История развития и становления финансовой системы допетровской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).

Оглавление

I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3
II. Государственные финансы
в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8
III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12
IV. Особенности финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

КП-история.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

ГОУВПО

ДВГУПС 
 
 

                                                               Кафедра «Экономика транспорта»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономическая история России»

Тема 27

История развития и становления финансовой системы допетровской России

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                  Выполнила: Сингатулина Н.Ф. КП10-Э-087

                  Проверил: Кузнецова О.В.

 
 
 
 
 
 
 
г. Хабаровск, 2010 г. 
Содержание

I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3

II. Государственные финансы

в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8

III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12

IV. Особенности финансового хозяйства

во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15

Список литературы……………………………………………………………..21

 

I. Финансовая политика Русский князей

     Финансовая  система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).

     Природа государства обуславливает значительные отклонения его от хозяйства частного. В противоположность частным  лицам, государство производит преимущественно  нематериальные блага, необходимые  для духовной и материальной культуры страны, такие как внешняя и внутренняя безопасность и т.д.

     Государство не может найти в сбыте своих  продуктов материальное возмещение своих издержек и поэтому извлекает  средства для своих услуг принудительно  из доходов и имущества своих  подданных. В частном хозяйстве расходы должны сообразовываться с доходами; в государственном же прежде определяются предстоящие расходы и лишь сообразно с ними предъявляются требования на часть имущества подданных.

     Развитие  финансового хозяйства в России шло в общих чертах тем же путём, что и в Западной Европе: также первоначально наибольшая часть государственных потребностей удовлетворялась путём натуральных повинностей; также финансовое управление развивалось из дворцового управления; также служилые люди получали вознаграждение натурой - поместьями и кормлениями; также быстрое развитие военных задач вынудило обратиться к налогам, которые ещё раньше, чем в Западной Европе, заняли первенствующее место в финансовой системе России.

     Развитие  финансовой системы России происходило в непосредственной связи с эволюцией институтов ее государственного устройства. Более того, можно утверждать, что само формирование перечисленных институтов в значительной мере стимулировалось поисками оптимальной организации материальных и финансовых потоков в государстве. Об этом свидетельствуют уже первые известные факты экономической истории нашей страны.

     Киевская  Русь представляла собой союз земель под верховной властью князя, сидевшего на престоле в Киеве. Частной  собственности на пахотные участки и угодья не было, они считались достоянием всей земли. Возможность использования того или иного участка обеспечивалась обязанностью платить с него определенные подати в пользу князя. Население могло свободно переходить с места на место, а дружинники – выбирать себе князей, у которых служить. Задача князя, как представителя центральной власти по отношению к землям (аналогичным современному понятию регионов), заключалась в обеспечении защиты от нападений и организации суда и управления на территории.

     Как осуществлялось финансовое обеспечение  этих функций? Население, проживающее  на территории, оберегаемой дружинами  князя, платило в его пользу дань. Князь с дружиной раз в год, начиная с ноября, собирал ее, объезжая земли подчиненных славянских племен (так называемое полюдье), и одновременно осуществляя управление, принимая жалобы населения и верша суд. С ХI в. князь поручал сбор дани назначенным им даннщикам. Население также самостоятельно привозило дань князю (так называемые повозы).

     В 947 г. великая княгиня Ольга, столкнувшись с нежеланием древлянских племен повторно уплатить дань ее мужу князю Игорю, была вынуждена упорядочить сбор дани. Она установила погосты - податные округа, первые единицы административно-территориального деления древнерусского государства. По погостам велись счет жителей, земель и вообще имуществ, частных и казенных. Официальное разделение на погосты просуществовало вплоть до 1775 г. Великой княгиней Ольгой были установлены и первые нормативы для сдачи дани в виде уставов и уроков. «Под именем устава должно разуметь всякое определение, как что-нибудь делать, под именем урока всякую обязанность, которую должно выполнять к определенному сроку, будет ли то уплата известной суммы денег, известного количества каких-нибудь вещей или какая-нибудь работа»1. Внутри погоста разверстка дани производилась самим населением по дымам или по сохам, соответствующим участку земли, обрабатываемой одним домохозяйством.

