Экономические итоги 2008 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:48, реферат

Краткое описание

Остановка экономического роста. Внешнее финансирование российской экономики. Чистые иностранные активы кредитных организаций. Чистая позиция кредитных организаций перед бюджетной системой, на конец периода . Динамика мировых цен на нефть и темпы роста российской экономики. Причины кризиса.

Файлы: 1 файл

2008.doc

— 492.50 Кб (Скачать)

На примере  деятельности Центрального банка РФ рассмотрим влияние институтов регулирования  на направления развития и результаты функционирования банковской системы.

1. Институт рефинансирования. Этот инструмент включает установление  ставки рефинансирования (учетной  ставки) и условий получения коммерческими  банками разного рода кредитов  центрального банка.

Изменяя ставку рефинансирования, центральный банк руководствуется следующими мотивами: 1) согласование номинальных процентных ставок с уровнем инфляции, т.е. достижение неотрицательных значений реальных ставок процента; 2) воздействие на масштабы денежного обращения и стабильность национальной валюты. В первом случае он выполняет пассивную функцию, приспосабливаясь к существующему уровню инфляции в стране. Во втором случае роль центрального банка активная, поскольку речь идет не о приспособлении, а воздействии на покупательную способность денег.

Влияние ставки рефинансирования на функционирование банковской системы неоднозначно. С  одной стороны, она определяет относительную  привлекательность централизованных кредитов, при прочих равных условиях. Заметим, что прочие равные условия, как-то другие ставки банковской системы, в таких обстоятельствах вряд ли остаются неизменными. Между тем в силу инерции они приспосабливаются к ставке рефинансирования с некоторым опозданием, и это предопределяет краткосрочный эффект "сжатия" централизованного кредитования. Теоретически, увеличение учетной ставки приводит к снижению спроса на централизованные кредиты и оказывает отрицательное влияние на размеры денежного обращения, что, согласно монетаристской теории инфляции, должно положительно сказаться на укреплении национальной валюты. С другой стороны, в долгосрочном периоде учетная ставка является якорем для всех других процентных ставок и таким образом оказывает влияние на депозитную активность кредиторов банковской системы и кредитную активность ее заемщиков. Поскольку увеличение учетной ставки приводит к повышению как процентов по депозитам, так и процентов по кредитам, привлекательность банковских вкладов увеличивается, а кредитов - уменьшается. Это может вызвать известный дисбаланс, появление избыточных резервов банковской системы, что уменьшает размер денежного мультипликатора и ограничивает оборот денег. Отсюда следует, что ставка рефинансирования может использоваться также в качестве инструмента точной настройки для управления ликвидностью банковской системы.

При этом следует  учитывать два обстоятельства, снижающих  эффективность этого инструмента  воздействия на общий уровень  ликвидности. Во-первых, следует принимать  во внимание большую инерционность поведения кредиторов по сравнению с заемщиками банковской системы. Это объясняется меньшей скоростью реакции домохозяйств, их большей приверженностью к стереотипам поведения, нежели фирм. Во-вторых, необходимо брать в расчет влияние стоимости кредита на издержки производства и уровень инфляции в стране. Если фирмам удается переложить проценты за пользование заемным капиталом в цену продукции, реальные условия кредитования остаются неизменными, и повышение номинального процента не сказывается напрямую на их желании и возможности брать кредит. Согласно неоклассической экономической теории, такое возможно лишь при известной степени монополизации рынков и традиционном восходящем положении кривой предельных издержек. В таком случае повышение учетной ставки может незначительно отразиться на реальных процентах банковской системы, но усилить инфляционные процессы, что однозначно отрицательно отражается на инвестиционной активности реального сектора экономики. Из всех этих размышлений следует важный вывод: изменение ставки рефинансирования приводит не только к ожидаемым, но и побочным последствиям, которые нужно хорошо просчитывать и определять границы допустимого воздействия учетной ставки на экономические процессы в стране.

В настоящее  время институт рефинансирования банков, регулирования процентных ставок по операциям Банка России как способ управления ресурсами кредитной  системы недостаточно действенен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, процентные ставки по кредитам, устанавливаемые Центральным банком РФ, существенно выше рыночных кредитных ставок. Стоимость аналогичных по срокам межбанковских кредитов на несколько порядков меньше стоимости кредитов Банка России, к тому же они гораздо доступнее, получить их можно легче и безопаснее для репутации. Действительно, на рынке межбанковских кредитов средневзвешенная фактическая ставка по предоставленным кредитам (MIACR) сроком на один календарный день в январе 2008 г. составляла 2,75 % годовых, в феврале 2008 - 4,51 % годовых [2]. Фиксированная же ставка по ломбардным кредитам Центрального банка РФ сроком на 1 календарный день в феврале 2008г. составляла 8,25% годовых. Во-вторых, в случае централизованных кредитов Банком России установлены высокие требования к банкам-заемщикам, банкам-поручителям, по предоставляемому залогу. Так, например, банк должен быть отнесен к первой категории финансового состояния, кредитование осуществляется под залог ценных бумаг из утвержденного ломбардного списка Банка России, или под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций, или под поручительства банков, и пр.

