Экономические концепции П.Прудона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист, мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу в колледже. Усердно занимался самообразованием, рассматривал овладение наукой прежде всего как способ выбиться из нужды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..
1. Метод научных изысканий Прудона……………………..
2. Теория банка обмена
2.1 Описание концепции…………………………………………
2.2. Критика банка обмена………………………………………
3. Экономическая концепция Прудона
3.1 Особенности прудонизма как мелкобуржуазной идеологии.
3.2. “Конституированная” стоимость……………………………
3.3 Критика собственности и социализма………………………
4. Прудон и революция 1848 г…………………………………….
5. Влияние Прудона после 1848 года……………………………
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная история эк.уч..docx

— 50.61 Кб (Скачать)

Московский Банковский Институт


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему: «Экономические концепции П.Прудона»

По дисциплине: «История экономических учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студент группы БЭЗУбс/35-3

Трофимова О.Н.

 

Проверил: С.Н. Волков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………..

1. Метод  научных изысканий Прудона……………………..

2. Теория  банка обмена

2.1 Описание  концепции…………………………………………

2.2. Критика  банка обмена………………………………………

3. Экономическая  концепция Прудона 

3.1 Особенности  прудонизма как мелкобуржуазной  идеологии.

3.2. “Конституированная”  стоимость……………………………

3.3 Критика  собственности и социализма………………………

4. Прудон  и революция 1848 г…………………………………….

5. Влияние  Прудона после 1848 года……………………………

Заключение

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Пьер  Жозеф Прудон (1809-1865) - французский публицист, мелкобуржуазный экономист. Родившись в Безансоне в семье бедного кустаря, он должен был с ранних лет зарабатывать себе кусок хлеба. Из-за материальных лишений не смог закончить учебу в колледже. Усердно занимался самообразованием, рассматривал овладение наукой прежде всего как способ выбиться из нужды. Будучи сначала корректором в типографии, а потом типографщиком, он весь досуг свой посвящал чтению книг, на которые набрасывался без всякого разбора, побуждаемый лишь необузданной жаждой знаний. На средства компаньона содержал небольшую типографию. Зрелище социальных зол живо поражало его душу. Он принялся за изучение экономических вопросов со всем пылом молодости, со всем энтузиазмом человека из народа, говорящего от имени своих братьев, и со всей безграничной верой своего удивительно искреннего сердца в победоносную силу логики и здравого смысла. Все это отразилось в его произведениях, блещущих образным стилем и полным “вызывающей дерзости”, которую С.Бов отметил как одну из характерных черт Прудона, встречающуюся во всех его произведениях. Был лично знаком с К. Марксом (1844). К. Маркс писал: “Господин Прудон - с головы до ног философ, экономист мелкой буржуазии. Мелкий буржуа в развитом обществе в силу самого своего положения, с одной стороны, делается социалистом, а с другой - экономистом, то есть он ослеплен великолепием крупной буржуазии и сочувствует страданиям народа. Он в одно и то же время и буржуа и народ”.

Прудон  признавал, что возврата к феодализму нет. Он предлагал сохранить мелкое производство. Вся система взглядов Прудона проникнута реформизмом, враждебным рабочему классу. Прудон - противник  борьбы пролетариата за свои политические и экономические интересы. Стачки рабочих объявлены им противозаконными. Прудон поддерживал мелкобуржуазную  теорию о возможности мирного  переустройства общества.

Этой концепции мы будем касаться здесь, оставив в стороне идеи Прудона как философа, моралиста  и государствоведа-теоретика. Последние представляют тоже немалый интерес, но они касаются нас постольку, поскольку они влияли на Прудона как на экономиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Метод научных изысканий Прудона.

 

Для теоретических  конструкций Прудона характерны:

 

 1) субъективизм и идеализм; 2) игнорирование объективности экономических законов; 3) эклектицизм; 4) отрыв логического от исторического; 5) наличие абстрактных конструкций, так называемых “экономических сил“: разделение труда, конкуренция, обмен, кредит, собственность; 6) меновой подход.

 

 В  политической экономии Прудон  видит науку “о вечных законах  разума”, рассматривает экономические  явления сквозь призму идеалистической  диалектики немецкого философа  Гегеля. Система взглядов Прудона  была подвержена разнообразному  влиянию буржуазной политэкономии,  утопического социализма, философии  Платона, Канта. Прудон сделал  попытку диалектически изложить  категории политической экономии. Однако в основе его метода  лежал идеализм, субъективизм. Прудон  был склонен к диалектике, он  заимствовал из диалектики Гегеля  язык, но остался чужд научной  диалектики. У Прудона диалектика  сводилась к софистическим упражнениям.  Маркс характеризовал его как  “Кенэ метафизики политической экономии”, ибо материалом для исследования у него служит не жизнь общества, а догмы экономистов. Прудом как эклектик стремился заимствовать идеи у различных экономистов, философов, но в итоге оказался их “совокупной ошибкой”.

