Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая безопасность – это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь……….5
1.2. Важнейшие компоненты экономической безопасности страны..........10
2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ………………..........19
2.1. Критерии и показатели экономической безопасности…………..…....19
2.2. Институциональные основы системы экономической безопасности..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_makroekonomika.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.

Инфраструктурная безопасность – это состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при котором ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация общественного воспроизводственного процесса. Цель инфраструктурной безопасности – создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности передаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действия внутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам. [9, с. 17]

2.2. Институциональные основы системы экономической безопасности

 

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства по защите жизненно важных национальных социально-экономических интересов страны на основе построения высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Система обеспечения экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством.

Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:

• формировать и руководить деятельностью Совета безопасности Республики Беларусь;

• определять стратегии внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе;

• контролировать и координировать деятельность государственных органов по обеспечению безопасности;

• издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; обеспечивать их исполнение.

Основной функцией Национального собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования отношений в сфере безопасности, принятие соответствующих законов.

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению экономической безопасности министерствами, комитетами, иными подведомственными ему органами управления.

Координирует деятельность всех субъектов страны по обеспечению национальной, в том числе экономической, безопасности Совет безопасности Республики Беларусь, председателем которого является Президент Республики Беларусь. Государственным секретарем Совета безопасности является помощник Президента Республики Беларусь по национальной безопасности. В состав Совета входят: Премьер-министр Республики Беларусь, председатели Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, председатель Комитета государственного контроля, Генеральный прокурор, председатель Правления Национального банка, министры: внутренних дел, иностранных дел, обороны, по чрезвычайным ситуациям, финансов; председатели Комитета государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск; начальник генерального штаба Вооруженных сил Республики Беларусь — первый заместитель министра обороны. [7, с. 423-425]

При Совете безопасности Республики Беларусь Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в экономической сфере. Важнейшими ее задачами являются определение жизненно важных интересов Республики Беларусь в экономической сфере, выявление внутренних и внешних угроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам.

Важными функциями в работе комиссии являются: оценка осуществления бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства и прогноз развития ситуации в финансово-кредитной системе с точки зрения обеспечения экономической безопасности; оценка состояния и перспектив развития научно-технического и технологического уровней производства базовых отраслей реального сектора экономики и эффективности использования топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна организовывать разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам экономической безопасности государства и определения мер по противодействию внешним и внутренним угрозам в экономической сфере. В задачи комиссии входят также подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения экономической безопасности государства и разработка организационно-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.

Вопросы производственной безопасности должны решать Министерство промышленности, Государственный военно-промышленный комитет, а также государственные отраслевые концерны, объединяющие предприятия отдельных отраслей промышленности («Белгоспищепром», «Белнефтехим», «Бел-легпром», «Белместпром», «Белбиофарм», «Беллесбумпром»).

Вопросами энергетической безопасности призваны заниматься прежде всего Министерство энергетики и Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.

Инфраструктурную безопасность должны обеспечить Министерство транспорта и коммуникаций, Государственный комитет по авиации, Белорусская железная дорога, Министерство связи и информатизации, а также Министерство строительства и архитектуры.

Головными организациями по обеспечению инновационной безопасности являются Национальная академия наук Беларуси и Государственный комитет по науке и технологиям.

За внешнеэкономическую безопасность несут ответственность министерства экономики, иностранных дел, торговли, Государственный таможенный комитет.

Все вопросы, связанные с финансовой безопасностью, регулированием дефицита государственного бюджета, внутренней и внешней задолженностью государства, контролируются Министерством финансов Республики Беларусь.

Вопросы валютной безопасности, золотовалютных резервов, регулирование валютного рынка и, соответственно, валютного курса находятся в компетенции Национального банка Республики Беларусь. Валютный контроль осуществляется Государственным таможенным комитетом, Комитетом государственного контроля, банковской системой.

Главную роль в обеспечении экологической безопасности играют министерства: природных ресурсов и охраны окружающей среды, лесного хозяйства; комитеты при Совете Министров Республики Беларусь: по земельным ресурсам, геодезии и картографии, по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Для обеспечения экономической безопасности важное значение имеет организация борьбы с экономической преступностью, которая проявляется в нарушении прав человека в сфере экономической деятельности, усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических отношений, контроле и активном использовании преступными группировками в своих интересах деятельности предпринимателей, отдельных банковских структур, проникновении коррупции в разные сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительных органов.

