История развития международной валютно – финансовой системы. Достоинства и недостатки современной валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе большое внимание уделяется эволюции мировой валютной системы, т.е. причины создания, преимущества функционирования, недостатки, а также причины ослабления влияния этих систем. Эта работа поможет лучше понять международные торговые отношения стран, от чего зависит внешнеторговые отношения, что влияет на курс национальной валюты и как государство может его регулировать.

Оглавление

Введение
I Эволюция мировой валютно-финансовой системы
Система “Золотого стандарта”
Система золотодевизного стандарта
Бреттон-вудская система
Ямайская валютная система
Европейская валютная система
Достоинства и недостатки современной валютной системы
II Структурно-логическая схема “Эволюция мировой валютно-финансовой системы”
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 79.97 Кб (Скачать)

 

1.6 Достоинства и недостатки современной валютно – финансовой

системы

 

Общеизвестно, что финансовые и валютные рынки в последние  десятилетия вышли за пределы национальных экономик, потоки капитала движутся по всему миру огромными суммами одним кликом по компьютерной «мыши». В таких условиях и рынки акций, и долговые рынки, и кредитные рынки и, особенно, валютные рынки фактически переродились из собственно национальных рынков в единый глобальный финансовый рынок. При этом национальные регуляторы (центральные банки, а в некоторых случаях правительства) сами стали активными участниками этого глобального процесса. Они в одном лице единовременно могут совмещать регулирующие функции на национальном уровне и выступать в качестве продавца, покупателя, маркетмейкера, ньюсмейкера, в т.ч. на глобальном рынке. В результате и национальные регуляторы, и регулируемый ими рынок оказываются в ситуации «конфликта интересов».

Кроме того, полномочия любых  национальных регуляторов ограничены их собственными государствами. И, несмотря на могущество многих из них, их реальные возможности эффективно влиять на общемировые процессы существенно ограничились. Помимо мирового финансового кризиса и наводнивших финансовый рынок некачественных активов, снижение реальных возможностей национальных регуляторов обусловлено ростом и активной деятельностью на финансовых рынках многочисленных частных и коллективных инвестиционных, паевых, хеджевых, оффшорных и прочих финансовых фондов, а также суверенных финансовых фондов, капиталы которых значительно превосходят бюджеты многих государств.

Аналогичная ситуация сложилась  и с международными финансовыми  организациями. Они стали активными  участниками международного денежно-кредитного рынка (кредитного, долгового, валютного), зарабатывающими прибыль.

Существенно снизилось качество работы рейтинговых агентств и доверие к ним на финансовых рынках. Еще более плачевная ситуация складывается в отношении транснациональных банковских корпораций, финансовых и других инфраструктурных элементов национальных финансовых рынков развитых государств, породивших нынешний финансовый кризис, и пострадавших от него.

В результате глобальный финансовый рынок с триллионами долларов оборота в день испытывает серьезные  репутационные проблемы. Участники рынка всех уровней теряют доверие друг к другу и к финансовому рынку в целом. Указанные обстоятельства явились условием, спровоцировавшим текущий мировой финансовый кризис.

“Возникает странная ситуация, значительно менее емкие финансовые рынки национального уровня (особенно развивающихся государств) более или менее регулируются и контролируются национальными властями, в том числе и на законодательном уровне. Причем, соответствующие требования и рекомендации на сей счет даются международными финансовыми организациями, а также правительствами экономически развитых государств. В частности, предъявляются вполне обоснованные требования к открытости национальных рынков развивающихся государств, к их прозрачности, к детальному правовому регулированию, к пресечению манипулирования рынком, к борьбе с инсайдерами, к созданию надежных правовых гарантий иностранным инвесторам и пр.

В то же время на глобальном международном рынке какое-либо международно-правовое регулирование и контроль отсутствует вовсе.

