По мнению сотрудников
центра политических технологий РФ, в
августе-сентябре 1998 г. политическому
режиму, созданному. Б. Н. Ельциным, был
нанесен самый мощный удар за всю
историю его существования, после
которого под вопросом оказалась
сама возможность его выживания.
Каковы же причины того катастрофического
положения, в котором в настоящее
время оказалась на, того кризиса,
который создал реальную угрозу самому
существованию российского общества
и государства? Что касается экономических
причин кризиса, то здесь прежде всего
надо отметить глубокое несоответствие
историческим, политическим, экономическим
и социально-психологическим условиям
России той программы реформ, которая
была навязана режиму Б. Н. Ельцина извне,
со стороны МВФ и стоящих за
ним Соединенных Штатов. Это сейчас
признают и те, при чьем участии
осуществлялись российские "реформы".
Так, бывший советник правительства
России, директор Института международного
развития при Гарвардском университете
(Кембридж - Массачусетс) Д. Сакс в интервью
газете "Новые Известия" (7 октября
1998 г.) заявил, что "именно МВФ виновен
во многих бедах России. Эта организация,
которая давно уже нуждается
в глубоких реформах, а в конечном
счете и в роспуске ...давала безусловно
плохие и крайне неудачные советы
вашему правительству и финансистам,
как решать проблемы экономики. МВФ
стал по существу посредником между
западным миром и Россией, при
этом сама эта организация упрямо,
не обращая внимания на других, проводила
ошибочную политику по вливанию миллиардов
в Россию (но не в ее экономику), которые
благополучно тут же разворовывались
вашей верхушкой и "друзьями правительства".
Трансформация государственной экономики
и государственной собственности в России
пошла по пути реформ, ориентированных
на рентную прибыль (спекулятивный капитал),
полную либерализацию цен, свободную игру
рыночных сил в финансовой сфере при упразднении
регулирующей роли государства в сфере
экономики. На вооружение была взята монетаристская
модель реформ, так называемая "шоковая'
терапия", которая после большевистской
индустриализации и коллективизации стала
очередным бессовестным и жестоким актом
насилия над российским обществом. Общество
же не сумело своевременно распознать
ущербный для страны характер навязанных
извне реформ и не нашло в себе разума
и сил, чтобы успешно противодействовать
их осуществлению, что, как уже отмечалось,
привело к катастрофическим последствиям
для страны и ее народа. Обвальный отпуск
цен, введение внутренней конвертируемости
рубля, неограниченная либерализация
рынка способствовали тому, что население
и предприятия лишились 99% своих сбережений
и накоплений. Была разрушена покупательная
способность российского рынка, без чего
не может развиваться производство. Страна
оказалась на пороге гиперинфляции. Рубль
в интересах наживы российских и зарубежных
спекулянтов был искусственно обесценен
более чем в 6000 раз. Население было посажено
на нищенскую зарплату, началось его массовое
обнищание. Если в 1990 г. в СССР было, по
подсчетам зарубежных наблюдателей, 1,5%
бедных, то в 1993 г. ниже прожиточного минимума
жила треть населения России[2]. Произошло
неслыханное обеднение государства. Из-за
развала производства и низкого сбора
налогов оно оказалось не в состоянии
платить заработную плату бюджетникам,
составляющим большинство занятого на
производстве населения России.
Другой причиной кризиса
стала чубайсовская "ваучерная
приватизация" - величайший в истории
обман народа и небывалое ограбление
страны. Приватизация превратилась в
раздачу государственной собственности
за Мизерную цену узкой группе лиц
и нанесла огромный ущерб производству,
ибо новые собственники меньше всего
думали о его развитии и эффективности.
На начало конфискационной либерализации
цен в 1992 г. сбережения населения
и накопления предприятий оценивались.
Примерно в 1 трлн. рублей при тогдашней
стоимости всех Основных фондов в
стране около 2 трлн. рублей. Имевшихся
у населения и предприятий
средств было вполне достаточно, чтобы
проводить демократическую приватизацию
с целью создания "среднего класса"
и класса мелких производителей в
интересах производства и благосостояния
народа. Но эти средства были умышленно
экспроприированы посредством обвальной
либерализации цен, чтобы расчистить
путь для концентрации собственности
в руках финансовой олигархии - опоры
авторитарного режима Ельцина и
проводника американских интересов
в России. Мафиозно-спекулятивный
олигархический капитал разорил
страну, подорвал производство как
основной источник поступления налогов
и силы государства. Как отмечал
российский экономист В. Квинт, семь
лет своего правления Б. Н. Ельцин
и его окружение являлись не гарантами
конституции и рыночных демократических
реформ, а легальным прикрытием клептократии,
разграбившей страну и вывезшей за
рубеж сотни миллиардов долларов[3].
