Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая безопасность – это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ……………………………………………………………..5
1.1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь……….5
1.2. Важнейшие компоненты экономической безопасности страны..........10
2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ………………..........19
2.1. Критерии и показатели экономической безопасности…………..…....19
2.2. Институциональные основы системы экономической безопасности..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….………..37

Файлы: 1 файл

Kursovaya_makroekonomika.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Основными важными интересами в производственной сфере являются:

  • высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
  • рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;
  • высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;
  • обеспеченность производства ресурсами;
  • перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;
  • соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.

Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:

  • максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;
  • определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами;
  • эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики;
  • снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйст- 
    венного производства;
  • повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;
  • преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;
  • развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;
  • структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
  • сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;
  • значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Производство хлеба – основа обеспечения продовольственной безопасности, повышения жизненного уровня народа. Средняя урожайность по стране в 2004 году – более 33 центнеров. Всего собрано зерна более 7 млн. тонн. С хлебом крестьян на приусадебных участках мы подошли к 8-миллионному рубежу урожайности хлебов. Максимальный урожай в предыдущие 10 лет составлял 6 млн. тонн. Сахарной свеклы будет произведено столько, сколько надо для производства сахара.

Программа возрождения и развития села на 2005–2010 годы предусматривает вывод сельскохозяйственного производства на самофинансирование. Для этого необходимо выйти на годовое производство: зерна – 8 млн. т, сахарной свеклы и картофеля – 3,5 и 9 млн. тонн. Достичь производства молока – 6,5 млн. т и 1 млн. 300 тыс. т мяса.

Социальная направленность политики нашего государства последовательно и системно реализуется на практике, и это очевидно. Так, с 1 ноября 2004 года повышается размер месячной минимальной зарплаты, которая будет составлять 128390 рублей (в настоящее время – 83000 рублей). До 750 рублей повышается также размер часовой минимальной зарплаты. Средний заработок белорусов в месяц к концу этого года составит 195 долларов, будущего – 250 долларов, а за последующие 5 лет достигнет  
500 долларов.

В целях усиления материальной поддержки семей, при рождении и воспитании детей с 1 января 2005 года указом Президента на 50% увеличивается размер единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей. Многодетные семьи не только включаются вне очереди в строительные кооперативы, но и получают финансовую помощь от государства на погашение задолженности по выданным льготным кредитам.

Ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в 2005 году к 60-летнему юбилею Победы получат бесплатные квартиры. [4, с. 203]

За последние годы газифицировано населенных пунктов больше, чем за все годы советской власти. В их числе – Пинск, Столин, Житковичи, Петриков, Наровля, Поставы, Глубокое, Ушачи и др. В течение последующих 5 лет планируется газифицировать все городские поселки вокруг райцентров.

Главные направления государственных инвестиций в социально-экономическое развитие и возрождение села – строительство жилья и дорог на селе, газификация, создание агрогородков вокруг крупных комплексов и ферм, техническое переоснащение сельхозпредприятий.

В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, согласно Концепции национальной безопасности, включают:

    1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения;
    2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности;
    3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений;
    4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции;
    5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств;
    6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике;
    7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции;
    8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня;
    9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии;
    10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов;
    11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования;
    12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующими экономическому развитию;
    13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов;
    14. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики. [4, с. 204]

Угрозы экономической безопасности Республики Беларусь – реальные и негативные потенциальные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических интересов Республики Беларусь.

Реализации интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:

  • процесс снижения технологического уровня производственной сферы;
  • сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго- и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов;
  • низкая конкурентоспособность отечественной продукции;
  • старение основных производственных фондов;
  • высокий уровень монополизации в производственной сфере и, как следствие, увеличение издержек, снижение качества и объемов производимой продукции, рост цен;
  • потеря значительной части традиционных рынков сбыта машиностроительной и других видов продукции производственного сектора экономики республики;
  • вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей;
  • дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта;
  • снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность. [7, с. 404]

Кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности в производственной сфере, непосредственно влияющих на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут в себе собственно производственной составляющей, но также оказывают значительное влияние на безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанести ему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся негативные процессы и действия в топливно-энергетической, политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства, криминализация экономики и др.

В сфере продовольственной безопасности соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности в целом и потребителей в различных регионах. Мировая практика свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта во внутреннем потреблении не превышает 20–25%.

Особенностью современного этапа реализации интересов республики в сфере продовольственной безопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего, внутренние угрозы и экономические факторы. Наиболее серьезными из них являются:

  • технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;
  • высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;
  • несовершенство земельных отношений;
  • устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего растут потери, и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;
  • значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;
  • резкое увеличение предложения на внутреннем рынке импортных продуктов питания, которые зачастую попадают в республику полулегальным способом и без должного контроля качества;
  • влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земель оказывают также последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи. [7, с. 405-406]

Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают:

  • изношенность и технологическую отсталость материально-технической базы инфраструктурного комплекса;
  • запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;
  • структурная деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;
  • высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;
  • вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образований. [7, с. 407-408]

Кроме того, важными составляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и недостаточная развитость финансовой системы, и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и ряд других угроз.

В общем виде, в соответствии с Концепцией национальной безопасности, основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

  1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
  2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности;
  3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки;
  4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей;
  5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке;
  6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках.
  7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж;
  8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений. [6, с. 23-24]

 

2. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

2.1. Критерии и показатели экономической безопасности

 

Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. [4, с. 327]

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Информация о работе Экономическая безопасность в системе национальной безопасности