Экономические итоги 2008 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:48, реферат

Краткое описание

Остановка экономического роста. Внешнее финансирование российской экономики. Чистые иностранные активы кредитных организаций. Чистая позиция кредитных организаций перед бюджетной системой, на конец периода . Динамика мировых цен на нефть и темпы роста российской экономики. Причины кризиса.

Файлы: 1 файл

2008.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

3. Норма обязательных  резервов. Еще одним макроэкономическим инструментом, используемым Центральным банком РФ для регулирования банковской системы, является политика минимальных резервов. Норма резервов выступает инструментом двойного действия. С одной стороны, она позволяет регулировать размеры денежной массы в стране, с другой - воздействовать на ликвидность банковской системы. В условиях кризиса ликвидности центральный банк обычно снижает норму обязательного резервирования, в условиях инфляции - повышает ее. Комбинация этих условий ставит центральный банк перед выбором: один и тот же инструмент позволяет решить одну проблему ценой ухудшения другой.

На протяжении всего периода рыночных преобразований, по мере укрепления рубля, Банк России последовательно снижал данный норматив, что позволило значительно повысить уровень банковской ликвидности и снизить ставки по краткосрочным кредитам, это благотворно повлияло на развитие банковской системы в целом. С 1995 по 1998 г. нормативы отчислений кредитных организаций в обязательные резервы Банка России колебались в диапазоне от 22 % по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно на 01.02.1995 до 8% по срочным обязательствам свыше 91 дня на 31.01.1998, с тенденцией к последовательному снижению. Ставка по средствам в иностранной валюте, напротив, выросла с 2 до 9 % за аналогичный период. Причем по вкладам и депозитам физических лиц в Сбербанке России в рублях устанавливался более низкий норматив отчислений. С 01.02.1998 по 07,07.2004 действовали два норматива обязательных резервов: отдельно для средств, привлеченных Сбербанком России и для других кредитных организаций, что обусловлено монопольным положением Сберегательного банка РФ на рынке вкладов. Начиная с июля 2004 г. дифференцированный подход к банкам был устранен.

С 2008г. наблюдаются тенденции к повышению нормативов обязательных резервов в связи с попытками Банка России сократить инфляцию. Между тем они могут отрицательно сказаться на состоянии банковской ликвидности. В целях предотвращения негативных последствий данной меры для состояния ресурсной базы банковской системы необходимо введение мер компенсационного характера, каковым может быть увеличение рефинансирования коммерческих банков.

Возвращаясь к  проблеме неравномерного размещения ликвидности  в банковской системе, в контексте разнонаправленного использования инструментов рефинансирования и резервирования, необходимо проведение регулятором селективной политики по предоставлению и абсорбированию рублевой ликвидности. Так, повышение нормы резервов, совершенно безопасное для крупных банков, обладающих избыточной ликвидностью, должно подкрепляться методами по развитию рефинансирования средних и малых банков, для которых повышение нормы резервов без такой поддерживающей меры чревато тяжелыми последствиями.

4. Развитие институтов  межбанковского кредитования (МБК). Институт межбанковского кредитования способствует лучшему взаимодействию банков, гибкому перераспределению финансовых ресурсов, более полному удовлетворению потребностей народного хозяйства в них. Ставка МБК, прежде всего, реагирует на общее состояние ликвидности банковской системы, является своего рода индикатором благополучия либо приближающегося кризиса ликвидности. Представлена динамика остатков коммерческих банков на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, косвенно свидетельствующих о состоянии ликвидности в банковской системе, в сопоставлении с изменением ставки межбанковского кредитования.

Общее снижение ставок на рынке межбанковского кредитования за период 1998 - 2006гг. с 24,11 до 3,65%, последовательное увеличение остатков средств на счетах банков в системе ЦБ РФ с 36,4 млрд до 221,1 млрд руб. за аналогичный период свидетельствовали об улучшении ликвидности банковской системы. На основе анализа данных, исследованных на начало года, в данном периоде была обнаружена тесная обратная связь между ставкой по предоставленным межбанковским кредитам (сроком один день) и объемом депозитов банков в ЦБ РФ (-0,788), остатками на корреспондентских счетах банков в ЦБ РФ (-0,88). Коэффициент корреляции двух последних показателей равен 0,85, что свидетельствует об их совместной и однонаправленной динамике.

В 2007 и 2008 гг. имела  место тенденция некоторого повышения  ставок МБК. Состояние ликвидности  менялось значительно. В то же время  за счет достаточно оперативного реагирования Банку России удавалось противодействовать колебаниям ликвидности. Так, в ответ на ухудшение ликвидности в конце апреля 2008 г. Центральный банк РФ увеличил объем предоставленных однодневных кредитов до 157 млрд руб.

