Экономический кризис 90-х в Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Нынешнее столетие ознаменовалось двумя великими экономическими экспериментами. Исход первого, социалистического эксперимента, начавшегося в наиболее крайней форме в России в 1917 г., сегодня ясен. Вторым экспериментом является возврат социалистических стран к принципам рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

экономическ кризис в росии.docx

— 63.04 Кб (Скачать)

 

Таким образом, причины социально-экономического кризиса в России можно разделить  на три основные группы:

 

1.             Причины, которые были унаследованы  Россией от бывшего СССР.

 

-                почти полное или тотальное  огосударствление экономики, и,  соответственно, собственности;

 

-                наличие глубоких диспропорций  в экономике (76 % средств производства  и 24% средств потребления);

 

-                антидемократический характер в  государственном управлении собственностью  и экономики, т.е. абсолютное  преобладание командно-административных  рычагов в управлении;

 

-                концентрация 96% всей собственности  в руках всесоюзных министерств  и ведомств;

 

-                отчуждение трудящихся от средств  производства и результатов труда,  от самого процесса труда, что  проявлялось, прежде всего, в  отсутствии действенных стимулов  к труду, к господству "уравниловки";

 

-                чрезмерная централизация при  перераспределении национального  дохода через государственный  бюджет;

 

-                процветала политика ограбления  села, которая выражалась в перекачивании  значительной части созданного  здесь национального дохода в  пользу промышленности, прежде всего  через механизм цен;

 

-                огромный физический (около 60%) и  моральный износ (около 90%) основных  фондов, низкая производительность  труда.

 

2.             Те причины, которые вызваны  действиями "реформаторов" в 90-е  гг

 

-                разрыв хозяйственных связей  со странами бывшего СССР;

 

-                отсутствие научно обоснованной  стратегии трансформации административно-командной  системы в более развитую и  совершенную экономическую систему;

 

-                упразднение государственного управления  и активное внедрение рыночных  рычагов, которые использовались  в развитых странах мира почти  столетие назад;

 

-                доминирование идеологии свободной  рыночной экономики в законодательных  органах;

 

-                политика шоковой либерализации  цен и ликвидация трудовых  сбережений;

 

-                отсутствие комплексной военно-технической  политики государства;

 

-                принятие многочисленных законов,  постановлений, распоряжений правительства,  которые в результате непосильного  налогового пресса поставили  в невыгодное положение производителя  и в привилегированное положение  посредника;

 

-                отсутствие надежной финансово-банковской  системы, госконтроля за деятельностью  коммерческих банков;

 

-                бездумное воплощение программ  западных экспертов в практику, в том числе различных международных  экономических организаций, напр., мирового банка;

 

-                мафиозно-номенклатурный характер  разгосударствления и приватизации;

 

-                массовый отток капитала за  границу;

 

-                отсутствие необходимого инвестиционного  климата;

 

-                чрезмерное расширение управленческого  аппарата;

 

-                чрезмерный налоговый пресс.

 

3.             Причины связанные с сущностью  трансформации существующей в  стране экономической системы,спецификой  переживаемого переходного периода,  который, как свидетельствует  опыт других стран, развивается  в форме различных глубинных  кризисов, потрясений. Они обусловлены  содержанием и направленностью  процесса трансформации более  развитой общественно экономической  формации в менее развитую.

 

4. Финансовые кризис России  и экономический рост

 

 

 

Российская экономика  после либерализации цен и  внешней торговли включена в глобальные процессы не только экспортом сырьевых и импортом потребительских и  инвестиционных товаров, но и, во все  большей степени, своей финансовой системой. Изоляция крупного национального  хозяйства от мировых процессов  в наше время нереальна и невозможна. Однако все большая интеграция в  мировые финансовые рынки повышает требования к устойчивости национальной финансовой системы.

 

События последнего года наглядно показали, что страны, где нет  сложившейся устойчивой частной  финансовой системы, в которых существует чрезмерное политическое влияние на экономическую политику и высока степень концентрации богатства, сталкиваются с трудностями системного характера, проявляющимися даже в условиях экономического роста.

 

Основной результат финансового  кризиса 1997 г. состоит в уходе  части капитала с нарождающихся  рынков, к числу которых принадлежит  и Россия. Хотя уход носит в общем  временный характер, возвращение  на эти рынки будет сопровождаться повышением "рисковой" составляющей при кредитовании и, как результат, общим ростом стоимости заимствования. В ближайшие годы западные банки  и фонды будут рассматривать  страны с нарождающимися рынками, включая  Россию, как сферу высокорискованных  вложений.