Криминализация экономики — это специфический способ хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая по численности группа лиц получает сверхдоходы, а также доходы от преступной деятельности, используя с этой целью недостатки в законодательстве. В Беларуси наиболее широкое распространение получили такие противоправные действия, как уклонение от налогообложения и таможенных пошлин, хищение бюджетных средств, отмывание денег, мошенничество, взяточничество и др.

Опасность расширения криминальной, теневой экономики для государства состоит в том, что ее существование, тем более нарастание, значительно уменьшает налогооблагаемую базу и собираемые налоги, снижает эффективность управления национальной экономикой.

Согласно официальным данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, сегодняшний объем теневого сектора отечественной экономики не превышает 12 % ВВП. Однако реальные экономические процессы, происходящие в стране, эта цифра точно не определяет, так как в значительной мере зависит от принятой в Беларуси методики расчета теневого сектора, основанной на анализе статистики домашних хозяйств. При использовании других общепринятых в мировой практике методик расчета уровень теневой экономики для Беларуси оценивается выше. Критическим уровнем, при котором государство теряет контроль за управляемостью национальной экономики, является ежегодный оборот в теневом секторе на уровне 30—35 % ВВП.

Деятельность органов государственного управления по обеспечению экономической безопасности предусматривает:

• оценку текущего состояния безопасности Республики Беларусь, выявление сфер и субъектов, представляющих угрозу экономической безопасности;

• определение жизненно важных экономических интересов страны, регионов и всех субъектов хозяйствования;

• обоснование пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, превысив которые страна может вступить в период нестабильности и социальных конфликтов;

• прогнозирование важнейших показателей и индикаторов экономической безопасности;

• разработку системы мер (экономических, правовых, организационно-административных и др.) по созданию условий для реализации жизненно важных экономических интересов;

• контроль за эффективностью деятельности государственных структур и общественных объединений по обеспечению экономической безопасности.

Главным фактором обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь является устойчивое развитие хозяйственного комплекса страны, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

Для этого необходимо:

    • сохранить приоритетное развитие отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычной, так и в экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий;
    • развивать национальную экономику с учетом внешнеэкономического сотрудничества, международной кооперации производства и других глобализационных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы экономической безопасности Республики Беларусь – реальные и негативные потенциальные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.

В связи с нестабильностью экономической ситуации в стране и мире разработаны следующие мероприятия по обеспечению экономической безопасности:

  1. Развитие системы экономических отношений, обеспечивающей реализацию жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Создание механизма разрешения возникающих между ними противоречий и устранения предпосылок их возникновения;
  2. Разработка стратегии обеспечения реализации жизненно важных экономических интересов республики, формирование долгосрочной программы экономических преобразований с учетом Договора о создании Союзного государства;
  3. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития путем выравнивания (стабилизации) экономической активности в различных сферах (производство, финансы, распределение, обмен, потребление и др.);
  4. Повышение эффективности макроэкономического регулирования через постоянно совершенствующееся законодательство и механизмы прямого и косвенного управления экономическими процессами;
  5. Использование не инфляционных методов финансирования дефицита бюджета и эффективное перераспределение финансовых ресурсов исходя из общенациональных приоритетов;
  6. Совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности и сложившейся практики международного разделения труда и рынков товаров и услуг;
  7. Всемерное использование преимуществ внутриреспубликанского разделения труда, специализации и кооперирования с учетом экономических и природных возможностей. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и занятости населения;
  8. Ограничение прямого воздействия государственного регулирования на рыночные механизмы, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей и социально оправданные пропорции между накоплением и потреблением;
  9. Рациональное использование географического положения страны, развитие эффективной системы обслуживания международных транспортных артерий и коммуникаций;
  10. Повышение наукоемкости производимой продукции, развитие сферы услуг по ее сервисному обслуживанию;
  11. Обеспечение ускоренного развития производства на основе полного использования собственного научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, более широкого привлечения внешних и внутренних инвестиций в экономику страны;
  12. Формирование законодательства, необходимого для эффективного функционирования национальной экономики, проведения рыночных преобразований в соответствии с единой политикой Союзного государства, согласования экономических интересов различных социальных групп, общества и государства;
  13. Развитие делового сотрудничества со странами, участвующими в многосторонней системе регулирования торговли, с перспективой полноправного участия во Всемирной торговой организации (ВТО).

Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности