Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель настоящей работы - анализ основных экономических последствий пятого и шестого расширения Европейского союза 2004-2007 годов для «старых» и новых членов группировки, оценка перспективных направлений внешнеэкономического сотрудничества России со странами ЕС.
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика Евросоюза
1.1. Организационная структура Европейского союза…………………………………….4
1.2. История расширения Европейского союза…………………………………………….9
Глава 2. Экономические последствия пятого и шестого расширения Европейского союза
2.1. Экономические последствия расширения ЕС в 2004-2007 годах для стран ЕС…….12
2.2. Экономические последствия вступления России в Европейский союз……………..18
Заключение…………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………
Пока в российском экспорте преобладают сырьевые товары, которые не подлежат сертификации, прямой ущерб для российской экономики от перехода новых членов ЕС на европейские технические стандарты и жесткие санитарные, фитосанитарные, экологические и прочие нормы будет не очень значительным (около 6,5 млн. евро в год). Однако в перспективе желательной для нас дифференциации товарной структуры российского экспорта и увеличения в нем доли готовой продукции, охватываемой сертификационными требованиями ЕС, размер ущерба может не просто возрасти, а практически закрыть доступ на рынки стран ЦВЕ изделиям российского машиностроения, осложнить наши поставки электроэнергии, негативно сказаться на сотрудничестве в области атомной энергетики, затруднить российский сельскохозяйственный экспорт. Приведение поставляемой в страны ЦВЕ продукции в соответствие с нормативами ЕС потребует от России модернизации экспортного производства, а ее сертификация по правилам ЕС - огромных финансовых расходов.
Ввиду топливно-сырьевой направленности российского экспорта в страны ЦВЕ особое значение для России имеют перспективы реализации новыми членами положений Энергетической политики ЕС. Последняя, в частности, содержит рекомендации лимитировать "в целях обеспечения энергетической безопасности" импорт энергоносителей на уровне 25-30% от объема потребления и диверсифицировать источники импортного снабжения энергоресурсами, ограничив долю отдельных стран 30%. Очевидно, что выполнение странами-кандидатами этих рекомендаций причинило бы России, удовлетворяющей до 75% их потребностей в энергетическом сырье, огромный ущерб. Серьезная угроза нависла над российскими поставками в центрально- и восточноевропейские страны топлива для АЭС. Официальные документы ЕС уже сегодня предписывают входящим в него странам ограничение доли импорта товаров ядерного цикла из одного источника на уровне 25%, тогда как Россия обеспечивает до 90% потребностей новых членов ЕС в ТВЭЛах. Некоторые страны уже начали частично замещать потребляемое российское ядерное топливо импортом из других стран.
Присоединение стран ЦВЕ к Единой аграрной политике ЕС (ЕАП) будет иметь для России двойной негативный эффект. С одной стороны, ожидаемая модернизация агропромышленных комплексов этих стран за счет средств Евросоюза и практикуемое в нем субсидирование сельхозпроизводителей из структурных фондов может увеличить поток дешевого продовольствия на российский рынок, что нанесет ущерб национальным товаропроизводителям.
С другой стороны, ярко выраженный протекционизм Единой аграрной политики ЕС сузит возможности российского сельскохозяйственного экспорта в страны ЦВЕ, сделав нашу продукцию на их рынках неконкурентоспособной. В целом размер возможного ущерба от ухудшения условий для российского сельскохозяйственного экспорта будет, в силу его небольшого объема, не столь значительным, как в других отраслях. Но наш агропромышленный комплекс, с его невысокой и неустойчивой рентабельностью, ощутит его достаточно остро.
Не меньшими, чем в торговле, могут оказаться негативные последствия вступления стран ЦВЕ в ЕС для развития современных форм экономического сотрудничества, выходящих за рамки традиционного обмена товарами. Речь, прежде всего, идет об инвестиционном сотрудничестве, создании совместных предприятий и производственной кооперации в обрабатывающей промышленности, о размещении российскими фирмами производства товаров и услуг на территории стран ЦВЕ. Современная мировая практика свидетельствует, что стабильное экономическое сотрудничество, как правило, базируется на совместной собственности. Действующие в ЕС правила конкуренции обеспечивают определенные преимущества при доступе к собственности для партнеров из стран Евросоюза, что может навсегда лишить российский бизнес возможности расширить свое присутствие в странах ЦВЕ.
