Эколого-экономические проблемы регионального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования я полагаю, рассмотрев основные эколого-экономические проблемы России, выявить приемлемые на данный момент решения этих проблем.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить экологию как науку и выявить предмет и задачи экологии;
2. Рассмотреть экологические проблемы районов РФ (на примере Поволжского, Центрального и Уральского экономических районов);
3. Проанализировать экологическую обстановку, сложившуюся в г.Орске, и рассмотреть пути решения эколого-экономических проблем, которые предпринимаются на данный момент;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экологические проблемы регионов РФ…………………………………...6
1.1 Экология как биологическая наука……………………………………………..6
1.2 Экологические проблемы экономических районов РФ………………………14
1.2.1 Поволжский район………….....…...………………………....…............…….14
1.2.2 Центральный район…………………………………………………….……..15
1.2.3 Уральский район……………………………………….………..………....…18

Глава 2 Экологические проблемы г. Орска……………………………………….21
2.1 Оценка санитарно-экологического состояния окружающей среды г.Орска.21
2.1.1 Атмосферный воздух………………………………………………………...21
2.1.2 Состояние водоемов………………………………………………………….24
2.1.3 Состояние почв и образование отходов…………………………………….27
2.2 Территориальные ограничения градостроительной деятельности……….…30
2.2.1 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы……………………31
2.2.2 Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения………....32
2.2.3 Инженерно-строительные ограничения…………………………………….33
2.2.4 Планировочные ограничения техногенного характера……………………34

Глава 3 Пути решения эколого-экономических проблем……………………….38
3.1 Переработка твердых бытовых отходов……………………………………...38
3.2 Переработка промышленных отходов………………………………………..39
3.3 Перспективы…………………………………………………………………....41

Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

курс.работа моя - копия.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Согласно утвержденному  годовому плану Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, ИЛЦ Орского  филиала ФГУЗ «Центр гигиены и  эпидемиологии в Оренбургской области», в г. Орске были отобраны 2752 пробы питьевой воды (1949 проб на микробиологические и 803 пробы на санитарнохимические показатели).

Процент проб питьевой воды, не отвечающей санитарным правилам и нормам по микробиологическим показателям, снизился и составил в 2006 году 0,97% (в 2005 году - 1,0%).

Рис. 2.6 Процент неудовлетворительных проб воды по микробиологическим показателям в разрезе источников за 2006 г.

 

Процент проб питьевой воды, не отвечающей санитарным правилам и нормам по санитарнохимическим  показателям, незначительно увеличился и составил в 2006 году 2,2% (в 2005 году - 1,0%).

Рис. 2.7 Процент неудовлетворительных проб воды по санитарнохимическим показателям в разрезе источников за 2006 г.

 

Из приведенных  выше диаграмм видно, что наибольший процент неудовлетворительных проб, как по микробиологическим, так и по санитарнохимическим показателям отмечается в головных сооружениях и разводящей сети, что указывает на изношенность оборудования и большой процент износа водоводных сетей города.

Также осуществляется мониторинг пробы питьевой воды природного характера (на жесткость, сухой остаток и т.п.):

    • процент  проб  воды  (отобранной  непосредственно  из  водоемов),  не отвечающей санитарным правилам и нормам по микробиологическим показателям, составил в 2006 году 10,2 %;
    • процент  проб  воды   (отобранной  непосредственно  из  водоемов),   не отвечающей санитарным правилам и нормам по санитарнохимическим показателям незначительно увеличился и составил в 2006 году 4,8%.

Относительно  большой процент неудовлетворительных проб воды связан в первую очередь с тем, что река Урал подвергается загрязнению недостаточно очищенными сточными водами городов (в том числе и г. Орска). Причиной загрязнения водоемов являются недостаточно очищенные сточные воды населенных пунктов, промпредприятий и ливнестоки с полей и животноводческих объектов. В данное время, существующие очистные сооружения ОАО «Орскнефтеоргсинтез» перегружены стоками промышленных предприятий и хозяйственно-бытовыми сточными водами, количество которых ежегодно возрастает пропорционально количеству строящихся и вводимых в эксплуатацию жилых и общественных зданий и сооружений.

