Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:13, контрольная работа
Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист, мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу в колледже. Усердно занимался самообразованием, рассматривал овладение наукой прежде всего как способ выбиться из нужды.
Введение…………………………………………………………..
1. Метод научных изысканий Прудона……………………..
2. Теория банка обмена
2.1 Описание концепции…………………………………………
2.2. Критика банка обмена………………………………………
3. Экономическая концепция Прудона
3.1 Особенности прудонизма как мелкобуржуазной идеологии.
3.2. “Конституированная” стоимость……………………………
3.3 Критика собственности и социализма………………………
4. Прудон и революция 1848 г…………………………………….
5. Влияние Прудона после 1848 года……………………………
Заключение
Список использованной литературы.
Можно ли
сказать, что в идее Прудона нет
зерна истины? Мы этого не думаем.
Из ложной идеи о даровом кредите
можно выявить правильную идею о
взаимном кредите. Французский банк
есть общество капиталистов, которому
публика, принимая его банковские билеты,
оказывает доверие и который
потом кредитует эту же публику.
Гарантия банковского билета (Прудон
это очень хорошо знал) находится
на самом деле в руках публики,
ибо обеспечение ценности билета
создается векселедателями, без
платежеспособности которых банк не
вернул бы свои выдач. Но почему не устранить
предпринимателя в области
Таким образом, Прудон приближался к кредитной кооперации, как в других частях своего произведения но приближался к другим формам кооперации, не питая, впрочем к ней очень больших симпатий. Прудон полагает, что если бы исчезла форма ссуды, то исчезла бы и эксплуатация. К. Маркс указывал, что в этом случае в действительности отпал бы только дележ прибыли между двумя видами капиталистов.
Наряду
с верной концепцией взаимного кредита
имеется в его системе одна
основная идея, которая выгодно отличает
ее от всех форм авторитарного социализма,
возникших до и после Прудона,
- это глубокое чувство безусловной
необходимости для
3.
Экономическая концепция
3.1
Особенности прудонизма как
Французский мелкобуржуазный экономист и социолог Прудон, так же как и Сисмонди, выражал интересы мелких производителей. Однако система взглядов Прудона - прудонизм - отличается от сисмондизма.
Во-первых,
Прудон защищал интересы мелких производителей
во второй половине ХIХ в., когда сложились
в своей основе капиталистические
производственные отношения, определилась
классовая структура
Первоначально
Прудон выступил как критик капитализма.
Громкую известность ему
Выдвигая
свою мелкобуржуазную концепцию, Прудон
излагает взгляды по широкому кругу
вопросов. Разделение труда, свойства
товара, заработная плата, собственность,
капитал, прибыль, процент, стоимость
и другие проблемы он активно исследует
с позиций экономического романтизма.
В одной из центральных работ
“Система экономических противоречий...”
Прудон не понял сущности денег, противоречия между товарами и деньгами. Он предлагал реорганизовать обмен выдвинув утопический проект безденежного товарного хозяйства. Прудон идеализировал мелкое товарное хозяйство, однако выступая против денег, против “дурной стороны” товарного хозяйства. Проект организации товарного обмена без денег - это утопия, ибо Прудон хотел сохранить товарное хозяйство, товар, стоимость, цену, прибыль, но без денег, и в данном случае задача, подлежащая разрешению, по мнению Прудона, сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Для облегчения мелким производителям реализации их продукции, по его мнению, следует учредить специальный национальный банк. С этой целью Прудон выдвинул идею обменного (народного) банка, который принимал бы от товаропроизводителей товары, выдавал взамен удостоверения - трудовые талоны, указывающие количество труда, затраченное на производство того или иного товара (“рабочие деньги”).. За каждым признается то количество труда, которое затрачено на производство товара. По этим трудовым талонам обменный банк должен был отпускать товары.
