Инструменты кредитно – денежной политики Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 17:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является анализ осуществление кредитно – денежной политики центральным банком.
Задачи исследования:
1. Выделить цели кредитно – денежной политики.
2. Проанализировать инструменты кредитно – денежной политики.
3. Выделить воздействие кредитно – денежной политики на национальную экономику.
4. Проанализировать кредитно – денежное регулирование в долгосрочном периоде.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………4
1.Понятие и цели кредитно – денежной политики Центрального Банка………….7
1.1.Понятие кредитно – денежной политики………………………………...7
1.2.Цели кредитно – денежного регулирования………………………….…10
1.3.Типы кредитно – денежной политики…………………………………...11
2.Инструменты кредитно – денежной политики Центрального Банка…………15
2.1.Рефинансирование коммерческих банков………………………………15
2.2.Политика обязательных резервов………………………………………..17
2.3.Операции на открытом рынке……………………………………………19
2.4.Административные методы регулирования кредитно – денежной политики Центрального Банка……………………………………………………20
3.Воздействие кредитно – денежной политики на национальную экономику….22
4.Кредитно – денежное регулирование в долгосрочном периоде………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..31
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………………33
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Макроэкономике.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Кредитно - денежная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

      Кредитно  – денежная политика очень сильно влияет на макроэкономические показатели как в Украине [Приложение Г], так и в других странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. КРЕДИТНО  – ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В  ДОЛГОСРОЧНОМ 

ПЕРИОДЕ 

      Рассмотрим теперь экономику в долгосрочном периоде. Ранее мы выявляли точку равновесия в краткосрочном периоде - Т1. Но экономическая система перешла в новую точку равновесия с высоким уровнем цен. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1, в Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. В  долгосрочном  периоде этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства (рост затратных цен). Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения АS вверх - влево вдоль кривой АD2 до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия Т3, что иллюстрирует рисунок 2(г).

      В точке T3 (рис.2, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

      Этот  рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги МD на денежном рынке  (рис.2, а) вдоль кривой денежного  предложения МS2, из положения МD1 в положение МD2 Равновесие устанавливается в точке e3.  Это вызывает увеличение процентной ставки с г2, до r3.  Рост цен сдвигает кривую LМ2 вверх до положения LM3, точка равновесия в модели 1S - LМ устанавливается в Е3. Реальные плановые инвестиции, которые увеличиваются, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r1 до r3 и возвращаются к начальному уровню. 

      

      Рисунок 2 - Влияние экспансионистской денежно-кредитной политики государства на национальную экономику в долгосрочном режиме:

      а – денежный рынок (MD – MS);

      б – модель  IS – LM;

      в - рынок частных плановых инвестиций (I);

      г - модель AD – AS.

      При новом положении равновесия на денежном рынке, в моделях IS - LМ и АD - АS и  на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

      Этот  результат известен в экономике  как нейтральность денег в  долгосрочном периоде. Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.

      Теперь  рассмотрим подход монетаристов к определению  влияния денежной политики на национальное производство. Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на центральный банк. Следовательно центральный банк может контролировать  темпы роста ВНП,  темпы инфляции в стране.

      Количество  денег в обращении рассматривается  через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

      Количество  товаров и услуг обозначим через M/Р, где М — масса денег в обращении, Р — средний уровень цен. Это выражение назовем реальными денежными остатками.

      Будем рассматривать ВНП (У) как общий  доход, а V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Будем считать V постоянной и обозначим ее через коэффициент 1/k.

      Получим М/Р = Ку   ( предложение запасов  реальных денежных средств пропорционально доходу) [4,c. 282-290].

      Если  считать, что спрос на реальные денежные остатки (М/P)d и их предложение (М/Р) равны, тогда (М / Р)d = Ку, соответственно получим, что спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Отсюда видно, что рост общего дохода в рамках национальной экономики приводит к росту спроса на реальные денежные остатки, т.е. стимулирует хранение богатства в виде денег. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Денежно-кредитная  политика Центрального банка — совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и кредита.

      Основными инструментами денежно-кредитной  политики Центрального банка являются:

    1. установка минимальных резервных требований (какую часть своих средств коммерческие банки должны держать в Центральном банке для обеспечения резерва);
    2. регулирование официальной учётной ставки (под какие проценты Центральный банк даёт кредиты другим банкам);
    3. операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств).

      Устанавливая  размер резервов, Центральный банк регулирует денежные потоки. Так при  увеличении обязательных резервов уменьшаются  активы банков, и они вынуждены увеличивать проценты, под которые они выдают кредиты организациям и частным лицам.

