История развития и становления финансовой системы допетровской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).

Оглавление

I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3
II. Государственные финансы
в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8
III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12
IV. Особенности финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

КП-история.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Совершив  в 1695 году неудачный Азовский поход  и задумав строить русский  флот, Петр тут же обложил податное население морской повинностью: объединив всех крестьян в «кумпанства» по 8000 дворов, он от каждой такой, с позволения сказать, компании потребовал по одному линейному кораблю. Так было построено 35 кораблей. Кроме того, 12 судов оплатили посадские.

     В 1699 году Петр взялся за сбор недоимок, начав с городов. Была даже создана специальная Бурмистрская палата, которая и занималась «выколачиванием» (в самом буквальном смысле слова) долгов. В 1701 году еще одно новое учреждение — Ближняя Канцелярия — стала заниматься составлением и исполнением бюджета.

     А дальше началась настоящая финансовая вакханалия: порча серебряной монеты под видом денежной реформы; инфляционная эмиссия; установление государственной  монополии на соль, табак, деготь, рыбий  жир, ворвань, щетину; рост поборов и повинностей; невероятное даже для России число прямых и косвенных налогов. Налоги устанавливали примерно так, как это делали два века спустя большевики. Выясняли примерно необходимую сумму расходов, потом (по результатам переписей 1678 и 1710 годов) — количество дворов или душ тяглового населения, и разверстывали искомую сумму на все тяглое население. Доходность хозяйственной деятельности не учитывалась. Правительство искало не столько справедливую, сколько простую и удобную для себя форму обложения. Не гнушались при этом и подтасовкой фактов: если, например, перепись 1710 года показывала уменьшение количества дворов в какой-то области, то брались данные 1678 года, а если — увеличение, то данные последней переписи.

     В 1715 году было дано указание начать новую перепись, потому что Петр узнал о простой хитрости крестьян: когда в селе появлялись счетчики, многие соседи убирали изгороди между усадьбами, и два, а то и три двора становились одним, а когда счетчики уезжали, изгороди восстанавливались. Перепись проходила пять лет, но так и не была завершена. Из Сибири, например, не поступило ни одной переписной книги. Наши строгие правители наивно верили в эффективность своей строгости, но народ всегда оказывался смышленее. Неуплата налогов со времен Петра I стала «национальным спортом» в России.

     В 1719 году в России была введена подушная подать — самая несправедливая система  налогообложения, вызвавшая критику  даже И.Т. Посошкова, человека, которого восхищали иные деяния Петра. При  этом землевладельцы стали ответственными за подати крестьян, что ставило имущество крестьян в абсолютно незащищенное от произвола положение.

     Естественно, что доходы казны к 1724 году увеличились  по сравнению с 1701 годом в 2,8 раза, но какой ценой! Ведь расходы росли  еще быстрее. Бюджет был перманентно дефицитным. Петр не брал кредитов за рубежом, но государственный долг перед своим народом никто никогда так и не возместил.

     Справедливости  ради скажем, что и недоимки тоже никогда не были взысканы, хотя в 1733 году был учрежден специальный Доимочный приказ.

     Не  избежала коренного изменения и  постановка учета. Уже в 1710 году в  правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер». Радетели чистоты родного языка предложили русское слово - книгодержатель, но оно не прижилось.

     В это время учету и контролю уделяется огромное внимание. Инструкции по организации учета издаются как  государственные акты. Первый государственный  акт, в котором нашли место  вопросы учета, датируется 22 января 1714 года. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и государственной промышленности. Они требовали: 1) своевременности записи и чтобы «счет был бы скорый»; 2) ежедневного ведения приходно-расходных книг, 3) строгого персонального подчинения ответственных лиц.

     Крупнейшим  событием в истории русского учета  было издание Регламента управления Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 года. Здесь появились слова: бухгалтер, дебет, кредит. Особым приказом 11 мая 1722 года была подчеркнута необходимость составления регламентов на других крупных предприятиях. Причем Адмиралтейский Регламент рассматривался как типовой. Регламент оказался сложным, и 16 декабря 1735 года были введены новые книги для учета в Адмиралтействе.