Таким образом, международный  глобальный рынок с триллионами  долларов ежедневного оборота, прямым образом влияющий на международную стабильность, и стабильность каждого конкретного государства, остается вне правового поля.

Недостаточно регулируемая мировая валютно-финансовая система  провоцирует глобальные и региональные дисбалансы, ценовую нестабильность, бесконтрольную денежную эмиссию, надувание «пузырей» в различных регионах Земли и в различных отраслях экономики.

Полагаем, пришло время на национальном и межгосударственном уровне принять реальные меры по совершенствованию  регулирования денежно-кредитного (финансового) рынка, в том числе с целью защиты реального сектора мировой экономики на международном и национальном уровне, особенно в период кризиса.

Например, необходимо установить международные стандарты:

исключающие возможность  эмиссии и обращения на международном  и национальных рынках необеспеченных ценных бумаг;

обеспечивающие эффективное  функционирование рынка реальных активов, и ограничивающие более жесткими нормами рынок производных инструментов;

ограничивающие маржинальную торговлю на финансовых рынках;

ограничивающие продажу  финансовых активов на фондовых биржах (например, акций и облигаций) лицами, реально не имеющими эти активы в  своей собственности либо во владении (например, в доверительном управлении, в залоге) с правом распоряжения ими, полученным на основании закона или договора с собственником;

стандарты залоговых операций с ценными бумагами, именуемых  также операциями РЕПО, с целью  ограничить использование залоговых  операций с ценными бумагами для  краткосрочных и спекулятивных  операций на фондовых рынках;

специальные правовые режимы, ограничивающие операции с ценными бумагами, особенно их продажу, на фондовых биржах при резких рыночных колебаниях и снижении котировок;

обеспечивающие регулирование, прозрачность и открытость рынков (например, рынка Форекс, внебиржевого рынка  деривативов);

обязывающие правительства, национальные банки, биржи и компании более ответственно подходить к представлению собственной экономической и статистической информации;

регулирующие деятельность хеджевых фондов и иных такого рода финансовых институтов и т.п.

Итак, необходимость в  международном регулировании валютно-финансовых отношений возникла не вдруг. Мировой  финансовый кризис лишь подчеркнул имеющиеся  институциональные проблемы и противоречия, присущие современной международной валютно-финансовой системе. Вот лишь некоторые из них:

а) международный валютно-финансовый рынок, по сути, стал мегарегулятором в финансово-экономических отношениях между государствами. Взять хотя бы котировки валют, которые после их фиксации, фактически становятся обязательными и используются при осуществлении расчетов не только между частными лицами, но и в их отношениях с государством, а также  в процессе межгосударственных расчетов и международных валютно-финансовых отношений.

б) наряду с этим, международный  рынок продолжает оставаться нерегулируемым и неподконтрольным ни одной из международных, в том числе финансовых организаций, ни какому-либо национальному правительству. Но при этом, главными «манипуляторами» на международном валютно-финансовом рынке являются, как выясняется, сами государства (причем наиболее «развитые»), а точнее их правительства и национальные банки;

в) в последнее время много пишут об «энергетическом национализме» «сырьевых» государств, как об опасности для международного сообщества. Но эта «опасность» пока из области предположений. А вот «финансовый национализм» так называемых «развитых государств», располагающих значительными финансовыми ресурсами, как выясняется, отнюдь не всегда реальными, а, в прямом смысле, виртуальными, действительно может представлять опасность для международной стабильности.

Для практического воплощения «энергетического национализма» требуется  серьезно потрудиться. Помимо наличия  сырьевых ресурсов на территории страны, требуется, как минимум, вложить  реальные деньги и труд сотен тысяч людей в разведку соответствующих месторождений сырья, в их разработку, в добычу, порой в тяжелейших природных и технологических условиях, в обеспечение технической и экологической безопасности, в транспортировку добытого сырья и проч.