Еще одной причиной кризиса
стала опора в проведении реформ
не на собственные силы, ибо промышленный,
сельскохозяйственный, научно-технический,
оборонный потенциал был подорван,
а на иностранные кредиты, импорт
продовольствия и товаров народного;
потребления. Эффективность расчета
на иностранные кредиты и импорт
была весьма сомнительна, ибо кредиты
разворовывались, а импорт подрывал собственное
производство. Произошла "долларизация"
экономики, что подрывало авторитет и
устойчивость национальной валюты. По
данным Института экономики РАН, объем
наличных долларов у населения в сентябре
1998 г. составлял 30 млрд., а у "челноков"
- 10-15 млрд. Это значительно превышало объем
денежной рублевой массы (180 млрд. рублей
или по тогдашнему курсу 10-18 млрд. долларов).
Свыше 40% денежного потока страны представлены
в иностранной валюте и неподконтрольны
Центральному Банку РФ[4].
Нарастанию и углублению
кризиса, наконец, способствовали махинации
и аферы на российском финансовом
рынке со стороны международных
и отечественных спекулянтов. С
середины 1995 г, когда появилась система
ГКО-ОФЗ с процентными ставками,
достигавшими 200-300%, началась "мавродизация"
российской экономики, строительство
гигантской государственной "финансовой
пирамиды", которая рано или поздно
должна была рухнуть, что и произошло
17 августа 1998 г.
3. Политические причины
экономического кризиса в России
Политическими причинами
российского кризиса экономики
стали следующие.
Во-первых, навязанная в 1993 г.
российскому обществу авторитарная
Конституция и созданная на ее
основе государственная система, отдавшая
в руки Б. Н. Ельцина всю исполнительно-декретную
власть и лишившая российское общество
возможности корректировать или
отвергать через парламент, в
том числе и с помощью импичмента,
разрушительный политический и экономический
курс президента. Эта Конституция
открыла широкий простор для
разнузданного произвола в стране,
которая на протяжении советской
истории уже испытала на себе и
культ личности Сталина, и волюнтаризм
Хрущева.
Во-вторых, в стране фактически
отсутствовали разделение властей
и принцип управления ею со стороны
парламентского большинства, избранного
населением РФ.
В-третьих, цепная реакция
распада Советского Союза перекинулась
на многонациональную Россию. Начался
парад суверенитетов первоначально
в национальных республиках, а затем
в краях и областях. Вслед за
пирамидой ГКО может рухнуть
и пирамида российской государственности,
построенная на основе весьма своеобразно
понятого федерализма, когда в ряде
российских регионов государственный
суверенитет РФ ограничен, а каждый
третий закон, принимаемый субъектами
РФ, противоречит Конституции и законам
России. На ее политической карте появились
несколько десятков авторитарных корпоративно-олигархических
режимов, превративших в пустой звук конституционные
права, граждан, честные выборы, свободу
прессы, независимость судов. Экономическое
пространство России раздроблено на полусуверенные
региональные анклавы, территориальные
отделения федеральных структур находятся
в полной зависимости от региональных
властей. Страна стоит перед угрозой дальнейшего
развала и потери единой государственности,
а русский народ - перед перспективой разобщения
и деградации.
Общим результатом политики
псевдореформ, которую начала 90-х
гг. проводило российское руководство,
стала национальная трагедия для
страны и ее народа. Экономическая,
политическая, социальная стабильность
страны разрушена, основы ее безопасности
подорваны. За период с 1992 по 1997 гг., произошло
падение ВВП 50% (ныне он составляет 10%
американского), промышленной продукции
- на 55%, жизненного уровня населения - на
60%, капиталовложений - на 50-60%. Запад
беспрепятственно, без всякого противодействия
со стороны властей перекачано 300
млрд. долларов в основном награбленного
капитала[5]. Страну из-за нищенской
зарплаты и бедности покинуло около
200 тыс. ученых и специалистов. Произошла
деградация науки, среднего и высшего
образования, здравоохранения, культуры,
вооруженных сил. Россия откинута в
разряд развивающихся стран. По выражению
3. Бжезинского, она превратилась в
зияющую "черную дыру". По оценкам
западных экономистов, Россия может
вернуться к уровню экономического
развития 1990 г. лишь в 2010-2015 гг[6]. Развал
производства товаров и продуктов
питания правительства псевдореформаторов
компенсировали импортом из-за рубежа
на кредиты, получаемые с Запада, импорта
во внутреннем потреблении России превысила
50%, в городах этот показатель доходил
до 50-60%, Москве - до 80%. Страна утратила
продовольственную безопасность. В
громадном выигрыше от этого оказались
зарубежные производители, а собственное
производство захирело. Продовольственная
зависимость превратилась в мощное
орудие политического давления на Россию.
