Эколого-экономические проблемы регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования я полагаю, рассмотрев основные эколого-экономические проблемы России, выявить приемлемые на данный момент решения этих проблем.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить экологию как науку и выявить предмет и задачи экологии;
2. Рассмотреть экологические проблемы районов РФ (на примере Поволжского, Центрального и Уральского экономических районов);
3. Проанализировать экологическую обстановку, сложившуюся в г.Орске, и рассмотреть пути решения эколого-экономических проблем, которые предпринимаются на данный момент;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экологические проблемы регионов РФ…………………………………...6
1.1 Экология как биологическая наука……………………………………………..6
1.2 Экологические проблемы экономических районов РФ………………………14
1.2.1 Поволжский район………….....…...………………………....…............…….14
1.2.2 Центральный район…………………………………………………….……..15
1.2.3 Уральский район……………………………………….………..………....…18

Глава 2 Экологические проблемы г. Орска……………………………………….21
2.1 Оценка санитарно-экологического состояния окружающей среды г.Орска.21
2.1.1 Атмосферный воздух………………………………………………………...21
2.1.2 Состояние водоемов………………………………………………………….24
2.1.3 Состояние почв и образование отходов…………………………………….27
2.2 Территориальные ограничения градостроительной деятельности……….…30
2.2.1 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы……………………31
2.2.2 Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения………....32
2.2.3 Инженерно-строительные ограничения…………………………………….33
2.2.4 Планировочные ограничения техногенного характера……………………34

Глава 3 Пути решения эколого-экономических проблем……………………….38
3.1 Переработка твердых бытовых отходов……………………………………...38
3.2 Переработка промышленных отходов………………………………………..39
3.3 Перспективы…………………………………………………………………....41

Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курс.работа моя - копия.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха санитарно-защитными зонами (СЗЗ).

Территория  санитарно-защитной зоны предназначена  для:

    • обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами (ПДК, ПДУ);
    • создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
    • организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.

Приняты следующие  планировочные ограничения техногенного характера Техногенные ограничения.

1. Санитарно-защитная  зона промышленных предприятий.

2. Санитарно-защитная  зона кладбищ. 

З. Санитарно-защитная зона скотомогильников.

4. Санитарно-защитная зона котельной.

5. Охранная зона  высоковольтной линии электропередач  ВЛ-35, 110, 220, 300 кВ.

6. Санитарно-защитная  зона магистрального нефтепровода.

7. Санитарно-защитная  зона магистрального газопровода.

8. Санитарно-защитная  зона шлакоотвалов.

Нормативные размеры  СЗЗ установлены СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 
в       соответствии       с санитарной классификацией предприятий, производств    и     объектов.

Промышленные  объекты, оказывающие негативное воздействие  на состояние окружающей среды: На территории г. Орска имеются 10 основных промышленных   предприятий являющихся источниками негативного воздействия на состояние окружающей среды:

  • ОАО "Южно-уральский никелевый комбинат",(I класс, СЗЗ - 1000м.)
  • ОАО "Орскнефтеоргсинтез ", (I класс, СЗЗ - 1000м.)
  • ОАО "Завод синтетического спирта ", (I класс, СЗЗ - 1000м.)
  • ЗАО "Орский мясокомбинат ",(l класс, СЗЗ - 1000м.)
  • ОАО "Орское карьероуправление ",(11 класс, СЗЗ -500м.)
  • АБЗ МУП "Дорожник", (II класс, СЗЗ -500м.)
  • ОАО ПО "Сармат",     (II класс, СЗЗ -500м.)
  • ОАО "МК ОРМЕТО - ЮУМЗ ", (III класс, СЗЗ -300м.) -Орская   "ТЭЦ-1 (III класс, СЗЗ -300м.) -ОАО "ОМЗ ",   (III класс, СЗЗ -300м.)

В таблице 1 представлена таблица основных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с учетом категории опасности и размера санитарно-защитных зонах (СЗЗ).

В целях  защиты населения от воздействия  электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередач устанавливаются санитарные разрывы.

Для магистральных газа- и нефтепроводов  устанавливаются СЗЗ следующих размеров:

газопровод  ф 720 мм - 200 м;

нефтепровод ф 500-1000 мм -150 м;

нефтепровод ф > 1000 мм - 200 м.

Аэродром согласно СНиП 2.05.08-85 должен находиться от селитебной территории и зоны массового отдыха населения, на расстоянии, обеспечивающем безопасность полетов и допустимые уровни авиационного шума в соответствии с ГОСТ 22283-88 и электромагнитного излучения, установленные для селитебных территорий санитарными нормами.

Размещение  в районах аэродромов зданий, высоковольтных линий электропередачи, радиотехнических и других сооружений, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи для нормальной работы навигационных средств аэродромов, должно быть согласовано с предприятиями и организациями, в ведении которых находятся аэродромы.

