Экономические последствия расширения Европейского союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - анализ основных экономических последствий пятого и шестого расширения Европейского союза 2004-2007 годов для «старых» и новых членов группировки, оценка перспективных направлений внешнеэкономического сотрудничества России со странами ЕС.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика Евросоюза
1.1. Организационная структура Европейского союза…………………………………….4
1.2. История расширения Европейского союза…………………………………………….9
Глава 2. Экономические последствия пятого и шестого расширения Европейского союза
2.1. Экономические последствия расширения ЕС в 2004-2007 годах для стран ЕС…….12
2.2. Экономические последствия вступления России в Европейский союз……………..18
Заключение…………………………………………………………………………………...24
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая по мировой эк..doc

— 647.00 Кб (Скачать)

Однако утверждение договору чуть было не оказалось под угрозой срыва. Соглашение, должны были одобрить все члены ЕС. В большинстве стран для ратификации требуется одобрение парламента, однако по конституции Ирландии этот вопрос был вынесен на общенациональный референдум, на котором население страны проголосовало против Лиссабонского договора. Исключительное положение Ирландии связано с тем, что в 1987 году Верховный суд страны постановил, что все изменения базовых соглашений о членстве Ирландии в единой Европе требуют изменения конституции страны, а для этого, в свою очередь, каждый раз необходим референдум.

Президент Польши Лех Качиньский заявил, что Польша подпишет Лиссабонский договор только после того, как этот документ одобрит Ирландия. После проведения повторного референдума в октябре 2009 г. договор большинством голосов был все-таки одобрен. После этого и Польша ратифицировала этот документ.

Чехия стала последней, 27-ой страной, одобрившей Лиссабонский договор, так как дожидалась решения Конституционного суда о соответствии Лиссабонского договора конституции страны.

Таким образом, договор утвердили все 27 стран ЕС и он вступил в силу 1 декабря 2009 года.

 

 

 

 

 

2.2. Позитивные и негативные последствия вступления России в Европейский союз

История отношений ЕС-Россия

История отношений между Европейским Союзом (ЕС) и Российской Федерацией уходит своими корнями в отношения между Европейским Сообществом и СССР. В 1989 году Европейское Сообщество и СССР подписали соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Современная история отношений между ЕС и Россией берет свое начало в 1994 году, когда был подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, первоначально заключенное на 10 лет, впоследствии после 2007 года было автоматически пролонгировано.

В основу Соглашения заложены важнейшие общие цели, в нем определяется институциональная структура отношений, включая Саммиты, Соглашение обеспечивает платформу для действий и диалога в различных сферах, включая политический диалог, торговлю, бизнес и инвестиции, финансовое и законодательное сотрудничество. Соглашение впоследствии было усилено рядом отраслевых соглашений, регулирующих сотрудничество между ЕС и Россией в отдельных сферах. В течение последних лет обе стороны углубили сотрудничетво с помощью ряда двусторонних инструментов и инициатив, включая четыре Общих Пространства, Энергетического диалога ЕС-Россия, Консультации по правам человека.

ЕС и Россия были готовы начать переговоры по новому стратегическому соглашению, которое должно было заменить действующее Соглашение, однако вето, наложенные Польшей, а затем Литвой, отложили старт запланированных переговоров. Только в мае 2008 года Совет ЕС утвердил основные направления нового договора. Этот шаг дал «зеленый свет» началу переговорного процесса в ходе Саммита ЕС-Россия, который прошел в Ханты-Мансийске 26-27 июня 2008 года. Ожидается, что это будет длительный процесс, после завершения которого документ должен будет быть утвержден Европарламентом, парламентами каждой из стран ЕС и России. До окончания этого процесса действующее Соглашение будет ежегодно возобновляться для того, чтобы не прерывать постоянных двусторонних отношений.

Позитивные и негативные последствия вступления России в Европейский союз

Последствия расширения Европейского Союза для экономики России будут носить неоднозначный характер. Условно их можно разделить на три группы: позитивные, противоречивые и негативные.

Реализуется сложный, казавшийся трудно выполнимым, проект создания "большой Европы". При этом Россия и прочие европейские страны СНГ, ряд государств Юго-Восточной Европы остаются за границами расширившейся интеграционной группировки, что порождает опасения относительно возможности появления в Европе новых разделительных линий. Дискуссионным остается вопрос о последствиях реализации проекта "большой Европы" для его участников и второго крупнейшего игрока европейского континента - России.