Высокие барьеры  препятствуют развитию рефинансирования. Как результат, объем кредитов, полученных коммерческими банками от Центрального банка РФ, невелик и, например, на 01.01.2007 такие займы составляли только 0,1 % от суммарных пассивов банковской системы [3, с. 12]. Поэтому и на изменение денежного предложения институт рефинансирования в настоящее время влияет незначительно.

До последнего времени ставка рефинансирования в российской экономике слабо учитывала сложившуюся на рынке цену кредитных ресурсов. Между тем вплоть до 2007 г. включительно наблюдались позитивные тенденции последовательного снижения ставки рефинансирования и прочих процентных ставок на рынке судных капиталов, сближение значений ставки рефинансирования и рыночных ставок по кредитам нефинансовому сектору экономики. Лишь в 1кв. 2008г. средневзвешенные проценты по кредитам стали увеличиваться и впервые за весь рассматриваемый период превысили значение учетной ставки.

В последнее  время Центральный банк РФ стал изменять правила игры, приближая их к рыночным. Увеличился объем кредитов, предоставляемых  Банком России коммерческим банкам на аукционной основе. В результате, задолженность кредитных организаций по ломбардным кредитам Банка России изменилась с 55,3 млн руб. на 01.08.2007 до 2 114,4 млн руб. на 30.05.2008. Объем сделок по операциям прямого РЕПО на аукционной основе за I кв. 2008г. составил 1 541,8 млрд руб. Для сравнения, за аналогичный период 2007 г. было выдано банкам кредитов в 5 раз меньше - 304,6 млн руб.

В то же время  институт рефинансирования: нуждается  в дальнейшем развитии. При определении  условий рефинансирования регулятору следует учитывать неравномерность распределения ликвидности в банковской системе. Банковская система РФ представляет собой особую конкурентную структуру, которая в экономической теории имеет название олигополии с конкурентным окружением. Наряду с высокой концентрацией капитала у некоторых ведущих банков (Сбербанк России, группа ВТБ, Газпромбанк, Альфа банк, Банк Москвы и др.), существует достаточно большое количество средних и мелких банков. Особенностью банковской системы РФ является также высокая доля участия государства в банковском бизнесе, прежде всего по показателю удельного веса банков с государственным участием в депозитах физических лиц. При этом доля таких банков в общем капитале, активах и кредитах экономике значительно скромнее. Существенное присутствие государства в банковской сфере создает неявный привилегированный доступ банков с государственным участием к ресурсам Банка России.

В силу объективных  обстоятельств у банков-олигополистов  наблюдается избыток ликвидности, а у конкурентного окружения -острая нехватка финансовых ресурсов. Изменить данные диспропорции можно посредством установления более гибкой системы рефинансирования, в которой Банк России стал бы выполнять функцию перераспределения ликвидности в банковской системе. Например, он мог бы использовать средства, привлеченные на собственные депозиты, а это в основном вклады крупных банков для выдачи кредитов мелким и средним банкам при установлении минимальной маржи, определяемой операционными расходами на обслуживание таких счетов. Также ему следует расширить список обеспечения, под которое малые и средние банки могут получать доступ к рефинансированию, включив в него в том числе акции самих банков-заемщиков. В идеале, рефинансирование этих банков должен осуществлять не только регулятор, но и крупный региональный банк или филиал столичного банка, либо какая-то финансовая корпорация. Возможно формирование моноцентричных банковских групп. Наконец, для рефинансирования целесообразно привлечение не только внутренних ресурсов банковской системы, но и капиталов международных финансовых рынков, что можно в настоящее время и наблюдать. В таком случае Банк России должен определять четкие правила внешнего взаимодействия, выступать в качестве арбитра этих отношений, разрабатывать ограничения в целях недопущения чрезмерного принятия внешних рисков, опасных для устойчивости российской банковской системы.

2. Управление  трэдом процентных, ставок. Одной  из значимых проблем институционального  развития банковской системы  как важной составной части  хозяйственного механизма страны  является разрыв между стоимостью кредитов и стоимостью заемных ресурсов. С одной стороны, высокая банковская маржа способствует развитию самой банковской системы, увеличению ее доходности, привлекательности банковского дела. С другой стороны, перераспределение доходов в пользу финансового посредника препятствует нормальному взаимодействию домохозяйств и фирм, снижает стимулы первых к вложению денег в банк, а вторых - к инвестированию в производство. Поэтому косвенное регулирование спрэда процентных ставок также должно входить в функцию регулятора.

