Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 20:48, реферат
Остановка экономического роста. Внешнее финансирование российской экономики. Чистые иностранные активы кредитных организаций. Чистая позиция кредитных организаций перед бюджетной системой, на конец периода . Динамика мировых цен на нефть и темпы роста российской экономики. Причины кризиса.
Таким образом, мир может столкнуться с двумя параллельно разворачивающимися моделями кризиса, требующими противоположных подходов. Борьба с дефляцией в западном мире будет выталкивать инфляцию во внешний для него мир, в развивающиеся экономики. А они, копируя западные рецепты борьбы с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции.
Антикризисная политика России должна ориентироваться прежде всего на предотвращение макроэкономической разбалансированности системы. Даже допуская бюджетный дефицит в 2009 г., необходимо задействовать здоровые источники его покрытия, использовать внутренние заимствования, а не включать печатный станок. Очень опасно уповать на то, что искусственное подстегивание спроса (вульгарное кейнсианство) сможет решить ключевые проблемы социально-экономического развития страны.
Приоритеты и риски антикризисной политики 2009 г.
Кризис опасен социально-политической дестабилизацией, и именно данному вопросу нужно уделять первостепенное внимание. Поэтому, смягчая его последствия, надо прежде всего помогать работникам, а не предприятиям, не менеджерам и не акционерам. За годы бума накопилось немало структурных перекосов (многие из них остались еще с советских времен), и попытка поддерживать на плаву убыточные предприятия будет тормозить назревшие структурные сдвиги в народном хозяйстве. Государство должно обеспечивать социально-политическую стабильность, а не помогать конкретному бизнесу.
В борьбе с безработицей не стоит возлагать большие надежды на общественные работы. Мы много читали о них в советских учебниках истории, но следует учитывать, что это был феномен индустриального общества, когда большую часть высвобождаемых работников составляли заводские «синие воротнички». Вряд ли привлечение финансовых аналитиков к общественным работам принесет кому-то пользу — как им самим, так и объектам строительства. В современном мире гораздо шире могут и должны использоваться разного рода образовательные программы, позволяющие людям в условиях кризиса переосмыслить свою жизненную стратегию и приобрести новую квалификацию. Затраты на эти программы будут не выше, чем на общественные работы, зато они дадут заметный эффект при выходе из кризиса.
Обсуждая перспективы помощи отдельным («системообразующим») предприятиям, необходимо сформулировать четкие критерии отнесения их к этой категории и различать формы их поддержки. Одно дело — моногорода, где проблема закрытия предприятия носит прежде всего социальный и политический характер (снятие препятствий для развития малого бизнеса). Другое дело — инфраструктурные объекты, когда допустима прямая поддержка их функционирования со стороны государства.
Но самое опасное — под видом помощи «системообразующим» предприятиям воспрепятствовать закрытию неэффективных производств и модернизации отечественной экономики. Вот почему важно не возлагать слишком большую ответственность на государство. А если оно готово спасать тот или иной бизнес, то должно делать это публично и по известным для всех правилам.
Уже сейчас следовало бы внятно сформулировать повестку будущей приватизации. В результате кризиса государство, по-видимому, значительно расширит список принадлежащих ему активов, но вряд ли обеспечит адекватный контроль за их эффективным управлением. Возникает риск вернуться к хорошо известной из начала 1990-х годов ситуации «красных директоров», фактически бесконтрольно распоряжавшихся предприятиями, то есть имевших права собственника без его мотивации. Чтобы этого избежать, менеджмент должен твердо знать: придет реальный собственник, перед которым придется отвечать за результаты своего хозяйствования.
Наконец, надо максимально
избегать протекционистских мер, ограничения
международной конкуренции. Применительно
к современной российской ситуации наиболее
эффективная мера защиты отечественных
товаропроизводителей — политика валютного
курса, не допускающая избыточного укрепления
рубля. В отличие от тарифных мер, девальвация
хороша уже тем, что она действует одинаково
на всех экономических агентов, ее нельзя
коррумпировать, пролоббировав более
выгодные для себя импортные тарифы.
Стратегическая
задача, стоящая перед Россией и ее правительством
в нынешней кризисной ситуации, — создание
условий для осуществления коренных структурных
реформ, позволяющих ослабить зависимость
социально-экономического развития страны
от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые
ресурсы и продукты низкой степени переработки.
Решить ее можно, уменьшив зависимость
российской экономики от динамики наиболее
развитых стран мира. В этих целях необходимо
продвижение по следующим ключевым направлениям:
формирование механизмов стимулирования
внутреннего спроса и повышение его роли
в обеспечении динамичного развития российской
экономики; проведение глубоких институциональных
реформ в экономической и политической
областях; последовательная диверсификация
экономики (а затем и экспорта); модернизация
образования, которое может получить дополнительный
импульс, реагируя на вызовы кризиса.
Приложение
Антикризисные меры, предпринимаемые в разных странах*
Можно выделить четыре сферы воздействия антикризисной политики властей: спасение банковской системы; меры денежно-кредитной политики; поддержка реального сектора; поддержка населения.
1. Спасение банковской системы. Основная задача здесь — избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. Соответствующие меры включают:
а) рекапитализацию банков (США, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Португалия, Финляндия, Венгрия, Дания, Швейцария, Гонконг, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан);
б) предоставление стабилизационных кредитов (США, Евросоюз, Франция, Испания, Италия, Швеция, Норвегия, Великобритания, Венгрия);
в) меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков или их национализацию (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Исландия, Швеция, Великобритания, Ирландия);
г) снижение процентной ставки практически до нуля;
д) резкое расширение вплоть до 100% гарантий по вкладам физических лиц в банках;
е) меры по расчистке балансов банков, включая предоставление госгарантий по проблемным активам (США, Канада, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария, Япония, Корея, Австралия).
