Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Велико значение правильного определения целей монетарной политики в условиях трансформации экономических отношений, о чем наглядно свидетельствует опыт современной Беларуси. Рост общественного производства и снижение инфляции, устойчивый курс белорусского рубля, стабильное состояние денежного обращения и кредитно-финансовых отношений являются важными предпосылками нормализации экономического положения в стране, обеспечения общего равновесия на рынке и создания условий для хозяйственного развития. Определение целевой ориентации денежно-кредитной политики, адекватной условиям современной Беларуси, предполагает изучение вариантов такой политики в других странах с тем, чтобы не только учесть положительный опыт, но и не допускать повторения имевших место ошибок.
Основным итогом реализации денежно-кредитной политики в первом полугодии 2014 года стало сохранение макроэкономической стабильности и формирование ряда позитивных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере, в том числе на внутреннем валютном и депозитном рынках. Номинальные процентные ставки в экономике снижаются, оставаясь на высоком положительном уровне в реальном выражении.
Белорусским банкам поручено обеспечить прием от физлиц всех видов коммунальных платежей. В целях повышения качества услуг на розничном сегменте рынка банкам поручено обеспечить прием от физических лиц всех видов коммунальных платежей. При этом, как отмечалось на заседании Национального банка Республики Беларусь , в период массовой оплаты услуг должно быть обеспечено наличие достаточного количества специалистов по расчетно-кассовому обслуживанию. Необходимо также организовать работу консультантов по обучению плательщиков навыкам использования устройств самообслуживания (инфокиосков) при осуществлении платежей. Кроме того, банкам рекомендовано провести дополнительную работу с клиентами по использованию для совершения платежей интернет-банкинга, в том числе организовать проведение мероприятий по повышению финансовой грамотности целевой аудитории.
Развитие в стране системы безналичных расчетов – это важнейший элемент регулирования денежно-кредитной сферы, способствующий повышению эффективности реализации монетарной политики. В данной связи банкам необходимо принять ряд дополнительных мер, направленных на достижение целевого ориентира по увеличению к 1 января 2016 года доли безналичного денежного оборота в розничном товарообороте и объеме платных услуг до 50%». Так, при проведении физическими лицами валютно-обменных операций с использованием банковских платежных карточек банкам рекомендовано применять курс, равный или ниже установленного для совершения таких операций с использованием наличных денег в белорусских рублях. При заключении договора об использовании банковской платежной карточки в него необходимо в обязательном порядке включать услугу SMS-информирования, а также предлагать клиентам иные возможные способы оперативного информирования о совершаемых операциях.
Перед руководителями банков поставлены конкретные задачи и по увеличению количества клиентов – физических лиц, пользующихся возможностями интернет-банкинга и иных систем дистанционного банковского обслуживания. К 1 января 2016 года этот показатель должен составлять не менее 50% от общего количества клиентов банка [5].
На расширенном заседании правления Национального банка проведенного в июле 2014 года были рассмотрены итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в I полугодии и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации. В работе приняли участие представители Администрации Президента, правительства, заинтересованных министерств и ведомств, руководители главных и самостоятельных управлений центрального аппарата и структурных подразделений Национального банка, Ассоциации белорусских банков, банков, Ассоциации лизингодателей Беларуси, Республиканской ассоциации микрофинансовых организаций, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей.
В условиях существенных выплат по внутренним и внешним обязательствам правительства и Национального банка в I полугодии 2014 года не допущено значительного снижения золотовалютных резервов страны. Обменный курс белорусского рубля в I полугодии формировался под влиянием динамики внешней торговли и ситуации на внутреннем валютном и мировом финансовом рынках. С учетом необходимости уменьшения дисбалансов внешнеэкономической деятельности Национальный банк проводил политику постепенного ослабления национальной валюты по отношению к корзине иностранных валют. За шесть месяцев года курс белорусского рубля снизился по отношению к доллару США на 7,3%, к евро – на 6,2%, к российскому рублю – на 4,5%. Дальнейшая динамика обменного курса национальной валюты будет определяться состоянием платежного баланса, а также ситуацией на внутреннем валютном и мировом финансовом рынках [9].