На основе анализа  дневных данных в 2007 -2008гг. была также обнаружена тесная связь рынка МБК с состоянием ликвидности банковской системы. Выявлено, что ставки межбанковского кредита реагируют незамедлительно на снижение общих остатков коммерческих банков на корреспондентских и депозитных счетах в Центральном банке РФ, коэффициент корреляции при безлаговом взаимодействии составляет - 0,47. Центральный банк РФ также достаточно быстро реагировал на состояние ликвидности коммерческих банков: коэффициент корреляции показателя "сальдо Банка России по предоставлению/абсорбированию ликвидности" и остатков на счетах коммерческих банков составляет 0,44 при оптимальном лаге реагирования 2 дня, а того же показателя со ставками МБК-0,58, также с оптимальным лагом 2 дня.

Несмотря на выработку Банком России в последние годы механизмов оперативного адаптационного управления ликвидностью банковской системы, рыночные механизмы саморегулирования в этой области пока еще развиты слабо. Необходимо отметить общую неразвитость институтов МБК, характеризующихся краткосрочным характером сделок и высокой степенью их концентрации. Данный рынок предоставляет в основном краткосрочные и супер краткосрочные ресурсы, что не может обеспечить долговременных потребностей народного хозяйства в долгосрочных ресурсах. Сегодня более 60 % операций на межбанковском рынке приходится на 30 крупнейших банков России, причем 90 % из них составляют краткосрочные (до одной недели) сделки [6]. Такая ситуация обусловлена влиянием кризисов 1998 и 2004гг., рисками невозврата кредитов. Невысокий уровень доверия банков-олигополистов к конкурентному окружению и значительный уровень концентрации на рынке межбанковского кредитования усложняют процедуру привлечения краткосрочных ресурсов малыми банками России, опосредованно снижают уровень их ликвидности.

Для лучшего  взаимодействия банков и эффективного перераспределения долгосрочных ресурсов необходимо развитие других институтов межбанковского взаимодействия: синдицированного кредитования, LBO (leveraged buyout), бридж-финансирования, объединенных фондов банковского управления (ОФБУ), функционирование организаций, подобных эмиссионной финансовой корпорации. LBO и бридж-финансирование являются способами привлечения долгосрочных финансовых ресурсов фирмами. Так, LBO представляет собой финансирование банками сделки по приобретению фирмы под залог активов последней. Отличие бридж-финансирования заключается в том, что по сути это синдицированное кредитование фирмы в форме долговых нот (bridge notes). Банки не готовы к проведению данных сделок по причине отсутствия долгосрочных ресурсов, но данный сегмент рынка крайне востребован. На сегодняшний день подобными видами кредитования воспользовались ОАО "Газпром" (лид-менеджеры Dresdner Kleinwort Wasserstein (DrKW) и ABN Amro, поглощаемая фирма - Сибнефть [7]), Трубная металлургическая компания (банки - ABN AMRO Bank N.V., The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd, Barclays Capital, и др. [8]), ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (банки - Societe Generale Corporate and Investment Banking, Banque Societe Generale Vostok, Barclays Capital и др. [9]).

Объединенные  фонды банковского управления позволяют  привлечь средства домашних хозяйств в целях инвестирования. Их преимущества для потребителя - профессиональное управление и диверсификация рисков (возможность вложения ОФБУ в иностранные ценные бумаги). Эмиссионные финансовые корпорации используются для привлечения долгосрочных ресурсов в региональные банковские системы путем эмиссии консолидированных корпоративных облигаций [10, с. 184 - 185]. Данные способы помогают преодолеть проблему нехватки долгосрочных ресурсов, низкой капитализации банков, обеспечить получение фирмами значительных объемов финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов. Однако в настоящее время отсутствие крупных российских инвестиционных банков открывает доступ к данным услугам только фирмам, связанным с экспортом и имеющим доступ к международным рынкам капитала.

