489 отделений почтовой связи. Услугами почтовой связи охвачены все населенные пункты в Удмуртской Республике.

       Для предоставления универсальной услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет в республике создано 380 пунктов коллективного доступа в      Интернет на сети почтовой связи (816 рабочих мест). Пункты коллективного доступа в      Интернет за 2008 года посетило около 150 тысяч человек.

 

       В республике достаточно динамично развивается рынок услуг сотовой связи. Доля населения охваченного мобильной телефонной связью составляет 97,3 %.  В настоящее время на территории республики действуют следующие операторы: «Удмуртские Сотовые» (стандарт СОТЕЛ NMT-450, стандарт СкайЛинк IMT-MC-450), «Мегафон» (GSM), «Билайн» (GSM), «МТС-Удмуртия» («GSM), «Теле2» (стандарт GSM, стандарт AMPS/DAMPS).

      В последние годы телевидение и радиовещание получили существенное развитие в части появления новых общероссийских ТВ-программ и радиостанций УКВ- и FM-диапазона. На территории республики имеется возможность приема спутниковых платных и бесплатных телеканалов, предусмотрено внедрение цифрового вещания по спутниковым каналам.

     Рынок услуг кабельного телевидения в Удмуртской Республике представлен 10 операторами и развивается достаточно интенсивно.

    Завершено строительство распределительной сети спутникового телевидения и радиовещания программ ТК «Россия» и «Радио России» (совместно с региональными врезками филиала ВГТРК «ГТРК Удмуртия»).

     Строительство спутниковой сети позволяет обеспечить доставку качественного телевизионного и радиовещательного сигнала на маломощные ретрансляторы филиала «РТРС» Удмуртский РРТПЦ, отказавшись от эфирного переприема.

 

2.2.6. Грузовой транспорт

       Наиболее крупными предприятиями отрасли по объемам перевозок пассажиров и грузов являются ОАО «Удмуртавтотранс», ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта», ОАО «Ижевское отделение Горьковской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Порт Камбарка», ОАО «Речной порт «Сарапул», ОАО «Ижавиа».

       Железнодорожный транспорт в Удмуртской Республике представлен Ижевским и Кировским отделениями Горьковской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги» и Пермским отделением Свердловской железной дороги.

      В 2008 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено более 2 млн. тонн грузов и 145 млн. пассажиров.

       Объем грузооборота составил 208,5 млн. тонно-километров, пассажирооборота – 1062 млн. пассажиро-километра.

       Услуги по перевозке пассажиров по пригородным, междугородным и межрегиональным маршрутам предоставляют ОАО «Удмуртавтотранс», ОАО «ИПОПАТ» и ОАО «Автовокзалы Удмуртии». В состав ОАО «Автовокзалы Удмуртии» входят 3 автовокзала, 28 автостанций и 10 кассовых пунктов.

       В республике действует 76 междугородных, 333 пригородных и 14 межрегиональных маршрутов.Воздушный транспорт в Удмуртской Республике представлен предприятием ОАО «Ижавиа». Аэропорт ОАО «Ижавиа» соответствует классу «В» и имеет искусственную взлетно-посадочную полосу с асфальтобетонным покрытием протяженностью 2500 метров, соответствующую 1 категории международной ассоциации ИКАО.

       Авиационное предприятие обслуживает воздушные суда типа: Як-42, Ту-134, Ан-24, Ан-26. В настоящее время парк воздушных судов ОАО «Ижавиа» состоит из 11 самолетов.

       Протяженность внутренних водных, судоходных путей по территории Удмуртии составляет 180 км.

       Речные порты: ОАО «Речной порт «Сарапул» и ОАО «Порт Камбарка» осуществляют грузовые и пассажирские перевозки, добычу и реализацию нерудных строительных материалов, погрузочно-разгрузочные работы, услуги по ремонту флота.

        Водным транспортом Удмуртской Республики в 2008 году перевезено около 1460 тыс. тонн грузов, грузооборот составил более 362 млн. тонно-километров. Перевозки пассажиров электрическим транспортом муниципального унитарного предприятия «ИжгорЭлектроТранс» осуществляются только в столице республики - г. Ижевске.      Ежедневно на городских маршрутах работает 147 трамвай и 171 троллейбуса.      Эксплуатационная длина трамвайных путей составляет 75,5 км, троллейбусных линий – 106,1 км.

      В 2008 году городским электрическим транспортом перевезено около 136 млн. пассажиров

2.2.7. Торговля и общественное питание

       В январе-сентябре 2012 г. оборот розничной торговли в Удмуртии составил 113 млрд. 626 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 7,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Удмуртстат.

       В обороте розничной торговли удельный вес коммерческих предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составил 31,8%, субъектов среднего предпринимательства – 6,1%, малых (включая микро) предприятий – 38,4%, индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка – 18%. На долю розничных рынков и ярмарок пришлось 5,7% оборота розничной торговли.

       В розничной сети в январе-сентябре 2012 года продано пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 54 млрд. 076 млн. руб., непродовольственных товаров – на 59 млрд. 550 млн. руб., что составило 109,7% и 105,7% соответственно к объему их продажи за соответствующий период предыдущего года. В январе-сентябре 2012 г. доля продажи непродовольственных товаров в обороте розничной торговли составила 52,4% против 52,8% в январе-сентябре 2011 г.

       Оборот общественного питания в Удмуртии за три квартала текущего года сложился в сумме 7 млрд. 077 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 10,2% выше уровня соответствующего периода 2011 г.

