Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель настоящей работы - анализ основных экономических последствий пятого и шестого расширения Европейского союза 2004-2007 годов для «старых» и новых членов группировки, оценка перспективных направлений внешнеэкономического сотрудничества России со странами ЕС.
Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика Евросоюза
1.1. Организационная структура Европейского союза…………………………………….4
1.2. История расширения Европейского союза…………………………………………….9
Глава 2. Экономические последствия пятого и шестого расширения Европейского союза
2.1. Экономические последствия расширения ЕС в 2004-2007 годах для стран ЕС…….12
2.2. Экономические последствия вступления России в Европейский союз……………..18
Заключение…………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………
2.1. Экономические последствия расширения ЕС в 2004-2007 годах
Расширение Европейского союза на Восток является объектом пристального внимания и экспертов, и широкой общественности. В отличие от предыдущих расширений европейской интеграционной группировки, настоящий этап не только самый масштабный по числу вступающих стран, но и имеет качественно иное, более существенное содержание: он знаменует собой преодоление послевоенного раскола Европы на Западную и Восточную.
Последние расширения ЕС 2004 и 2007 гг. свидетельствуют не только о новом этапе в развитии европейской интеграции, но и о других серьезных изменениях, которые так или иначе затронут всю систему международных отношений. Раньше к ЕС одновременно присоединялось не более трех новых стран. В мае же 2004 года в Евросоюз вступили десять стран, восемь из которых – постсоциалистические государства.
В прошлом в состав Сообщества вступали государства с более или менее близким уровнем экономического развития и похожими моделями социально-экономического устройства. Пятое и шестое расширения охватывают не такие развитые страны, к тому же эти страны завершают процесс системной трансформации.
Почему же все-таки решение о расширении было принято? Безусловно, основные причины были все-таки политические. Вместе с тем в этом выборе прослеживаются и экономические мотивы. Объединение высокоразвитых, но в основном не очень динамичных стран Западной Европы и двенадцати стран-кандидатов, постепенно приспосабливающихся к новым реалиям, имеет большое значение для усиления позиций Евросоюза в мировой экономике.
И вот, спустя 5 лет после самого масштабного расширения, в Праге в марте 2009 года прошла большая министерская конференция стран-участниц “Расширение ЕС – пять лет спустя”.
1 мая 2004 г. Евросоюз увеличился с 15 до 25 членов, приняв в свои ряды Венгрию, Кипр, Латвию, Литву, Мальту, Польшу, Словакию, Словению, Чехию, Эстонию. Этот шаг, равно как и принятие в свой состав Болгарии и Румынии в 2007 году, позволил ЕС стать крупнейшим межгосударственным объединением современности. Сейчас его население составляет почти 500 млн человек, он производит почти 30% мирового ВВП и контролирует 17% мировой торговли[5].
Вплоть до самого последнего времени постоянное расширение Евросоюза воспринималось, в общем-то, позитивно практически всеми заинтересованными лицами: простыми гражданами, политиками, экспертами. И это неудивительно. По подсчётам Еврокомиссии, опубликованным в преддверии конференции, расширение ЕС в 2004 и 2007 годах добавило в среднем 0,5 процентных пункта роста ВВП в год в каждом из старых государств-членов. Во многом это происходило благодаря тому, что после расширения экспорт из 15 членов ЕС (составлявших ЕС до расширения 2004 года) в новые государства-члены увеличился со 121,17 млрд до 268,93 млрд евро в 2008 году. В двенадцати же новых государствах-членах ВВП вырос в среднем на 1,75 процентных пункта ежегодно, а уровень жизни населения поднялся, на конец прошлого года, до 54% от среднеевропейского, хотя ещё в 1999 г. он составлял только 40%[6].