После таких затрат человеческих, материальных и финансовых ресурсов вряд ли кому-то придет мысль играть в «энергетический национализм», хотя вовсе исключать теоретическую возможность и опасность «энергетического национализма» тоже было бы не научно.

В то же время, практическая реализация «финансового национализма» требует лишь наличия политической воли и виртуальных, т.е. фактически «несуществующих» денег или их производных.

Мировой финансовый кризис с достоверностью подтвердил общественную опасность, исходящую в условиях глобального и взаимозависимого мира от реального и эгоистичного «финансового национализма», особенно, когда за этим негативным явлением стоят крупные государства или группы государств. Поэтому международному сообществу важно заняться этой проблемой, чтобы не допустить перерождения «финансового национализма» некоторых крупнейших экономик и государств мира в еще более общественно-опасную форму – в форму «государственного либо трансолигархического финансового терроризма».

г) текущий мировой финансовый кризис свидетельствует, что сохранение сложившейся ситуации становится опасным для всех государств бедных и богатых, крупных и малых, сильных и слабых; государств, использующих не вполне честные манипуляции для воздействия на международные финансовые и товарные рынки, и государств, не имеющих возможности либо не желающих применять подобные методы. В этом и состоит уникальность нынешней кризисной ситуации: накопившиеся проблемы в мировой валютно-финансовой системе угрожают всем, и решать их необходимо тоже всем вместе.”[6]

 

 

 

 

 

 

 

II  Структурно-логическая схема

“Эволюция    МВС”

МВС – форма организации  валютных отношений в рамках мирового хозяйства.

  1.                                                                                                            

                                                                                                                             Золотомонетный

                                                                                                                              Золотослитковый

                                                                                                                              Золотодевизный

     Золотые паритеты                                                                                            

     Золото  – как  резервно  платежное  средство

     Конвертируемость  валют в золото

     Свободно  колеблющиеся курсы в пределах  золотых точек

      Конференция  

     КРИЗИС 1913-1922

 

 

 

         2.

Золотые паритеты                                                                      

Золото  и девизы – как  резервно  платежное  средство

Конвертируемость  валют в золото

Свободно  колебающиеся курсы без золотых  точек

Конференция и совещания

КРИЗИС  с 1929-1936

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.

 

   Золото сохранило роль  расчетного средства в международной  торговле

Конвертируемость  доллара США в золото по официальной  цене

Доллар - основная резервная валюта

Фиксированные паритеты и курсы

МВФ-орган  межгосударственного валютного  регулирования

КРИЗИС с 1967-1976

 

 

 

 

 

 

          4.

 

Стандарт  СДР

Официальная демонетизация золота

Свободный выбор режима валютного курса

МВФ; совещание” в верхах”

          5.

 

 

Стандарт ЭКЮ (1979-1988гг.); евро( с 1999г.)

Объединение 20% официальных золотодолларвых  резервов

Использование золота для частичного обеспечения  эмиссии ЭКЮ

Переоценка  золотых резервов по рыночной цене

Свободно  плавающий валютный курс +2.25,+15% с августа 1993г.( “европейская     

валютная  змея” ), с 1999гю только для 4 стран, не присоединившихся к зоне евро

Европейский фонд валютного сотрудничества (1979-1993гг.); Европейский институт  

(1994-1998); Европейский центральный банк (с  1 июля 1998г.)

 

 

 

                                                   

 

 

Заключение

Итак, международное сообщество в очередной раз оказалось  перед выбором. Либо продолжение  начавшихся интеграционных процессов  и движение к относительно справедливому  и безопасному мироустройству в  будущем, либо усиление национального  протекционизма, региональная или страновая  самоизоляция, и дальнейший расцвет  всех вариантов «национализма» («финансового», «промышленного», «транзитного», «импортно-экспортного» и проч.), вплоть до, национализма в самом негативном значении этого понятия. Что-либо позитивное из такого «будущего» вряд ли получится, кроме повторения самых нелицеприятных трагедий тысячелетней истории человечества.