 

2.2.8. Другие отрасли промышленности

       В структуре промышленности республики также функционирует ряд производств, значимость которых для экономики существенна. Это  производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность. Этими отраслями в суммарном объеме производится свыше 13% объема всей промышленной продукции Удмуртской Республики.

 

2.3. Анализ производственной  и социальной инфраструктуры  республики

2.3.1. Анализ развития и размещения производительных сил в регионе

       Экономические центры республики – города Ижевск, Глазов, Камбарка, Можга, Сарапул, Воткинск.

       Крупнейшие предприятия республики: завод «Ижмаш» (производство автомобилей, мотоциклов), «Ижевский механический завод» (производство спортивного и охотничьего оружия), Ижевский мотозавод, «Воткинский завод» (производство металлорежущих станков), «Электрогенераторный завод» (Сарапул), «Удмуртнефть». Главные промышленные центры —города Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов. Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство.

       Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый завод», ФГУП «Ижевский электромеханический завод Купол», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»», ГП «Ижевский механический завод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижевский завод пластмасс» и другие.

       Глазов. Современный Глазов вступил в новое тысячелетие как один из крупнейших культурных и промышленных центров на севере Удмуртии. Основные промышленные отрасли — это металлургия, машиностроение, деревообработка, пищевая промышленность.

       Основой промышленного потенциала города является Чепецкий механический завод, единственное в России и крупнейшее в мире предприятие по производству циркония, урана и кальция. ОАО «Чепецкий механический завод» занимает одно из ключевых позиций в России в технологическом цикле природного урана и обладает современной технологией обработки обедненного урана.

       Одно из старейших предприятий Удмуртии — ликероводочный завод «Глазовский», продукция которого удостоена многих золотых и серебряный медалей на самых престижных винопромышленных выставках мира.

       Камбарка. Расположен на левом берегу Камы, в восьми километрах от порта, носящего то же название. Город имеет развитую систему транспортных коммуникаций. Через Камбарку проходит транспортная магистраль, большое значение имеет транспортный порт Камбарка, который является перевалочной базой Сибирской магистрали на реку Каму в период навигации. Ведущими предприятиями являются ОАО «Камбарский машиностроительный завод», АО «Завод газового оборудования», ЗАО «Металлист».

       Можга. Географическое расположение города очень выгодно в транспортном отношении: он находится не железнодорожной магистрали Казань-Екатеринбург. Поэтому Можга является удобным местом для проведения различных торговых ярмарок, выставок выпускаемой продукции как местными, так и иногородними товаропроизводителями.

       В экономике города ведущую роль играет промышленность. В Можге насчитывается более двадцати промышленных предприятий и строительных организаций. Промышленные предприятия Можги выпускают стеклопосуду и изделия из пластмасс, строительные и пиломатериалы, редукторы, чугунное литье, мебель, школьно-письменные принадлежности, одежду, бельевой трикотаж и другие изделия. Наиболее развитые отрасли — стекольная, пищевая, деревообрабатывающая и лесная. Ведущим предприятием Можги является стеклозавод «Свет» — признанный лидер российской экономики. Это единственное предприятие в России, которое одновременно производит продукцию из бесцветного, зеленого, коричневого и полубелого стекла.

       Получает развитие пищевая отрасль промышленности. В городе функционируют предприятия агропромышленного комплекса, развито элеваторское хозяйство, немалый вклад в развитие экономики города вносят и предприятия малого бизнеса, в нем задействовано более четырех тысяч предпринимателей.

       Сарапул. Город Сарапул основан в 1780 году на месте села Вознесенское и развивался как купеческий центр, порт на реке Кама. Сегодня Сарапул — второй по величине город в Удмуртской республике. Здесь функционирует крупный промышленный комплекс. Лидирующее положение занимает машиностроение. Предприятия Сарапула располагают мощным промышленным потенциалом.

       Воткинск. Площадь территории города — 112,8 кв.км., основную которых занимает лес и сельскохозяйственные угодья. Промышленный комплекс города включает в себя 15 крупных и средних предприятий, 44 малых. Ведущее предприятие города — Воткинский машиностроительный завод.

2.3.2. Анализ социальной  инфраструктуры региона

       Города и поселки городского типа, обладая развитой производственной и социальной инфраструктурой, могут оказать и оказывают благоприятное воздействие на инфраструктуры прилегающей к ним сельской местности. Особенно заметно это проявляется при выполнении городскими поселениями транспортных и торгово-распределительных функций. Для количественного подтверждения этой очевидной истины было проведено исследование распределения транспортного и торгового потенциала по сельской местности Удмуртской Республики. Площадь территории Удмуртской Республики — 42,1 тыс. км{2}, население — более 1,6 миллиона человек, из которых около 500 тысяч составляют сельские жители. На территории республики выделено 25 сельских административных районов, расположено 6 городов и 10 поселков городского типа. Все сельские административные районы Удмуртии были разбиты на 2 группы. Первую группу образовали 13 районов, на территории которых нет городских поселений; вторую группу образовали 11 районов, имеющих на своей территории городские поселения, а также Завьяловский район, не имеющий городских поселений, но окружающий столицу республики — г. Ижевск. На долю первой — «сельской» — группы районов приходится 44% территории, 47% сельского населения, 38% транспортного и 28% торгового потенциала (отношение долей транспортного и торгового потенциала к доле в численности населения соответственно равны: 0,8 — транспорт и 0,6 — торговля). На долю второй — «городской» — группы районов приходится 56% территории, 53% сельского населения, 62% транспортного и 72% торгового потенциала сельской местности республики (отношение долей: 1,2 — транспорт и 1,4 — торговля), что и можно было ожидать.

Информация о работе Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики