Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономический потенциал - совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Э. п. определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.
Удмуртская Республика (Удмуртия) — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, относится к Уральскому экономическому району. Столица — город Ижевск. Удмуртия расположена между реками Кама и Вятка. Граничит — на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Образована 4 ноября 1920 года. Численность населения к 2010 году составила — 1 526 304 человека. Плотность населения — 36,3 чел./км², удельный вес городского населения — 67,8 %.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение и сущность экономического потенциала РФ………………….4
1.1. Определение и компоненты экономического потенциала………………...4
1.2. Нормативно-правовое регулирование экономического потенциала……...5
1.3. Основные социально-экономические показатели РФ……………………...9
2. Анализ состояния и развития экономического потенциала Удмуртской республики……………………………………………………………………….17
2.1. Социальное развитие и занятость населения……………………………...17
2.2. Состояние и развитие отраслей производственной сферы………………24
2.3. Анализ производственной и социальной инфраструктуры………………33
2.4. Минерально-сырьевая база республики и ее использование…………….35
2.5. Направления развития внешнеэкономической деятельности в УР……...39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

       Причина роста расходов - систематический рост расходов россиян произошел в основном за счет увеличения стоимости продуктов и услуг. Причем в России отмечается рост доли затрат на приобретение продуктов питания и оплату услуг, снижение – на непродовольственные товары. Первоочередные затраты – на покупку продовольствия для дома, одежды и обуви, оплату услуг по содержанию жилья. Рост доходов из-за улучшения качества жизни населения.

Экспорт товаров

       Экспорт – вывоз за границу товаров, услуг и капитала для реализации на внешних рынках. Экспорт выступает как результат международного разделения труда и служит материальной предпосылкой импорта; выручка от экспорта является основным источником средств для оплаты импорта.

       С 2000 по 2008 годы – наблюдается стабильный рост объема экспортируемых товаров.

       В 2009 году – резкий спад экспорта, вызванный уменьшение спроса на экспортируемые Россией товары в других странах (особенно заметен в сырьевых отраслях)

       2010 год отметился высокой динамикой роста экспорта.

Импорт товаров

       Это ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.

       При импорте товаров в Россию обязателен ряд процедур, которые называются таможенной очисткой товара. Это понятие подразумевает таможенное оформление, выплату таможенных платежей, документальную легализацию товара и прочие мероприятия. Конкретный перечень процедур зависти от того, какой именно товар ввозится.

       Анализируя изменение импорта товаров в РФ за период с 1999 по 2010 годы, можно отметить следующее:

       1999-2008 – стабильный рост объема импортируемых товаров.

       2009 – резкий спад объема импорта, который был вызван: значительной девальвацией рубля, сокращением физических объемов импортных поставок, снижение потребительского и инвестиционного спроса.

       2010 – Значительный рост импорта. Постепенное приближение к докризисным показателям, выросла доля машин и оборудования, текстильных изделий и обуви, продукции химической промышленности, продовольственных товаров и сырья для их производства. Почти в 4 раза увеличился импорт алкогольных и безалкогольных напитков, в 3,5 раза – зерновых культур. Вдвое больше стали ввозить растительного масла и овощей, в полтора раза – сахара. Импорт молочных продуктов увеличился на 43%, фруктов и орехов – на треть, мяса и субпродуктов – на четверть, рыбы – на 15%, при этом поставка табака уменьшилась на 21%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ состояния  и развития экономического потенциала  УР

2.1 Социальное  развитие и занятость населения

2.1.1. Занятость  населения

       По численности занятых в экономике, Удмуртия входит в первую половину рейтинга регионов России - 29-е место с 755,4 тысячами человек.

       В индустриальных регионах России экономическая активность населения, как правило, выше. Это характерно и для Удмуртии, где уровень экономической активности населения (69,3%) заметно выше среднего по стране и по Приволжскому ФО (66,8%). Для сельской местности республики этот показатель также повышен (68%, при среднем по РФ - 63%), что связано с более широким распространением несельскохозяйственной занятости.

       Структура занятых по уровню образования смещена в сторону общего образования - среднего и основного, которое типично для занятых в сельской местности и рабочих поселках. Не имеют профессионального образования более трети занятых в республике, это серьезный социальный риск в кризисный период из-за пониженной адаптивности и мобильности данной группы населения. Благодаря специализации на машиностроении и отраслях ВПК в республике много специалистов, закончивших технические ВУЗы, поэтому доля имеющих высшее образование среди занятых почти не отличается от средней по ПФО.

       Для республики характерен высокий уровень занятости в промышленности. При этом в высокодоходной нефтедобыче работает всего 1,5% занятых. В условиях нового кризиса индустриальная структура занятости усиливает социальные риски для Удмуртии. Структурной проблемой рынка труда республики является также пониженная доля занятых в малом предпринимательстве (11%) и в секторе услуг.

       В 2011 году в Удмуртии продолжается реализация Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда УР, утвержденная постановлением Правительства УР от 17 января 2011 года № 3.

       Для участия в программе в 2011 году представили документы 43 организации (на временные работы заключено 3 договора, трудоустроено 462 чел; на стажировку - 20 договоров, проходят стажировку по полученной профессии 48 выпускников; на опережающее обучение работников, находящихся под угрозой увольнения, - 7 договоров, повышают свою квалификацию, либо получают вторую профессию 235 чел.; на опережающее профессиональное обучение работников - 1 договор на 9 рабочих мест; на профессиональную переподготовку врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения УР на 2011-2012 годы - 5 договоров на 16 рабочих мест). Также заключено 220 договоров на предпринимательскую деятельность.

