История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:07, доклад

Краткое описание

Создание и поддержание функционирования налоговой системы является одной из важнейших функций государства, поскольку любая экономическая система, в том числе и рыночная, требуют вмешательства государства в тех сферах, где рынок является недееспособным. Государство обязано обеспечить обороноспособность страны, общественный порядок и безопасность граждан, разрабатывать и реализовывать программы, жизненно необходимые для всего общества и особенно его социально незащищенных слоев.

Выполнение этих функций требует деятельности соответствующего государственного аппарата, адекватное содержание которого должно также рассматриваться как прямая обязанность власти.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………..………………………………………… стр.1

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения ………………. стр.2

2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………………………….. стр.9

3. Функции налогов …………………….............................................................................. стр.11

4. Основные виды налогов Российской Федерации ………………………........................ стр.13

5. Сущность и принципы налогообложения …………………...…………………………………. стр.16

Заключение …………………………………………………………..……………………………………………….. стр.18

Список используемой литературы ……………………………………………………………………… стр.19

Файлы: 1 файл

История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России.docx

— 76.29 Кб (Скачать)

Законами  Российской Федерации  от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены  земельный налог  и налоги, зачисляемые  в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты  законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы  в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано  Главное управление налоговых расследований  при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в  самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения  — Федеральную  службу налоговой  полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы  второй. В настоящее  время продолжается совершенствование  налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная  служба налоговой  полиции России была ликвидирована, а  ее функции переданы созданному в структуре  Министерства внутренних дел Российской Федерации  Главному управлению по расследованию  экономических и  налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения  структуры федеральных  органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам. Функции  по общей выработке  стратегии развития государственной  политики и ведомственному нормотворчеству  в налоговой сфере  были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции  по надзору и контролю в сфере налогообложения  закреплены за вновь  созданной Федеральной  налоговой службой, деятельность которой  курирует Минфин России. 
 

                            1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных  налогов и обязательных платежей, взимаемых  в государстве, а  также принципов, форм и методов  установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более -- самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность  налоговой системы  не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции могут  быть установлены  раз и навсегда. «Застывших» систем налогообложения  нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. П.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой  системы достигается  тем, что в течение  года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность  налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов  системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Существуют  два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная. В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части -- шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

В законе Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. N2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» дается следующее  понятие налога: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в  порядке и на условиях, определенных законодательными актами». В этом же законе дается определение  и налоговой системы: «Совокупность налогов, сборов, пошлин и  других платежей, взимаемых  в установленном  порядке, образуют налоговую  систему». Закон также  определяет круг налогоплательщиков: «Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена обязанность уплачивать налоги».

В дополнение ко всему  необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам  согласно закону. «Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость отдельных  товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными  бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».

По  налогам могут  устанавливаться  в порядке и  на условиях, законодательными актами, следующие  льготы:

- необлагаемый минимум объекта налога;

- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

- освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

- прочие налоговые льготы.

Налоговая система России строится на основе единых принципов  для всех предпринимателей и предприятий  независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности и  организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:

- равнонапряженность налогового изъятия;

- однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;

- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

- заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Возглавляет налоговую систему  Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных  органов государственного управление России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра. Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством. 
 

2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

На  первое место следует  поставить функцию, без которой в  экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция  налогов - регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отирают  или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие «вышестоящей организации», имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных с общественными интересами не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя  одни и отменяя  другие налоги, государство  создает условия  для ускоренного  развития определенных отраслей и производств, способствует решению  актуальных для общества проблем.

Другая  функция налогов - стимулирующая. С  помощью налогов, льгот и санкций, государство стимулирует  технический прогресс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные  вложения в расширение производства. Стимулирование технического прогресса  с помощью налогов  проявляется, прежде всего, в том, что  сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, расширение производства товаров народного  потребления, оборудование для производства продуктов питания  и ряда других, освобождается  от налогообложения.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее, перераспределительная . Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и других.

Наконец, последняя функция  налогов - фискальная: изъятие части  доходов предприятий  и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны  страны и той части  непроизводственной сферы, которая не имеет собственных  источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения.

Указанное разграничение функций  налоговой системы  носит условный характер, так как все  они переплетаются  и осуществляются одновременно. Налогам  присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система  налогообложения, тем  увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а в условиях нашей печальной памяти перестройки - и самих принципов налогообложения.

Информация о работе История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России