 

Это ведет, по крайней мере, к двум последствиям. Первое - такой  подход крупных инвесторов окажет сдерживающее воздействие на саму возможность  реализации на еврорынке российских ценных бумаг - как федеральных, так  и (особенно) муниципальных и корпоративных. Второе, что даже более существенно - принципы финансирования экономики  в странах с нарождающимися рынками  должны будут измениться. Учитывая вероятное удорожание доступа к  ресурсам мирового финансового рынка, страны будут вынуждены в большей мере полагаться на внутренние источники капитала. Реальный путь к этому - проведение взвешенной кредитно-денежной политики, оздоровление финансового сектора, эффективный контроль за финансовыми институтами в целях предотвращения их крахов. Это станет одной из основных российских задач российского правительства на ближайшие годы.

 

В условиях кризиса, как обычно, стала возрастать роль СМИ и различных  аналитических служб, зарабатывающих на неопределенности. Россия уже столкнулась  с понижением своего рейтинга в мае 1998 г. вместе с девятью банками. Вновь  возникла проблема имиджа страны в  глазах инвесторов, которые часто  реагируют на сообщения телевидения  и не могут сами объективно оценить  состояние экономики страны.

 

Процессы макростабилизации, формирования национальных финансовых систем протекают трудно и сравнительно медленно на фоне мгновенных перемещений  капитала в глобальной экономике. Складывается ситуация, в которой значительные массы капитала следуют не за объективной, а за "любой" информацией об экономике той или иной страны, причем эти массы сравнимы по масштабам  с такими экономическими показателями как ее бюджетный или внешний  дефицит. Мощность и конвульсивность  этих потоков создают проблемы для  правительств, ответственно подходящих к своим планам и обязательствам в области макроэкономики и структурных  преобразований, которые могут быть прерваны бегством капиталов и крахом национальной валюты по внешним и, в  сущности, случайным причинам, включая  реакцию на сходные события в  соседних странах. Эта новая проблема встала и перед международными финансовыми  организациями, которые обычно рассматривали  создание хорошего климата для портфельных  инвестиций как универсальный метод  привлечения капитала и финансирования дефицитов текущих балансов.

 

Финансовый кризис в России начался осенью 1997 г. под воздействием извне, но прежде всего хрупкость  собственной финансовой системы, высокая  доля иностранного спекулятивного капитала, вложенного в государственные бумаги и акции ведущих предприятий, поставили Россию в зависимость  от общей мировой системы рисков и доходности. Стабилизация производства в России к осени 1997 г. сопровождалась ростом курсов акций, перестройкой балансов коммерческих банков, падением ставок процента - т.е. процессами, характерными для периода раннего подъема  в деловом цикле среднеразвитой страны с рыночной экономикой.

 

Сводный индекс Российской торговой системы с января по середину октября 1997 г. вырос втрое. Рост курсов акций  выглядел вполне закономерным в преддверии ожидавшегося подъема, однако он касался  ограниченного круга крупнейших компаний. В основе повышения курса  акций лежали ожидания прироста доходов  от финансовых операций в противоположность  реальной динамике производства и, соответственно, прибыли и дивидендов. В этих условиях, несмотря на внешне успешное развитие рынка корпоративных бумаг, любой  ощутимый удар по нему не мог не привести к тяжелым последствиям.

 

Важным свойством российской кредитно-денежной системы является особая роль доллара как в обороте  предприятий, так и в активах  населения. Фактически это означает, что скорость оборота денег, степень  жесткости кредитно-денежной политики ослабляется не только офшорными  операциями, но и постоянной возможностью для инвесторов и населения перевода своих активов из рублей в доллары  и обратно. Недоверие вкладчиков, долларизация личных расчетов, потребность  в оборотном капитале со стороны  малого теневого бизнеса исключают  легкость связывания доходов населения  в форме сбережений. Фактически доллары  составляют в России примерно 46% всей денежной массы. При этом больше половины всей денежной массы существует в  наличной форме, опять-таки в основном в виде долларов на руках у населения (его верхних слоев). В результате население располагает большей  массой ликвидных активов, чем вся  остальная экономика.

 

В России длительное время  бытовала легенда о 20-30 млрд. долларов сбережений населения, которые надо лишь привлечь к накоплению. Эти  миллиарды фактически существуют (в  размере порядка 25 млрд. по нашей  оценке), но только как ресурсы населения  и рабочий капитал теневых  малых фирм; так что этот "инвестиционный мираж" не может материализоваться. Растущая долларизация личных сбережений в последние годы, возможно, отражает скрытое прямое инвестирование сбережений в малый бизнес, минующее регистрацию  фирм, банковские трансакции и уплату налогов. Положительный ли это факт - зависит от угла зрения: хорошо с  точки зрения восстановления роста  экономики, но безусловно является симптомом "враждебности" инвестиционного  климата, загоняющего накопления в  подполье. На протяжении последних  нескольких лет формальное вытеснение доллара из видимого кассового оборота  не предотвратило постоянное увеличение роли и веса долларов в личных сбережениях  при сокращении доли вложений в банковских вкладах и ценных бумагах.

