Эффективности управления запасами на оптовых предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления товарными запасами на торговом предприятии
1.1 Сущность управления запасами……………………………………...5
1.2 Структура товарных запасов………………………………………..11
1.3 Эффективность и управление товарными запасами………………17
2. Характеристика оптового предприятия «Хлебпром» и анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………….22
2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов ……….23
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Эффективности управления запасами на оптовых предприятиях торговли.docx

— 148.02 Кб (Скачать)

       Общий принцип, на котором основанные все  системы управления запасами - это  взаимосвязь входных и исходных параметров, которые указаны на рисунке 2.

Политика управления

 

    

Прогнозирование спроса

Система контроля уровня запасов

Система принятия решений

                                                      Точка заказа

      

          Объем заказа

       

          Операционный

      уровень запасов

                     
                 

                                                 Уровень стра-

          хового запаса

    

Экзогенные  параметры (предельные затраты, время  снабжения, технологические особенности, особенности организации) 

 
 
 

Рис. 2 - Система управления запасами 

       Такие системы создаются для наиболее эффективного решения следующих  проблем:

  • реальной оценки текущего состояния запасов;
  • установления необходимых сроков размещения заказов;
  • определения целесообразного объема партии товаров, который заказывается;
  • определения необходимого объема страховых запасов;
  • оценка затрат управления запасами и средств их минимизации.

       Первая  проблема решается путем использования  систем контроля уровня запасов, которые  обеспечивают управленческие потребности  в оперативной информации о динамике их реализации и текущего состояния.

       Существующие  системы контроля уровня запасов  варьируют от наиболее простых к  достаточно сложным в зависимости  от размера предприятия, политики и  технологии менеджмента, объема, видов  и других особенностей запасов.

       Распространенными системами контроля уровня запасов  являются системы, основанные на применении средств красной линии. Суть средств  состоит в фиксации предельной границы, ниже которого уровень запасов не должен опускаться. При достижении этой границы происходит автоматическое размещение нового заказа.

       Второй  тип систем контроля основанный на использовании двухсекторного средства, в соответствии с которым запасы для хранения содержатся в двух секторах – рабочем и резервном. Когда  запасы рабочего сектора исчерпаны, включаются два процесса – пополняется  рабочий сектор за счет резервного, и размещается новый заказ.

       Широкое распространение в развитых странах  получил классификационный подход к управлению запасами (ABC system). Его  идея состоит в использовании  классификации запасов и выделении  трех групп – А, В, и С, в зависимости  от степени влияния данного вида запасов на возрастание товарооборота  предприятия. К группе А относят  запасы, реализация которых вносит наибольший вклад в объем товарооборота  в денежном выражении. К этой группе относятся запасы, которые обеспечивают 70% объема реализации. Как правило, это  наиболее дорогие товары, и их удельный вес в объеме запасов в натуральном  выражении не превышает 10%. Запасы этого  вида требуют особого внимания менеджеров и использования количественных средств и моделей для оптимизации  принятия решений. К группе В относят  запасы среднего уровня важности, которые  обеспечивают 20% объема реализации предприятия. Их удельный вес в натуральном  выражении, как правило, составляет около 20%. Выбор средств управления запасами группы В должен быть основан  на сопоставлении затрат на управление и экономического эффекта от их использования. Товарные запасы, реализация которых  имеет незначительный вклад в  объем товарооборота, порядка 10%, относят  к группе С. Достаточно часто они  составляют значительную часть в  объеме запасов в натуральном  выражении, – около 70%. К управлению запасами группы С нецелесообразно  применять сложные количественные методы управления, так как при  этом, затраты на управление могут  быть больше экономического эффекта  от их использования. Принцип классификации  запасов на группы по их важности для  предприятия приведен в таблице 1. 
 
 

       Таблица 1 - Классификация запасов (АВС system).

Группы  запасов Доля в объеме товарооборота в денежном измерении Доля в объеме запасов в натуральном измерении Следует ли использовать сложные количественные методы управления
1. Группа А 70% 10% Да.
2. Группа В 20% 20% В некоторых  случаях.
3. Группа С 10% 70% Не следует.
 

       Относительно  новым подходом к управлению запасами, есть принцип управления Just-In-Time ("просто своевременно"). Этот подход впервые  был использован японскими корпорациями, а после этого нашел распространение  во всем мире. Основная идея состоит  в том, что запасы практически  не создаются, а процесс доставки товаров поставщиками жестко согласован с технологическим процессом  на предприятии. В нынешнее время  такой подход эффективно используется компаниями Toyota, General Motors и многими  другими. Эта система разрешает  получить значительный экономический  эффект за счет доведения затрат хранения к нулю. Однако, высокий уровень  требований к точности функционирования системы снабжений и риск возможных  ошибок, которые приведут к нарушению  технологии,  не  разрешает  использовать этот подход в странах с неразвитой информационной и коммуникационной инфраструктурой.

