Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 14:47, курсовая работа
Целью моего исследования я полагаю, рассмотрев основные эколого-экономические проблемы России, выявить приемлемые на данный момент решения этих проблем.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить экологию как науку и выявить предмет и задачи экологии;
2. Рассмотреть экологические проблемы районов РФ (на примере Поволжского, Центрального и Уральского экономических районов);
3. Проанализировать экологическую обстановку, сложившуюся в г.Орске, и рассмотреть пути решения эколого-экономических проблем, которые предпринимаются на данный момент;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1 Экологические проблемы регионов РФ…………………………………...6
1.1 Экология как биологическая наука……………………………………………..6
1.2 Экологические проблемы экономических районов РФ………………………14
1.2.1 Поволжский район………….....…...………………………....…............…….14
1.2.2 Центральный район…………………………………………………….……..15
1.2.3 Уральский район……………………………………….………..………....…18
Глава 2 Экологические проблемы г. Орска……………………………………….21
2.1 Оценка санитарно-экологического состояния окружающей среды г.Орска.21
2.1.1 Атмосферный воздух………………………………………………………...21
2.1.2 Состояние водоемов………………………………………………………….24
2.1.3 Состояние почв и образование отходов…………………………………….27
2.2 Территориальные ограничения градостроительной деятельности……….…30
2.2.1 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы……………………31
2.2.2 Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения………....32
2.2.3 Инженерно-строительные ограничения…………………………………….33
2.2.4 Планировочные ограничения техногенного характера……………………34
Глава 3 Пути решения эколого-экономических проблем……………………….38
3.1 Переработка твердых бытовых отходов……………………………………...38
3.2 Переработка промышленных отходов………………………………………..39
3.3 Перспективы…………………………………………………………………....41
Заключение………………………………………………………………………….44
Список используемой литературы…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Орский гуманитарно-
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория»
УДК___
ББК___
Эколого-экономические проблемы регионального развития
Курсовая работа
по дисциплине: Регионалистика
Исполнитель:
студент 2 курса, д/о
специальность «080508-ЭУП»
________________(подпись)
Научный руководитель:
ст. преподаватель
________________(подпись)
Дата допуска к защите: «____»______2009г.
1. Защищена с оценкой
«_______» «____»_________2009
Члены комиссии:
__________________________(Ф.
__________________________(Ф.
__________________________(Ф.
2. Поступила на кафедру
Рег. № ____________________
Методист__________________(Ф.
Орск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Экологические проблемы регионов РФ…………………………………...6
1.1 Экология как биологическая наука……………………………………………..6
1.2 Экологические проблемы экономических районов РФ………………………14
1.2.1 Поволжский
район………….....…...………………………...
1.2.2 Центральный
район…………………………………………………….……..
1.2.3 Уральский район……………………………………….………..……….
Глава 2 Экологические проблемы г. Орска……………………………………….21
2.1 Оценка санитарно-
2.1.1 Атмосферный воздух………………………………………………………...
2.1.2 Состояние водоемов…………………………………………………………
2.1.3 Состояние
почв и образование отходов…………
2.2 Территориальные ограничения градостроительной деятельности……….…30
2.2.1 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы……………………31
2.2.2 Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения………....32
2.2.3 Инженерно-строительные ограничения…………………………………….33
2.2.4 Планировочные
ограничения техногенного
Глава 3 Пути решения эколого-экономических проблем……………………….38
3.1 Переработка
твердых бытовых отходов…………………
3.2 Переработка
промышленных отходов…………………………
3.3 Перспективы…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Проблема взаимодействия человека с природой – проблема вечная и одновременно современная. Ведь человечество связано с природным окружением своим происхождением, существованием и будущим. Человек-элемент природы, часть сложной системы “природа-общество”. Многие свои потребности (биологические, ресурсные, духовные) человечество удовлетворяет за счет природы. Природная среда создает условия для жизни человека как биологического вида; компоненты природной среды используются в хозяйственной деятельности человека. Природа является источником удовлетворения его эстетических потребностей.
Свои потребности человечество удовлетворяет через различные виды деятельности. Современная хозяйственная деятельность приводит к существенным отрицательным изменениям окружающей среды. Реальностью сегодняшнего дня стали глобальные экологические проблемы, ставящие под угрозу само существование человечества. Важнейшими причинами их возникновения считают рост численности населения Земли и беспрецедентное увеличение масштабов производства. Во многих регионах приоритетная роль в структуре производства отведена эксплуатирующим производствам. Несовершенство технологических процессов приводит к тому, что из огромного количества природных ресурсов, изымаемых для целей производства, в конечный продукт превращается лишь 1,5 – 2 %. Основная же его масса переходит в производственные и бытовые отходы. Развитие сельского хозяйства, транспорта, рост городов также часто создают отрицательные экологические последствия для человека.
Осознание человечеством этих последствий, в особенности зависимости здоровья каждого человека от сохранения природного окружения, заставило иначе взглянуть на проблему охраны природы. Ведь на протяжении длительного времени человечество связывало свое благосостояние и комфортность жизни преимущественно с высокими темпами развития производства, отдавая львиную долю созданного продукта на новое, ещё более масштабное, расширенное производство. Охрана природы осуществлялась как бы по остаточному принципу.