     Адмиралтейский  Регламент 1722 года предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. В управлении Адмиралтейства велась «Приходная материалам по алфабету книга», в которой «прописывается всякого звания провиант по алфабету». Учет вели по наименованию, количеству, цене и сумме. На складе магазин-вахтер (кладовщик) вел две магазин-вахмистрские (материальные) книги. Обе они были прошнурованы, листы пронумерованы, опечатаны и подписаны кладовщиком и контролером.

     Адмиралтейский  Регламент оказал огромное влияние на всю систему бухгалтерского учета в России, в частности на общегосударственную методику учета на материальных складах, где последовательно проводится принцип оформления всех фактов хозяйственной жизни с помощью первичных документов. Записи, не оправданные документами, не принимались.

     В системе учета центральное место  приобретает учет запасов на складах, так как снабжение материалами  армии, строительства и промышленности строжайше регламентировалось. В  военных интендантских складах  провиантмейстер (заведующий) вместе с камериром (воинским инспектором) ежемесячно сдавали в штатс-конторколлегию (интендантское управление) ведомость о наличии остатков.

     В конце года или в случае возникновения  подозрений проводились сплошные инвентаризации. Выявленные остатки должны были сверяться с отчетом провиантмейстера.

     Принципы  документирования соблюдались и  на винокуренных казенных заводах, где  были введены для материального  учета приходно-расходные книги. В них на каждое наименование открывался счет, куда все приобретенные запасы «записывались порознь, равно как их цены и место купли», «чтобы у головы и у целовальников в том, какого воровства и кражи и спору не было и лишнего ни в чем не приписывали».

     Огромное  развитие учет получает на уральских  металлургических заводах. Они были созданы крупнейшим металлургом века В.И. Генниным (1676-1750), голландцем, находящимся на русской службе с 1698 года. Им была разработана законченная система учета на уральских металлургических заводах.

     При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики. Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны.

     Промышленный  учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые  были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни.

     Не  меньшие достижения были в учете  и контроле государственных хозяйств. И может быть, успехи промышленного  учета связаны именно с тем, что  промышленность была государственной, индустриализация страны и учет в  ней были делом надежным, государственным, ибо «идеи инициируются и внедряются сверху». Принуждение становится основным и определяющим фактором экономического и социального прогресса. «Наш народ, - писал Петр I, - яко дети, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера приневольны не бывают». Успех любой работы невозможен без строжайшего учета и контроля «за мерой труда и потребления», а средства этого контроля - доносы для выявления виновных, для устрашения слабых духом и удержания их от соблазна. К доносам прямым - отношение было положительное, к анонимным (подметным письмам) - двойственное, внешнее неодобрение и внутреннее поощрение. 

 

Список  литературы

  1. Бобович И. М., Семенов А.А. История экономики. Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.- 368 с.
  2. Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», ООО «Издатьельство ЮКЭА»,1999.-352 с.
  3. Дружинин Н.Д. Социально-экономическая история России. Избранные труды.— М: Наука, 1987.
  4. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. М.: Мысль, 1997. Т.1, с.168.
  5. Экономическая история России как предмет научного изучения. Учебное пособие / Под ред. М. П. Рачкова.— Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.
  6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 18 томах. М: Мысль, 1988, кн. 2.
  7. Лыкова Л. Некоторые проблемы развития бюджетного федерализма в России. // Федерализм. 1996. № 1. С.37-38.
  8. Платонов С.Ф. Как возникли чети? (К вопросу о происхождении Московских приказов-четвертей). Журнал Мин-ва нар. Просвещения, 1982. Май. Санкт-Петербург, Тип. В.С.Балашева.
  9. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении.— Пг.: Книга, 1922.— Т.3,10.
  10. Стариков Е.Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. Новосибирск: Сибирский хронограф. 1996.

Информация о работе История развития и становления финансовой системы допетровской России