5. Управление  золотовалютными резервами и  валютным курсом. Одной из особенностей  национального финансового рынка  является динамичный рост объемов золотовалютных резервов ЦБ РФ. В российской банковской прессе неоднократно высказывались идеи об использовании резервов для инвестирования в различные сферы национальной экономики, в том числе в банковскую систему [11, с. 22]. При всей привлекательности данных источников к предложениям об их использовании нужно относиться осторожно. Сложившийся объем золотовалютных резервов, степень их ликвидности позволяют устанавливать тот уровень валютного курса, который обеспечивает достижение целей экономической политики государства. В период после кризиса 1998 г. за счет укрепления официальных иностранных резервов России произошло значительное снижение отклонения официального валютного курса от расчетного, определяемого как отношение денежной массы (М2) к объему золотовалютных резервов. На 01.01.1998 оно составляло 71,35%, к 01.01.2007 уменьшилось до 11,1%. Это способствует укреплению национальной валюты, и, в конечном итоге, благоприятно сказывается на развитии банковской системы. В то же время прирост золотовалютных резервов способствует увеличению денежной массы, что усиливает опасность инфляции и негативно сказывается на развитии банковской системы.

6. Операции на  открытом рынке. Операции по  покупке - продаже государственных  ценных бумаг Банком России  являются достаточно действенным  механизмом, позволяющим:

* управлять денежной  массой;

* регулировать  ликвидность банковской системы;

* обслуживать  потребности небанковских финансовых структур (пенсионных и иных фондов), которые в силу закона обязаны часть средств размещать в государственные облигации.

До кризиса 1998 г. они использовались в основном для скрытого финансирования дефицита бюджета. После кризиса, пройдя некоторый период недоверия и охлаждения интереса, такие операции приобретают вторую жизнь и наконец-то могут выполнить свою главное предназначение - регулирование масштабов денежного обращения. Банк России для этих целей пытался использовать собственные финансовые инструменты - бескупонные облигации Банка России, и даже провел несколько размещений, правда, недостаточно успешных. Например, в январе 2008 г. из четырех аукционов, на которых предлагался выпуск ОБР N 4-04-21-BRO-7, был признан состоявшимся только один аукцион, проведенный 31.01.2008, причем средневзвешенная доходность бумаг составила 4,73% годовых [12, с. 9].

В последние  годы возобновилась эмиссия бумаг  Правительства РФ, в размещении которых  Центральный банк РФ выступает в  качестве агента Минфина России. На 01.01.2008 номинальный объем выпущенных ОФЗ составил уже 1 047,4 млрд руб., что сопоставимо с размерами рынка корпоративных облигаций - 1 257,1 млрд руб. на аналогичную дату [13, с. 17]. Основными приобретателями государственных ценных бумаг выступают финансовые структуры: пенсионные, страховые фонды, некоторые банки. Между тем на рынке государственных ценных бумаг высока степень концентрации: крупнейшими держателями облигаций являются государственные структуры: Сбербанк России и Пенсионный фонд РФ (более 35 % общего объема портфеля).

В развитии этого  института имеются свои проблемы, многие из которых предопределены исторической памятью, зависимостью от прежнего состояния  и тенденций развития, известными в экономической науке как "эффект колеи". В силу этого рынок государственных ценных бумаг пока еще характеризуется невысокой ликвидностью. Низкий уровень доходности государственных облигаций определяет их невысокую инвестиционную привлекательность. Соответственно, хозяйствующие субъекты, в том числе нерезиденты, не заинтересованы в покупке ГКО и ОФЗ. Доля последних на рынке ГКО - ОФЗ составила на конец 2007г. 0,8% [13, с. 18]. Низкая доходность государственных бумаг не позволяет существенно увеличить и капитализацию финансовых структур, включающих эти бумаги в свои инвестиционные портфели в силу законодательных требований. Пока еще данный институт функционирует на нерыночной основе. Основными "кредиторами" Правительства РФ являются государственные структуры, которые несут убытки в связи с низкой ликвидностью и прибыльностью государственных ценных бумаг. На самом деле в условиях бездефицитного бюджета правительство не нуждается в кредитах. Здесь оно их "привлекает", руководствуясь скорее целями регулирования, чем потребностями финансирования. Параллельно происходит прирост остатков на счетах Правительства РФ в Банке России, что выступает формой стерилизации денежной массы.

С нашей точки  зрения, институт операций на отрытом  рынке со временем может стать  одним из основных регуляторов денежной массы в стране. Этот канал и ранее использовался некоторыми странами. Так, после Второй мировой войны ФРС США эмитировала денежную массу именно через покупку государственных ценных бумаг. Этот инструмент привлекателен еще в силу того, что в сферу его применения могут быть включены финансовые инструменты различных институтов развития национального масштаба (Банка развития, фондов национальных программ). В таком случае в своих механизмах он сближается с институтом рефинансирования. Благодаря их совместному использованию может произойти смена парадигмы регулирования и замена чрезвычайно рискового валютного канала эмиссии фондовым и кредитным каналами, более адекватными потребностям национальной экономики.

Информация о работе Экономические итоги 2008 года