Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Велико значение правильного определения целей монетарной политики в условиях трансформации экономических отношений, о чем наглядно свидетельствует опыт современной Беларуси. Рост общественного производства и снижение инфляции, устойчивый курс белорусского рубля, стабильное состояние денежного обращения и кредитно-финансовых отношений являются важными предпосылками нормализации экономического положения в стране, обеспечения общего равновесия на рынке и создания условий для хозяйственного развития. Определение целевой ориентации денежно-кредитной политики, адекватной условиям современной Беларуси, предполагает изучение вариантов такой политики в других странах с тем, чтобы не только учесть положительный опыт, но и не допускать повторения имевших место ошибок.
Денежно-кредитная политика Центрального банка: инструменты и методы ее проведения
СОДЕРЖАНИЕ
Курсовая работа: 32 страницs, 3 таблицы.
ДЕНЬГИ, ДЕНЕЖНАЯ МАССА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
Объект исследования – денежно-кредитная сфера современной экономики.
Предметом исследования является государственная денежно-кредитная политика.
Целью данной работы является теоретическое исследование понятия денежно-кредитной политики, ее классификации и координации Национальным банком, а также особенности ее реализации в Республике Беларусь.
В качестве методологической основы данного научного исследования применяются как общенаучные, так и специальные методы: научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, историко-логический, аналитический, системный.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: определены составляющие кредитной системы страны и установлены основные принципы кредитования; изучены инструменты денежно-кредитной политики; проведено исследование особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь и определены основные направления и показатели ее развития
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т.д.
Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита получила название денежно-кредитной политики. Ее главная цель – регулирование экономической активности в стране и борьба с инфляцией.
Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается «биржевой горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить «перегрев» конъюнктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.
Выработка стратегии развития народного хозяйства и его денежной сферы немыслима без научно обоснованного определения целей денежно-кредитной политики и практических мер по их реализации. Работа по выбору оптимальной целевой ориентации данной политики является важнейшим элементом государственного регулирования экономики и имеет исключительное значение для нормального функционирования денежно-кредитных отношений.
Велико значение правильного определения целей монетарной политики в условиях трансформации экономических отношений, о чем наглядно свидетельствует опыт современной Беларуси. Рост общественного производства и снижение инфляции, устойчивый курс белорусского рубля, стабильное состояние денежного обращения и кредитно-финансовых отношений являются важными предпосылками нормализации экономического положения в стране, обеспечения общего равновесия на рынке и создания условий для хозяйственного развития. Определение целевой ориентации денежно-кредитной политики, адекватной условиям современной Беларуси, предполагает изучение вариантов такой политики в других странах с тем, чтобы не только учесть положительный опыт, но и не допускать повторения имевших место ошибок.
В мировой экономической литературе методологические, теоретические и конкретно-экономические аспекты данной проблематики рассматриваются, как правило, на основе традиционных построений, базирующихся на концепциях неоклассического и кейнсианского толка, что обуславливает наличие весьма существенных расхождений в трактовке соответствующих вопросов среди ученых. При этом теоретические концепции часто входят в противоречие с фактическими действиями регулирующих органов, опирающихся на различного рода смешанные варианты денежно-кредитной политики. В этой связи требуется изучение теоретических основ определения целей денежно-кредитной политики, их классификации, координации и нахождения оптимальных вариантов, адекватных конкретно-экономическим условиям.
Наличие широкого круга проблем в области монетарной сферы, их недостаточная изученность, а также актуальность всех вышеуказанных вопросов для теории и практики экономической науки в целом и предопределило выбор темы исследования, его цели и задач.
Целью данной работы является теоретическое исследование понятия денежно-кредитной политики, ее классификации и координации Национальным банком, а также особенности ее реализации в Республике Беларусь.
Исходя из этого, были определены следующие задачи:
Объект исследования – денежно-кредитная сфера современной экономики.
Предметом исследования является государственная денежно-кредитная политика.
В качестве методологической основы данного научного исследования применяются как общенаучные, так и специальные методы: научной абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, историко-логический, аналитический, системный.