2. Денежно-кредитная политика. Здесь наблюдается переход от антиинфляционной к стимулирующей политике (quantitative easing). Ее цели: стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции (борьба с инфляцией отходит на задний план); стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности экономической политики. Соответствующие меры включают:
а) снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Евросоюз, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания, Австралия, Япония, Китай, Индия, Вьетнам);
б) повышение процентных ставок в некоторых странах (Венгрия, Исландия, Белоруссия, Россия);
в) снижение курса национальной валюты (Исландия, Венгрия, Польша, Вьетнам, Корея, Бразилия, Мексика, Украина, Белоруссия);
г) снижение норм резервирования (Китай, Бразилия, Болгария);
д) появление новых инструментов кредитования экономики, вплоть до прямого финансирования центробанками государственных бюджетов.
3. Поддержка реального сектора (стимулирование спроса). Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику. Соответствующие меры включают:
а) поддержку отдельных отраслей: автомобилестроение (США, Канада, Франция, Швеция, Китай); «новая» энергетика и энергосбережение (США, Франция, Швейцария); транспортная инфраструктура (Канада, Франция, Китай, Гонконг, Казахстан, Италия, Швейцария, Тайвань); жилищное строительство (Канада, Великобритания, Китай, Аргентина, Казахстан, Корея); аэрокосмическая, горнодобывающая, лесная промышленность (Канада); инновационные технологии (Китай, Казахстан); АПК (Китай, Казахстан); экспорт (Китай); авиакомпании (Аргентина);
б) снижение налогов — прямое или косвенное (Германия, Франция, Швейцария, Япония, Китай, Индия, Тайвань, Аргентина, Украина);
в) повышение налогов (Литва);
г) поддержку малого и среднего бизнеса (Германия, Греция, Италия, Великобритания, Япония, Китай, Казахстан, Венгрия);
д) создание специальных бюджетных фондов (Франция, Бразилия, Гонконг, Кувейт);
е) увеличение госзаимствований (Германия, Франция, Норвегия, Япония).
4. Поддержка населения. Соответствующие меры предполагают недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений:
а) повышение суммы гарантий по вкладам (США, Канада, Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Нидерланды, Словения, Финляндия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Швейцария, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Турция, Корея, Украина);
б) 100-процентные гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия, Дания, Словакия, Австралия, Гонконг, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань);
в) принятие программ переобучения и адаптации потерявших работу (США, Канада, Греция, Италия);
г) национализация пенсионных фондов (Аргентина);
д) достижение договоренности с бизнесом о несокращении рабочих мест (Германия);
е) увеличение инвестиций в образование (Франция, Китай).
* Материал подготовлен
С. М. Дробышевским.
*Автор выражает признательность С. М. Дробышевскому, О. В. Кочетковой, С. Г. Синельникову-Мурылеву, Н. Сундстрему за помощь при подготовке настоящей статьи.
1 См.: Мау В. Экономическая политика 2007 года: успехи и риски // Вопросы экономики. 2008. № 2.
2 На это обращает внимание С. Глазьев (см.: Глазьев С. Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. М.: ГУУ, 2008).
3 Friedman Th. The World Is Flat. The Global World in the Twenty-First Century. L.: Penguin Books, 2006.
4 Ловушка, в которую попадают те, кто верит, что «на этот раз все будет иначе» (this time is different), убедительно показана на примере разных кризисов, начиная с Англии XIV в., в статье: Reinhart C. M., Rogoff K. S. This Time Is Different: A Panoramic View of Eight Centuries of Financial Crises // NBER Working Paper No 13882. March 2008.
5 Ferguson N. The Ascent of Money: A Financial History of the World. L.: The Penguin
Press, 2008.
6 О плановом фетишизме см.: Мау В., Стародубровская И. Плановый фетишизм: необходима политико-экономическая оценка // Экономические науки. 1988. № 4.
7 О неожиданности кризиса и высказываниях экономической и политической элиты на этот счет см.: Giles Ch. The Vision Thing // Financial Times. 2008. Nov. 26.
8 Thornhill J. A Year of Chocolate Box Politics // Financial Times. 2008. Dec. 24. P. 6.
9 Financial Times. 2008. Oct. 24. P. 4.
10 См.: Ferguson N. Geopolitical Consequences of the Credit Crunch // The Washington Post. 2008. Sept. 21; Rogoff K. America Goes from Teacher to Student // Project Syndicate. 2008. Feb.; Rodrik D. The Death of the Globalization Consensus // Project Syndicate. 2008. July.
11 «Сегодня наблюдается опасное сходство между странами с формирующимся рынком и миром богатых стран в 1970-е годы, когда началась эпоха Великой инфляции» (Inflation's back // The Economist. 2008. May 24. P. 17).
Банковская система играет существенную роль в развитии экономического потенциала страны. Объем и качество доступных финансовых ресурсов влияют на направления развития реального сектора экономики. В свою очередь на эволюцию банковской системы оказывает значительное воздействие комплекс формальных институтов, в создании и поддержании которых особая роль принадлежит регулятору - центральному банку страны.
С точки зрения институциональной теории, центральный банк является организацией, выполняющей следующие функции:
1) спецификация и защита прав собственности в банковской сфере;
2) создание каналов обмена информацией;
3) разработка
стандартов, структурирующих деятельность
банков, упрощающих процедуру оценки
качества предоставляемых
4) создание каналов и механизмов, обеспечивающих функционирование платежного оборота;
5) защита от
оппортунистического поведения
участников финансового рынка
[1, с. 351]. Для обеспечения защиты
от несовершенств рынка