Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, контрольная работа
Финансовая система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).
I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3
II. Государственные финансы
в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8
III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12
IV. Особенности финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..21
При Иване IV правительство было вынуждено провести в 1535 году денежную реформу, образовав, по существу, единую денежную систему всего Московского государства (хотя первая небезуспешная попытка была осуществлена Иваном III).
В
1537 году правительство создало
Одним
из основных отличий финансовой системы
нашего государства был порядок
определения
В России доходы и расходы государства регулируются централизованно, верховной властью, которая, с одной стороны, определяет размер податей и повинностей, и, с другой стороны, устанавливает объемы раздач, исходя из общих нужд государственного хозяйства. Регулирование осуществляется системой специализированных центральных организаций на основе нормирования, предполагает очередной порядок раздач и механизм административных жалоб для корректировки величин и направлений материальных и финансовых потоков.
Действие
централизованного механизма
Для этих целей вскоре после 1566 г. в Москве был создан Большой четвертной приказ (или четверть, четь), и задача этой первой четверти, или чети была содержать на свои доходы служилых людей в опричнине. Затем возникли и другие чети. С одной стороны, чети взимали с соответствующего податного населения четвертные доходы: Казанская – с казанских волостей, Сибирская – с Сибири, Галицкая - с территории бывшего Галицкого княжества, и т.д. С другой стороны, чети содержали известное число служилых людей. При этом состав четвертчиков (то есть служилых людей, имевших право на доходы из чети) расписывался между четвертями независимо от приписки четвертчика по службе к тому или иному городу. Каждый вновь пущенный в четверть приписывался к той чети, за которой была очередь содержания новых четвертчиков или в которой имелись выбылые места5. Доходы из чети четвертчики получали раз в 3 или 4 года, по челобитью, в соответствии с установленными окладами.
В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового иммунитета: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.
Централизованное
регулирование доходов и
Можно выделить ещё одну особенность организации финансовой системы русского государства - присутствие круговой поруки, обеспечивающей выполнение территориальными и хозяйственными союзами принятых на себя финансовых обязательств. Если в странах Западной Европы ответственность по уплате налогов и сборов носила, как правило, индивидуальный характер, то на Руси имела место коллективная, солидарная ответственность по уплате податей, сборов и повинностей перед верхним уровнем управления. Так, в московском государстве недобор таможенного и кабацкого доходов мог взыскиваться с посадских и уездных людей, выбравших в целовальники виновников недобора; убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада, к которому он принадлежал. Вплоть до XX в. каждое сельское общество, как при общинном, так и при подворном (наследственном) пользовании землею, отвечало круговой порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей.
III. Финансовая политика правительства смутного времени
XVII
век принес стране новые
В течение всего XVII века при чрезвычайных обстоятельствах, а их было много, собирали принудительные долевые налоги (пятая, десятая, двадцатая деньга), впервые примененные по инициативе К. Минина в 1614 году.
В 1620—1632 годах была проведена очередная налоговая реформа: введено подворное налогообложение вместо поземельного.
1623
год — знаменателен в
Однако основной смысл финансовых реформ сводился к одному — увеличить поступление в казну. Это стало национальной традицией России. Война, армия, госаппарат и двор, наконец, строительство казенных мануфактур — вот, собственно, и все статьи расхода «бюджета». Никаких социальных программ тогда не было и в помине. В 40-е годы начался невероятный рост прямых налогов. В это трудно поверить, но владельческая соха стала платить до 1700 рублей, тогда как в XVI веке платила 10—20 рублей. Хотя деньги и подешевели вдвое, все равно рост поразительный. Сумма и косвенных налогов, поступивших в казну в 1642 году, увеличилась по сравнению с 1613 годом в 10 раз. Добавим, что денежные оброки за тот же период выросли в 5 раз. И тот факт, что крестьяне и городское тяглое население выдерживало такой налоговый пресс, лишний раз показывает, что:
— в прошлые периоды налоговое обложение было вполне по силам основным плательщикам;
— резервы непосредственных производителей и торговцев к 40-м годам XVII века не были исчерпаны;
— рост налогов ограничивал потребительские возможности трудящегося населения и инвестиционные возможности молодого российского предпринимательства;
— в конечном итоге, в стране не оставалось простора для развития внутреннего рынка и формирования эффективного спроса.
Налоговая система была довольно сложная. Во второй половине XVII века все налоги делились на окладные (регулярные и нормированные) и неокладные.
Но правительству пока не удавалось создать нормальную банковскую систему европейского образца. В 1665 году Ордин-Нащокин, будучи воеводой в Пскове, по собственной инициативе пытался создать банковское учреждение в составе городской управы для кредитования «маломочных» купцов, но не успел: царь забрал его к себе в помощники.
В
1678—1679 годах были составлены новые
переписные книги и установлен двор
как единица прямого
— оброчная подать,
— стрелецкие деньги,
— ямская и полоняничная деньга (предназначенная на содержание почтовой связи и выкуп взятых в плен русских воинов).
В
поисках доходов казна
Царь Алексей Михайлович провел несколько опытов по упрощению и объединению финансовой администрации: Стрелецкий и Ямской приказы и Четверти были объединены с Большой Казной. В 1654 году организован Счетный приказ — первый в России контролирующий финансовый орган.
IV. Особенности
финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в.
Начиная с Петра I, финансовая система приобретает следующие характерные черты: преобладающее значение по своей доходности имеют прямые подушные налоги, за ними следуют косвенные (питейный, соляной и таможенный), остальные виды дохода имеют маловажное значение. Население разделяется на низшие - податные и высшие - неподатные классы. Наибольшее количество расходов (до 2/3) идёт на войско и флот, около 4% бюджета - на содержание двора, около 2,5% - на администрацию, суд и народное образование
Все удачи, и все неудачи в политической жизни России при Петре оборачивались ростом налогов. Потому что и то, и другое стоило очень дорого.
В первые годы петровского правления была сделана попытка смягчить напряженность государственного бюджета за счет применения массы дополнительных, экстремальных налогов и повинностей. Главными из них были:
Все
это пополнялось еще
Однако этот чудовищный налоговый пресс, до краев наполненный насилием, лишь в известной мере снижал напряженность государственного бюджета. Ибо главной причиной этой напряженности был острый недостаток в стране платежных средств, звонкой монеты, серебра, должного обслуживать все производимые в стране расчеты и платежи.
Поэтому
важнейшим направлением экономической
политики Петра I стал меркантилизм —
политика, признававшая денежные накопления
главным показателем
Информация о работе История развития и становления финансовой системы допетровской России