Опрос общественного мнения под названием 'Евробарометр', проведенный в 2009 году, выявил, что 48 процентов граждан Евросоюза считают, что расширение укрепило союз, в то время как 36 процентов считают, что верно обратное утверждение. Поддержка расширения оказалось самой сильной на востоке и самой слабой на западе, особенно во Франции, Германии и Австрии[7].
Экономическая эффективность варьируется от государства к государству. Данные по ВВП, ежегодному изменению ВВП, ВВП на душу населения и инфляции, по оценке МВФ, на май 2008 года представлены в Приложении 1.
Доля ЕС в мировом валовом продукте (МВП) стабильно составляет примерно одну пятую часть[8]. Темпы роста ВВП, сильные в новых государствах-членах, в настоящее время упали по причине вялого роста во Франции, Италии и Португалии.
Двенадцать новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы, имеют более высокий средний процент роста, чем их западноевропейские партнеры. В частности, страны Балтии добились стремительного роста ВВП, в Латвии он составляет до 11%, что на уровне мирового лидера Китая, чей средний показатель равен 9% за последние 25 лет. Причины такого массового роста заключаются в проведении государством стабильной денежно-кредитной политики, экспортно-ориентированной политики, торговли, низкой фиксированной налоговой ставки и использование сравнительно дешевой рабочей силы. За последний год (2008), в Румынии был самый большой прирост ВВП среди всех государств ЕС.
Текущая карта роста ВВП в ЕС наиболее контрастна по регионам, где сильные экономики страдают от стагнации, в то время как в новых государствах-членах наблюдается устойчивый экономический рост (См.приложение 2)
В целом же влияние ЕС27 на увеличение валового мирового продукта сокращается в связи с появлением экономических держав, таких как Китай, Индия и Бразилия. В среднесрочной и долгосрочной перспективе ЕС будет искать пути для увеличения темпов роста ВВП в странах центральной Европы, таких как Франция, Германия и Италия и стабилизации роста в новых странах Центральной и Восточной Европы для обеспечения устойчивого экономического процветания.
Проблемы ЕС
Мировой экономический кризис кардинально изменил положение вещей, ударив, в первую очередь, по более слабым экономикам стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В наиболее сложной ситуации оказались, по мнению экспертов, Венгрия и Латвия.
Как результат, уже к началу 2009 года сразу ряд стран оказались перед угрозой суверенного дефолта. Теперь, по подсчетам президента Мирового банка Роберта Зеллика, только для рекапитализации банков странам ЦВЕ необходима помощь в 40-50 млрд. евро.
Венгрии Госдолг г достигает 70% от ВВП, а суммарный внешний долг — более 90%. Экономическая ситуация в странах ЦВЕ варьируется от границы к границе. Помимо Венгрии, очень плохо себя чувствуют Болгария, Румыния, а также прибалтийские государства — Латвия, Литва и Эстония. Во всех у них уже в прошлом году дефицит бюджета превысил 10% ВВП. В нынешнем году экономисты обещают сильнейшее падение экономики — до 10% в случае с Латвией и Эстонией. Латвия, как и Венгрия, — обладатель одной из самых больших внешних задолженностей (130% от ВВП). Ситуация в Литве чуть лучше, но зато у нее гораздо больший дефицит торгового баланса, как и зависимость от иностранных заемных средств.
В отличие от этих стран, экономики некоторых других государств ЦВЕ показали себя, по словам их руководителей, “фундаментально стабильными”, а потому в срочной помощи не нуждаются. Среди таких — Чехия, Польша, Словения и Словакия. Замедление темпов экономического роста в Чехии и Польше началось несколько позже, и пока инвесторы считают, что ситуация в экономиках этих стран относительно стабильная. Словения и Словакия и вовсе оказались “укрыты” от кризиса тем, что являются членами еврозоны. При этом спасительный эффект от членства в зоне евро Словакия почувствовала даже несмотря на то, что стала ее полноправным членом лишь 1 января 2009 года.