Безусловно, негативным последствием расширения ЕС для сотрудничества России и стран ЦВЕ, с которым уже столкнулись обе стороны, является введение Шенгенского визового режима на новых восточных границах Евросоюза. Под влиянием ультимативного требования Европейской комиссии страны-кандидаты ввели визы для российских граждан уже за год-два до планируемого вступления в ЕС и примерно за пять лет до их присоединения к Шенгенской зоне. В итоге "безопасность" западноевропейского ядра ЕС обеспечена по максимуму, тогда как интересы России и ее граждан, как, впрочем, и объективные интересы стран ЦВЕ, практически проигнорированы. Трудно согласиться с утверждениями, что введение виз имело лишь разовый эффект. Очевидно, что оно будет и дальше негативно влиять на развитие взаимных связей - и не только деловых, но и культурных, научных и др.
Многие проблемы, возникающие в торгово-экономическом сотрудничестве России со странами ЦВЕ в связи с расширением ЕС, могли бы разрешиться в рамках Общего европейского экономического пространства ЕС и России (ОЕЭП), идея создания которого была выдвинута Евросоюзом и зафиксирована в итоговом коммюнике Московского (май 2001 г.) саммита лидеров России и ЕС. Однако, несмотря на громко заявленные на римском саммите Россия-ЕС планы политиков создать ОЕЭП уже к 2007 г., практическая реализация принятой концепции возможна лишь в более отдаленной перспективе.
Долгосрочные экономические последствия расширения Европейского Союза в значительной степени предопределяются тем, каким образом будут выстроены приоритеты сотрудничества между Россией и ЕС и какая правовая и организационная модель сотрудничества будет избрана на ближайшую перспективу.
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
Последствия расширения для стран ЕС:
1) Пятое и шестое расширение Европейского Союза были самыми амбициозными за всю историю Союза как по количеству присоединившихся стран, так и по сложности, поскольку новыми членами стали страны с разной и часто различной социальной и экономической историей
2) В течение всех 5 лет после расширения во всех странах ЕС наблюдался высокий экономический рост и рост ВВП;
3) Мировой экономический кризис сказался прежде всего на странах ЕС-12;
4) Основными проблемами в ЕС на сегодняшний день является: проблемы выхода из мирового финансового кризиса и связанные с ними – проблемы безработицы и миграции и проблемы принятия евро-валюты.
Последствия вступления в ЕС России неоднозначны. Из позитивных можно выделить:
- возможность взаимодействия с более емким единым рынком расширяющегося ЕС,
- стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упрощение деятельности российских компаний, уменьшение их расходов при заключении сделок.
Однако выгоду от расширения ЕС экономика России может ощутить лишь в перспективе, в то время как среди ближайших последствий этого процесса доминируют неоднозначные.
К негативным последствиям относятся: снижение конкурентоспособности российских компаний и ущерб от применения новыми членами ЕС антидемпинговых правил ЕС.
В целом можно сказать, что перспективы сотрудничества, а следовательно - и возможности нейтрализации многих потенциальных потерь, порождаемых расширением Евросоюза, будут критически зависеть от меняющейся в настоящее время ситуации в самой России.
Список литературы
1. Европейский Союз. Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. - М.: Инфра-М, 2008.
2. Т. М. Фадеева. Европейский союз и Российская Федерация. Две модели федерализма. – М.: ИНИОН РАН, 2007.
3. Евро - Денежные знаки Европейского Союза. – М.: ИнтерКрим-пресс, 2007.
4. Европейский Союз. Справочник. Издательство: Деловая литература, 2003 г.
5. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17
6. Официальный сайт канала Евроньюс: EuroNews.net
7. Официальный сайт Евростата: http://eurostat.com/
8. Официальный сайт Журнала «Новая Европа» http://n-europe.eu/
9. Официальный сайт Европейского союза: eur-op.eu.int.