Здравомыслящие люди, естественно, выберут международное валютно-финансовое сотрудничество и кооперацию, но открытую, честную, прозрачную и регулируемую нормами международного публичного права.

Чем больше вникаешь в реальную суть мировых финансовых рынков и, порожденных  ими проблем, тем больше «хватаешься  за голову», понимая, что серьезнейшие межгосударственные финансовые отношения и национальные валютно-финансовые интересы большинства государств, как оказывается, выстроены на «пустом месте».

Полагаем, что назрела  необходимость в учреждении надгосударственных международных институтов. Многие могут заявить, что таковые уже существуют (например, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Банк международных расчетов, ЕБРР и пр.). Так, да, не совсем.

В основе вышеперечисленных  организаций лежат в большей  степени нормы частного, хоть и  международного права, а если быть точнее, то «завуалированный», но все же частный интерес.

“Поэтому, при обсуждении путей совершенствования международной валютно-финансовой системы, полагаем, речь могла бы идти, об учреждении международного института, основанного на нормах международного публичного права. Вышеупомянутый институт мог бы быть создан как надгосударственный властный международный орган, наделенный правом, при соблюдении установленного порядка, принимать обязательные для государств-участников решения по вопросам международных валютно-финансовых отношений либо как межгосударственная координирующая организация, разрабатывающая рекомендации, которые государства участники реализуют в национальных законодательных актах. Это вопрос межгосударственного обсуждения.”[6]

Предлагаемый международный  институт денежно-кредитного регулирования мог бы быть создан, например, в рамках ООН либо как самостоятельная структура, но вне связи с Международным валютным фондом либо другими, ныне действующими международными финансовыми организациями-банками. Все они созданы и функционируют по типу акционерного общества, выполняющего операции по кредитованию государств за соответствующее вознаграждение, либо на определенных политических, социальных или экономических условиях, навязанных государству-заемщику международной финансовой организацией-кредитором. Следовательно, упомянутые международные финансовые организации и, в некотором смысле, их основные учредители (участники), прямо или косвенно имеют собственный, частный, а иногда и политический, интерес в отношениях с заемщиками (государствами-членами и иными государствами).

Кроме того, решения в  этих организациях принимаются не на основе принципа суверенного равенства, а в зависимости от других обстоятельств, в том числе участия того или  иного государства в уставном капитале организации.

В рамках вышеупомянутого  межгосударственного института  денежно-кредитного регулирования можно было бы решать многие актуальные для всего мирового сообщества проблемы:

разрабатывать и принимать  действительно международные стандарты  финансовой, банковской и иных видов  деятельности в денежно-кредитной  сфере (правила осуществления операций; правила, ограничивающие возможности для манипуляций рынком; стандарты прозрачности; правила предоставления государствами финансово-экономической и статистической информации; правила бухгалтерского учета и финансовой отчетности; правила регулирования, контроля, применения санкций, в том числе к государствам);

унифицировать формы и  методы надзора и контроля;

налаживать эффективное  взаимодействие и координацию между  государственными регулирующими органами отдельных государств;

обеспечивать координацию  межнациональных и национальных правоохранительных органов в борьбе с использованием мировой валютно-финансовой системы и национальных банковских систем для финансирования терроризма, незаконной торговли оружием, незаконного оборота наркотиков, проституции, похищений людей, торговли людьми, иных форм легализации денег, нажитых преступным путем.

Итак, сама жизнь требует  учитывать реальные интеграционные процессы в сфере международных валютно-финансовых отношений и создания международно-правового института, способного на межгосударственном уровне выполнять функции координатора и регулятора международных денежно-кредитных отношений в XXI веке.

Причем международно-правовой институт, наделенный столь широкими полномочиями, должен быть учрежден при соблюдении ряда, существенных, на наш взгляд, условий, а именно:

не центральными банками  и не несколькими государствами, а самими государствами и желательно всеми членами ООН;

не в качестве коммерческой или политико-коммерческой организации (международный банк или фонд), а  в форме организации, основанной на принципах международного публичного права.

