Экономическая теория. Предмет и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономическая теория призвана соединить потенциал фундаментальных основ и методологическую вооруженность политической экономики с инструментально-методическим аппаратом и прагматичной ориентированностью экономики.
Цель темы — выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.

Оглавление

Введение 3
Экономическая теория: предмет и функция 4
Предмет экономической теории
Функции экономической теории
Экономическая стратегия и экономическая политика 9
Экономическая политика государства и ее виды
Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления
Экономическая политика в России как отражение определенных концепций экономической теории 15
Экономическая политика в России в 21 веке
Перспективы экономической политик
Заключение 37
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по макроэкономике.docx

— 161.18 Кб (Скачать)

       Названный список, конечно, не является исчерпывающим. Можно упомянуть и другие отрасли, которые также могут быть отнесены к приоритетным: лесное хозяйство и лесопромышленный комплекс, на которые сегодня приходится чуть более 1% ВВП; внутренний и въездной туризм; космические услуги, и т.д. Но и из перечисленного ясно - России есть с чем выходить на мировой рынок. Однако пока эта конкурентоспособность остается в значительной мере потенциальной. Станет ли она реальной, зависит от государства. Партия "Единая Россия", со своей стороны, готова сделать все, чтобы сделать эту сказку былью.

       Говоря о промышленной политике, часто приходится обращаться к теме отсутствия в экономике "длинных" и "дешевых" ресурсов. Очевидно, что речь идет об очень актуальной для экономики проблеме. И это заставляет затронуть вопрос о денежно-кредитной политике.

       По сути, сейчас проводится усиленная "стерилизация" денежной массы, целью которой является снижение инфляции. Однако успешность этой политики вызывает сомнения. Всесторонний анализ денежной базы, денежной массы, ВВП и уровня инфляции свидетельствует о том, что в целом рост монетизации экономики посредством инвестиций и кредитования ведет не к увеличению, а к снижению инфляции. Более того, от уровня роста денежной базы и денежной массы, работающих в реальной экономике, уровня инвестиций в капитал предприятий прямо зависят темпы роста ВВП, и снижения инфляции.

       Существующее соотношение денежных агрегатов позволяет говорить о "финансовой дистрофии" не сырьевого сектора экономики. Более того, ситуация ухудшается - за последние два года в связи со значительными изъятиями в стабилизационный фонд отношение денежной базы к ВВП снизилось с 14,4% до 13,5%. Сегодня уровень монетизации российской экономики в 3-5 раз ниже аналогичного показателя развитых стран (Китая - в 7 раз).

29

       Политика простого накопления государственных сбережений привела к тому, что ресурсы государства составили около 80% (!) от совокупных ресурсов населения, предприятий и кредитных организаций. В итоге дефицит денежных средств, функционирующих в реальной экономике, вызванный чрезмерным государственных сбережений и стерилизации денежной массы, приводит к повышению их стоимости, что стимулирует инфляционные процессы, и повышение кредитных ставок.

       Необходимо прекратить практику изъятия значительной денежной массы из коммерческих банков, так как реально востребованную экономикой (не вызывающую инфляцию) денежную массу формируют именно они. Именно банковская система должна стать главным инструментом реализации государственной инвестиционной политики.

        3.2. Перспективы экономической политики

        Рыночная экономика, обладая некоторыми достоинствами, имеет ряд существенных недостатков. Один из них – неуправляемость, при которой трудно направить развитие экономики на достижение общенациональных целей (укрепление геополитического положения страны в мире, обеспечение научно-технического, социально-экономического, культурного, духовного и нравственного прогресса общества, достойной жизни граждан). Именно поэтому во всех странах мира широко используются формы и методы государственного регулирования экономики, такие как правовое, финансово-бюджетное, кредитное, разработка государственных целевых программ, индикативное планирование. Необходимость и эффективность этих методов доказывает опыт США, Франции, Германии, Японии, Китая и других  стран. К сожалению, в России все эти методы до сих пор не получили достаточного развития. Между тем, необходимость их для России особенно велика в силу своеобразия ее рыночной экономики, возникшей не естественноисторическим путем, а путем уничтожения принципиально более высокой ступени развития человеческого общества, какой являлось советское общество. Основой производительных сил советской экономики были, как известно, крупные специализированные предприятия. Такие производительные силы не приспособлены к рыночному механизму и рыночной конкуренции. В частности, поэтому так трудно налаживаются рыночные отношения современной России, слабо развивается мелкий бизнес, никак не сформируется так называемый средний класс.