Одними из основных проблем ЕС на данный момент являются:
1. Проблемы принятия евро
Как уже говорилось ранее, на данный момент в зону евро входят только 16 государств из ЕС27.
До сих пор значительная часть политической элиты стран ЕС, таких как Дания, Швеция и Великобритания, отрицательно относится к идее конфедеративной Европы. Это неприятие связано, по крайней мере, с двумя факторами: чувством национальной гордости и опасениями по поводу собственного благосостояния. Великобритания и Швеция - лидеры созданных ими же валютных зон - зоны фунта и Скандинавского монетного союза. Для них национальная валюта - символ величия, одно из подтверждений исторических заслуг предков. Для них, впрочем, как и для многих других европейских народов, расстаться с отечественными деньгами - значит потерять часть национального достоинства.
В докризисные времена вступать в зону евро страны Восточной Европы не спешили. Введение евро означает отказ от национальной валюты, а значит — и от возможности определять валютную политику государства. Поэтому Венгрия, Польша, Чехия и Румыния немного отложили по времени членство в еврозоне, планируя стать ее членом не раньше 2012 года.
В условиях финансового кризиса возможные бонусы от быстрого вступления в еврозону перевесили все приводимые ранее “минусы”. Введение евро обещает странам большую стабильность благодаря более низким колебаниям курсов валют, а также большее доверие к национальным банковским системам. Тем более что в случае угрозы дефолта странам-членам еврозоны не придется обращаться в МВФ — им поможет Евросоюз. Теперь на присоединение к зоне евро, очевидно, выстроится “очередь”. Еще до кризиса процесс присоединения к ней начали прибалтийские государства. Теперь же, помимо Венгрии, куда более лояльно в сторону евро в связи с кризисом стали смотреть и в Чехии, и в Польше. Польский злотый, к примеру, начиная с июля прошлого года потерял треть своей стоимости, и вступление в еврозону, надеются в Варшаве, могло бы помочь снизить спекуляции на игре против злотого. Все три страны ускорили свои приготовления к тому, чтобы начать вступительный процесс
Правда, согласно правилам вступления, даже если страны смогут начать этот процесс прямо сейчас, участниками еврозоны они станут не раньше 2012 года. Страна-претендент должна не менее двух лет участвовать в механизме ERM2 (Exchange Rate Mechanism , все это время обеспечивая стабильность обменного курса своей валюты по отношению к евро. Кроме того, для вступления в еврозону государство должно соответствовать и другим маастрихтским критериям — перечню довольно жестких финансово-экономических требований. В том числе ограничить дефицит бюджета и уровень госдолга. А также добиться того, чтобы инфляция в государстве не превышала больше чем на 1,5% средний уровень инфляции в трех странах еврозоны, которые достигли лучших показателей в этом вопросе. Но высокий уровень инфляции в той же Латвии сегодня объясняется тем, что правительство стремится соблюдать другой маастрихтский критерий — стабильный курс латвийского лата по отношению к евро. Не случайно британское издание Financial Times называет соблюдение маастрихтских критериев для стран ЦВЕ сейчас «самоубийственным пактом”.
Поэтому на прошедшем саммите в Брюсселе в марте 2009 г. представители стран ЦВЕ предложили уменьшить в связи с кризисом период пребывания в ERM-2 и получили поддержку в этом вопросе.
Правда, официальных решений по этому вопросу на саммите принято все же не было, и пока неизвестно, какую позицию по этому вопросу займет Евроцентробанк. Члены европейского валютного союза должны защищать друг друга от возможности импорта инфляции от соседей. Кроме того, в ЕЦБ побаиваются, что смягчение маастрихтских критериев сузит возможность Еврокомиссии надавить на правительства стран ЦВЕ для проведения необходимых реформ. А также того, что в случае быстрого принятия “проблемных” стран в еврозону возможна спекулятивная атака на валюту, для удержания которой Европейскому центробанку понадобится хороший запас средств. Иными словами, у руководства еврозоны есть достаточно поводов не отреагировать на пожелание стран ЦВЕ. Но и оставить их “за бортом” оно не может. Ведь в таком случае ситуация в этих государствах может и дальше ухудшаться. А значит, преддефолтная эпидемия перекинется на пока благополучные страны ЕС.
2. Проблемы миграции и безработицы
В феврале 2006 года Европейская комиссия опубликовала отчет, в котором оценила эффект миграции с востока на запад Евросоюза как "исключительно положительный". Миграция способствовала экономическому росту и росту общего числа занятых. В то же время она не привела к росту безработицы и увеличению выплат социальных пособий в тех странах, куда устремились иммигранты. Приехавшие не отнимали работу у местных - они заполняли существующие вакансии, особенно в тех секторах и регионах, которые были непопулярны у аборигенов.
Как свидетельствуют данные британского минтруда, с мая 2004 года общая доля занятых в экономике выросла почти на 3%. Чиновники объясняют это тем, что многие восточно-европейцы, ранее работавшие в стране нелегально, вышли из тени и зарегистрировались официально. Социальные же пособия в Британии получили лишь 1200 из 300 тысяч мигрантов.
Во многих старнах Западной Европы существуют сотни тысяч вакансий, особенно в отдаленных сельских районах, которые не заполнялись годами. Обычно это те вакансии, которые не прельщали местных жителей - строители, водители автобусов, сельскохозяйственные рабочие. И даже за небольшими по местным уровням заработками мигранты готовы ехать в самые отдаленные уголки стран.
Отток рабочей силы на Запад пошел на пользу и тем странам, откуда мигранты выезжают: практически везде стала сокращаться безработица. Возможность уехать в Британию или Ирландию, например, сняла напряжение с рынков труда в Польше, Словакии и странах Балтии.
Однако с началом мирового финансового кризиса ситуация изменилась и сезонно скорректированный уровень безработицы в странах Европейского союза в марте 2009 года составил 8,3% по сравнению с 6,7% в марте 2008 года. Уровень безработицы (ЕС25) снижался в предыдущие годы с 8,9% в марте 2005 года до 8,4% в марте 2006 года до 7,3% в марте 2007 года[9]. Уровень варьируется среди государств-членов.
Больше всех, среди стран ЕС, пострадали: Испания, Ирландия и балтийские страны с уровнем безработицы в два или даже в три раза выше среднего. В Приложении 3 показаны текущий уровень безработицы среди всех государств-членов в марте 2009 года в сравнении с мартом 2008, 2007, 2006 и 2005 годах.
Поэтому на саммите в Брюсселе в 2009 г. европейские лидеры уделили особое внимание борьбе с безработицей, приняв решение о дополнительных мерах по повышению занятости европейцев. По прогнозам Еврокомиссии при существующем спаде производства уже в ближайшем будущем свыше 10 процентов экономически активного населения Европы могут лишиться работы,
3. Проблемы принятия Конституции ЕС
Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, или Договор о реформе ЕС, созданный с целью улучшения функционирования Европейского союза в составе 27 стран-членов и укрепления его роли и позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений, был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года.
Необходимость внесения изменений в основополагающие договоры ЕС была вызвана тем, что всего за два с половиной года (апрель 2004 — 1 января 2007 гг.) число стран-членов возросло с 15 до 27, а их совокупное население составляет почти полмиллиарда человек. Договор призван заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС (проект которой был подписан в июне 2004 г.), которая была отклонена на референдумах во Франции и Нидерландах. ЕС оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. На решение этой двуединой задачи и направлен Лиссабонский договор. Договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Текст Договора вносит изменения в три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского сообщества (Римский договор, 1957 г.), Маастрихтский договор 1992 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. После подписания и ратификации Договор о реформе перестаёт существовать как единый текст, а нововведения инкорпорируются в три перечисленные выше документа.
Информация о работе Экономические последствия расширения Европейского союза