Например, экономические категории трактовались им лишь как самопроизвольные мысли, оторванные от производственных отношений. Реальную действительность он рассматривал как воплощение тех категорий, которые  дремлют в сознании критически мыслящей личности. В экономических категориях игнорируется их объективное, исторически  сложившееся содержание. Игнорируя  в экономических категориях их объективное  содержание, Прудон полагал , что нет необходимости изменять основы экономических явлений. Всеобщее благополучие, считает он, возможно, если “ экономические силы ” находятся в равновесии. Игнорируя производственные отношения, Прудон ограничивает свой интерес идеей реформирования обмена, которое рассматривается вне связи с производством.

Для Прудона  диалектическое движение состоит лишь в догматическом различении хорошего и дурного, а категория - это механическое соединение противоречивых свойств - дурного и хорошего. Поэтому задача сводится к тому, чтобы сохранить хорошую сторону, устраняя дурную. Прудон попытался доказать, что, устраняя отрицательные (дурные) стороны и сохраняя хорошие, возможно “ улучшить ”, “ очистить ” капитализм. Такая чисто реформистская и реакционно-утопическая в своей сущности трактовка экономических категорий выступает при анализе вопросов о разделении труда, собственности, стоимости, кредита и др.

Разделение  труда, по Прудону, имеет две стороны: хорошую, ибо оно способствует росту  богатства, и дурную (ведет к росту  бедности, нищеты, безработицы). Задача состоит в том, чтобы устранить  дурную и “улучшить” капиталистическое товарное хозяйство.

Прудон  отмечал, что частная собственность, имеет хорошую (обеспечивает независимость, самостоятельность, свободу) и отрицательную (нарушает равенство) стороны. В данном случае Прудон рекомендует устранить крупную собственность, но сохранить мелкую. Прудон совершенно не понимает диалектики мелкого товарного производства, что простое товарное производство является исходным пунктом возникновения крупной капиталистической собственности.

 

2. Теория банка обмена.

2.1 Описание концепции

 

Прудон  дал многочисленные описания банка  обмена в брошюрах, газетах, книгах, но не всегда согласные между собой. Не очень легко определить его  подлинную мысль, и этим объясняется, что его так часто плохо  понимали. Попытаемся все-таки резюмировать ее.

Основной  принцип, на котором покоится весь проект, следующий.

Из всех капиталов, позволяющих их владельцам взимать  с продукта трудящегося премию под  названием процента, ренты, дисконта, самым важным является денежный капитал, потому, что все капиталы в конце концов предлагаются на рынке в виде денег. Если бы, следовательно, нам удалось уничтожить право добычи у этой всеобщей формы капитала, если бы, другими словами, деньги ссуживались даром, то право добычи тотчас исчезло бы для всех других капиталов.

Действительно, предположите, что с помощью какой-нибудь организации я могу дать себе, не уплачивая процента, деньги необходимые  на покупку земли, машин и построек, существенных для моего производства, и я поспешу приобрести эти  деньги вместо того чтобы занимать их за известный процент или арендную плату, как я вынужден это делать. Таким образом, уничтожение процента, позволяя трудящимся занимать деньги даром, непосредственно приобретать  все полезные капиталы, вместо того чтобы занимать их, тем самым помешает всем держателям капитала получать нетрудовой доход. Собственность таким образом была бы сведена к владению. Обмен был бы отмечен характером взаимности, потому, что трудящийся получал бы весь продукт своего труда, не делясь им ни с кем. Экономическая справедливость было бы наконец осуществлена.

Суть  в том, что деньги, это боны обмена, предназначенные исключительно  для облегчения товарообмена. Деньги сами по себе бесполезны. Их берут только для того, чтобы расходовать, их не потребляют и не разводят. Это агент  обмена, и процент, который я уплачиваю  за них, оплачивает именно эту их функцию. Но ведь бумага могла бы выполнить  эту функцию столь же хорошо и  дешевле. Ныне банк выдает векселедержателям  металлические деньги, в которых  они нуждаются, или билеты, обмениваемые на такие деньги. В обмен на эту  услугу он получает определенный дисконт  для вознаграждения акционеров, которые  дали ему капитал. Организуем банк без  капитала, который подобно Французскому банку будет дисконтировать векселя  с помощью билетов, бон обращения  или бон обмена, но билеты эти  не будут обмениваться на металлические  деньги, и, следовательно деньги почти ничего не будут стоить банку, коль скоро у него не будет основного капитала, за который нужно было бы уплачивать процент.

