Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономический потенциал - совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Э. п. определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.
Удмуртская Республика (Удмуртия) — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, относится к Уральскому экономическому району. Столица — город Ижевск. Удмуртия расположена между реками Кама и Вятка. Граничит — на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Образована 4 ноября 1920 года. Численность населения к 2010 году составила — 1 526 304 человека. Плотность населения — 36,3 чел./км², удельный вес городского населения — 67,8 %.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Определение и сущность экономического потенциала РФ………………….4
1.1. Определение и компоненты экономического потенциала………………...4
1.2. Нормативно-правовое регулирование экономического потенциала……...5
1.3. Основные социально-экономические показатели РФ……………………...9
2. Анализ состояния и развития экономического потенциала Удмуртской республики……………………………………………………………………….17
2.1. Социальное развитие и занятость населения……………………………...17
2.2. Состояние и развитие отраслей производственной сферы………………24
2.3. Анализ производственной и социальной инфраструктуры………………33
2.4. Минерально-сырьевая база республики и ее использование…………….35
2.5. Направления развития внешнеэкономической деятельности в УР……...39
Заключение……………………………………………………………………….47
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

ВЭД.docx

— 92.53 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ                  

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИ

 «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»       

Институт экономики и  управления                                                           

 Кафедра «Международных  экономических отношений и права»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Внешнеэкономическая деятельность региона»

На тему:

«Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики»

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ЗН (АТ и З)060600-63(к)                                 Н.В. Сырыгина

 

Руководитель:                                                                           Е. А. Левина

 

 

 

Ижевск, 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Определение и сущность  экономического потенциала РФ………………….4

1.1. Определение и компоненты  экономического потенциала………………...4

1.2. Нормативно-правовое регулирование  экономического потенциала……...5

1.3. Основные социально-экономические  показатели РФ……………………...9

2. Анализ состояния и  развития экономического потенциала  Удмуртской республики……………………………………………………………………….17

2.1. Социальное развитие  и занятость населения……………………………...17

2.2. Состояние и развитие  отраслей производственной сферы………………24

2.3. Анализ производственной  и социальной инфраструктуры………………33

2.4. Минерально-сырьевая база  республики и ее использование…………….35

2.5. Направления развития  внешнеэкономической деятельности  в УР……...39

Заключение……………………………………………………………………….47

Список литературы………………………………………………………………48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Экономический потенциал - совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную и с.-х. продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозки грузов, оказывать услуги населению в определённый исторический момент. Э. п. определяется количеством трудовых ресурсов и качеством их профессиональной подготовки, объёмом производственных мощностей промышленных и строительных организаций, производственными возможностями сельского хозяйства, протяжённостью транспортных магистралей и наличием транспортных средств, развитием отраслей непроизводственной сферы, достижениями науки и техники, ресурсами разведанных полезных ископаемых, т. е. элементами, составляющими в совокупности производительные силы общества; зависит от размеров национального богатства страны.

       Удмуртская Республика (Удмуртия) — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа, относится к Уральскому экономическому району. Столица — город Ижевск. Удмуртия расположена между реками Кама и Вятка. Граничит — на западе и севере с Кировской областью, на востоке — с Пермским краем, на юге — с Башкортостаном и Татарстаном. Образована 4 ноября 1920 года. Численность населения к 2010 году составила — 1 526 304 человека. Плотность населения — 36,3 чел./км², удельный вес городского населения — 67,8 %.

       Удмуртская Республика — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельскохозяйственным производством. В республике самая высокая в России концентрация оборонных предприятий. В республике богатые запасы нефти, за 2006 год было добыто 10,2 миллионов тонн, в 2008 г. выведен на проектную мощность нефтеперерабатывающий завод в г. Ижевск.

       Удмуртия занимает ведущее положение в России по выпуску отдельных видов товаров народного потребления. В республике производится 80% российских охотничьих и спортивных ружей, 67% отечественных мотоциклов, значительна доля предприятий в производстве радиоаппаратуры и медтехники.

 

 

 

1. Определение  и сущность экономического потенциала  РФ

1.1. Определение  и компоненты экономического  потенциала

       Категория «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» (СЭПНХСС) представляет собой явление сложное по структуре и многоаспектное по сути, а также по роли и значению для развития общества и государства. Поэтому СЭПНХСС в теории и практике мирового и национального хозяйствования трактуется весьма неоднозначно в зависимости от того, с какой стороны и с каких позиций осуществляется подход к рассмотрению сущности, состава, роли, места и значения этого потенциала в масштабе национального и мирового хозяйства.

       В теории и практике мирохозяйствования пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки СЭПНХСС, но и отсутствует единство во мнениях о методологических принципах и методических подходах к оценке этого потенциала (принципы формирования единой интеграционной оценки, состав показателей, включаемых в оценку, и способы их экспертной оценки).

       Тем не менее, обобщив все имеющиеся в научной литературе мнения и подходы к пониманию сущности и состава СЭПНХСС, оценке его роли и значения в практике национального хозяйствования, совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития.

       Наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т.п.

       ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической деятельности на территории страны в течение длительного срока (не менее года). Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.

       При оценке постоянного объема ВВП как измерителя или характеристики (параметра) СЭПНХСС необходимо принимать во внимание также влияние естественных условий, которые объективно оказывают воздействие на уровень возможной реализации СЭПНХСС. Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на размер и структуру СЭПНХСС, его динамику в каждом конкретном периоде:

·   объем и доступность  располагаемых ресурсов экономики;

·   достигнутый уровень  развития технического прогресса;

·   накопленный страной  потенциал в области научных  исследований, уровень подготовки кадров, определяющий качество трудовых ресурсов страны.

 

1.2. Нормативно-правовое  регулирование экономического потенциала

       Одно из основных направлений деятельности государства - управление экономикой. Это наиболее емкая сфера общественных отношений, включающая отрасли материальной и нематериальной сферы. Управление экономикой осуществляется в разных направлениях. Это, прежде всего,

-формирование правовой  базы рыночных отношений,

-создание административных  структур для осуществления государственного  регулирования,

-участие государства  в производстве (функционирование  государственных, муниципальных  унитарных предприятий),

-осуществление национализации  и приватизации,

-регулирование развития  отдельных отраслей народного хозяйства.

        Обширные пространства нашей страны обусловливают различия в темпах и масштабах социально-экономического развития конкретных регионов. С одной стороны, внедрение рыночной экономики предполагает создание единого экономического пространства. С другой - огромные различия географических, климатических, демографических и иных объективных условий и, как следствие, диспропорции в социально-экономическом развитии регионов подталкивают к увеличению их самостоятельности и субъективной автономности.

     Таким образом,  в экономической сфере перед  Российским государством стоят  две основные задачи:

-     снижение неравномерности  в развитии различных территорий;

-     повышение  уровня развития экономики в  каждом отдельно взятом регионе.

      В идеальном варианте, к которому стремится каждое государство, уровень жизни населения, который напрямую зависит от уровня развития экономики, должен быть одинаково высоким в любой точке данной страны. Однако на практике такого эффекта добиться крайне сложно. Огромная территория и специфика отдельных регионов Российской Федерации не позволяет устанавливать единые правила регулирования экономики только на федеральном уровне. Также нецелесообразно управлять из центра каждым конкретным регионом. Однако предоставление чересчур больших полномочий субъектам федерации и муниципальным образованиям для самостоятельного решения местных экономических проблем также нежелательно, так как в итоге это может привести к исчезновению единого экономического пространства, которое необходимо для нормального развития всего государства в целом. Таким образом, необходимо найти золотую середину, баланс общегосударственных и региональных интересов.

       Государственное управление любой сферой общественных отношений осуществляется посредством права. Поэтому правовой инструментарий, который используется государством для регулирования экономики, гармоничность его структуры и сбалансированное распределение прав и обязанностей между различными уровнями органов государственной власти имеет чрезвычайно важное значение.

      Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы регулирования экономики, можно разделить на следующие группы:

1) правовые акты о разграничении  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ, в  том числе в экономической  сфере, а также о статусе  региональных органов, осуществляющих  организацию и управление экономической  деятельностью в регионе;

2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления  в сфере экономики;

3) договоры и соглашения  по вопросам межрегионального  взаимодействия и отношений с  федеральным центром.

4) Нормативно-правовые акты  о разграничении компетенции  органов государственной власти  и органов местного самоуправления.

       В первую группу, прежде всего, входит Конституция РФ, где перечислены вопросы исключительного ведения Российской Федерации (ст. и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К числу предметов исключительного ведения федерального центра в сфере регулирования экономики относятся:

- федеральная государственная  собственность и управление ею (п. «д»);

- федеральные программы  в области экономического развития  Российской Федерации (п. «е»);

- установление правовых  основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное  регулирование, денежная эмиссия,  основы ценовой политики; федеральные  экономические службы, включая федеральные  банки (п. «ж»);

- федеральный бюджет; федеральные  налоги и сборы; федеральные  фонды регионального развития (п.  «з»);

- федеральные энергетические  системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся  материалы; федеральные транспорт,  пути сообщения, информация и  связь (п. «и»);

- внешнеэкономические отношения  Российской Федерации (п. «л»);

- отрасли права, обеспечивающие  нормальное функционирование экономических  правоотношений, а именно гражданское,  гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное право.

      В число вопросов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования экономики включаются владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, трудовое законодательство и пр.

      Очевидно, что Конституция закрепляет способы регулирования экономики и разграничение полномочий различных уровней государственной власти в самом общем виде. Более подробные нормы устанавливаются федеральным законодательством.

       Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.

       Основы правового статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, их взаимоотношения определяет Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». При этом на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возлагаются полномочия по разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического его развития, в том числе управление и распоряжение собственностью субъекта РФ и переданной ему в управление федеральной собственностью, разработка и исполнение бюджета субъекта РФ и т.д. Данный нормативно-правовой акт также устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Информация о работе Экономический потенциал региона на примере Удмуртской Республики