30

         Можно выразить: но ведь за  последние годы российская экономика 

развивается достаточно быстро. За 2001-2005 гг. ВВП России вырос на 35%, промышленная продукция – на 28%, реальные доходы населения – в 1,7 раза. Это все так. Но анализ показывает, что нынешний рост происходит в основном благодаря ряду факторов, благоприятно сложившихся для российской экономики  в последние годы. К их числу относятся, прежде всего, высокие цены мирового рынка на нефть, другие топливные и сырьевые ресурсы. Нетрудно видеть, что все это факторы конъюнктурного, недолговременного характера и будут исчерпаны в ближайшие годы.

       Следует  учитывать также, что происходящий  рост экономики имеет стихийный  неуправляемый характер и не  позволил пока решить ни одну  из острых проблем развития, стоящих  перед страной. Практически во  всех отраслях сохраняется высокий  физический и моральный износ  основных фондов, препятствующий  инновационному развитию и повышению конкурентоспособности большинства производств. Слабо преодолевается топливно-сырьевая направленность экономики. В условиях ориентации ее на рынок западных стран сохраняется огромное положительное сальдо внешнеторгового баланса, что означает работу российской экономики на потребности этих стран, а не на решение отечественных проблем.

        Таким  образом, если Россия в самое  ближайшее время не найдет  новых эффективных методов обеспечения  целенаправленного высокотехнологического  развития своей экономики, ее  ждет опять экономический обвал,  притом достаточно ощутимый, чтобы  понять всю бесперспективность  существующей экономической системы.

        Каковы  могут быть новые подходы к  обеспечению целенаправленного  развития российской экономики? Как считают Кузык Б. и Яковец Ю., «было бы очередной ошибкой пытаться скопировать такие подходы с одной из успешно развивающихся зарубежных стран без учета конкретных особенностей российских условий». Ни американская федеральная резервная и федеральная контрактная системы, ни японская система разработки балансов, ни французская система индикативного планирования не могут быть взяты за образец для подражания. России сегодня нужна система, которая, прежде всего, могла бы обеспечить согласование общенациональных (федеральных) интересов с интересами субъектов Федерации, а также крупных хозяйственных структур.  

31

          Таким инструментом, по мнению Кузык Б. и Яковец Ю., могла бы стать интерактивная система целевого экономического прогнозирования.

 Авторы предлагают следующий порядок ее функционирования:

- Президент и Правительство  РФ формулируют основные общенациональные  цели социально- экономического  развития страны на среднесрочную  перспективу;

- разрабатывается макроструктурная  модель социально-экономического  развития страны, определяющая сбалансированную  систему общеэкономических показателей  и показателей динамики и структуры  основных секторов экономики,  обеспечивающих максимально возможные  достижения поставленных общенациональных  целей;

- результаты расчетов  макроструктурной модели дезинтегрируются в разрезе субъектов Федерации, а также основных хозяйственных структур, играющих определяющую роль в развитии того или иного сектора экономики;

- полученные дезинтегрированные  показатели доводятся до соответствующих  субъектов Федерации и хозяйственных  структур в качестве индикаторов,  имеющих ориентирующее значение  для хозяйствующих субъектов;

- принимая во внимание  полученные индикаторы, субъекты  Федерации и хозяйственные структуры  разрабатывают собственные программы  развития и сообщают их основные характеристики (в структуре полученных индикаторов) Федеральному центру;

- в диалоговом режиме  с использованием современных  информационных технологий осуществляется  согласование основных индикаторов  между хозяйственными структурами,  субъектами Федерации и федеральным центром (при этом согласовании приоритет имеет позицию хозяйственных структур);

- по результатам согласования  федеральный центр формирует  социально-экономическую программу  страны на среднесрочную перспективу.