Чтобы эти  билеты циркулировали, достаточно всем членам нового банка согласиться  принимать их в платеж за свои товары. Благодаря этому держатель их всегда будет уверен в том, что  он сможет обменять их все равно  как металлические деньги. С другой стороны, члены банка ничем не будут рисковать, принимая их, так как банк (это будет определено его уставом) будет дисконтировать лишь векселя, представляющие отпущенные товары или такие, которые будут поставлены, таким образом, боны обращения, никогда не будут выходить за пределы потребностей торговли; они будут представлять не только произведенные товары, но уже и проданные (хотя еще и не оплаченные). Банк подобно всякому дисконтному банку будет авансировать продавца товара суммой, которая потом будет погашена покупателем. Впрочем, купцы и промышленники будут получать таким образом без процента не только оборотный капитал, но и средства, необходимые для основания новых предприятий, в форме авансов ( без процентов, разумеется), которые позволят им покупать, вместо того, чтобы нанимать их, орудия труда.

Последствия такой реформы будут неисчислимы. Благодаря капиталам предоставляемым даром в распоряжение всех и каждого, не только осуществится “слияние классов”, потому что останутся только трудящиеся, обменивающиеся продуктами по своей цене, но и правительство станет бесполезным. Ибо правительство постольку необходимо, поскольку существуют притеснители и притесняемые, сильные и слабые. Ныне оно существует для того, чтобы “положить конец их взаимной борьбе ярмом общего угнетения”. Но когда справедливость будет гарантирована при обмене, когда будет достаточно свободного договора для обеспечения ее, тогда все будут равны, одинаково покровительствуемы, и источники конфликтов исчезнут. “Раз капитал и труд будут отождествлены, общество может существовать самостоятельно и не нуждаться в правительстве”. Правительственная система сплавится, сольется с экономической системой. Это будет анархия, отсутствие правительства.

Проект  Прудона не увидел света. “Даровой кредит”, равно как и “право на труд”, “организация труда”, “рабочая ассоциация”, оставит о себе лишь горечь воспоминания о шумном их провале.

31 января 1849 года Прудон учередил нотариальным актом под названием “Банк народа” общество, задавшееся целью доказать практическую осуществимость дарового кредита. Уже в организации его можно было констатировать значительные расхождения с теоретическим планом банка обмена. Последний должен был возникнуть без капитала, а банк народа был создан с капиталом в 5 000 000 фракциями по 5 франков. Банк обмена должен был уничтожить металлические деньги, а Банк народа должен был лишь выпускать боны в обмен на деньги и коммерческие векселя. Банк обмена должен был практически уничтожить процент, а Банк народа фиксировал 2% в ожидании, пока он опустится до минимума в 1/4%.

Несмотря  на эти важные изменения, банк не функционировал. В течение трех месяцев капитала подписанного было не более 18 000 франков, хотя число членов достигало почти 12 000. Но в это время (28 марта 1849 года) Прудон был предан суду присяжных за две статьи против Луи Бонапарта, появившиеся 16 и 27 января 1849 года, и приговорен к трем годам тюрьмы и к 3000 франков штрафа. 11 апреля он объявил в своей газете, что приостанавливает свое предприятие, и даже прибавил, “что события уже опередили его”, и таким образом, по-видимому, признал, что он перестал верить в успех банка.

 

2.2. Критика банка обмена.

 

Его теоретическая  ошибка состоит в том, что он рассматривает  деньги то как по преимуществу капитал, то как простые боны обмена без своей ценности. Он забывает, что деньги желательны не только как посредник обмена, но и как орудие накопления сокровищ и сбережения, как резерв ценности, и что если боны обмена могут заменить в одной функции, то они не могут сделать это относительно других функций. Можно сколько угодно умножать орудия обращения, но нельзя произвольно умножать капитал. Заменяя деньги бонами, Прудон не прибавляет ни одного франка к существующему в обществе капиталу, часть которого составляют деньги. Тем самым он нисколько не уменьшает превосходства ценности настоящих благ по отношению к будущим - превосходства, из которого вытекает норма процента. Умножение бон обмена без соответствующего роста общественного капитала приведет лишь к повышению всех цен; цен земель, домов, машин, ровно как и предметов потребления. Капиталы не станут более многочисленными, чем прежде, и нанимать или занимать их будут, как и прежде, но рента и арендная плата испытают на себе последствия общего повышения цен и тоже повысятся. Странный результат реформы, которая должна была их уничтожить! Преувеличив власть денег, Прудон принял потом в слишком буквальном смысле формулу Ж.Б.Сэя “продукты покупаются на продукты”. Интересно отметить, что банк обмена есть парадоксальное, но логическое заключение реакции, начатой Смитом и физиократами против меркантилистических идей о деньгах.

Информация о работе Экономические концепции П.Прудона