Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:40, курсовая работа
Целью моей работы является анализ пенсионной реформы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление о различных этапах проведения пенсионных реформ в России. Вторая глава посвящена анализу пенсионной реформы. Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года проводится в третьей главе.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ ...............................................................................................................................................4
1.1 Первый этап – 1990–1994 годы: пенсии – компенсация потерь перехода....6
1.2 Второй этап – 1995–2001 годы: кризис в пенсионном обеспечении, реформа на повестке дня.....................................................................................................9
1.3 Третий этап – 2002–2008 годы: реализация пенсионной реформы..............16
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ...................19
2.1 Финансовое положение Пенсионного фонда РФ в 2002–2005 гг..................19
2.2 Состояние Российской пенсионной системы..................................................25
2.3 Оценка перспектив российской пенсионной системы...................................30
2.4 Распределительные аспекты пенсионной реформы.......................................36
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА .............................................................38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................................50
Введенные в России в 2002 г. базовые пенсии относятся по классификации к первой компоненте, страховые – ко второй, накопительные – к третьей. Четвертая компонента включает добровольное корпоративное страхование и запущенную в 2009 г. программу добровольных пенсионных накоплений работников, софинансируемых государством. Радикальные изменения в российской пенсионной системе были проведены на фоне вступившей в силу в 2001 г. реформы социальных отчислений.
В 2005 г. шкала ЕСН была изменена, базовая ставка пенсионных отчислений снизилась с 28 до 20%. В том же 2005 г. появился новый вид выплат некоторым категориям пенсионеров: в ходе монетизации льгот часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты, которые составили существенную часть в общей структуре выплачиваемых пенсий. Основные показатели пенсионной системы в 2002–2010 гг. приведены в таблице 2.
Таблица 2. Основные показатели российской пенсионной системы | |||||||||
Средний размер пенсии (руб/мес) |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего |
1 379,0 |
1 637,0 |
1 915,0 |
2 364,0 |
2 726,1 |
3 115,5 |
4 198,6 |
5 191,1 |
7 476,3 |
По старости |
1 589,0 |
1 906,0 |
2 214,0 |
2 763,6 |
3 098,8 |
3 972,7 |
4 909,8 |
6 630,1 |
8 165,8 |
По инвалидности |
1 157,0 |
1 363,0 |
1 576,0 |
1 981,7 |
2 183,4 |
2 875,4 |
3 492,2 |
4 784,0 |
5 136,5 |
По случаю потери кормильца |
793,0 |
1 010,0 |
1 218,0 |
1 494,0 |
1 693,5 |
2 119,2 |
2 762,1 |
3 740,3 |
4 819,1 |
Социальная пенсия |
1 032,0 |
1 180,0 |
1 296,0 |
1 798,4 |
1 878,7 |
2 724,0 |
3 007,0 |
4 244,5 |
4 730,5 |
Реальный размер пенсии, в процентах к предыдущему году |
116% |
119% |
117% |
123% |
115% |
114% |
135% |
124% |
144% |
Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера |
100% |
102% |
106,3% |
97,8% |
99,8% |
101,6% |
115,2% |
126,6% |
165,4% |
Соотношение среднего размера трудовых пенсий и среднемесячной заработной платы |
32% |
30,2% |
28,9% |
28,0% |
26,0% |
23,3% |
24,8% |
28,6% |
36,2% |
Источник: Расчеты по данным Росстата |
Как можно видеть, по многим показателям 2000-е годы для пенсионного обеспечения были исключительно успешными. За восемь лет после начала реформы реальные размеры пенсий удвоились. Правда, средняя их величина до 2008 г. оставалась близкой к прожиточному минимуму пенсионера, однако нужно учитывать, что в 2005 г. состав корзины для его расчета был расширен. Несмотря на впечатляющий рост величины пенсий, в 2010 г. произошел переход к новому этапу пенсионной реформы. В числе важнейших новаций можно назвать следующие.