       Управления  большинством торговых компаний развитых стран основано на использовании  компьютерной технологии. Системы управления включают автоматизированную систему  учета запасов и размещения заказов  у поставщиков. Движение каждой единицы  товаров, с помощью магнитного штрихового кодирования, отражается в базе данных, которая охватывает информацию по всей торговой сети компании. Система управления базами данных разрешает постоянно обновлять информацию о состоянии запасов, автоматически размещать заказы через компьютерную сеть и учитывать информацию о пополнении запасов. При этом информация о реализации товаров поступает в систему управления товарными запасами, дебиторской задолженностью и денежными средствами и обрабатывается на основе встроенного в систему модельного инструментария. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Характеристика оптового предприятия «Хлебпром» и анализ показателей оборачиваемости товарных запасов  и их структуры

     2.1  Общая характеристика предприятия 

     Открытое  акционерное Общество «Хлебпром» –  одна из крупнейших оптовых компаний на кондитерском рынке России.

     В настоящий момент продукцию компании «Хлебпром» представляют следующие  бренды: «Mirel», «Русская Нива», «James Baker», «Частная галерея», «Dr.Körner», «ElMarino», «Uniservis».

     Компания  «Хлебпром» насчитывает более 3500 сотрудников  и включает в себя четыре больших склада в Челябинске, Ярцево, Красногорске и Серпухове. Продукция «ElMarino» и «Uniservis» производится на территории Тайланда, «Частная галерея» - в Польше.

     Подразделения ОАО «Хлебпром» расположены в  Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Тюмени, Самаре, Екатеринбурге, Омске, Казани, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске, Саратове, Краснодаре, Владивостоке, Магнитогорске.

     Экспорт кондитерских товаров от ОАО «Хлебпром» осуществляется в Германию, Сербию, Казахстан, Азербайджан, Беларусь, Абхазию, Украину и США.

     Продукция ОАО «Хлебпром» реализуется через  крупнейшие торговые сети России: «МЕТРО», «X5» («Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»), «Патерсон», «Монетка», «Купец», «Дикси», «Магнит», Лента, «Седьмой континент», «Ашан», «Окей».

     Организационная структура ОАО "Хлебпром" сложилась под влиянием  большого ассортимента продукции под различными торговыми марками.  
 
 
 

2.2. Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов 

    1 этап - Анализ запасов в предшествующем  периоде

    Основной  задачей этого анализа является выявление уровня обеспеченности склада и реализации продукции соответствующими запасами в предшествующем периоде и оценка эффективности их использования.

    На  первой стадии рассматриваются показатели общей суммы запасов, - а именно: темпы ее динамики, удельный вес  в объеме оборотных активов.

    Определим удельный вес (УВ) запасов в объеме оборотных активов (по данным баланса): 

2007 г 2008 г
на  начало на  конец на  начало на  конец
995184 – 100%

296886 –  З

УВ = 30 %

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1254306 – 100%

308222 –  З

УВ = 25%

1393553 – 100%

302841 –  З

УВ = 22%

    В 2007 г. удельный вес запасов в объеме оборотных активов уменьшился на 5%, а в 2008 г. – на 3%. Это говорит  о том, что в 2008 г. у предприятия  было больше затруднений со сбытом своей продукции по сравнению  с предшествующим периодом.

    На  второй стадии анализа изучается  структура запасов в разрезе  их видов и основных групп, выявляются сезонные колебания их размера. 

Таблица 2 - Структура запасов

Вид запаса 2007 г 2008 г
На  начало, % На конец, % На начало, % На конец, %
1. Сырье  и материалы 86 81 81 85
2. Затраты  в незавершенном производстве 9 7,5 7,5 4,5
3. Готовая  продукция 1,2 0,28 0,28 6,6
4. Расходы  будущих периодов 3,8 11 11 3,5
 

    Самый большой удельный вес в структуре  всех запасов занимают запасы сырья, материалов и других аналогичных  ценностей (около 80%). Затраты в незавершенном производстве имеют постоянную тенденцию к снижению. Запасы готовой продукции пополняются по мере их остатка менее 1%. Доля расходов будущих периодов постоянно меняется и имеет диапазон колебаний от 3,5% до 11% в структуре запасов.

    На  третьей стадии анализа изучается  эффективность использования групп  запасов, их объема в целом, которая  характеризуется показателями их оборачиваемости.

    Оборачиваемость запасов характеризуется двумя  показателями: временем обращения и  скоростью товарооборота.

    Время обращения (В) показывает число дней, за которые был реализован средний запас в прошедшем периоде, и вычисляется по формуле (1):

(1)

где - средний  запас, руб.;

    Одн - фактический однодневный товарооборот этого же периода, руб.

Информация о работе Эффективности управления запасами на оптовых предприятиях торговли