        Анализируя динамику численности безработных в 2000-2010 гг. (тыс. чел) -  наблюдается увеличение числа безработных в 2010 году по сравнению с 2001 годом на 17,8 тыс. чел, по сравнению с 2009 годом - на 3,4 тыс. чел.

       Таким образом, уровень безработицы в 2010 году увеличился по сравнению с 2001 годом на 1,9 %, по сравнению с 2009 годом - на 0,6 %.

       Причина стагнации на рынке труда - медленный рост экономики республики. Адаптация рынка труда идет в основном через механизм скрытой безработицы. Доля занятых неполное время выше средней по стране (4-5% от всех занятых), а при более точном подсчете по крупным и средним предприятиям она достигает 7-8%. Практика неполной занятости особенно широко распространена на машиностроительных предприятиях (до 15-20% занятых в целом).

       Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы во втором квартале 2011 году составила 40749 чел., из них нашли работу 28711 чел. Состав граждан, обратившихся за содействием в поиске работы - во 2 кв. 2011 года большая часть обратившихся - работавшие по профессии рабочего, по возрасту - граждане 19-29 лет.

        В 2010 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось 49330 чел. (2 кв.), что на 8581 чел. больше по сравнению с 2011 годом; нашли работу 37533 чел., что на 5822 чел. больше, чем в 2011 году.

       Из числа граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы преобладают граждане, уволившиеся по собственному желанию - 8457 человек; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва - 3197 человек; уволенные с предприятий по соглашению сторон - 3102 человека; ранее не работавшие, ищущие работу впервые - 4129 человек; работники, уволенные по сокращению численности или штата с предприятий г. Ижевска, - 1097 человек.

       По состоянию на 2 кв. 2011 года - большое число граждан находится в статусе безработных от 1 до 4 месяцев, среди них большинство - женщины, жители сельской местности и граждане в возрасте 16-29 лет. Инвалиды и жители многопрофильных городов занимают менее значимую часть в числе безработных.

Состав безработных по возрасту следующий:

26 чел. - 16-17 лет;

235 чел. - 18-19 лет:

1883 чел. - 20-24 лет;

1778 чел. - 25-29 лет;

1489 чел. – предпенсионного возраста:

8723 чел. - других возрастов.

       В 2011 году направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 1400 безработных граждан (1572 - в 2010 г.).

       В настоящее время в режиме сокращённой рабочей недели работают 4354 человека на 22 предприятиях, 97 сотрудников на 1 предприятии находятся в простое по вине работодателя.

       С целью улучшения ситуации на рынке труда осуществляется Ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2011 год.

       Целями государственной политики в области занятости населения являются: повышение занятости населения; повышение экономической активности населения за счёт развития малого и среднего предпринимательства; сдерживание роста безработицы, вызванного негативным влиянием мирового финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в Удмуртской Республике; смягчение последствий массового высвобождения работников; содействие продуктивной занятости молодёжи.

       В соответствии с поставленными целями основными задачами в области занятости населения являются:

- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, организация обучения профессиям, соответствующим потребностям рынка труда;

- повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;

- дальнейшее развитие предпринимательской инициативы, стимулирование создания новых рабочих мест;

- смягчение последствий массового высвобождения работников;

- сдерживание роста регистрируемой безработицы, связанного с сокращением занятости населения;

- проведение мероприятий активной политики занятости на рынке труда;

- содействие развитию частных организаций, оказывающих услуги по предоставлению временного персонала;

- содействие занятости молодёжи;

- обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу;

- эффективное расходование бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию активных программ занятости.

       Реализация политики занятости в соответствии с поставленными целями и задачами позволит стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.

 

2.1.2. Социальное  развитие УР

        Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 г. № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» утверждён перечень республиканских, ведомственных целевых программ, реализуемых на территории Удмуртской Республики в 2010 году, состоящий из 59 программ.

       Одна программа из этого перечня была признана утратившей силу на основании постановления ГС УР от 14.12.2010 г. № 531-IV (РЦП «Обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой»).

       В 2010 году из указанного перечня не финансировалось пять программ. Фактически не финансировалось лишь 2 программы: РЦП “Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы” и ВЦП “Развитие и укрепление материально-технической базы государственной ветеринарной службы Удмуртской Республики на 2008-2010 годы”, поскольку по остальным трём программам финансирование на 2010 год не предусматривалось.

 

 

Наименование  целевой программы

Нормативный акт, утверждающий программу

Потребность в  финансировании на 2010 год, тыс.руб.

1

РЦП «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»

постановление Правительства  УР от 07.09.2009

 

№ 246

18600

2

РЦП «Развитие лесного  хозяйства Удмуртской Республики на 2010-2013 годы»

постановление Правительства  УР от 09.11.2009

 

№ 321

0

3

РЦП «Энергоэффективность в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»

постановление Правительства  УР от 15.03.2010 № 75

0

4

ВЦП «Развитие и укрепление материально-технической базы государственной  ветеринарной службы Удмуртской Республики на 2008-2010 годы»

постановление Правительства  УР от 18.06.2007 № 90

7000

5

ВЦП «Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы»

постановление Правительства  УР от 14.12.2009

 

№ 353

0


 

       Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год» утверждён перечень республиканских и ведомственных целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета Удмуртской

       Республики на 2010 год. Сопоставляя этот перечень с перечнем, утверждённым Законом «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы», можно отметить, что в него включены дополнительно республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» и ведомственная целевая программа дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда Удмуртской Республики, на 2010 год.

       Из числа 55 целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета республики в 2010 году, все программы, за исключением трёх, утверждены постановлениями Правительства Удмуртской Республики.

      Постановлениями Государственного Совета Удмуртской Республики утверждены следующие программы:

Информация о работе Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики