Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:17, курсовая работа
Как известно, процесс глобализации в современном мире используется для цели эксплуатации ресурсов слаборазвитых и развивающихся стран мира глобальными силами и подчинения этих стран своим влияниям во всех сферах. Другими словами, индустриальные государства хотят при помощи игры в глобализацию завладеть всем миром и подчинить ресурсы слаборазвитых и развивающихся стран своим интересам.
Введение.
Экономические связи.
Влияние внешних экономических связей на экономику.
Национальное правительство в эпоху глобализации экономики.
Заключение.
Литература.
Третья уникальная характеристика глобальной экономики - возрастающее международное разделение труда. Для развитых стран сырьевая экономика стала маргинальной; экономика становится все менее материалоемкой (в микрочипах доля сырья и энергии - 2 %); информация как результат и как ресурс вообще не требует ни сырья, ни энергии. А успешное развитие «новых индустриальных стран» во многом определяется выбором «своего» места в МРТ и приспособлением к тем структурным изменениям, которые происходят на Западе.
Дематериализация мирового производства
и международного обмена - все большее
значение финансово- денежные и организационные
факторы производства и научно-технический
потенциал. Решающую роль в конкурентоспособности
играют именно эти факторы. Новая
технология становится самым ходовым
товаром на мировом рынке. Беспрецедентно
возрастает глобальная мобильность
высокоэффективных
Ни одна фирма не может долгое время обладать монопольным правом на новую технологию, не упуская своего лидерства. В условиях массовой диффузии технологии, главным преимуществом компании является своевременный переход на новое производство и вынос устаревшей технологии в другие страны на выгодных для себя условиях. Чтобы быть лидером, надо одновременно производить и продавать во всех частях мирового хозяйства. В глобальной экономике главной предпосылкой успеха стало обладание рынком, а не природными ресурсами. Рассчитывать на высокий уровень жизни можно лишь после подключения к мировому рынку.
Сегодня ни одна компания в одиночку не может одновременно вести работу по многим направлениям, что связано с высоким риском и затратами. Происходит создание стратегических альянсов на базе контрактной деятельности без объединения собственности. Во многих отраслях - производство компьютеров, средств связи, авиатехника - чрезвычайно быстро растут абсолютные затраты вложений в НИОКР и резко повышает заинтересованность ТНК в объединении своих исследовательских потенциалов. В западной литературе такие новые формы организации бизнеса в глобальном масштабе получили название «виртуальные корпорации» - единое образование с огромными возможностями, представляющие собой результат «сложения» партнерских связей, устанавливаемых по мере необходимости. Создание групп специалистов из разных компаний, работающих коллективно над проектом с помощью компьютерных сетей, функционирующих в режиме реального времени станет обыденным явлением.
Национальные правительства
Спустя 20 лет после того, как произошел нефтяной кризис в 1973 г., нефть остается стратегическим товаром. «Нефтяной шок» 70-х казался пиком нефтяного национализма. Это было время, когда экономика зависела от мнений министров нефти стан ОПЕК и борьбы с несправедливостями колониализма. Это было начало Нового международного экономического порядка (НМЭП), который рассматривался как перераспределение богатства с Севера на Юг.
Однако сейчас экспортеры нефти уяснили, что они также нуждаются в импортерах, как и импортеры в них. Производители обеспечивали производство нефти для продажи, а потребители обеспечивали рынок нефти. Война в Персидском заливе показала им решающее значение нефти в глобальном балансе сил и взаимозависимость между потребителями и потребителями.
И, наконец, еще одна уникальная характеристика глобальной экономики - потребность в сотрудничестве в решении проблем охраны окружающей среды, таких, как "озоновая дыра", кислотные дожди,, глобальное потепление, истощение водных ресурсов и потеря лесного покрова. Действия отдельной страны или даже нескольких стран, чтобы найти ответ на этот вызов, бесполезны.