Прудон рассчитывал ликвидировать таким образом нетрудовые доходы, утвердить в обществе равенство и справедливость. Он полагал, что отмена денег исключит капитал и эксплуатацию. Тем более, что фонд беспроцентного кредита для выдачи рабочим и мелким кустарям при национальном банке устраняет возможность отдавать деньги в ссуду ради получения процента. В своем проекте Прудон выразил вековую мечту мелкого товаропроизводителя о гарантированном сбыте, тоску лавочника о даровом кредите, иллюзии буржуазного интеллигента о возможности абсолютной свободы труда в условиях капитализма, равенства на основе закона стоимости.
Идея “рабочих денег” принадлежит английским социалистам-утопистам. Путем устранения денег Прудон предполагал уничтожить капитал, нетрудовой доход, эксплуатацию и уничтожить равенство. Однако это была утопическая мечта. Утопичность проекта Прудона заключается в том, что он не понял сущности и роли денег, кредита и прибыли. Он совершенно не понимал природы промышленной прибыли, рассматривая ее как своеобразную форму зарплаты.
С реакционных и антинаучных позиций им излагаются и закономерности движения заработной платы. Прудон выступает против борьбы рабочих за повышение заработной платы, так как это вызывает якобы всеобщее повышение цен, рост нужды.
Процент, по мнению Прудона, есть единственная форма, в которой присвивается прибавочная стоимость. Основу эксплуатации он видел в существовании процента. В проекте реформирования обмена Прудон предполагал устранить процент. Для этого, наряду с организацией народного банка и обмена без помощи денег, Прудон выдвинул идею о “даровом кредите”. Основой “дарового кредита” являлся народный банк, который, согласно Прудону, будет предоставлять “даровой кредит” рабочим и мелким производителям. Прудон стремился товарно-денежное хозяйство, капиталистическую стоимость, но без денег, капитала и процента. Он выступал против капитала, приносящего процент, не понимая внутренней связи между процентом и системой наемного труда.
Исключительно
как юридическую категорию
3.2. “Конституированная” стоимость.
Порочность
взглядов Прудона нашла свое
концентрированное выражение в
его теории стоимости. Идею
“конституированной стоимости”
Прудон считал краеугольным
Согласно Прудону, стоимость - вечная абстрактная категория, включающая две противоположные идеи, идею потребительной стоимости и идею меновой стоимости, потребительная стоимость и меновая стоимость противоположна друг другу, они выражают две противоположные тенденции - изобилие и редкость. Потребительная стоимость, продолжает Прудон, воплощение изобилия, а меновая стоимость - отражение редкости. Такое надуманное противоречие может быть устранено путем установления эквивалентного обмена, то есть “конституированной” стоимости. Для этого он предлагает производить столько товаров, сколько требуется, создать такое положение, чтобы все товары реализовывались, то есть превращались в конституированную” стоимость. Вульгаризируя теорию трудовой стоимости, Прудон утверждал, что “конституированная”, или “синтетическая” стоимость - это стоимость, которая возникает в обмене, санкционируется рынком. Всякий избыток Прудон не включал в состав богатства и не считал “конституированной” стоимостью.
В качестве первых товаров, имеющих “конституированную” стоимость, Прудон называет золото и серебро.
Прудон
в своей “теории
Прудон мечтал увековечить мелкую частную собственность. Прудонизм был подвергнут уничтожающей критике в работах классиков марксизма-ленинизма. Утопический проект Прудона о реформировании обмена и буржуазного строя В.И. Ленин назвал “тупоумием мещанина и филистера”. К. Маркс и Ф. Энгельс вели всестороннюю и длительную борьбу с прудонизмом начиная с конца 40-х годов.
3.3 Критика собственности и
Произведение быстро сделавшее Прудона известным, появилось в 1840 году под заглавием “Qu’est-ce que la propriété?” (“Что такое собственность?”). Оригинальность книги заключается не столько в идеях, сколько в блестящем изложении, запальчивости его стиля и в пламенности его полемики против устаревших аргументов тех, кто основывает собственность нынешнего времени на труде, или на естественном праве, или на завладении.