История развития и становления финансовой системы допетровской России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:55, контрольная работа

Краткое описание

Финансовая система - совокупность материальных средств, находящихся в распоряжении государства и органов самоуправления. Планомерная деятельность государства (или местного самоуправления) на добывание необходимых материальных средств и на их расходование есть финансовое хозяйство государства (или местного самоуправления).

Оглавление

I. Финансовая политика Русский князей………………………………………3
II. Государственные финансы
в Русском централизованном государстве XVI……………………………….8
III. Финансовая политика правительства смутного времени………………..12
IV. Особенности финансового хозяйства
во второй половине XVII в. – начале XVIII в……..………………………….15
Список литературы……………………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

КП-история.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     При Иване IV правительство было вынуждено  провести в 1535 году денежную реформу, образовав, по существу, единую денежную систему  всего Московского государства (хотя первая небезуспешная попытка была осуществлена Иваном III).

     В 1537 году правительство создало центральное  финансовое ведомство — Казну (или  Казенный приказ). В 40-х годах XVI века была осуществлена общая перепись населения  и установлена единая поземельная окладная единица — соха. Соха — это примерно 400 десятин в служилых землях и 300 — в монастырских и церковных.

     Одним из основных отличий финансовой системы  нашего государства был порядок  определения общегосударственных  доходов и расходов. В странах Западной Европы сбор и расходование налогов определялись в результате  договора между сословиями и государственной властью о сборе на известные цели. Именно сословия  имели у себя средства, которые верховная власть путем переговоров изымала у них для общественных нужд.

     В России доходы и расходы государства  регулируются централизованно,  верховной  властью, которая, с одной стороны, определяет размер податей и повинностей, и, с другой стороны, устанавливает  объемы раздач, исходя из общих нужд государственного хозяйства. Регулирование осуществляется системой специализированных  центральных организаций на основе нормирования, предполагает очередной порядок раздач и механизм административных жалоб для корректировки величин и направлений материальных и финансовых потоков.

     Действие  централизованного механизма финансовой системы российского государства  проиллюстрируем учреждениями Московского  царства. Когда в результате многочисленных челобитий (жалоб) местного населения  на несправедливое управление воевод Иван IV Грозный отменил систему кормлений, уложением 1555-1556 г.г. был установлен кормленый окуп, оброк в виде выкупа за уничтоженные кормления. Если до этого податное население напрямую платило воеводе за его службу, то теперь этот сбор взыскивался в казну.

     Для этих целей вскоре после 1566 г. в Москве был создан Большой четвертной приказ (или четверть, четь), и задача этой первой четверти, или чети была содержать на свои доходы служилых  людей в опричнине.  Затем возникли и другие  чети. С одной стороны, чети взимали с соответствующего податного населения четвертные доходы: Казанская – с казанских волостей,  Сибирская – с Сибири, Галицкая - с территории бывшего Галицкого княжества, и  т.д. С другой стороны, чети  содержали известное число служилых людей. При этом состав четвертчиков (то есть служилых людей, имевших право на  доходы из чети) расписывался между четвертями независимо от приписки четвертчика по службе к тому или иному городу. Каждый вновь пущенный в четверть приписывался к той чети, за которой была очередь содержания новых четвертчиков или в которой имелись выбылые места5. Доходы из чети четвертчики получали раз в 3 или 4 года, по челобитью, в соответствии с установленными окладами.

     В конце века работа новых финансовых учреждений позволила лишить вотчинников их финансового иммунитета: теперь все денежные потоки находились под контролем Московского правительства.

     Централизованное  регулирование доходов и расходов сохраняется в России до настоящего времени. Свидетельствами этого  является то, что законодательство по большинству налогов регулируется федеральным, а не региональными, уровнем. Среди форм распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы распределение федеральных налогов стоит на первом месте,  в то время как роль раздельного использования источников крайне незначительна (она имеет место только при налоге на имущество)6. По-прежнему велико  значение вертикальных финансовых потоков в налоговой системе: известно, что в бюджетах всех уровней доминируют федеральные налоги, составляющие в доходах консолидированного и местных бюджетов в среднем 70%.