Техногенный тип экономического развития приводит ко все большему распространению очагов экологического кризиса по территории нашей страны. Уже сейчас 20% территории России является зоной проявления тех или иных кризисных экологических явлений. В пределах страны насчитывается 13 регионов с очень острой экологической ситуацией. И с каждым годом эти зоны расширяются, возникают новые кризисные участки. Тяжелая ситуация сложилась в промышленных зонах (Кузбасс, Урал, Курская магнитная аномалия и т.д.), аграрных регионах (Черноземье, Калмыкия и пр.), рекреационных зонах побережий Черного и Азовского морей.
Я считаю эту тему актуальной, т.к. в настоящее время в России сложилась тяжелая экологическая обстановка, и если мы сейчас не остановимся и не подумаем о будущем нашей страны, то будет поздно. А поздно будет, потому что мы уже ничем не сможем помочь ни людям, ни природе, которая нас окружает.
Предметом моего исследования являются эколого-экономические проблемы различных регионов нашей страны, а так же причины их возникновения.
Целью моего исследования я полагаю, рассмотрев основные эколого-экономические проблемы России, выявить приемлемые на данный момент решения этих проблем.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить экологию как науку и выявить предмет и задачи экологии;
2. Рассмотреть экологические проблемы районов РФ (на примере Поволжского, Центрального и Уральского экономических районов);
3. Проанализировать экологическую обстановку, сложившуюся в г.Орске, и рассмотреть пути решения эколого-экономических проблем, которые предпринимаются на данный момент;
4. Дать экономическую оценку охраны окружающей среды и предложить пути решения эколого-экономических проблем.
Начнем с первого пункта.
ГЛАВА 1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ РФ
Социально-экономическое развитие общества в XX в., в основном ориентированное на быстрые темпы экономического роста, нанесло огромный ущерб окружающей природной среде. Человечество столкнулось с противоречиями мирового сообщества и невозможностью биосферы обеспечить эти потребности.
Богатства природы, ее способность поддержать развитие общества и возможности самовосстановления не безграничны. Возросшая роль и мощь экономики стали разрушительной силой для биосферы и человека. При этом цивилизация, используя огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, не предложила ничего, что могло бы заменить регулирующие механизмы биосферы. Возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений человечества
Интенсивное социально-экономическое развитие общества привело к беспрецедентной антропогенной нагрузке на природную среду и обострению экологической напряженности не только на локальном, региональном, национальном, но и глобальном уровнях.
Чтобы полнее понять опасность, которая стоит сейчас перед обществом и природой, сначала рассмотрим само понятие экологии.
1.1 Экология как биологическая наука
Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos – наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами.
С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих пор нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки.
Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в-третьих – как учение о популяции и т.д.
Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.
На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками.
Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определенные знания о видах животных, их повадках, местах обитания.
На протяжении тысячелетий человек пытался покорить природу, но только недавно осознал, что Земля – не более чем «космический корабль» с ограниченными ресурсами. Нерачительное их использование и загрязнение окружающей среды могут сделать невозможной жизнь последующих поколений.
Появившись на планете, человек на всех стадиях развития влиял на среду обитания сначала как просто биологический вид, затем как охотник, имеющий специальные орудия, позволяющие уже в эпоху Великих оледенений воздействовать на видовой и численный состав животных. Выжигая леса, собирая съедобные виды растений, он влиял на природу через усиление естественно идущих процессов и формирование антропогенных ландшафтов. Развитие земледелия, скотоводства привело к росту общин и возникновению первых крупных поселений, способствовало прогрессу в изготовлении орудий труда. За 2 тыс. лет до н. э. в Египте и Месопотамии человек создал грандиозные оросительные системы, принципиально изменившие окружающий мир.
Происходившие в результате хозяйственной деятельности изменения природных условий тогда еще не были велики и носили локальный характер. Тем не менее, они вели к эрозии почв, их засолению, опустыниванию, а в конечно итоге к региональным экологическим кризисам и исчезновению цивилизаций, их создавших.
Возникшие на заре цивилизации города первоначально хорошо «вписались» в природную среду, несмотря на то, что по числу населения многие города древности (Фивы, Вавилон, Рим) вполне сопоставимы с современными. Так, согласно переписи населения Рима, проведенной в 14 г. н. э. императором Августом, в городе проживали 4 млн 937 тыс. человек.
Создавая первые города, человек еще неосознанно понимал необходимость соблюдения определенных санитарных норм. Первая из известных сегодня систем городской канализации появилась в III – II тысячелетиях до н. э. в Индии. В Риме был построен водопровод, действовала система канализации. После падения Римской империи в 400-х годах н.э. городах государств, образовавшихся на ее развалинах, вплоть до XIII – XIV вв. царила антисанитария, ибо необходимые знания были утрачены.
Техническая революция, начавшаяся в конце XVIII в., привела к тому, что последствия деятельности человека стали сопоставимы с природными явлениями.
В связи с экспоненциальным ростом численности человечества, развитием техники и все большим стремлением к повышению уровня потребления у среднего жителя Земли к концу XX в. возникли предпосылки экологического кризиса, т. е. перехода биосферы к неустойчивому состоянию.
Экспоненциальный
рост населения и явление
Информация о работе Эколого-экономические проблемы регионального развития