     Таким образом, сверху государство в лице князя устанавливало размер дани по погостам, а снизу самоуправляющиеся общины распределяли тяготы податного обложения индивидуально для каждой семьи.

     Характерная для Древней Руси иерархия системы  расселения проявлялась и в иерархии ее финансовой системы. Она выражалась в том, что верхний уровень расселенческой (территориальной) структуры налагал на население подчиненных типов поселений различные сборы и подати. Так, например, Новгород платил дань в пользу князя киевского. В свою очередь, Новгород имел право налагать сборы на население пригородов. Другими словами, города предоставляли сельской округе защиту на период военных действий, торговых походов и др. в обмен на подати подчиненных им поселений.

     Иерархия  и ранжирование земель внутри Киевской Руси также находила свое выражение  в финансовой сфере. Об этом, в частности, свидетельствуют приводимые Ключевским2 сведения о размере месячины - месячного корма, выдававшегося купцам в период ведения торговли в Византии. Величина этого раздаваемого корма определялась старшинством древнерусских городов, из которых происходили купцы. Наибольшую месячину получали киевские, меньше - черниговские, еще меньше - переяславские и т.д. В основе этого лежало соответствующее различие в величинах собираемых с этих земель податей в централизованную княжескую казну.

     Подати, помимо содержания княжеского двора, шли на содержание дружины и строительство городов, крепостей и укреплений. Другим способом оплаты дружин являлась раздача так называемых кормлений. Такой порядок сложился еще до окончательного призвания варяжских князей. Так, Е. Н. Стариков, например, отмечает что «нанимая дружину с князем, Господин Великий Новгород отводил им «в кормление» определенные волости с населявшими их смердами - вещь совершенно немыслимая для античного полиса»3. В X-XI вв. эта практика была продолжена, только теперь кормления своим воеводам раздавал сам князь.

     Строительство укреплений, городов и крепостей  также велось не только (и не столько) за счет собираемых финансовых средств, сколько за счет натуральных платежей населения в виде строительных и др. необходимых материалов, а также трудовой повинности. Города создавались, как правило, централизованно и строились «всем миром». С этой целью с древнейших времен в России известно так называемое городовое дело - одна из первых засвидетельствованных историками натуральных повинностей, состоявшая в постройке новых городов и острогов, возведении новых укреплений в старых городах и починке крепостей силами сельского населения.

     Хрестоматийно то обстоятельство, что в первые века писаной истории Руси роль всеобщего эквивалента играл скот, а потом достаточно долго — шкуры пушных зверей. В «Русской Правде» слово скот употребляется как синоним денег, а термином скотник назывался сборщик податей. «Меховые» названия денег сохранялись и в XI веке: куна (куница), резана, скора, бела, ушки, мордки.

     Металлические деньги, преимущественно серебряные, имели широкое хождение на Руси и  назывались: гривна (слиток серебра  около 400 граммов), полгривны — рубль, полрубля — полтина, полполтины —  четвертак. Имеются свидетельства  того, что при Владимире Святославовиче (980—1015) и Владимире Мономахе (1078—1125) в Киеве чеканили собственную монету — серебреник и злотник. Серебро и золото были в основном привозными, но есть косвенные доказательства, что собственное производство серебра тоже существовало. Деньги начинали выполнять не только функции средства обращения, но и функции средства платежа. Даннические отношения (Нов город — Москве, Русь — Орде) были преимущественно денежными.

     Уже в XI веке — и об этом тоже говорит  «Русская Правда» — на Руси существовали развитые кредитные отношения. Процент зависел от величины долга и сроков погашения, но не превышал 50 % годовых. Наказание за несостоятельность должника зависело от причин ее: в результате несчастного случая или по злому умыслу. Ярослав Мудрый (1019—1057) упорядочил кредитные отношения, установив собственной властью ставку 20 % по долгосрочным кредитам и 40 % — по краткосрочным. Ростовщическая ставка выше 60 % влекла за собой наказание кредитора.

     Собственно  банкирской деятельностью первыми на Руси стали заниматься в XII веке новгородские бояре. Процент был крайне низок, напоминающий благотворительность по отношению к соплеменникам? Существует легенда о посаднике Щипе, дававшем деньги в рост под 0,5 % годовых. В 1113 году Владимир Мономах утвердил первый «Устав о резах» (процентах), запрещавший паразитическое ростовщичество и долговое рабство.

     Татаро-монгольское  нашествие расстроило денежную систему  Руси. С середины ХII века киевские князья перестали чеканить собственную монету. Возродилась русская чеканка только в XIV столетии сначала в Рязанском, потом в Нижегородском княжествах, а после Куликовской битвы (1380) — в Москве. Лишь Иван III установил единую монету для всей Московской Руси.

     По  мере развития русской государственности  возникали и развивались централизованные государственные финансы. В документах XI—XII веков упоминаются данщики, ведавшие сбором дани, мытники — сборщики проезжей пошлины, осменки, взимавшие торговую пошлину и выполнявшие роль налоговой полиции. При татарах ясак собирали специальные чиновники-баскаки или купцы-откупщики, позже этим занимались сами русские князья по ярлыку из Орды.

     Предполагать  существование сколько-нибудь организованной финансовой системы в удельный период нельзя: не существовало ни сметы доходов и расходов, ни системы прямого и косвенного обложения. Татары более внимательно относились к финансовым вопросам.

 

II. Государственные финансы  
в Русском централизованном государстве XVI в.

     В период формирования Московского государства  в XIV-XV веках главным финансовым «институтом» и единственным финансовым законодателем был Великий князь. Наместники и волостели не имели большой финансовой компетенции. Князь устанавливал для них систему кормлений — некое подобие натурального налога с подвластной территории, и на этом их финансовое воздействие на область и волость завершалось. Половину «прибытков» от кормления, торговых, судебных и свадебных пошлин наместник отдавал князю. Остальное шло на нужды подвластных территорий. Помощники наместников и волостелей по финансовым делам назывались пошлинниками, пятенщиками (взимали пошлину с продажи лошадей и ставили клейма — «пятна»); продолжали существовать данщики и мытники.

     К XV—XVI векам относится новый период формирования денежной системы Московского  государства. Конкурирующими центрами денежно-кредитных отношений становятся Новгород и Москва. Московский рубль равняется 100 гривнам или 200 деньгам-московкам. В Новгороде появляется рубль, равный 100 копейкам (монета с изображением князя с копьем). В 20-е годы XV века в Новгороде и Пскове заменяют весовую гривну (кун) чеканной монетой.

     На  Руси очень долго сохранялся натуральный  «корм» областным правителям и чиновникам. Лишь в XV веке начинается постепенная замена натурального «корма» должных лиц денежными выплатами. К концу века стали переходить на денежный оброк. Н. Рожков на примере Саввин-Сторожевского монастыря рассчитал, что крестьянин отдавал землевладельцу и государству менее половины своего валового дохода (в денежной форме), что позволяло самому крестьянину нормально воспроизводить свое хозяйство4.

     В XVI веке Русь, как и вся Европа, испытала на себе катаклизмы первого  финансового кризиса в мире, связанного с «революцией цен». Дешевое американское золото, хлынувшее в Европу, внесло много изменений в сложившуюся кредитно-финансовую систему. Инфляция, падение фиксированных рентных доходов земельной аристократии и реальных доходов крестьян и работных людей, кризис хрупкой кредитной системы — вот последствия этого явления для Руси. К 30-м годам XVI века покупательная способность рубля понизилась по сравнению с концом XV века на 25 %, к концу XVI века - на 75 %.

Информация о работе История развития и становления финансовой системы допетровской России