     Можно выделить ещё одну особенность организации  финансовой системы русского государства - присутствие круговой поруки, обеспечивающей выполнение территориальными и хозяйственными союзами принятых на себя финансовых обязательств. Если в странах Западной Европы ответственность по уплате налогов и сборов носила, как правило,  индивидуальный характер, то на Руси имела место  коллективная, солидарная  ответственность по уплате податей, сборов и повинностей перед верхним уровнем управления. Так, в московском государстве недобор таможенного и кабацкого доходов мог взыскиваться с посадских и уездных людей, выбравших в целовальники виновников недобора; убытки, причиненные казне подрядчиком, взыскивались иногда с того посада, к которому он принадлежал. Вплоть до XX в. каждое сельское общество, как при общинном, так и при подворном (наследственном) пользовании землею, отвечало круговой порукой за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей.

 

      III. Финансовая политика правительства смутного времени

     XVII век принес стране новые финансовые  трудности, связанные с голодом  1601—1603 годов и Смутным временем, но и обновление всей финансовой  системы. Взойдя на престол,  Михаил Романов вводит новые налоги: ямские деньги (на содержание почтовой связи), «хлебные запасы ратным людям на содержание»; выросли косвенные налоги (таможенные, кабацкие). При Михаиле функции центральных финансовых ведомств переключаются на Ямской, Стрелецкий и Казанcкий приказы. Казанский приказ ведал денежными средствами, поступающими и со всей Сибири.

     В течение всего XVII века при чрезвычайных обстоятельствах, а их было много, собирали принудительные долевые налоги (пятая, десятая, двадцатая деньга), впервые примененные по инициативе К. Минина в 1614 году.

     В 1620—1632 годах была проведена очередная  налоговая реформа: введено подворное  налогообложение вместо поземельного.

     1623 год — знаменателен в финансовой  истории России: впервые была  составлена «годовая большая смета» — первый российский государственный бюджет.

     Однако  основной смысл финансовых реформ сводился к одному — увеличить поступление  в казну. Это стало национальной традицией России. Война, армия, госаппарат и двор, наконец, строительство казенных мануфактур — вот, собственно, и все статьи расхода «бюджета». Никаких социальных программ тогда не было и в помине. В 40-е годы начался невероятный рост прямых налогов. В это трудно поверить, но владельческая соха стала платить до 1700 рублей, тогда как в XVI веке платила 10—20 рублей. Хотя деньги и подешевели вдвое, все равно рост поразительный. Сумма и косвенных налогов, поступивших в казну в 1642 году, увеличилась по сравнению с 1613 годом в 10 раз. Добавим, что денежные оброки за тот же период выросли в 5 раз. И тот факт, что крестьяне и городское тяглое население выдерживало такой налоговый пресс, лишний раз показывает, что:

     — в прошлые периоды налоговое обложение было вполне по силам основным плательщикам;

     — резервы непосредственных производителей и торговцев к 40-м годам XVII века не были исчерпаны;

     — рост налогов ограничивал потребительские возможности трудящегося населения и инвестиционные возможности молодого российского предпринимательства;

     — в конечном итоге, в стране не оставалось простора для развития внутреннего рынка и формирования эффективного спроса.

     Налоговая система была довольно сложная. Во второй половине XVII века все налоги делились на окладные (регулярные и нормированные) и неокладные.

     Но  правительству пока не удавалось  создать нормальную банковскую систему европейского образца. В 1665 году Ордин-Нащокин, будучи воеводой в Пскове, по собственной инициативе пытался создать банковское учреждение в составе городской управы для кредитования «маломочных» купцов, но не успел: царь забрал его к себе в помощники.

     В 1678—1679 годах были составлены новые  переписные книги и установлен двор как единица прямого налогообложения. В 1680 году был впервые составлен  «нормальный» бюджет страны. Были установлены три главных налога:

     — оброчная подать,

     — стрелецкие деньги,

     — ямская и полоняничная деньга (предназначенная на содержание почтовой связи и выкуп взятых в плен русских воинов).

