Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:54, курсовая работа
Экономическая безопасность – это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь……….5
1.2. Важнейшие компоненты экономической безопасности страны..........10
2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ………………..........19
2.1. Критерии и показатели экономической безопасности…………..…....19
2.2. Институциональные основы системы экономической безопасности..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37
Основными важными интересами в производственной сфере являются:
Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:
Производство хлеба – основа обеспечения продовольственной безопасности, повышения жизненного уровня народа. Средняя урожайность по стране в 2004 году – более 33 центнеров. Всего собрано зерна более 7 млн. тонн. С хлебом крестьян на приусадебных участках мы подошли к 8-миллионному рубежу урожайности хлебов. Максимальный урожай в предыдущие 10 лет составлял 6 млн. тонн. Сахарной свеклы будет произведено столько, сколько надо для производства сахара.
Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы предусматривает вывод сельскохозяйственного производства на самофинансирование. Для этого необходимо выйти на годовое производство: зерна – 8 млн. т, сахарной свеклы и картофеля – 3,5 и 9 млн. тонн. Достичь производства молока – 6,5 млн. т и 1 млн. 300 тыс. т мяса.
Социальная направленность политики
нашего государства последовательно и
системно реализуется на практике, и это
очевидно. Так, с 1 ноября 2004 года повышается
размер месячной минимальной зарплаты,
которая будет составлять 128390 рублей (в
настоящее время – 83000 рублей). До 750 рублей
повышается также размер часовой минимальной
зарплаты. Средний заработок белорусов
в месяц к концу этого года составит 195
долларов, будущего – 250 долларов, а за
последующие 5 лет достигнет
500 долларов.
В целях усиления материальной поддержки семей, при рождении и воспитании детей с 1 января 2005 года указом Президента на 50% увеличивается размер единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей. Многодетные семьи не только включаются вне очереди в строительные кооперативы, но и получают финансовую помощь от государства на погашение задолженности по выданным льготным кредитам.
Ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в 2005 году к 60-летнему юбилею Победы получат бесплатные квартиры. [4, с. 203]
За последние годы газифицировано населенных пунктов больше, чем за все годы советской власти. В их числе – Пинск, Столин, Житковичи, Петриков, Наровля, Поставы, Глубокое, Ушачи и др. В течение последующих 5 лет планируется газифицировать все городские поселки вокруг райцентров.
Главные направления государственных инвестиций в социально-экономическое развитие и возрождение села – строительство жилья и дорог на селе, газификация, создание агрогородков вокруг крупных комплексов и ферм, техническое переоснащение сельхозпредприятий.
В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, согласно Концепции национальной безопасности, включают:
Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь – реальные и негативные потенциальные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.
Реализации интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:
Кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности в производственной сфере, непосредственно влияющих на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут в себе собственно производственной составляющей, но также оказывают значительное влияние на безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанести ему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся негативные процессы и действия в топливно-энергетической, политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства, криминализация экономики и др.
В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности в целом и потребителей в различных регионах. Мировая практика свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 20–25%.
Особенностью современного этапа реализации интересов республики в сфере продовольственной безопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего, внутренние угрозы и экономические факторы. Наиболее серьезными из них являются:
Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают:
Кроме того, важными составляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и недостаточная развитость финансовой системы, и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и ряд других угроз.
В общем виде, в соответствии с Концепцией национальной безопасности, основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:
Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. [4, с. 327]
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.
Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности