Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, контрольная работа
Финансовая система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).
I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3
II. Государственные финансы
в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8
III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12
IV. Особенности финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..21
Совершив в 1695 году неудачный Азовский поход и задумав строить русский флот, Петр тут же обложил податное население морской повинностью: объединив всех крестьян в «кумпанства» по 8000 дворов, он от каждой такой, с позволения сказать, компании потребовал по одному линейному кораблю. Так было построено 35 кораблей. Кроме того, 12 судов оплатили посадские.
В 1699 году Петр взялся за сбор недоимок, начав с городов. Была даже создана специальная Бурмистрская палата, которая и занималась «выколачиванием» (в самом буквальном смысле слова) долгов. В 1701 году еще одно новое учреждение — Ближняя Канцелярия — стала заниматься составлением и исполнением бюджета.
А дальше началась настоящая финансовая вакханалия: порча серебряной монеты под видом денежной реформы; инфляционная эмиссия; установление государственной монополии на соль, табак, деготь, рыбий жир, ворвань, щетину; рост поборов и повинностей; невероятное даже для России число прямых и косвенных налогов. Налоги устанавливали примерно так, как это делали два века спустя большевики. Выясняли примерно необходимую сумму расходов, потом (по результатам переписей 1678 и 1710 годов) — количество дворов или душ тяглового населения, и разверстывали искомую сумму на все тяглое население. Доходность хозяйственной деятельности не учитывалась. Правительство искало не столько справедливую, сколько простую и удобную для себя форму обложения. Не гнушались при этом и подтасовкой фактов: если, например, перепись 1710 года показывала уменьшение количества дворов в какой-то области, то брались данные 1678 года, а если — увеличение, то данные последней переписи.
В 1715 году было дано указание начать новую перепись, потому что Петр узнал о простой хитрости крестьян: когда в селе появлялись счетчики, многие соседи убирали изгороди между усадьбами, и два, а то и три двора становились одним, а когда счетчики уезжали, изгороди восстанавливались. Перепись проходила пять лет, но так и не была завершена. Из Сибири, например, не поступило ни одной переписной книги. Наши строгие правители наивно верили в эффективность своей строгости, но народ всегда оказывался смышленее. Неуплата налогов со времен Петра I стала «национальным спортом» в России.
В 1719 году в России была введена подушная подать — самая несправедливая система налогообложения, вызвавшая критику даже И.Т. Посошкова, человека, которого восхищали иные деяния Петра. При этом землевладельцы стали ответственными за подати крестьян, что ставило имущество крестьян в абсолютно незащищенное от произвола положение.
Естественно, что доходы казны к 1724 году увеличились по сравнению с 1701 годом в 2,8 раза, но какой ценой! Ведь расходы росли еще быстрее. Бюджет был перманентно дефицитным. Петр не брал кредитов за рубежом, но государственный долг перед своим народом никто никогда так и не возместил.
Справедливости ради скажем, что и недоимки тоже никогда не были взысканы, хотя в 1733 году был учрежден специальный Доимочный приказ.
Не избежала коренного изменения и постановка учета. Уже в 1710 году в правительственной газете «Ведомости о военных и иных делах» появилось загадочное и малопонятное слово «бухгалтер». Радетели чистоты родного языка предложили русское слово - книгодержатель, но оно не прижилось.
В это время учету и контролю уделяется огромное внимание. Инструкции по организации учета издаются как государственные акты. Первый государственный акт, в котором нашли место вопросы учета, датируется 22 января 1714 года. Эти положения были обязательны для государственного аппарата и государственной промышленности. Они требовали: 1) своевременности записи и чтобы «счет был бы скорый»; 2) ежедневного ведения приходно-расходных книг, 3) строгого персонального подчинения ответственных лиц.
Крупнейшим событием в истории русского учета было издание Регламента управления Адмиралтейства и верфи от 5 апреля 1722 года. Здесь появились слова: бухгалтер, дебет, кредит. Особым приказом 11 мая 1722 года была подчеркнута необходимость составления регламентов на других крупных предприятиях. Причем Адмиралтейский Регламент рассматривался как типовой. Регламент оказался сложным, и 16 декабря 1735 года были введены новые книги для учета в Адмиралтействе.
Адмиралтейский Регламент 1722 года предусматривал довольно строгую систему натурально-стоимостного учета материалов. В управлении Адмиралтейства велась «Приходная материалам по алфабету книга», в которой «прописывается всякого звания провиант по алфабету». Учет вели по наименованию, количеству, цене и сумме. На складе магазин-вахтер (кладовщик) вел две магазин-вахмистрские (материальные) книги. Обе они были прошнурованы, листы пронумерованы, опечатаны и подписаны кладовщиком и контролером.
Адмиралтейский Регламент оказал огромное влияние на всю систему бухгалтерского учета в России, в частности на общегосударственную методику учета на материальных складах, где последовательно проводится принцип оформления всех фактов хозяйственной жизни с помощью первичных документов. Записи, не оправданные документами, не принимались.
В
системе учета центральное
В конце года или в случае возникновения подозрений проводились сплошные инвентаризации. Выявленные остатки должны были сверяться с отчетом провиантмейстера.
Принципы
документирования соблюдались и
на винокуренных казенных заводах, где
были введены для материального
учета приходно-расходные
Огромное развитие учет получает на уральских металлургических заводах. Они были созданы крупнейшим металлургом века В.И. Генниным (1676-1750), голландцем, находящимся на русской службе с 1698 года. Им была разработана законченная система учета на уральских металлургических заводах.
При Петре I организация учета была пересмотрена в связи с административными реформами, проведенными в государстве, издано множество различных законодательных актов и инструкций, многие из которых были, очевидно, заимствованы из западной, прежде всего шведской, практики. Эта перестройка преследовала две цели: 1) усиление контроля за сохранностью собственности и 2) увеличение доходов казны.
Промышленный учет в петровской России имел огромные достижения. На предприятиях впервые были обеспечены: сплошное документирование всех фактов хозяйственной жизни.
Не
меньшие достижения были в учете
и контроле государственных хозяйств.
И может быть, успехи промышленного
учета связаны именно с тем, что
промышленность была государственной,
индустриализация страны и учет в
ней были делом надежным, государственным,
ибо «идеи инициируются и внедряются
сверху». Принуждение становится основным
и определяющим фактором экономического
и социального прогресса. «Наш народ, -
писал Петр I, - яко дети, которые никогда
за азбуку не примутся, когда от мастера
приневольны не бывают». Успех любой работы
невозможен без строжайшего учета и контроля
«за мерой труда и потребления», а средства
этого контроля - доносы для выявления
виновных, для устрашения слабых духом
и удержания их от соблазна. К доносам
прямым - отношение было положительное,
к анонимным (подметным письмам) - двойственное,
внешнее неодобрение и внутреннее поощрение.
Список литературы
Информация о работе История развития и становления финансовой системы допетровской России