Минимальное расстояние между горизонтальной проекцией  трассы полетов по маршруту захода на посадку и границей селитебной территории для аэродрома должно составлять 3 км.

Размещение  аэропорта г. Орска отвечает нормативным  требованиям.

 

Таблица 1.

Предприятия, оказывающие  негативное воздействие на окружающую среду

 

Название предприятия

Категория опасности

Установленный размер СЗЗ (по данным проекта нормативов

пдв

предприятий)

Минимальный раз-мер СЗЗ (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

ОАО Комбинат "Южноуралникель"

1

2000-4000м  с учетом розы ветров

1000м

Орская   "ТЭЦ-1 "

2

300м

500м

ОАО "Орскнефтеоргсинтез"

2

1000-2000М  с учетом розы ветров

1000м

ОАО "МК ОРМЕТО -ЮУМЗ"

2

1000м

1000м

ОАО "Орский мясоконсервный комбинат "

2

500м

500м

Локомотивное  депо ст. Орск Оренбургского отделения ЮУЖД

3

100-200м  с учетом розы ветров

100м

ЗАО "Завод синтетического спирта"

3

1000-1500м

1000м

ОАО "Орский Машиностроительный завод"

3

100-200м  с учетом розы ветров

100м

Орское  предприятие тепловых сетей

3

50м

50м

Вагонное  депо ст. Орск

3

300м

300м

ОАО "Орское карьеро-управление"

3

240-1000м

300м

Орский  щебеночный завод - филиал ФГУП "Приволжская железная дорога "

3

300-600м  с учетом розы ветров

300м


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

 

 

3.1 Переработка  твердых бытовых отходов

 

Проблема удаления твердых бытовых отходов (ТБО) и  загрязнения городских территорий особенно остро стоит в крупных городах (мегаполисах) с населением 1 млн. жителей и более. 1

Так, например, в Москве ежегодно образуется 2,5  млн.т. отходов (ТБО), а средняя норма "производства" ТБО на одного человека в год достигает примерно 1 м3 по объему и 200 кг по массе. Кстати, для  крупных городов рекомендуется  норматив 1,07 м3/человек в год.

Рассмотрим, как  обстоят дела у нас в России с переработкой бытовых отходов  на примере самого крупного города страны - Москвы.  Как уже указывалось, в Москве ежегодно образуется 2,5 млн. т. ТБО. Основная часть их (до 90 %) утилизируется  на специальных полигонах Тимохово и Хметьево. С 1990г. количество полигонов сократилось с 5 до 2. Полигоны работают с конца 70-х годов и их срок в ближайшее время заканчивается. На полигонах отсутствуют минимально необходимые природоохранные сооружения, такие как и водоохранные экраны, противооползневые сооружения, системы отвода и обезвреживания фильтрата и поверхностных вод, ограждения границ полигона, оборудования для мойки машин и др. Не производится послойная укладка отходов с ежедневной засыпкой, полив водой, т.к. отсутствует необходимая специализированная техника. Всё это очень далеко от санитарного полигона по описанной технологии в развитых странах. Стоимость захоронения отходов составляет от 4,5 до 65 тыс. рублей в зависимости от места полигона. На территориях полигонов складируются и токсичные промышленные отходы (ТПО) величина которых составляет около 1,5 млн. т. в год. Последнее обстоятельство совершенно недопустимо, ибо требования к утилизации совершенно различные и совместное хранение их не допускается по соображениям экологической безопасности.

Кроме того, на территории города находится до 90 свалок мусора общей площадью 285,7 га. Из них 63 - не функционируют. В настоящее  время в Москве работают два мусоросжигательных завода № 2 и № 3 оснащенные оборудованием из ФРГ и Дании. Существующее оборудование и технология сжигания отходов на этих заводах не обеспечивает необходимый уровень охраны окружающей среды.

В последнее  время благодаря усилиям мэра города Лужкова Ю.М., считающего экологические проблемы г. Москвы первостепенными принят ряд мер по санитарной очистке города, индустриальной переработке ТБО. Реализуется программа строительства мусороперегрузочных станций (МПС). Созданы три МПС в различных административных районах города. Прессование ТБО после сортировки будет внедрено при создании МПС в Северо-восточном округе г. Москвы. Программа строительства МПС и решения вопросов о создании современных санитарных полигонов на территории Московской области позволит в недалекой перспективе решить проблемы с переработкой ТБО в г. Москве.

В заключение следует  отметить, что рынок отходов не регулируется государством. Нет развитой нормативно - правовой базы экологического стимулирования переработки отходов, федеральных инвестиций в разработку новых экологических отечественных технологий переработки отходов, совершенно недостаточно проводится техническая политика в этом направлении.

