Экономический анализ Российских реформ на примере Пенсионной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ пенсионной реформы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление о различных этапах проведения пенсионных реформ в России. Вторая глава посвящена анализу пенсионной реформы. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года проводится в третьей главе.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ ...............................................................................................................................................4
1.1 Первый этап – 1990–1994 годы: пенсии – компенсация потерь перехода....6
1.2 Второй этап – 1995–2001 годы: кризис в пенсионном обеспечении, реформа на повестке дня.....................................................................................................9
1.3 Третий этап – 2002–2008 годы: реализация пенсионной реформы..............16
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ...................19
2.1 Финансовое положение Пенсионного фонда РФ в 2002–2005 гг..................19
2.2 Состояние Российской пенсионной системы..................................................25
2.3 Оценка перспектив российской пенсионной системы...................................30
2.4 Распределительные аспекты пенсионной реформы.......................................36
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА .............................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................50

Файлы: 1 файл

Экономический анализ реформы.doc

— 347.00 Кб (Скачать)

Введенные в России в 2002 г. базовые пенсии относятся по классификации к первой компоненте, страховые – ко второй, накопительные – к третьей. Четвертая компонента включает добровольное корпоративное страхование и запущенную в 2009 г. программу добровольных пенсионных накоплений работников, софинансируемых государством.  Радикальные изменения в российской пенсионной системе были проведены на фоне вступившей в силу в 2001 г. реформы социальных отчислений.

В 2005 г. шкала ЕСН была изменена, базовая ставка пенсионных отчислений снизилась с 28 до 20%. В  том же 2005 г. появился новый вид  выплат некоторым категориям пенсионеров: в ходе монетизации льгот часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты, которые составили существенную часть в общей структуре выплачиваемых пенсий. Основные показатели пенсионной системы в 2002–2010 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2. Основные показатели российской пенсионной системы

                   

Средний размер пенсии (руб/мес)

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего

1 379,0

1 637,0

1 915,0

2 364,0

2 726,1

3 115,5

4 198,6

5 191,1

7 476,3

По старости

1 589,0

1 906,0

2 214,0

2 763,6

3 098,8

3 972,7

4 909,8

6 630,1

8 165,8

По инвалидности

1 157,0

1 363,0

1 576,0

1 981,7

2 183,4

2 875,4

3 492,2

4 784,0

5 136,5

По случаю потери кормильца

793,0

1 010,0

1 218,0

1 494,0

1 693,5

2 119,2

2 762,1

3 740,3

4 819,1

Социальная пенсия

1 032,0

1 180,0

1 296,0

1 798,4

1 878,7

2 724,0

3 007,0

4 244,5

4 730,5

Реальный размер пенсии, в процентах к предыдущему  году

116%

119%

117%

123%

115%

114%

135%

124%

144%

Соотношение средней  пенсии к прожиточному минимуму пенсионера

100%

102%

106,3%

97,8%

99,8%

101,6%

115,2%

126,6%

165,4%

Соотношение среднего размера  трудовых пенсий и среднемесячной заработной платы

32%

30,2%

28,9%

28,0%

26,0%

23,3%

24,8%

28,6%

36,2%

Источник: Расчеты по данным Росстата


 

Как можно видеть, по многим показателям 2000-е годы для пенсионного обеспечения были исключительно успешными. За восемь лет после начала реформы реальные размеры пенсий удвоились. Правда, средняя их величина до 2008 г. оставалась близкой к прожиточному минимуму пенсионера, однако нужно учитывать, что в 2005 г. состав корзины для его расчета был расширен. Несмотря на впечатляющий рост величины пенсий, в 2010 г. произошел переход к новому этапу пенсионной реформы. В числе важнейших новаций можно назвать следующие.

Реформирование  единого социального налога. ЕСН был заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно во внебюджетные фонды. Регрессивная шкала с тремя ставками заменена единой ставкой. В 2010 г. эффективная ставка осталась практически неизменной, однако новый порядок предотвращает последующее падение эффективной ставки, что было бы неизбежным при сохранении прежней шкалы ЕСН. Начиная с 2011 г. ставка пенсионных взносов повышена с 20 до 26%. Кроме того, налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, после некоторого переходного периода лишаются льгот.

Отмена базовой  части трудовых пенсий как их отдельной  составляющей. Базовые пенсии преобразованы в условно рассчитываемую часть страховой пенсии, индексируемую с использованием общего коэффициента. В дальнейшем ее размеры будут увязаны с длительностью трудового стажа; таким образом, первая компонента российской пенсионной системы окажется полностью ликвидированой.