Псевдореформы в России отрицательно
сказались на возможностях интегрироваться
в мировую экономику. Прием России
в "семерку" индустриальных стран
оказался сугубо формальным актом, не
более чем признаком благоволения
Запада к нынешнему российскому
президенту. Россия еще до финансового
краха выбыла из "десятки" крупнейших
экономических держав мира и не может
претендовать на место выше 15 или 16.
Россия находится на 6 месте в
мире по численности населения, на 70
- по объему ВВП на душу населения. Этот
показатель вдвое ниже среднемирового
и в 10 раз ниже уровня США. Удельный
вес РФ в мировом ВВП - 1,9%, Россия
вчетверо уступает США по размеру
экспорта на душу населения и занимает
по этому показателю примерно 70 место
в мире[7]. В стране отсутствуют
инвестиции, без которых невозможно
возрождение экономики. В результате
"шоковой терапии" Россия перестала
быть желанным экономическим партнером
не только для развитых, но и развивающихся
стран. По этой же причине она не
могла выполнять роль маяка и
ведущей силы рыночных реформ и мотора
интеграции в рамках СНГ. Страна находится
в финансовой зависимости от Запада
и не исключено подчинение РФ западному
диктату в решении актуальных
международных проблем. Глубокий раскол
общества, противостояние режима и
народа, ситуация приближающегося экономического
коллапса и социального взрыва, возможной
гражданской войны, если режим вступит
на путь насильственной диктатуры - таковы
были итоги правления. Б. Н. Ельцина
и его окружения к концу
лета 1998 г.
Всех этих зол можно
было бы избежать, если бы в России начались
рыночные преобразования, ориентированные
на повышение эффективности производства,
его модернизацию и структурную
перестройку по средством демократической
приватизации при сохранении в руках
государства полномочий, направленных
на создание благоприятных политических,
правовых, организационных и психологических
условий для нормального функционирования
социального рыночного хозяйства,
при минимальных издержках для
населения. Иначе говоря, если бы ставка
была сделана не на спекулятивный, а
на производственный капитал, использование
тех громадных производственных
мощностей, которыми страна располагала
к началу 1992 г.
В этом случае можно было
бы начать с приватизации мелких и
средних предприятий, а затем
начать приватизировать крупные. Не
потребовалось бы разорять население
страны, которое могло бы стать
активным участником демократической
приватизации, а такая приватизация,
в свою очередь, способствовала бы появлению
среднего класса в России. Благосостояние
населения в этом случае не только
бы не пострадало, но и могло быть
повышено, что содействовало бы социальной
и политической стабильности общества,
предотвратило бы дискредитацию
демократии и рыночных реформ. Трансформация
государственной собственности
в частную и акционерную при
Одновременном реформировании хозяйственного
механизма, создании рыночной инфраструктуры
и активной микроэкономической политике
сопровождалась бы модернизацией производства,
повышением его эффективности, появились
бы благоприятные возможности для
конверсии военной промышленности.
Не произошло бы столь сильной
девальвации рубля и страна не
погрузилась бы в состояние гиперинфляции.
Укрепив свою производственную
базу на новой рыночной основе, Россия
смогла бы перейти к постепенной
контролируемой конвертируемости рубля,
к разумной интеграции своей экономики
в мировое хозяйство. Российское
руководство смогло бы избежать унизительной
участи быть постоянным просителем иностранных
кредитов, избавило бы страну от финансовой
зависимости от МВФ и США и
от бремени громадных внешних
долгов. Перед российским обществом
при наличии среднего класса открылись
бы благоприятные возможности создания
подлинно демократической государственности
на принципах разделения властей, многопартийности,
демократического парламентаризма.
На альтернативной политике
настаивали не только патриотические
силы России, которым были небезразличны
национальные интересы страны. К ней
призывали российские и западные
экономисты, среди которых было много
лауреатов Нобелевской премии. Они
предупреждали, что "шоковая терапия"
и монетаристские реформы заведут
Россию в тупик. Но к этим предупреждениям
ни Ельцин, ни его окружение не прислушались.
Было ли это результатом дремучего
недомыслия или злого умысла - вопрос
остается пока открытым. Но несомненно,
что глубокие корни разрушительных
процессов, потрясших Россию, во многом
связаны с низким уровнем политической
и моральной культуры ее правящих
кругов. Интересы захвата и удержания
власти для них стояли и стоят
выше национальных интересов страны.
Это особенно проявилось на современном
этапе развития социально-политического
кризиса в России, подтверждением
этого стали, как уже отмечалось,
события в августе-сентябре 1998 г.
Причины этих событий во многом были
связаны с внешними факторами: кризисом
в Юго-Восточной Азии, начавшимся
осенью 1997 г. и падением мировых цен на
нефть. Первоначально российское руководство
пыталось отмахиваться от азиатского
кризиса, делать вид, что он для России
даже выгоден, поскольку заставит иностранных
инвесторов, покидающих "переоцененные"
рынки в ЮВА, устремиться на недооцененный
рынок России, обеспечив поток необходимых
для нее инвестиций. Однако перелива капиталов
из ЮВА в Россию не произошло. Зарубежные
инвесторы были напуганы социально-экономическим
кризисом в России, ее политической нестабильностью.
Их не устраивали и условия вложения капиталов,
отсутствие законодательной базы для
защиты иностранных инвестиций. Поэтому
рискованным доходам в России они предпочли
вложение капитала в промышленно развитых
странах, прежде всего в США, где при скромном
процессе существует абсолютная гарантия
сохранности капитала, особенно при низкой
инфляции и устойчивых темпах развития
экономики. Что же касается России, то
здесь не произошло не только увеличения
инвестиций, но резко сократились доходы
от экспорта в результате падения мировых,
цен на нефть.
Крах финансовой и банковской
системы в России был также
отчасти связан со спекуляциями на
бирже с участием иностранных
инвесторов и отечественных банкиров,
которые рассчитывали, вызвав финансовый
кризис, скупить затем за бесценок
упавшие бумаги. Однако, судя по глубине
кризиса, за этим стояли более серьезные
и фундаментальные внутренние причины.
Как полагает известный экономист
А. Н. Быков, победа над инфляцией
монетаристскими методами, что ставили
себе в заслугу "реформаторы",
обернулась ее конвертацией в многомиллиардные
неплатежи как бюджетникам, так
и между хозяйственными объектами
по их обязательствам перед бюджетом.
Имевшиеся же средства были потрачены
на проведение президентской выборной
кампании в 1996 г., на выполнение обязательства
президента закрыть в 1997г. проблему
задолженности по пенсиям и зарплатам.
Но эта проблема в следующем году
возникла вновь, а бюджет был подорван
и восстановить его не удалось
даже с помощью жесткого секвестра.
Покрывать дефицит за счет кредитов
ЦБР, т. е. путем дополнительной эмиссии,
правительству было запрещено и
поэтому инструментами покрытия
дефицита стали перманентные заимствования
на внутреннем и внешнем рынке
путем выпуска высокодоходных гособлигаций
в рублях и валюте, в основном
краткосрочных, погашаемых в течение
года, что привело к резкому
росту государственного долга. В
мае 1998 г. он: превысил 700 млрд. рублей только
в виде ценных бумаг без учета
обязательств государства перед
пенсионным фондом, бюджетниками, регионами
и т. д. Другим источником затыкания
бюджетных дыр стали займы
международных финансовых институтов,
прежде всего МВФ и Всемирного
банка, предоставляемые на жестких
условиях, расходящихся с задачами
социально-экономического развития страны.
Займы увеличивали внешнюю задолженность
РФ, которая к 1998 г. достигла 214млрд,
долларов. На ее обслуживание в 1997 г. требовалось
30% государственного бюджета, а в 1998
г. 36% государственных расходов[8]. Бюджетный
кризис усугублялся непомерными
тратами на содержание разбухшего государственного
аппарата, нереформируемой армии, социально-коммунальной
системы, массовым недобором налогов,
льготами и субсидиями естественным
монополиям и связанным с властями
олигархическим структурам, бедствующим
и поддерживаемым сверху регионам,
массовой коррупцией во всех эшелонах
власти. Это подталкивало ко все
возрастающему выпуску гособлигаций.
Все это образовывало гигантскую
государственную "пирамиду". Круг
покупателей гособлигаций постоянно
расширялся.
Для спасения завышенного
курса рубля от девальвации и
остановки бегства капитала из России
ЦБР пошел на резкое повышение
ставки рефинансирования до 150%, истратил
значительную часть золотовалютного
резерва на валютные интервенции. Эти
меры сократили возможности для
финансирования реального сектора,
парализовали межбанковское кредитование,
ослабили валютное обеспечение государственных
долговых обязательств. Власти также
пошли на усиление распродажи госсобственности
и ужесточение фискальной политики,
но и это не могло спасти государство
от финансового краха. Расплачиваться
по своим внутренним и внешним
обязательствам ему было нечем. Поэтому
и появилось заявление Правительства
и ЦБ РФ, одновременно обрушившее курс
рубля и означавшее дефолт в отношении
внутренней и внешней задолженности,
т. е. по существу финансовое банкротство
страны.