         Принципиальные отличия и преимущество  предлагаемого подхода по сравнению  с существующим порядком разработки  социально-экономических прогнозов  и программ состоят в следующем:  с самого  начала усиливается целевая направленность среднесрочных прогнозов и программ;

32

использование макроструктурных моделей обеспечивает внутреннюю сбалансированность основных показателей социально-экономического развития и их оптимальность с  точки зрения максимально возможного достижения поставленных общенациональных целей; обеспечивается адресный характер их показателей, ориентирующих хозяйствующие  субъекты.

        Вместе с тем, в отличие от практики индикативного планирования разработка ориентирующих индикаторов-это не конечный результат, а промежуточный этап работы системы, поскольку далее предполагается согласование индикаторов с хозяйствующими субъектами; сбалансированная адресная система индикаторов позволит хозяйствующим субъектам более уверенно ориентироваться в перспективах конъюнктуры рынка, что является необходимым условием повышения их инновационной и инвестиционной активности; согласование программ социально-экономического развития между федеральным центром, субъектами Федерации и промышленными структурами резко усиливает практическую действенность.

        Сегодня  имеются достаточные предпосылки  для практической реализации  предлагаемого подхода. Координирующие функции реализации данной системы, включая разработку макроструктурных моделей, формирование индикаторов и согласование их субъектами Федерации и хозяйствующими субъектами можно было бы возложить на Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. В Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН накоплен значительный опыт разработки оптимизационных межотраслевых макроструктурных моделей на среднесрочную перспективу. В Совете по изучению производительных сил разработан алгоритм группировки общероссийских показателей социально-экономического развития по субъектам Федерации. В некоторых из них, прежде всего в Республике Татарстан, имеется определенный опыт индикативного управления экономикой с использованием межотраслевых моделей.

        Институт  народнохозяйственного прогнозирования РАН совместно с Институтом РАН разработал макроструктурную модель развития экономики      России на период до 2020 г. Эта работа позволила выявить наиболее актуальные проблемы, на решение которых должна быть направлена интерактивная система целевого экономического прогнозирования.

33

       Проведенные прогнозно-аналитические расчеты показали, что ключевую роль в поддержании поступательного развития экономики может и должно сыграть качественное изменение российской внешнеэкономической политики. Сегодня экономическое развитие страны практически полностью определяется требованиями рынка стран Запада. Россия продолжает покорно выполнять роль топливно- сырьевого придатка экономики западных стран. Это наглядно видно из динамики экспорта нефти и газа (см. табл. 3.1.)

Рост экспорта нефти и  газа опережает их добычи. Так, добыча нефти за период 2001-2005 гг. выросла  на 45%, а ее экспорт – на 74%, при  этом в страны ЕЭС – почти в 4 раза. Соответственно добыча газа выросла  на 9%, а его экспорт в страны дальнего зарубежья – на 19%, в страны СНГ он сократился на 12,5 млрд. м, или более чем на 20%.

 

Таблица 3.1.    Добыча и экспорт нефти и газа

 

2000 г 

2004 г

2005 г

Нефть, млн. т:

     

добыча

324

459

470

экспорт - всего

145

258

252

в т. ч в страны дальнего зарубежья

128

218

214

в страны СНГ

17

40

38

Газ, млрд. м3:

     

добыча

584

633

638

экспорт - всего

194

200

207,5

в т. ч в страны дальнего зарубежья

134

145

160

в страны СНГ

60

55

47,5


      Проведенные вариантные расчеты макроструктурной модели показали, что в перспективе целесообразно ограничит рост экспорта нефти, газа и других топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в страны дальнего зарубежья, прежде всего за счет роста экспорта в страны ЕЭС. Масштабы экспорта топливно-сырьевых ресурсов в эти страны должны определяться потребностями российской экономики в валютной выручке для обеспечения эффективного импорта товаров и услуг. Под эффективным импортом мы понимаем такие масштабы и структуру импорта, которые способствуют  динамичному росту отечественной экономики. Одновременно целесообразно значительно расширить экспорт ( в том числе и топливно-сырьевой) в страны СНГ, а также Китай.        При такой стратегии в перспективе до 2015 г. Согласно расчетам макроструктурной модели физический объем экспорта в

Информация о работе Экономическая теория. Предмет и функции