Разрыв между  ставками по депозитам и ставками по кредитам в период с 2002 по 2005 г. плавно снижался с 4,6 до 2 %, после чего начал  расти и в I кв. 2008 г. достиг 3,9 %. Поскольку  спрэд процентных ставок обусловливает  размер полученной прибыли, он косвенно влияет на капитализацию банковской системы в целом. При небольшой процентной марже способами поддержания необходимой рентабельности банковской системы являются рост оборотов, динамичный рост банковских активов, концентрация капиталов и увеличение доли непроцентных услуг.

Сравним спрэд  процентных ставок в России и других странах с аналогичными рыночными  условиями, используем исходные данные источника [4]. Заметим, что для расчета  спрэда в указанном источнике  использовались все значения процентных ставок, в том числе по вкладам до востребования и текущим счетам, что и привело к большим значениям разрыва. Для большей достоверности дефлируем значения спрэда процентных ставок с помощью среднегодового индекса потребительских цен. Таким образом, получаем разрыв между реальными процентами по кредитам и депозитам, что позволяет проводить корректные межстрановые сравнения. По сравнению со странами Центральной и Восточной Европы в России в течение 2001 -2005гг. наблюдался достаточно высокий реальный спрэд между процентными ставками размещения и привлечения средств. В 2005г. он составлял 8,2 %, тогда как в Венгрии данный показатель равнялся 3,8 %, в Чехии - 4,5 %, в Польше - 6,1 %. В то же время в России он был меньше, чем в Албании, Сербии, и приблизительно на одном уровне с Болгарией. В целом в странах Центральной и Восточной Европы в 2001 - 2006гг. наблюдались тенденции к общему сокращению спрэда процентных ставок, за исключением Чехии, Словакии, Словении и Албании. В России до 2004 г. реальный спрэд процентных ставок уменьшался, что свидетельствует о позитивных процессах, но с 2005 г. он снова стал расти. В 2005 г. разрыв ставок в России оставался существенным, почти на 40% выше среднего значения по странам Центральной и Восточной Европы.

Для более полной картины были рассчитаны реальные процентные ставки в банковской системе России в 2002 - 2007гг. на основании официальной информации Банка России, публикуемой на его сайте.

Отрицательное значение реальных процентных ставок по депозитам физических лиц в течение всего рассматриваемого периода указывает на убыточность такого способа сохранения сбережений домашних хозяйств, хотя в 2004 и в 2007гг. наблюдалась позитивная тенденция к уменьшению этой убыточности. На наш взгляд, отрицательная реальная ставка по вкладам является одной из причин, объясняющей невысокое значение отношения объема депозитов к ВВП в России, по сравнению с другими странами Центральной и Восточной Европы. Так, в 2006 г. отношение вкладов домохозяйств к ВВП в Польше составляло 23 %, в Чехии - 33,6, в Словакии - 25,6, в Словении - 37,3, в Хорватии -44,9, в России - только 14,2 % [4]. Отрицательные реальные проценты по вкладам банковской системы негативно воздействуют на капитализацию банковской системы и ограничивают доступные кредитные ресурсы.

Реальные ставки по кредитам организациям вплоть до 2007 г. также были отрицательными. Вместе с макроэкономической стабилизацией  и снижением инфляции это способствовало значительному росту объемов  банковских заимствований. При высоком  спросе на кредиты (темп прироста кредитного портфеля за 2007 г. составил 53%, что является рекордным показателем, начиная с 2002г.) обострилась проблема доступа к свободным финансовым ресурсам. На 01.01.2008 коэффициент покрытия депозитов кредитами составил 41,8%. Недостаток собственных ресурсов вынуждает банки делать высокие заимствования за рубежом и принимать на себя риски глобализации финансовой системы.

Центральный банк РФ должен принимать меры, направленные на развитие российской банковской системы, расширение ее ресурсной базы. Непосредственно воздействовать на проценты по депозитам он не может, но в рыночной экономике есть косвенные способы управления этими процессами. Кроме гарантий возврата вкладов для банков, участвующих в системе страхования вкладов физических лиц, необходимо поддержание конкуренции в банковской сфере. Действительно, показатель концентрации ресурсов (индекс Херфиндаля-Хиршмана) по вкладам физических лиц превышает тот же показатель по активам, капиталу и кредитам. Правда, его значение в течение 2003 - 2007 гг. снижалось, что свидетельствует о позитивных тенденциях. Однако и в настоящее время большая часть вкладов приходится на крупные банки с государственным участием, прежде всего Сбербанк России. Его доля в депозитах физических лиц в начале 2007 г. составляла 53%, что ниже, чем на 01.04.1999, когда она имела максимальное значение - 87,4 %, но все-таки свидетельствует о значительной рыночной власти этого гиганта банковской индустрии [5]. На рынке вкладов Сбербанк России действует подобно монопсонисту, диктует низкие цены на привлекаемые ресурсы. С нашей точки зрения, развитие конкуренции на этом рынке будет способствовать повышению процентов по вкладам и развитию ресурсной базы банковской системы.

Информация о работе Экономические итоги 2008 года