Пересчет с  повышающим коэффициентом пенсионных прав, приобретенных до 01.01.1991 г. (проведена так называемая валоризация пенсионных прав). В 2010 г. выплаты по валоризации составили 1,1% ВВП, в 2013 г. ожидаются на уровне 1% ВВП.

Предоставление  социальных доплат пенсионерам, имеющим  пенсию ниже прожиточного уровня для  данного региона. В 2010 г. сумма доплат за счет федерального бюджета составила примерно 0,1% ВВП. Одновременно повышен уровень пенсий. В целом результатом всех нововведений стал рост трудовых пенсий в среднем на 44%.

 В целом проведенная  реформа носила экстенсивный  характер: суммарная величина всех ресурсов, направляемых на финансирование пенсий (в процентах ВВП), за два года увеличилась более чем в полтора раза. Резко возросла роль бюджетного финансирования трудовых пенсий, что свидетельствует об отходе от страховых принципов пенсионной системы. В то же время не были реализованы меры, повышающие эффективность использования пенсионных ресурсов. Более того, не сформулированы подходы к решению главной проблемы пенсионной системы – ожидаемого в ближайшие десятилетия быстрого старения населения.

 

2.3. Оценка перспектив  российской пенсионной системы

Несмотря на то, что  в 2002 г. была проведена радикальная  пенсионная реформа, в последнее  время все чаще ставится вопрос о  необходимости нового этапа реформирования пенсионной системы. Это объясняется, прежде всего, растущим разрывом между пенсиями и зарплатой. За 2002–2007 гг. рост средней зарплаты в реальном выражении (составивший 111%) вдвое превысил рост реальной пенсии (54%). В результате коэффициент замещения (соотношение средней величины пенсии к средней зарплате) упал почти на 9 процентных пунктов: с 31,6% в 2001 г. до 23,4% в 2007 г. Кроме того, несмотря на рост реальных размеров пенсий, их величина все еще лишь едва превышает прожиточный минимум пенсионера.

Главная угроза устойчивости пенсионной системы, как и во многих других странах, связана с неблагоприятными демографическими тенденциями. На начало 2010 г. численность пенсионеров по старости (31,1 млн человек) превосходила численность населения пенсионного возраста (30,7 млн). Согласно прогнозу Росстата, к 2030 г. численность населения в пенсионном возрасте увеличится на 9 млн, а населения в работоспособном возрасте снизится на 11 млн человек (рис. 7). В результате к 2030 г. соотношение численности населения в пенсионном и трудоспособном возрасте повысится с 36 до 52%, то есть ухудшится более чем в полтора раза. Изменение числа пенсионеров, приходящихся на одного работника, означает невозможность поддерживать сложившиеся соотношения пенсий и заработной платы.

 

 

 

 

Рис.7. Прогнозная численность трудоспособного и пенсионного возраста

Оценка качества пенсионной системы имеет несколько уровней. Минимальные требования состоят  в способности системы обеспечивать свои законодательно установленные  обязательства. Их несоответствие величине располагаемых финансовых ресурсов создает серьезную угрозу бюджетного кризиса. Одно из базовых условий состоит также в поддержании реальной величины назначенных пенсий (т. е. их индексации, по крайней мере, на инфляцию). Невозможность сделать это означала бы деградацию пенсионных выплат. Формально пенсии должны индексироваться с учетом роста цен и зарплаты в экономике, однако выплаты должны расти в пределах средств, имеющихся у Пенсионного фонда. Таким образом, повышение пенсий теоретически может отставать от инфляции.

Следующий уровень требований можно определить как способность  поддерживать по меньшей мере стабильное соотношение между величиной  пенсий и зарплаты. В этом случае относительное положение пенсионеров  по сравнению с работниками не ухудшается. Наконец, в идеале пенсионная система в обозримой перспективе должна обеспечивать достижение целевых соотношений между пенсиями и зарплатой. Как известно, Международная организация труда (МОТ) в качестве целевого ориентира рекомендует поддержание индекса замещения на уровне не ниже 40%. В 2010 г. в России соотношение средних размеров пенсии и зарплаты впервые достигло 35%. Этот рекордный для нас показатель значительно уступает средним уровням для развитых стран и формирующихся рынков. В развитых странах широко распространена система добровольного пенсионного страхования, что обеспечивает высокий общий уровень пенсионных выплат. Даже после резкого повышения в 2010 г. размер пенсий остается сравнительно низкими. Согласно данным таблицы 3, непосредственно на выплату пенсий в России в 2010 г. было направлено 8,2% ВВП. К этому следует добавить расходы на единые денежные выплаты, введенные в рамках монетизации льгот (в международной практике подобные выплаты рассматриваются как пенсии). В целом расходы на финансирование пенсий составляют почти 9% ВВП. Отметим, что в результате последней реформы пенсионные выплаты увеличились на 3,8 п. п. ВВП. Таким образом, за два года Россия перешла от уровня пенсионных расходов, типичного для формирующихся рынков, к уровню, в 1,5 превышающему этот уровень и превосходящему среднюю по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) долю пенсионных расходов.