Реформирование единого социального налога. ЕСН был заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно во внебюджетные фонды. Регрессивная шкала с тремя ставками заменена единой ставкой. В 2010 г. эффективная ставка осталась практически неизменной, однако новый порядок предотвращает последующее падение эффективной ставки, что было бы неизбежным при сохранении прежней шкалы ЕСН. Начиная с 2011 г. ставка пенсионных взносов повышена с 20 до 26%. Кроме того, налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения, после некоторого переходного периода лишаются льгот.
Отмена базовой части трудовых пенсий как их отдельной составляющей. Базовые пенсии преобразованы в условно рассчитываемую часть страховой пенсии, индексируемую с использованием общего коэффициента. В дальнейшем ее размеры будут увязаны с длительностью трудового стажа; таким образом, первая компонента российской пенсионной системы окажется полностью ликвидированой.
Пересчет с повышающим коэффициентом пенсионных прав, приобретенных до 01.01.1991 г. (проведена так называемая валоризация пенсионных прав). В 2010 г. выплаты по валоризации составили 1,1% ВВП, в 2013 г. ожидаются на уровне 1% ВВП.
Предоставление социальных доплат пенсионерам, имеющим пенсию ниже прожиточного уровня для данного региона. В 2010 г. сумма доплат за счет федерального бюджета составила примерно 0,1% ВВП. Одновременно повышен уровень пенсий. В целом результатом всех нововведений стал рост трудовых пенсий в среднем на 44%.
В целом проведенная реформа носила экстенсивный характер: суммарная величина всех ресурсов, направляемых на финансирование пенсий (в процентах ВВП), за два года увеличилась более чем в полтора раза. Резко возросла роль бюджетного финансирования трудовых пенсий, что свидетельствует об отходе от страховых принципов пенсионной системы. В то же время не были реализованы меры, повышающие эффективность использования пенсионных ресурсов. Более того, не сформулированы подходы к решению главной проблемы пенсионной системы – ожидаемого в ближайшие десятилетия быстрого старения населения.
2.3. Оценка перспектив российской пенсионной системы
Несмотря на то, что в 2002 г. была проведена радикальная пенсионная реформа, в последнее время все чаще ставится вопрос о необходимости нового этапа реформирования пенсионной системы. Это объясняется, прежде всего, растущим разрывом между пенсиями и зарплатой. За 2002–2007 гг. рост средней зарплаты в реальном выражении (составивший 111%) вдвое превысил рост реальной пенсии (54%). В результате коэффициент замещения (соотношение средней величины пенсии к средней зарплате) упал почти на 9 процентных пунктов: с 31,6% в 2001 г. до 23,4% в 2007 г. Кроме того, несмотря на рост реальных размеров пенсий, их величина все еще лишь едва превышает прожиточный минимум пенсионера.
Главная угроза устойчивости пенсионной системы, как и во многих других странах, связана с неблагоприятными демографическими тенденциями. На начало 2010 г. численность пенсионеров по старости (31,1 млн человек) превосходила численность населения пенсионного возраста (30,7 млн). Согласно прогнозу Росстата, к 2030 г. численность населения в пенсионном возрасте увеличится на 9 млн, а населения в работоспособном возрасте снизится на 11 млн человек (рис. 7). В результате к 2030 г. соотношение численности населения в пенсионном и трудоспособном возрасте повысится с 36 до 52%, то есть ухудшится более чем в полтора раза. Изменение числа пенсионеров, приходящихся на одного работника, означает невозможность поддерживать сложившиеся соотношения пенсий и заработной платы.