      Обычно  денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

      Кредитно-денежная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанных с экономикой.

      С точки зрения экономики и денежного  обращения контроль над кредитом призван ориентировать эмиссию  денег на достижение экономических  и финансовых задач правительства; в целом государственные органы призваны обеспечить распределение кредитов в пользу частных лиц, предприятий и при необходимости государства в таком объеме, под такой процент и на такие сроки, которые наиболее соответствуют интересам общества.

      В рыночной системе государство —  не волшебный источник средств, а  лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили — через налоги — другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Э. Дж. Доллан  Деньги, банковское дело и кредитная  политика. – Москва, 2005.
  2. Н.Г. Мэнкью Макроэкономика. – Москва, 1994.
  3. М.Н. Чепурин, Е.А Киселева Курс экономической теории. – Киров, 2003.
  4. www.cbr.ua
  5. Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов Международная экономика. – Москва, 2000.
  6. В.С. Стельмах, А.О. Єпіфанов, В.І. Міщенко Грошово – кредитна політика в Україні. – Київ, 2003.
  7. С.В. Галицкая Деньги, Кредит, Финансы. – Москва, 2006.
  8. Р.М. Нуреев Деньги, банки и денежно – кредитная политика. – Москва, 1999.
  9. А.О. Єпіфанов, І.В. Сало, І.І. Дьяконова Бюджеті фінансова політика України. – Київ, 1997.
  10. В.А. Кротлюк Национальный банк – центр банковской системы Украины. – Киев, 2006.
  11. А.М. Мороз Національний банк і грошово – кредитна політика. – Київ, 2007.
  12. Общая теория денег и кредита. – Москва, 2000.
  13. Дж. Сакс, Т.Б. Ларрен Макроэкономика. Глобальный подход. – Москва, 1996.
  14. А.А. Чухно Деньги. – Киев, 2006.
  15. М.І. Савлу Гроші та кредит. – Київ, 2007.
  16. Б.С. Івасів Гроші та кредит. – Тернопіль, 2004.
  17. Про банки і банківську діяльність: Закон України № 2121 – ІІІ від 07.12.2000 р., зі змінами та доповненнями за № 2740 – ІІІ від 20.09.2001 р.// Законодавчі і нормативні акти з банківської діяльності. – 2001.
  18. Про Національний банк України: Закон України № 679 – ХІV від 20.05.2007 р. // Законодавчі і нормативні акти з банківської діяльності. – 2007.
  19. Про систему валютного регулювання і валютного контролю: Декрет кабінету міністрів України №15-93 від 19.02.2007 р.// Урядовий курєр. – 2007.
  20. Закон України “Про Національний банк України” від 20.05.2007 р.
  21. В.М. Гальперин Макроэкономика. – Питер, 2005.
  22. Т.А. Агапова Макроэкономика. – Москва, 2006.
  23. В.Д. Базилевич Макроекономіка. – Київ, 2004.
  24. Г.С. Вечканов Макроэкономика. – Питер, 2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ  ССЫЛОК 

  1. Э. Дж. Доллан  Деньги, банковское дело и кредитная  политика. – Москва, 2005. – С. 44-55, 88, 94-99.
  2. Н.Г. Мэнкью Макроэкономика. – Москва, 1994. – С. 59-64.
  3. М.Н. Чепурин, Е.А Киселева Курс экономической теории. – Киров, 2003. – С. 459-463, 543,634.
  4. Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов Международная экономика. – Москва, 2000. – С.260-270, 282-290.
  5. А.М. Мороз Національний банк і грошово – кредитна політика. – Київ, 2007. – С. 654 – 657.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Инструменты кредитно – денежного регулирования.

 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Структура кредитной эмиссии центрального банка Украины в 1993 – 2000 гг., %. 

Дата Покупка валюты Рефинансирование коммерческих банков Кредиты правительства Ср-ва, размещенные в ОВДП Ср-ва, направл. на операции на открытом рынке
 
01.01.1993
17,0 10,0 73,0 - -
01.01.1994 3,7 44,7 51,6 - -
01.01.1995 7,3 6,4 86,3 - -
01.01.1996 14,3 8,6 77,2 - -
01.01.1997 20,6 8,5 63,7 7,3 -
01.01.1998 25,4 10,2 44,3 20,0 -
01.01.1999 3,3 4,7 32,2 58,8 -
01.01.2000 11,6 3,3 23,7 60,4 1,0

Приложение  В

Процентные  ставки рефинансирования коммерческих банков Национальным банком Украины, %.

Информация о работе Инструменты кредитно – денежной политики Центрального Банка