 

В числе причин обострения кризиса российского финансового  рынка в январе 1998 г. можно указать  следующие:

 

-                расширение спроса на доллары  со стороны нерезидентов, продолжавших  выводить свои средства с российского  рынка; 

 

-                действия российских банков по  скупке долларов;

 

-                спекулятивная атака на рубль  извне; 

 

-                продолжавшийся финансовый кризис  в Юго-Восточной Азии;

 

-                снижение мировых цен на нефть.

 

Третья волна финансового  кризиса в мае 1998 г. произошла  на фоне усиления внутриполитической нестабильности, ставшей результатом  затяжного правительственного кризиса  и фактического начала предвыборной кампании 1999-2000 гг. В этой связи для  западных инвесторов вполне убедительны  тревожные оценки состояния российской экономики, которые дают эксперты СМИ  и рейтинговых агентств. Правительственный  кризис и появление затем в  Правительстве группы новых руководителей, стоящих перед необходимостью решать сложнейшие проблемы, доставшиеся в  наследство от прежнего кабинета, совпали  с рядом внешних факторов, которые  резко осложнили проведение экономической  политики.

 

Среди более частных причин обострения недоверия внешних инвесторов сыграло свою роль вступление в силу закона об особенностях распоряжения акциями РАО "ЕЭС", который однозначно был расценен иностранными инвесторами  как нарушение прав акционеров. Трудности  с приватизацией крупных компаний типа Роснефти в условиях биржевого  спада не являются чем-то экстраординарным в мире, но в мае 1998 г. несостоявшаяся приватизация также оказала негативное воздействие на рынки. Свою роль в  обострении кризиса в мае сыграли  и другие факторы, например, введение временной администрации в Токобанке, входящем в число 20 крупнейших коммерческих банков России. Доля иностранных инвесторов в акционерном капитале Токобанка  составляет 17%. Применение экстренных мер в отношении такого крупного банка служит для инвесторов признаком  общей нестабильности российской банковской системы.

 

Серьезным фактором, влияющим на поведение инвесторов в России, является ожидание девальвации рубля. В значительной мере такие ожидания порождены крайне сложной ситуацией  на российских финансовых рынках, когда  меры по поддержанию рубля должны сопровождаться действиями по снижению доходности ГКО и стабилизации фондового  рынка. Многим инвесторам явно не дают покоя лавры Дж. Сороса, заработавшего  когда-то миллиард долларов на спекуляции на курсе фунта стерлингов. С учетом того, что курс рубля (с учетом инфляции) рос в течение трех лет, а валютные резервы ЦБ остаются сравнительно небольшими по международным понятиям - 14-15 млрд. долл. (по сравнению с 56 млрд. дол. в  Бразилии осенью 1997 г. - см. вставку).

 

Но рубль устоял трижды благодаря резким и координированным мерам Правительства и ЦБ. Первоначально  возникшая теория заговора против рубля, прозвучавшая в СМИ в середине мая, постепенно сошла на нет, поскольку  игра на финансовых рынках - это принципиально  важно. Фактически российские власти показали инвесторам, что не собираются лишать их всех прибылей за счет девальвации. Более важно то, что девальвация  в условиях кризиса не решает проблемы, вызывая новый отток "разочарованных" инвесторов, и может привести к  глубокому падению курса национальной валюты. Как бы ни развивались события  в дальнейшем, новое Правительство  и ЦБ справились с выбором приоритетов  и в последний момент сумели удержать рынок. Соображения ряда банкиров и  инвесторов по поводу того, что девальвация  рубля неизбежна, не оправдались.

 

Ситуация перед кризисом 1997 г. характеризовалась явными успехами макростабилизации, но органической слабостью  платежного баланса и зависимостью от притока краткосрочного иностранного капитала - общая болезнь всех стран, задетых кризисом 1997 г. Первые десять месяцев 1997 г. экономическая программа  бразильского правительства предполагала поддержание валютного коридора, расширение приватизации и проведение денежно-кредитной политики, оказавшейся  недостаточно жесткой для экономики, столь сильно зависящей от иностранного капитала. Кризис международных финансовых рынков отразился и на рынке Бразилии. Для поддержания курса реала  в конце октября Центральный  банк был вынужден потратить за три  дня 9,5 млрд. долл. из валютных резервов.

Информация о работе Экономический кризис 90-х в Росии