Транснациональный характер экологических,
экономических и
Послевоенный период - период ключевой роли национального правительства в «государстве всеобщего благосостояния» - закончился в 80-х годах, когда в странах Запада произошла «неоконсервативная революция». Идеология сокращения государственного вмешательства в экономическую сферу была отражением новых реалий - утверждения глобальной экономики.
В условиях глобальной экономики экономические соображения почти всегда превалирует над политическими. В условиях глобальной экономики президентам, премьер-министрам и парламентариям отводится все менее важная роль. Теперь основная политическая задача заключается в модернизации политических структур для облегчения процесса глобализации экономики всех стран. Национальные правительства должны были примириться с повышением роли международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд и Мировой банк, на деятельности которого стоит остановиться подробнее.
Эти, т. н. «бреттон-вудские» учреждения, восполнили потребность в международных банках, оказывающих помощь, что способствовало быстрому развитию мировой экономики после второй мировой войны по сравнению с межвоенным периодом. Отсутствие таких учреждений в 1930-х гг. продлило и углубило «великую депрессию». После второй мировой войны, большинство стран мира испытывало недостаток инвестиционного капитала. Правительства, кроме Соединенных Штатов, не могли бы предоставить этот капитал, так были слишком бедны. Частные финансовые рынки были маленькими, а частные банки предпочитали не рисковать. Мировой банк заполнил некоторые из этих пробелов. Используя гарантии правительств, Банк был способен увеличить реальные фонды, которые он размещал с целью восстановления экономики, разрушенной второй мировой войной мира. Затем банк взял на себя более значительную и долгосрочную задачу поощрения экономического развития.
Тем не менее, Мировой Банк был основан в то время, когда правительства были главными экономическими факторами в мире. Тот факт, что Банку запрещалось предоставление займов, которые не предназначались или не гарантировались правительствами, первоначально не вызывал никакой проблемы. Поскольку частные секторы росли в развивающихся странах, стало ясно, что эффективность деятельности Мирового банка будет ограничена, если он не сможет найти пути для помощи этому сектору. Этот недостаток привел к основанию Международной Финансовой Корпорации (МФК) , которой разрешалось кредитование только частного сектора..
Все более и более, Банк также координировал действия других агентств-доноров и национальных правительств, что требовало от последних согласия с условиями предоставления займов, которые иногда рассматривались как нарушение национального суверенитета. МБ периодически созывал и руководил комиссиями стран-доноров. Такие встречи помогли сочетать национальные и многосторонние программы помощи для таких ключевых стран, как Индия или Мексика. Вопрос координации помощи также возникал в отношении региональных банков развития. До сих пор координация между Мировым банком и Межамериканским, Азиатским, и Африканским банками развития была неформальной. Группа Мирового банка должна играть большую роль в обеспечении того, чтобы эта координация была эффективной.
Более того, Мировой банк выступил в определенной степени действующим лицом в проведении политических реформ. Один из ведущих сотрудников Мирового банка Х. Оуэн отмечал, что Чехия, Венгрия, Польша, Словакия, и Словения избрали не только политическую демократию, но также ориентируемые на рынок экономические системы. Мировой банк и МФК предпринимали энергичные действия, чтобы помочь правительствам и частным секторам этих стран посредством экономических реформ закрепить политические изменения.
И Мировой банк, и МВФ взяли на себя некоторые функции всемирного правительства. Наибольшее внимание идея всемирного правительства привлекала к себе по завершении первой, а затем второй мировой войн, и тем не менее она не смогла реализоваться: Лига Наций и ООН оказались не в силах решить многие глобальные проблемы. Более реальный шанс достичь политического единства имеют региональные союзы государств, которые по уровню экономического и культурного развития недалеко стоят друг от друга: АСЕАН, Организация африканского единства и Организация американских государств, и, конечно, Европейского Союз, который дальше всех продвинулся по пути интеграции
Составляющими компонентами транснациональной экономики уже не являются только национальные государства, хотя несомненно большую роль все играют страны - лидеры. Но постепенно принятие решений во все большей мере переходит к региональным институтам (супранациональный уровень). Экономическая политика все больше определяется взаимодействием между регионами. Регионализм создает единицу, способную проводить эффективную торговую политику. Он создает механизм, способный к взаимодействию на принципах взаимности не только в торговле товарами, но в сфере услуг, инвестиций и интеллектуальной собственности. Самым ярким примером согласования интересов национальными правительствами является Европейский Союз.