     В поисках доходов казна осуществляла различные манипуляции с деньгами, иногда очень раскованные. Так, во второй половине XVII века иностранные монеты — «ефимки» — принимались в качестве платежного средства исключительно по пониженному курсу, по 14 алтын. Потом их переплавляли и чеканили русскую монету на 21 алтын 2 деньги. От этой операции казна получала прибыль 55—60 %. В связи с войнами с Польшей и Швецией казна пыталась выпустить медные деньги, приравняв их к серебряным. Такая операция предусмотрена особым направлением в денежной теории под названием номинализм. Идея заключалась в том, что покупательная способность денег зависит исключительно от имени (номинала) денежного знака и не связана с внутренней стоимостью денег. Сторонником номиналистической теории был первый русский экономист И. Т. Посошков, который в 1724 году в «Книге о скудости и богатстве» предлагал Петру выпускать медные монеты по номиналу серебряных. Это интересно хотя бы потому, что Посошкову были известны результаты экспериментов: инфляция, приведшая к росту цен в 17 раз за год, и «медный бунт» 1662 года в Москве, закончившийся казнью 7000 человек и ссылкой 15000. Но медные деньги пришлось-таки отменить.

     Царь  Алексей Михайлович провел несколько  опытов по упрощению и объединению  финансовой администрации: Стрелецкий и Ямской приказы и Четверти были объединены с Большой Казной. В 1654 году организован Счетный приказ — первый в России контролирующий финансовый орган.

 

IV. Особенности финансового хозяйства  
во второй половине XVII в. – начале XVIII в.

     Начиная с Петра I, финансовая система приобретает  следующие характерные черты: преобладающее  значение по своей доходности имеют прямые подушные налоги, за ними следуют косвенные (питейный, соляной и таможенный), остальные виды дохода имеют маловажное значение. Население разделяется на низшие - податные и высшие - неподатные классы. Наибольшее количество расходов (до 2/3) идёт на войско и флот, около 4% бюджета - на содержание двора, около 2,5% - на администрацию, суд и народное образование

     Все удачи, и все неудачи в политической жизни России при Петре оборачивались ростом налогов. Потому что и то, и другое стоило очень дорого.

     В первые годы петровского правления  была сделана попытка смягчить напряженность  государственного бюджета за счет применения массы дополнительных, экстремальных  налогов и повинностей. Главными из них были:

    • рекрутская повинность — деревня поставляла одного рекрута и оплачивала его обмундирование и кормежку;
    • отработная — принудительная отправка крестьян на развернувшиеся в стране стройки — дорог, мостов, каналов, крепостей и в особенности новой столицы — Петербурга. Десятки тысяч жизней было отдано этому строительству;
    • провиантская — сбор и отправка провианта, предназначенного для армии. Провиант определялся для каждого района: брянского, воронежского, тульского, московского, петербургского и т.д.;
    • денежная повинность — ею предусматривалось финансирование определенных объектов, например флота, для чего взимались так называемые «корабельные» деньги.

     Все это пополнялось еще повинностями подводными, лошадиными, постойными и  многими другими.

     Однако  этот чудовищный налоговый пресс, до краев наполненный насилием, лишь в известной мере снижал напряженность государственного бюджета. Ибо главной причиной этой напряженности был острый недостаток в стране платежных средств, звонкой монеты, серебра, должного обслуживать все производимые в стране расчеты и платежи.

     Поэтому важнейшим направлением экономической  политики Петра I стал меркантилизм —  политика, признававшая денежные накопления главным показателем государственного богатства, а внешнюю торговлю —  главным источником привлечения  серебра. Эта политика, широко распространенная в Европе XVI—XVII в.в. и именовавшаяся кольбертизмом по имени французского министра Кольбера (термин «меркантилизм» много позднее вошел в теорию и практику хозяйственной жизни), была с юных лет хорошо известна Петру, и столкнувшись с острой проблемой нехватки серебра, он четверть века занимался ее меркантилистским решением. Портовое обустройство Петербурга и привлечение сюда основной массы товаров и переселение купечества занимало первое место в этой политике. Меркантилизму служили и постоянные требования соблюдать выгодную для России структуру экспорта (вывозить преимущественно более дорогие готовые изделия и меньше более дешевого сырья), и меры по экономии серебра (жалованье столичным чиновникам лишь частично выплачивалось в серебряной монете, а остальное — мехами, доставлявшимися из Сибирского приказа), и порча монеты (монету разрубали на куски и платеж производили этими кусочками).

Информация о работе История развития и становления финансовой системы допетровской России