 

2.1.3. Состояние почв и образование отходов

 

Общая  площадь  земельного фонда  составляет  142 654  га.  Структура земель по видам  назначения представлена на рис. 2.1.8.

Захламление и  загрязнение земель промышленными, бытовыми и другими отходами производства принимает опасные масштабы и  усиливает напряженность экологической обстановки. Так, на территории г. Орска к 2005 г. по данным Госкомстата России в накопителях, на полигонах и городской свалке накоплено 143,4 млн т отходов, которые по площади занимают около 1500 га.

Рис. 2.8 Структура земельного фонда, га.

 

В 2005 г. общее  количество образовавшихся отходов  составило 2 млн т отходов, из общего количества образовавшихся отходов  использовано и обезврежено 0,11 млн  т, остальные направлены в места  организованного складирования.

Среди промышленных предприятий наибольший вклад в образование и накопление отходов вносят: ОАО «ЮУНК» накоплено (112 млн т), ОАО «Орскнефтеоргсинтез» (1,4 млн т) и ОАО «ЮУМЗ» (0,15 млн т). При этом технологии по обезвреживанию ранее накопленных отходов на объектах размещения отходов применяются лишь на ОАО «Орскнефтеоргсинтез» и ЗАО «Завод синтетического спирта».

На территории г. Орска имеется 17 мест хранения и  захоронения отходов, в том числе: 4 полигона, 5 отвалов, 6 накопителей, 1 хвостохранилище, 1 санкционированная свалка.

Коммерческие  структуры, осуществляющие деятельность по сбору, заготовке, переработке и  использованию отходов: ОАО «Оренбургнефтепродукт», ЗАО «Митаз-Холдинг». ООО «Уралчермет», 000 «Полимермаш», ПК «Аккумулятор». ООО  «Меркурий». ООО ПО «ЭЦЕЗИС», ООО  «Инвестор», ООО «Юпитер-2001». ИП Морозова О.Н., пункт сбора вторсырья (п. Форштат).

Рис. 2.9 Структура отходов городской свалки

 

В настоящее  время на территории города существует одна городская санкционированная  свалка, расположенная в 1.5 км от пос. Победа, площадью 25 га, СЗЗ -1000 м, эксплуатирующая организация ООО «Юпитер-2001» (Лицензия № 56МОЗ/0016/Л от 14.08.2003 г.). На сегодняшний день у ООО «Юпитер-2001» отсутствуют: проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, регламент эксплуатации и предотвращения аварийных ситуаций, системы мониторинга за влиянием на окружающую среду, проект рекультивации земельного участка. Структура поступления отходов на городскую свалку по источникам представлена на рис.8.3.2.

В городе утвержден  контейнерный способ сбора и вывоза ТБО с жилого фонда. Сбор, транспортировку ТБО по городу осуществляют МУП «Спецавтотехуправление», УК «Октябрьская», УК «Ленинская», УК «Советская». На территории муниципального и частного жилых фондов расположено 992 контейнерных площадки, на которых размещено 2135 контейнеров.

Кроме того, на территории города существуют около 70 постоянных несанкционированных свалок, основные из них: пос. Мостострой, район  Телевышки, район МУП «Зеленхоз», пос. Победа, пос. Москва, пос. Гудрон, пос. Степной, р-н мусульманского кладбища. В 2006 году ликвидировано 300 несанкционированных свалок.

Проблема экологической  опасности от загрязнения отходов  потребления весьма остро стоит  перед городом. Эта опасность  затрагивает все стадии обращения  с отходами, начиная с их сбора и транспортировки, заканчивая утилизацией и захоронением. Существующая система учета и контроля образования и размещения отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактическом образовании отходов в городе и исключить несанкционированное их размещение.

Согласно данным Юго-Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, ИЛЦ Орского филиала  ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии  в Оренбургской области», основной проблемой загрязнения почвы в г. Орске является загрязнение почвы селитебных территорий выбросами промпредприятий г. Орска. В частности, процент проб почвы, не отвечающей санитарным правилам и нормам, увеличился, и составил в 2006 году 32,4% (в 2005 году - 31,8%).