Ныне европейская интеграция вступила в новый этап транснационализации власти. Маастрихтские соглашения 1991 г., которые создали правовую основу для Европейского Союза, максимально расширяют сферу действия транснациональных тенденций в европейской интеграции, обеспечивая гарантии их необратимости.
Договор вводит понятие «гражданского
союза» , в который включены граждане
стран-членов ЕС, что позволяет говорить
о формальном признании реального
наличия гражданского общества на транснациональном
уровне. Транснационализации власти
сопутствует
Исследователи, анализирующие содержание наднациональной власти в Европейском Союзе, в первую очередь обращают внимание на так называемый «дефицит демократии». Под этим подразумеваются, как правило, ограниченные полномочия Европейского парламента - единственного института ЕС, который избирается прямым голосованием граждан стран-участниц ЕС. Однако, в отличие от национальных парламентов, Европарламент так и не приобрел полномочий, свойственных традиционным представительным органам. Он лишен прав законодательной инициативы и полномочий ибо назначению и контролю над исполнительными органами ЕС. В Союзе основным законодательным органом остается Совет, состоящий из министров стран-членов. Особенно трудно происходит передача полномочий национального правительства на транснациональный уровень в наиболее чувствительной сфере безопасности, которая только в середине 90-х гг. постепенно становится предметом согласования в рамках ЕС.
Развитие глобальной экономики вызвало переосмысление понятия «национальной безопасности». После Второй мировой войны понятие «национальная безопасность» приобрело преимущественно военный характер, базирующийся на предположении, что главная угроза безопасности исходит от других стран. В 60-е годы мировые военные расходы составили 400 млрд. долл. (в ценах 1984 г.) или 4.7 % валового мирового продукта. С тех пор военные расходы росли быстрее, чем мировая экономика (в 1985 г. - 6 %). Резкое увеличение экспорта оружия стало причиной роста военных расходов в странах «третьего мира», темпы которого намного превышают показатели ПРС. В РС расходы на импорт оружия и военной техники заслонили расходы на импорт других товаров, включая зерно. Мировая торговля зерном росла почти на 12 % в год в 70-е- 80-е гг., но затем темпы ее роста были перекрыты торговлей оружием - 13 %. Семь из десяти крупнейших импортеров оружия - страны Ближнего Востока и Индия. Приоритеты развития стран все больше смещались в сторону дальнейшей милитаризации экономики. Расходы на военные исследования превосходили общие затраты на разработку новых технологий в области энергетики, здравоохранения, сельское хозяйство и охрану окружающей среды. Рост военных переворотов и заговоров в странах «третьего мира» отражали амбиции военных, которые мало подходили для руководства страной. Вооруженные силы в странах Африки лишь изредка использовались для отражения внешней агрессии, их основная задача заключалась в подавлении недовольства авторитарными режимами в пределах национальных границ.
В 90-е гг. акцент смещается от военной к экономической безопасности. Для определения влияния той или иной страны основную роль играет теперь ее экономическая, а не военная мощь. В течение почти всего послевоенного времени быстроразвивающаяся мировая экономика позволяла производить и больше пушек и больше масла. Сейчас для многих стран эти времена прошли. Милитаризация обескровливает экономику, снижая возможности для развития гражданских отраслей. Япония, имея минимальные расходы на оборону, занимает первое место в мире по экспорту капитала. золотовалютным резервам, помогают покрывать американскому государству финансовый дефицит и получать за это огромные проценты. Необходимо сделать выбор между продолжением милитаризации экономики и восстановлением ее ресурсообеспечивающей системы; решением проблемы внешнего долга.