В I полугодии обеспечена устойчивая работа банковского сектора. Ликвидность банков поддерживалась на уровне, достаточном для стабильного и безопасного функционирования платежной системы. Вместе с тем в I полугодии не в полной мере обеспечена устойчивая сбалансированность внешнеэкономических операций. Сохраняют интенсивность инфляционные процессы. В этих условиях основными задачами, стоящими перед Национальным банком до конца 2014 года, остаются сохранение макроэкономической сбалансированности и замедление инфляции. Планируется, что процентная политика Национального банка будет по-прежнему обеспечивать превышение доходности по депозитам в национальной валюте над доходностью депозитов в иностранной валюте. Национальный банк будет стимулировать банки осуществлять кредитование исключительно в соответствии с имеющимися ресурсами. «Банками должен делаться акцент на кредитовании наиболее эффективных проектов с учетом стратегической важности сбалансированного развития отраслей экономики. В целях недопущения роста проблемных активов Национальный банк рекомендовал банкам при принятии решения о кредитовании более строго оценивать финансовое состояние заемщиков и их способность исполнять свои обязательства, а также принимать во внимание эффективность и окупаемость кредитуемых проектов. При этом перед банковской системой поставлена задача активизировать кредитную поддержку отечественных производителей, ориентированных на экспорт товаров и услуг. Особое внимание банкам нужно уделять повышению качества предоставляемых услуг. Как было подчеркнуто в ходе заседания, банковские специалисты должны обеспечивать сопровождение клиентов на всех уровнях рассмотрения документов до достижения конкретного результата, а в случае принятия отрицательных решений – в доступной и аргументированной форме объяснять причины отказа, по возможности предлагая альтернативные варианты решения проблем. Потенциальных кредитополучателей необходимо информировать об ориентировочных сроках рассмотрения заявок на получение кредита, в том числе указывая данную информацию на официальных сайтах банков в интернете [5].
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год были утверждены Указом Президента Республики Беларусь 1 декабря 2014 г . № 551 г. Минск «Об утверждении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2015 год» [16]. Главной целью денежно-кредитной политики является содействие устойчивому и сбалансированному развитию экономики страны через поддержание ценовой стабильности. Основной задачей денежно-кредитной политики в 2015 году останется снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов (декабрь 2015 г. к декабрю 2014 г.). Поддержание денежного предложения на адекватном уровне будет способствовать снижению монетарных факторов в инфляции [16].
Инструменты денежно-кредитной политики в 2015 году будут направлены на ограничение инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ставка рефинансирования будет играть ключевую роль в формировании стоимости ресурсов на денежном рынке. Она будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. Планируется, что с учетом замедления инфляции среднегодовое значение ставки рефинансирования в 2015 году сложится на уровне 15-16 процентов годовых. Политика процентных ставок в 2015 году обеспечит их поддержание на положительном в реальном выражении уровне. Обеспечение привлекательности и сохранности сбережений в белорусских рублях будет осуществляться путем превышения их доходности над доходностью сбережений в иностранной валюте. Продолжится проведение курсовой политики, направленной на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля. Его динамика будет формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Важной общегосударственной задачей в 2015 году останется поддержание уровня золотовалютных резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам Республики Беларусь.
Планируется, что динамика международных резервных активов Республики Беларусь будет определяться преимущественно состоянием внешней торговли, объемами привлечения прямых иностранных инвестиций и рефинансирования государством обязательств в иностранной валюте. Национальный банк в 2015 году продолжит работу, направленную на повышение устойчивости банковского сектора, формирование условий для дальнейшего развития и внедрения новых банковских технологий, повышения стандартов и качества банковских услуг [16].
В 2015 году планируется принятие мер по повышению эффективности банковского надзора путем внедрения международных стандартов регулирования деятельности банков и надзора за ней. В 2015 году действия Национального банка будут направлены на стимулирование банков к наращиванию устойчивой ресурсной базы и активному участию в развитии экономики путем вовлечения средств населения и юридических лиц на долгосрочной основе с использованием различных финансовых инструментов. Планируется, что прирост широкой денежной массы в 2015 году сложится на уровне 13-15 процентов. Кредитование банками экономики будет сбалансировано с ее развитием и направлено преимущественно на эффективные окупаемые проекты, в том числе финансируемые с использованием государственной поддержки. Требования банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике в 2015 году вырастут на 12-14 процентов. Кредитование государственных проектов будет осуществляться в соответствии с принятым Правительством Республики Беларусь решением о финансировании государственных программ и мероприятий в 2015 году с учетом возможностей бюджета Республики Беларусь по компенсации процентных расходов [16].
В 2015 году формирование финансового рынка будет обеспечиваться путем совершенствования его инструментов, механизмов и инфраструктуры. Данная работа будет осуществляться при тесном взаимодействии государственных органов и участников финансового рынка. Дальнейшее развитие получит небанковский сегмент финансового рынка, в том числе лизинг, микрофинансирование, страховые услуги, внебиржевые финансовые инструменты.