Рис.7. Прогнозная численность трудоспособного и пенсионного возраста
Оценка качества пенсионной
системы имеет несколько
Следующий уровень требований
можно определить как способность
поддерживать по меньшей мере стабильное
соотношение между величиной
пенсий и зарплаты. В этом случае
относительное положение
Таблица 3. Расходы на выплату пенсий в России (% ВВП) | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011* | |
Трудовые пенсии |
4,2 |
4,3 |
5,9 |
7,6 |
7,4 |
Социальные и другие пенсии за счет федеральнго бюджета |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
Компенсационные выплаты пенсионерам |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
Всего |
5,1 |
5,1 |
7 |
8,9 |
8,7 |
Справочно: удельный вес бюджета в финансировании пенсий |
24 |
28 |
45 |
60 |
46 |
* Закон о бюджете Пенсионного фонда на 2011 - 2013 гг |
Важное предположение при построении перспектив состояло в том, что шкала ЕСН будет индексироваться в меру роста средней зарплаты. Это означает стабилизацию эффективной ставки пенсионных отчислений. Другое предположение касается отношений пенсионной системы с федеральным бюджетом. После того как в 2005 г. были снижены ставки социальных отчислений, потери пенсионной системы были частично компенсированы выделением дополнительных (сверх ЕСН) трансфертов на финансирование трудовых пенсий. Закон о бюджете на 2008–2010 гг. предусматривает увеличение трансфертов с 0,9% в 2005–2007 гг. до 1,6% ВВП в 2010 г. Вместе с тем вряд ли можно и дальше продолжать политику наращивания пенсионных трансфертов, поскольку уже в 2009 г. федеральный бюджет станет практически сбалансированным. При анализе последствий сохранения действующей пенсионной системы предполагается, что размеры (в % ВВП) трансфертов в Пенсионный фонд за счет общих доходов бюджета будут оставаться неизменными.
Прогнозируемые ресурсы пенсионной системы представлены в таблице 4. Они свидетельствуют о том, что на протяжении всего анализируемого периода поступления в пенсионную систему в процентах ВВП будут расти за счет всех составляющих. Напротив, выплаты в период между 2010 г. и 2030 г. стабилизируются в процентах ВВП, поскольку будут отсутствовать либо оставаться незначимыми суммарные выплаты накопительных пенсий.
Таблица 4. Баланс ресурсов и выплат пенсионной системы, %
Показатели |
Годы | |||||
2005 |
2010 |
2020 |
2030 |
2040 |
2050 | |
Ресурсы: | ||||||
Пенсионные взносы |
4,1 |
4,7 |
4,9 |
4,9 |
5,1 |
5,3 |
Трансферты за счет общих доходов бюджета |
0,9 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
Инвестиционный доход от пенсионных накоплений |
0,0 |
0,1 |
0,7 |
1,9 |
3,0 |
3,5 |
Всего поступления |
5,0 |
6,4 |
7,2 |
8,3 |
9,7 |
10,4 |
Выплаты: | ||||||
Базовая пенсия |
2,0 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
2,6 |
2,6 |
Страховая пенсия |
2,8 |
3,0 |
2,7 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
Накопительная пенсия |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,3 |
1,3 |
2,6 |
Всего выплаты |
4,8 |
5,5 |
5,3 |
5,3 |
6,5 |
7,9 |
Источник: данные Росстата
Проанализировав прогноз ресурсов для пенсионных выплат с прогнозом числа пенсионеров (табл.5), можно сделать вывод, что реальный уровень пенсий в ближайшие несколько десятилетий будет расти. Однако темпы роста существенно снижаются: после быстрого повышения в 2003–2010 гг. рост пенсий резко замедлится в следующие два десятилетия до уровня 2,5–3% в год.
Таблица 5. Прогнозные среднегодовые темпы роста реальной величины зарплаты и трудовой пенсии, %
Показатели |
Годы | |||||
2002-2010 |
2011-2020 |
2021-2030 |
2031-2040 |
2041-2050 |
2002-2050 | |
Средняя заработная плата |
11,8 |
5,9 |
4,1 |
4,5 |
4,2 |
6,0 |
Средняя трудовая пенсия |
9,2 |
2,5 |
3,0 |
6,0 |
5,5 |
5,1 |
Информация о работе Экономический анализ Российских реформ на примере Пенсионной реформы