Позитивные и неоднозначные последствия

Позитивные последствия расширения обусловлены появлением у российских субъектов хозяйствования возможностей взаимодействия с более емким единым рынком расширяющегося ЕС. Замена национальных торговых правил и таможенных тарифов на действующий в ЕС единый порядок осуществления деловых операций повысит стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упростит деятельность российских компаний, уменьшит их накладные расходы при заключении сделок. Положительные последствия связаны и с более высокими стандартами правоприменительной практики в ЕС, в частности, в вопросах защиты прав интеллектуальной собственности, правил конкуренции и т. д.

Иными словами, после расширения ЕС условия для деловой активности российских компаний в новых странах - членах ЕС по целому ряду направлений могут улучшиться. Однако практическая реализация этих возможностей потребует от России совершенствования функционирования рыночных механизмов, финансовых вложений, политической воли и немалого времени. Таким образом, выгоду от расширения ЕС экономика России может ощутить лишь в перспективе, в то время как среди ближайших последствий этого процесса доминируют неоднозначные.

Так, существующую, не всегда достаточно развитую правовую базу отношений России с отдельными присоединяющимися странами, должно заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС), подписанное в 1994 г.и вступившее в силу лишь 1 декабря 1997 г. в период, когда договаривающиеся стороны были полны чрезмерных надеж и иллюзий относительно перспектив сотрудничества. Сегодня СПС оказывает незначительное практическое влияние на развитие экономических связей между Россией и Евросоюзом, около половины его статей практически не действуют. Автоматическое распространение норм СПС на всех новых членов Евросоюза может привести к возникновению правового вакуума в нашем сотрудничестве с вытекающими негативными последствиями как для российских предприятий, так и для их партнеров в странах - новых членах ЕС. Большинство новых членов ЕС уже заявило о денонсации двусторонних торговых соглашений, причем в некоторых случаях в той части, которая действительно входит в компетенцию ЕС, а в других - вообще всех соглашений. Например, денонсированы не входящие в компетенцию ЕС соглашения, связанные с деятельностью двусторонних органов экономического сотрудничества или со статусом торговых представительств.

Неоднозначно отразится на экспорте российских товаров в страны ЦВЕ их переход на единый таможенный тариф ЕС (ЕТТ). Средний уровень ставок ЕЕТ на промышленные товары ниже средних ставок национальных таможенных тарифов 12 присоединившихся стран Этот факт используется западной стороной для доказательства того, что расширение ЕС создаст дополнительные стимулы для наращивания российских поставок в страны ЦВЕ. Однако снижение общего уровня таможенной защиты в странах ЦВЕ произойдет, главным образом, за счет снижения пошлин на готовую промышленную продукцию, доля которой в российском экспорте находится на уровне менее 10%. К доминирующим же в российских поставках энергоносителям - сырью и материалам - в большинстве стран ЦВЕ и так применяются минимальные или нулевые ввозные пошлины. В то же время по ряду важных традиционных позиций российского экспорта пошлины в ЕС значительно выше, чем в странах ЦВЕ. Это касается, в частности, алюминия и его сплавов, минеральных удобрений и ряда других химических товаров, тепловыделяющих элементов для АЭС (ТВЭЛов), древесных плит, некоторых видов продовольствия. Переход на тарифные ставки ЕС приведет к удорожанию российского экспорта и может негативно отразится на его объеме.

При существующей структуре российского экспорта наш выигрыш от снижения среднего уровня таможенной защиты в странах ЕС будет минимальным, а в отношении каждой из десяти стран, вступивших в ЕС, эффект будет зависеть от уровня ныне действующих ставок национальных таможенных тарифов и структуры российского экспорта в данную страну.

По-разному будет сказываться на экономике России присоединение стран ЦВЕ к различным системам преференций, существующим в рамках ЕС. Так, наша страна получит определенный выигрыш от присоединения стран ЦВЕ к тарифным преференциям в торговле, которые ЕС предоставляет России. Однако этот выигрыш не будет большим, поскольку преференции для России касаются в основном готовых промышленных изделий. В то же время присоединение новых членов к гораздо более широкой системе преференций, предоставляемых ЕС развивающимся странам и ряду стран-партнеров по региональным торговым соглашениям, окажется определенным вызовом для России. Дело в том, что преференции в рамках данной системы распространяются, в том числе, и на товары низкой степени обработки, что, понятно, ухудшит конкурентные позиции российских экспортеров металлов, химикатов, стройматериалов, полуфабрикатов и др. на рынках стран ЦВЕ. С учетом сказанного суммарный эффект для России от присоединения стран ЦВЕ к системам торговых преференций ЕС будет отрицательным.