Что такое деньги? Вопрос этот, несмотря на кажущуюся простоту, вызывает до сих пор довольно много споров. Существуют различные точки зрения на деньги: для монетаристов и кейнсианцев это преимущественно финансовый актив с «неограниченной» ликвидностью и краткосрочной стабильностью; для «австрийцев» – преимущественно средство обмена; существует взгляд на деньги как на средство оформления общественного договора относительно механизмов ценообразования и обмена. Все эти представления опираются на классическое единство функциональных назначений денег, делая лишь особое ударение на некоторые из них. Возникшая же совсем недавно школа «новых денежных экономистов» отказывается от классического взгляда на деньги и как бы расщепляет их на ряд несвязных функций, каждая из которых осуществляется с помощью отдельного механизма. В этом подходе, деньги утрачивают особую роль в экономической жизни и исчезают, уступая место вновь возникающим способам выполнения своих функций. Понятие денежной массы является базовым для макроэкономического анализа рыночной экономики, оно широко применяется в зарубежной экономической литературе и статистике [13, с. 43]. Денежная масса является объектом пристального внимания со стороны Центрального банка и правительственных органов. Это и понятно, ибо если она чрезмерно быстро увеличивается, то неизбежным следствием будет рост цен, инфляция, дефицит. И наоборот, при быстром ее сокращении появляется безработица, возникает спад производства.
Денежная масса включает в себя, во-первых, наличные деньги в обращении, т. е. все бумажные деньги и металлические монеты, находящиеся на руках у населения, а также в кассах предприятий, учреждений и организаций. Наличные деньги в кассах банков в денежную массу не входят [19, с. 29].
Деньги по определению обладают свойством совершенной ликвидности, т. е. способностью немедленно, без каких-либо препятствий выступать в качестве платежного средства. Другим видам имущества или активов, находящимся в портфеле того или иного экономического агента (недвижимость, предметы длительного пользования, облигации, акции и т. д.) присуща различная степень ликвидности. Однако наличные деньги, обладая совершенной ликвидностью, имеют тот недостаток, что не приносят их владельцам доход. В то же время, другие виды активов, имея меньшую ликвидность, дают известный доход своим владельцам. Это обстоятельство очень важно в условиях быстрого роста цен.
Во-вторых, денежную массу, наряду с наличными деньгами, образуют банковские депозиты или вклады населения, предприятий, учреждений и организаций. Они включаются в денежную массу из-за их ликвидности, так как с их помощью можно осуществлять всякого рода расчеты. В целях устранения повторного счета в денежную массу не входят депозиты центрального правительства и депозиты банков.
Действия правительства, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, принято называть кредитно-денежной политикой. Иногда ее называют монетарной или денежной политикой.
Денежно-кредитная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов.
Кредитно-денежная политика, в сущности, преследует те же самые цели, что и фискальная политика – обеспечение роста национального дохода, полной занятости и стабильности цен. Однако, в отличие от фискальной политики, кредитно-денежная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через рынок благ, а с помощью денежного рынка. Банковская система регулирует денежную массу, используя такие инструменты кредитно-денежной политики, как операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки процента. Изменения на денежном рынке влекут за собой перемены на рынке благ. В условиях низкой экономической конъюнктуры увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит, как правило, к возрастанию национального дохода. И наоборот, ограничение объема денежной массы способно предотвратить перегрев экономики и развитие инфляции [2, с. 13].
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства ( стабильный рост ), занятости и уровня цен.
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия.
Кредитно-денежная политика бывает стимулирующей и ограничительной [4].
Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) в целях активизации экономической активности в стране.
Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) предполагает сокращение объема денежной массы в целях сдерживания инфляционного роста ВНП.
Государство проводит кредитно-денежную политику через центральные (эмиссионные) банки.
В большинстве стран мира банковская система является двухуровневой: первый уровень банковской системы составляют центральные банки, второй уровень коммерческие банки. Помимо банков кредитную систему государства формируют небанковские кредитно-финансовые организации, к которым относятся: страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, ломбарды и т.п.
Центральные банки выполняют следующие основные функции [4]:
Основными функциями коммерческих банков считаются привлечение вкладов юридических и физических лиц и предоставление кредитов небанковскому сектору экономики (предприятиям и организациям всех отраслей производства и непроизводственной сферы, а также населению. За привлеченные средства (депозиты) банки выплачивают вкладчикам проценты. Аккумулируя средства вкладчиков, банки далее используют часть этих средств для предоставления кредитов небанковскому сектору, за что получают проценты. Естественно, что проценты по кредитам превышают проценты по депозитам. Разница составляет так называемую процентную маржу, которая и формирует общий доход коммерческого банка. Маржа используется на покрытие расходов, связанных с осуществлением банковской деятельности, а полученный остаток образует прибыль (убыток) банка.