Продолжится контроль за своевременным возвратом валютной выручки в страну. В 2015 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы за счет совершенствования нормативной правовой базы в этой сфере, ценовой политики на расчетные услуги и развития электронного документооборота. Продолжится работа по минимизации рисков в платежной системе на основе улучшения управления ликвидностью, развития программно-технической инфраструктуры с учетом международных стандартов, осуществления риск-ориентированного надзора. Развитие информационных технологий в банках и других финансовых организациях в 2015 году будет направлено на обеспечение эффективности и непрерывности предоставления современных банковских и иных финансовых услуг. Совершенствование системы безналичных расчетов по розничным платежам в 2015 году будет направлено на увеличение доли безналичных операций, применение новых банковских продуктов и технологий на основе использования банковских платежных карточек и электронных денег.
Планируется, что итогом реализации денежно-кредитной политики в 2015 году станет дальнейшее замедление инфляционных процессов, сохранение макроэкономической и финансовой стабильности. Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2015 год приведены в таблице 3.1 [16]
Таблица 3.1 – Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2015 год
Наименование показателей |
Прогноз на 1 января 2016 г. |
Изменение международных резервных активов Республики Беларусь в соответствии с методологией Международного валютного фонда, в млрд. долларов США Среднегодовая ставка рефинансирования, в процентах Прирост требований банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» к экономике, в процентах |
0
15 -16 12 -14 |
Источник [16]
Особое внимание в 2015 году будет уделено вопросам, связанным с функционированием Евразийского экономического союза, развитием договорно-правовой базы и гармонизацией законодательств его участников в финансовой и валютной сферах. Продолжится работа по развитию сотрудничества и расширению взаимовыгодных связей между банковскими системами Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства. Сотрудничество Национального банка с центральными (национальными) банками других государств Содружества Независимых Государств будет осуществляться в рамках Совета Межгосударственного банка, а также двусторонних и многосторонних консультационных межбанковских органов. Продолжится сотрудничество с международными финансовыми институтами по реализации ранее согласованных направлений технической помощи, а также определению сфер экспертного содействия по актуальным вопросам деятельности Национального банка.
1. Денежно-кредитная политика – проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства ( стабильный рост ), занятости и уровня цен.
2. Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудного капитала в целом) и «селективные (предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д.). Банковская система регулирует денежную массу, используя такие инструменты кредитно-денежной политики, как операции на открытом рынке, изменения нормы обязательных резервов и учетной ставки процента. Изменения на денежном рынке влекут за собой перемены на рынке благ. В условиях низкой экономической конъюнктуры увеличение денежной массы, поощряя расходы, приводит, как правило, к возрастанию национального дохода. И наоборот, ограничение объема денежной массы способно предотвратить перегрев экономики и развитие инфляции.
Используя перечисленные выше инструменты кредитно-денежной политики, Центральный банк может регулировать величину денежной массы в национальной экономике и тем самым оказывать необходимое воздействие на циклические изменения. Однако пользоваться этими инструментами следует умело и осторожно.
3. Важным направлением денежно-кредитной политики в Республике Беларусь является повышение эффективности финансово-банковской системы на основе использования таких внутренних факторов, как организация управления деятельностью коммерческих банков и взаимодействия их с Национальным банком и субъектами хозяйствования; совершенствование организации труда; разработка и реализация новых методик банковских операций. Основными инструментами денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются: а) изменение ставок рефинансирования Национального банка; б) изменение норм обязательных резервов; в) операции на открытом рынке; г) установление нормативов контроля за банковской деятельностью, лимитов кредитования и прямое регулирование ставок процента.
4. В 2015 году денежно–кредитная политика направлена на содействие устойчивым темпам экономического роста и выполнение прогнозных показателей социально–экономического развития страны. Для обеспечения устойчивости национальной валюты предполагается использовать различные монетарные инструменты. Инструменты денежно-кредитной политики в 2015 году направлены на ограничение инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Ставка рефинансирования будет играть ключевую роль в формировании стоимости ресурсов на денежном рынке. Она будет поддерживаться на уровне, необходимом для достижения ценовой стабильности в экономике. Планируется, что с учетом замедления инфляции среднегодовое значение ставки рефинансирования в 2015 году сложится на уровне 15-16 процентов годовых. Продолжится проведение курсовой политики, направленной на сглаживание резких колебаний обменного курса белорусского рубля. Его динамика будет формироваться под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Важной общегосударственной задачей в 2015 году останется поддержание уровня золотовалютных резервов в условиях значительных выплат по внешним и внутренним обязательствам Республики Беларусь.