Приоритетными загрязнителями почвы города являются тяжелые металлы: никель, цинк, медь. Наиболее загрязненной тяжелыми металлами  является почва в районе Южно-Уральского никелевого комбината, где проживает  около 3000 человек.

Кроме того, в  городе остро стоит проблема утилизации опасных медицинских отходов лечебно-профилактических учреждений города. Возможным решением данной проблемы могло бы стать приобретение специальной термической установки (печи) для централизованного уничтожения отходов ЛПУ с охватом в 90-100% от общего количества образующихся опасных медицинских отходов.

 

2.2 Территориальные  ограничения градостроительной  деятельности

 

В целях обеспечения  благоприятной среды жизнедеятельности, защиты территории от природных ресурсов (водных, минеральных, лесных) устанавливается целый ряд ограничений.

2.2.1 Водоохранные  зоны и прибрежные защитные  полосы

 

Водоохранные  зоны и прибрежные защитные полосы, создаваемые с целью поддержания в водных объектах качества воды, удовлетворяющего всем видам водопользования,  имеют определенные регламенты хозяйственной деятельности, в том числе градостроительной, которые установлены «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1404 от 23.11.1996 года.

Водоохранные  зоны могут быть использованы в градостроительных  целях по согласованию со специально уполномоченным органом управления использования и охраны водного  фонда с определенными ограничениями, установленными в «Положении...».

В соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 №1404 в водоохранной зоне запрещается:

    • проведение авиационно-химических работ;
    • применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями 
      растений и сорняками;
    • использование навозных стоков для удобрения почв;
    • размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче смазочных     материалов,     площадок    для     заправки     аппаратуры ядохимикатами,     животноводческих     комплексов     и     ферм,     мест складирования      и      захоронения      промышленных,      бытовых и сельскохозяйственных     отходов,     кладбищ     и     скотомогильников, накопителей сточных вод;
    • складирование навоза и мусора;
    • заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и 
      механизмов;
    • размещение    стоянок    транспортных    средств,    в    том    числе    на территориях дачных и садово-огородных участков;
    • проведение рубок главного пользования;

Строительство и реконструкция зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а  также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ проводятся с согласования с бассейновыми и  другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

На территории прибрежных защитных полос рекомендуется  посадка или сохранение древесно-кустарниковой  или луговой растительности.

 

2.2.2 Зона санитарной  охраны источников питьевого водоснабжения

 

Источником  хозяйственно питьевого водоснабжения  г.Ноябрьска являются подземные  воды.

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 источники водоснабжения  должны иметь зоны санитарной охраны (ЗСО).

Основной целью  создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водоподводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная  охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим  и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, которые определены СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

Зоны санитарной охраны 2 пояса подземных источников водоснабжения составляют 50м.

В соответствии с Санитарными правилами и  нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПин 2.1.4.1110-02», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 в зоне охраны источников водоснабжения запрещается:

    • размещение      складов       горюче-смазочных      материалов, 
      ядохимикатов   и   минеральных  удобрений,   накопителей   промстоков, шламохранилищ   и   других   объектов,   обусловливающих  опасность химического загрязнения подземных вод;
    • размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, 
      полей       фильтрации,       навозохранилищ,       силосных       траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод, рубка леса главного пользования и реконструкции.

 

2.2.3 Инженерно-строительные ограничения

 

Инженерно-строительные         ограничения обусловлены инженерно-геологическими, гидрологическими особенностями, которые подробно рассмотрены в главе «Приподные условия». Приоритетным фактором, ограничивающим градостроительное освоение территории является затопление паводковыми водами.

Зона затопления паводком 1% обеспеченности является неблагоприятной для градостроительного освоения без проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке территории (подсыпка, гидронамыв, дренаж, берегоукрепление).

2.2.4 Планировочные ограничения техногенного характера.

Информация о работе Эколого-экономические проблемы регионального развития