Такая организация могла  бы:

координировать международные  финансово-кредитные отношения;

способствовать принятию приемлемых для большинства государств международных финансово-банковских стандартов без совмещения этой публично-правовой функции с гражданско-правовой деятельностью (например, предоставление кредитов).

Необходимо ограничить складывающуюся в последние годы тенденцию, когда вопреки основополагающим принципам международного публичного права, руководствуясь отдельными частноправовыми кредитными договорами, международная финансовая организация-кредитор, созданная группой государств или центральных банков, пытается оказывать экономическое и/или политическое давление на государство, нуждающееся в финансовой поддержке и обратившееся за такой помощью в виде предоставления кредита.

Таким образом, речь идет о  поиске наиболее эффективных форм межгосударственных отношений в денежно-кредитной сфере. Наряду с сохранением межгосударственных кредитных отношений (предоставление кредитов государствам, правительствам, центральным банкам; отношения государство-должник и государство или международная организация-кредитор) необходимо восстановить в полном объеме реализацию принципов взаимного суверенного равенства, уважения, справедливости, отказа от применения силы, политических или экономических методов давления на государства в международных финансово-кредитных отношениях.

Какие решения будут приняты  международным сообществом в  итоге, в каких формах, в каком  направлении будет развиваться  процесс совершенствования международных валютно-финансовых отношений сейчас предполагать рановато.

На сегодняшний день, достаточно осознать:

а) принципиальную необходимость  и возможность начала процесса межгосударственного обсуждения и согласования изменений в механизме функционирования международных валютно-финансовых отношений;

б) возможность создания нового международного финансового  регулятора либо трансформацию одной из существующих международных финансовых организаций;

в) обязательность участия  России в упомянутом процессе на принципах суверенного равенства всех государств.

Самое главное, важно на правительственном  уровне сформулировать отражающую национальные интересы России позицию к моменту, когда вышеупомянутый процесс будет  запущен и начнет приобретать  реальные правовые и финансово-экономические  формы.

И еще, пока проблемы совершенствования  мировой валютно-финансовой системы, как и возможность вступления России в ВТО, только обсуждаются, в  международных (межгосударственных) финансово-экономических  отношениях России, как представляется, необходимо учитывать общепринятое международно-правовое правило о соблюдении принципа взаимности. Этот принцип должен найти свое закрепление в финансово-экономическом блоке российского законодательства.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 Учебные и методические  пособия, научные издания: 

 

1. Булатов, А.С. Мировая экономика: учебник / А. С. Булатов. – М.: Юристъ, 2002. – 734 с.

2. Красавина, Л.С. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Л.С. Красавина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 639 с.

 

Периодическая литература:

 

3.Моисеев С.Р. Современная валютная система: история доллара – современная валютная система./ Финансы и кредит – 2005 №25   с.71-80.

 

Ресурсы Интернет:

 

4. Библиотека РГИУ. Международные экономические отношения. – Режим доступа:www.i-u.ru-произведения-avdokushkin-mejdio4.aspx.

5. Беляев М.И. Милогия.  – Режим доступа:www.milogiya2007ru./mireconom10-1.htm

6.Гейвандов Я.А. О будущем  международной - финансовой системы. – Режим доступа:rfbs.ru/content/view/108

7.Роль МРФ в Мировой  Валютной системе. – Режим  доступа:www.fxmoney.ru/article/?id=360

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Гражданский  кодекс  Российской  Федерации.  Часть 1. Научно-практический

комментарий. /Отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. - М.: Издательство

БЕК, 1996.

2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

3. Закон РФ «О банках и банковской деятельности».

4. Закон РФ «О Банке России».

 


Информация о работе История развития международной валютно – финансовой системы. Достоинства и недостатки современной валютной системы