Таблица 3. Расходы на выплату пенсий в России (% ВВП)

           
 

2007

2008

2009

2010

2011*

Трудовые пенсии

4,2

4,3

5,9

7,6

7,4

Социальные и другие пенсии за счет федеральнго бюджета

0,3

0,3

0,5

0,6

0,6

Компенсационные выплаты  пенсионерам

0,6

0,5

0,6

0,7

0,7

Всего

5,1

5,1

7

8,9

8,7

Справочно: удельный вес  бюджета в финансировании пенсий

24

28

45

60

46

* Закон о бюджете Пенсионного фонда на 2011 - 2013 гг


 

Важное предположение  при построении перспектив состояло в том, что шкала ЕСН будет  индексироваться в меру роста  средней зарплаты. Это означает стабилизацию эффективной ставки пенсионных отчислений. Другое предположение касается отношений пенсионной системы с федеральным бюджетом. После того как в 2005 г. были снижены ставки социальных отчислений, потери пенсионной системы были частично компенсированы выделением дополнительных (сверх ЕСН) трансфертов на финансирование трудовых пенсий. Закон о бюджете на 2008–2010 гг. предусматривает увеличение трансфертов с 0,9% в 2005–2007 гг. до 1,6% ВВП в 2010 г. Вместе с тем вряд ли можно и дальше продолжать политику наращивания пенсионных трансфертов, поскольку уже в 2009 г. федеральный бюджет станет практически сбалансированным. При анализе последствий сохранения действующей пенсионной системы предполагается, что размеры (в % ВВП) трансфертов в Пенсионный фонд за счет общих доходов бюджета будут оставаться неизменными.

Прогнозируемые ресурсы пенсионной системы представлены в таблице 4. Они свидетельствуют о том, что на протяжении всего анализируемого периода поступления в пенсионную систему в процентах ВВП будут расти за счет всех составляющих. Напротив, выплаты в период между 2010 г. и 2030 г. стабилизируются в процентах ВВП, поскольку будут отсутствовать либо оставаться незначимыми суммарные выплаты накопительных пенсий.

Таблица 4. Баланс ресурсов и выплат пенсионной системы, %

Показатели

Годы

2005

2010

2020

2030

2040

2050

Ресурсы:

Пенсионные взносы

4,1

4,7

4,9

4,9

5,1

5,3

Трансферты за счет общих  доходов бюджета

0,9

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

Инвестиционный доход  от пенсионных накоплений

0,0

0,1

0,7

1,9

3,0

3,5

Всего поступления

5,0

6,4

7,2

8,3

9,7

10,4

Выплаты:

Базовая пенсия

2,0

2,4

2,5

2,5

2,6

2,6

Страховая пенсия

2,8

3,0

2,7

2,5

2,6

2,7

Накопительная пенсия

0,0

0,0

0,0

0,3

1,3

2,6

Всего выплаты

4,8

5,5

5,3

5,3

6,5

7,9


Источник: данные Росстата

Проанализировав прогноз ресурсов для пенсионных выплат с прогнозом  числа пенсионеров (табл.5), можно сделать вывод, что реальный уровень пенсий в ближайшие несколько десятилетий будет расти. Однако темпы роста существенно снижаются: после быстрого повышения в 2003–2010 гг. рост пенсий резко замедлится в следующие два десятилетия до уровня 2,5–3% в год.

Таблица 5. Прогнозные среднегодовые  темпы роста реальной величины зарплаты и трудовой пенсии, %

Показатели

Годы

2002-2010

2011-2020

2021-2030

2031-2040

2041-2050

2002-2050

Средняя заработная плата

11,8

5,9

4,1

4,5

4,2

6,0

Средняя трудовая пенсия

9,2

2,5

3,0

6,0

5,5

5,1

Информация о работе Экономический анализ Российских реформ на примере Пенсионной реформы