 

3.2 Переработка  промышленных отходов

 

Сегодня в среднем  на каждого жителя планеты в год  добывается около 20 т. сырья, которое с использованием 800 т. воды и 2,5 кВт энергии перерабатывается в продукты потребления и примерно 90 - 98 % идет в отходы (В работе приводится цифра 45 т. сырья на человека). При этом доля бытовых отходов на одного человека не превышает 0,3-0,6 т. в год. Остальное составляют промышленные отходы. По масштабам извлекаемого и перерабатываемого сырья - 100 Гт/год хозяйственная деятельность человека приблизилась к деятельности биоты - 1000 Гт/год и превзошла вулканическую деятельность планеты - 10 Гт/год. При этом расточительность использования сырья и энергии в хозяйственной деятельности человека превышает всякие разумные пределы. И если в развитых странах сельскохозяйственные отходы утилизируются на 90 %, корпуса автомашин на 98 %, отработанные масла на 90 %, то значительная часть промышленных и строительных отходов, отходов горнодобывающих и металлургических производств практически полностью не утилизируются. Человечество преуспело в создании орудий производств и технологий уничтожения себе подобных и практически не занималось созданием промышленности по переработке отходов своей деятельности. В результате помимо ежегодного прирастания объема переработанных промышленных отходов, в том числе токсичных, во всем мире существуют и старые захоронения (свалки), число которых в промышленно - развитых странах исчисляется десятками и сотнями тысяч, а величины объемов отходов достигают сотен миллиардов тонн. Таким образом, если говорить о реабилитации окружающей среды, имея ввиду планомерную переработку отходов (в первую очередь особо опасных), то потребуются затраты в десятки и сотни миллиардов долларов в год на протяжении десятилетий. На территории Российской Федерации на начало 1996 г. накоплено в хранилищах, на складах, могильниках, полигонах, свалках 1 405 млн. тонн отходов (отчетность по форме № 2 ТП "токсичные отхода"), В 1995г. образовалось 89,9 млн. тонн промышленных токсичных отходов, в том числе I кл. опасности -0,16 млн. т., II кл. - 2,2 млн. т., III кл. - 8,7 млн. т., IV кл. - 78,8 млн. т. Из них использовано в собственном производстве 34 млн. т. и полностью обезврежено 6,5 млн. т. Кроме того 12,2 млн. т. передано на другие предприятия для использования. Таковы данные Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды в РФ" в 1995 г.

Таким образом  даже официальные данные показывают непрерывный рост неперерабатываемых промышленных отходов не говоря уже о неучтенных свалках, старых захоронениях, инвентаризация которых даже не начиналась и где содержится около 86 млрд. т. отходов (1,6 млрд. т. токсичных).

Госкомэкология  подготовила проект Федерального закона "Об отходах производства и потребления", который внесен Правительством РФ в Госдуму на рассмотрение и ожидается его принятие в 1997 году. Введение этого закона в действие поставит на юридическую основу работу по обращению с отходами производства и потребления. Таким образом, в мире и в России основная масса отходов, в том числе опасных, накапливается, складируется или захоранивается. Ряд стран для захоронения используют затопление в море (океане), что, по нашему мнению, должно быть полностью запрещено международными соглашениями вне зависимости от класса опасности отходов. Это в некотором роде и нравственная проблема: произвел ~ переработай (складируй) на своей территории, а не используй в качестве свалки то, что принадлежит всем (моря, горы, леса).          

Собственно  переработке промышленных отходов  сейчас подвергается не более 20 % от общего объема. Технологии переработки промышленных отходов можно классифицировать следующим образом:

1. термические  технологии;

2. физико-химические  технологии;

3. биотехнологии.

 

3.3 Перспективы

 

Проводимая  в России экологическая политика объективно детерминирована имеющимся уровнем экономического, технологического, социального, политического и духовного развития общества и в целом не способна предотвратить нарастание экологической напряженности в стране. Поэтому — даже несмотря на принятие множества программ, предусматривающих включение экологических потребностей в планы экономического и социального развития страны, создание институциональной и правовой систем экологического регулирования - рассчитывать в скором времени на проведение действенной политики экологической безопасности не приходится.

Этому препятствует ряд причин — отсутствие общественного интереса к экологической проблеме, слабая техническая база производства и нехватка необходимых инвестиций, неразвитость рыночных отношений, несформированность правового и гражданского обществ. Россия сталкивается с типичными для Третьего мира трудностями развития ресурсоэффективного индустриального производства, преодоление которых осложняется, в частности, тем, что идеологически усилилась оппозиция нынешнему курсу реформ, сочетающаяся ныне с массовым неприятием процессов глобализации, ассоциируемых с угрозой национальной безопасности.

Информация о работе Эколого-экономические проблемы регионального развития