Переход на внешнеторговый режим Евросоюза, который в основном свободен от количественных ограничений на ввоз российских товаров, обязывает страны ЦВЕ отменить действующие в них квоты и другие нетарифные защитные меры в отношении импорта из России. Благодаря этому открываются возможности наращивания экспорта некоторых российских товаров (угля и карбида кальция - в Польшу, текстиля - в Венгрию, сварных труб - в Чехию, нитрата аммония - в ряд стран и т. д.). Но одновременно новые члены ЕС должны будут ввести те немногие, но весьма болезненные для России ограничения в отношении ее поставок, которые предусмотрены торговым законодательством ЕС. А именно, начнет квотироваться импорт стального проката и ядерного топлива для АЭС, которые традиционно поставлялись Россией на восточноевропейский рынок без торговых лимитов. В этой связи очевидна правомерность постановки Россией вопроса о пересмотре действующих квот с учетом объема российских поставок в страны ЦВЕ, либо компенсации потерь российских экспортеров.

Предусмотренная соглашениями между Россией и ЕС унификация условий транзита грузов через территорию всех государств - членов Евросоюза обеспечит замену множества национальных режимов стран ЦВЕ в отношении транзита российских грузов (многие из которых запредельно высоки) на единые транзитные правила ЕС. Условия транзита станут более предсказуемыми, однако более дорогими практически по всем видам транспорта, за исключением газопроводного.

Лишь с оговорками можно согласиться с мнением ряда специалистов, ссылающихся на опыт присоединения к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии, что вступление в ЕС стран ЦВЕ может привести к дальнейшему сокращению доли России на рынках стран ЦВЕ. Кардинальные изменения в географической структуре внешней торговли стран ЦВЕ произошли в 90-е годы прошлого века, "резервов" для переориентации товарных потоков осталось немного. Серьезно повлиять на объемы торговли России со странами ЦВЕ расширение ЕС, видимо, уже не сможет.

Учитывая сложившиеся тенденции, каковы перспективы сотрудничества России со странами ЦВЕ? Известно, что стимулирующее воздействие расширения ЕС на экономический рост в странах ЦВЕ практически исчерпано на предвступительном этапе. Страны ЦВЕ вступили в Евросоюз в период замедления темпов его развитии, демонстрируя превышающий средний по ЕС (с 15-ю странами-участницами) уровень зависимости от рынка Евросоюза, что непосредственно сказывается на экономике "новых европейцев".

В результате преобладавшее в 90-е годы прошлого века в странах бывшего советского блока острое психологическое неприятие России как партнера сменяется прагматическим подходом к сотрудничеству с ней. В развертывании сотрудничества стран ЦВЕ с РФ заинтересованы и в ЕС, где реально оценивают свои возможности по абсорбции экономики новых членов. Думается, что в российской политике необходим более определенный поворот к активному сотрудничеству с западными соседями. Много возможностей для решения этой задачи, к сожалению, уже упущено. До момента вступления стран ЦВЕ в ЕС проникнуть на их рынок было неизмеримо легче, чем после их официального присоединения к Евросоюзу.

Негативные последствия

Говоря о негативных последствиях расширения, нельзя не отметить, что после вступления стран ЦВЕ в ЕС конкурентоспособность российских компаний может снизиться, поскольку свободное движение товаров, услуг и капиталов в границах интеграционной группировки усилит преимущества западноевропейских фирм на рынках стран ЦВЕ. В условиях, когда Россия выступает во взаимоотношениях со странами ЦВЕ в основном в качестве поставщика топлива и сырья, этой угрозе не придается большого значения. Однако она может стать серьезным препятствием для изменения однобокой структуры российского экспорта, для перехода к иному типу торговых отношений со странами ЦВЕ, базирующемуся на специализации производства и обмене высокотехнологичными промышленными товарами.

Ощутимым ущербом грозит России применение новыми членами ЕС антидемпинговых правил ЕС. До сих пор эти страны почти не прибегали к антидемпинговым мерам (исключение составляет Польша) из-за сложности и дороговизны проведения антидемпинговых процедур, отсутствия или слабости национальной правовой базы. После расширения действующие в ЕС антидемпинговые процедуры распространятся и на страны ЦВЕ. Кроме того, число антидемпинговых расследований может увеличиться за счет жалоб со стороны новых стран - членов ЕС. При этом нет гарантий, что их претензии будут иметь под собой реальные основания: их причиной может стать, например, простое желание снизить дефициты в балансах торговли с Россией.

Информация о работе Экономические последствия расширения Европейского союза