10. Официальный сайт Международного агентства «Евробарометр: Eurobarometer.eu.int
Приложение 1
Данные по ВВП, ежегодному изменению ВВП, ВВП на душу населения и инфляции
Страны-члены | ВВП | ВВП | Госдолг[3] | Дефицит (-)/ | Инфляция | Безработица[4] |
Европейский союз [10] | 18,493.0 | 30,393 | 61.5 | -2.3 | 3.7 | 8.9 |
Германия | 3,653.3 | 35,441 | 65.9 | -0.1 | 2.8 | 7.7 |
Франция | 2,843.1 | 34,208 | 68.0 | -3.4 | 3.2 | 9.3 |
Великобритания | 2,833.2 | 36,522 | 52.0 | -5.5 | 3.6 | 7.2* |
Италия | 2,330.0 | 30,580 | 105.8 | -2.4 | 3.5 | 7.4** |
Испания | 1,622.5 | 30,620 | 39.5 | -3.8 | 4.1 | 18.7 |
Нидерланды | 862.9 | 40,431 | 58.2 | 1.0 | 2.2 | 3.2 |
Бельгия | 507.1 | 36,235 | 88.6 | -1.2 | 4.5 | 8.2 |
Швеция | 502.5 | 37,245 | 38.0 | 2.5 | 3.3 | 8.9 |
Польша | 450.6 | 17,481 | 47.1 | -3.9 | 4.2 | 8.1 |
Австрия | 418.7 | 39,634 | 65.2 | -0.4 | 3.2 | 4.3 |
Греция | 361.6 | 30,534 | 97.6 | -5.0 | 4.2 | 8.7** |
Дания | 349.2 | 37,265 | 33.3 | 3.6 | 3.6 | 5.7 |
Ирландия | 290.7 | 42,539 | 43.2 | -7.1 | 3.1 | 11.7 |
Финляндия | 273.1 | 36,217 | 33.4 | 4.2 | 3.9 | 8.1 |
Португалия | 248.9 | 22,189 | 66.4 | -2.6 | 2.7 | 9.3 |
Чехия | 211.7 | 25,395 | 28.8 | -1.5 | 6.3 | 6.1 |
Румыния | 187.9 | 12,579 | 13.6 | -5.4 | 7.9 | 6.2** |
Венгрия | 155.2 | 19,499 | 73.0 | -3.4 | 6.0 | 10.2 |
Словакия | 88.9 | 22,040 | 27.6 | -2.2 | 3.9 | 11.1 |
Люксембург | 57.0 | 82,306 | 14.7 | 2.6 | 4.1 | 6.4 |
Словения | 53.3 | 29,472 | 22.8 | -0.9 | 5.5 | 5.9 |
Болгария | 49.3 | 12,340 | 14.1 | 1.5 | 12.0 | 6.5 |
Литва | 48.1 | 18,945 | 15.6 | -3.2 | 11.1 | 14.3 |
Латвия | 35.8 | 17,071 | 19.5 | -4.0 | 15.3 | 16.3 |
Эстония | 25.4 | 20,259 | 4.8 | -3.0 | 10.6 | 15.6 |
Кипр | 24.5 | 29,829 | 49.1 | 0.9 | 4.4 | 5.3 |
Мальта | 8.4 | 23,760 | 64.1 | -4.7 | 4.7 | 7.1 |
Приложение 2
Темы роста ВВП ЕС15 | Тем роста ВВП в новых странах-членах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Приложение 3
|
|
32
[1] http://europa.eu/
[2] EuroNews.net (2009-11-19)
[3] http://www.eurozonewatch.eu/
[4] http://eurostat.com/
[5] http://europa.eu/
[6] eur-op.eu.int
[7]Eurobarometer.eu.int
[8] Евростат Table: E3GDP95 = Gross domestic product (GDP) at current market prices at NUTS level 3
[9] http://epp.eurostat.ec.europa.
Информация о работе Экономические последствия расширения Европейского союза