Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:39, курсовая работа
Велико значение правильного определения целей монетарной политики в условиях трансформации экономических отношений, о чем наглядно свидетельствует опыт современной Беларуси. Рост общественного производства и снижение инфляции, устойчивый курс белорусского рубля, стабильное состояние денежного обращения и кредитно-финансовых отношений являются важными предпосылками нормализации экономического положения в стране, обеспечения общего равновесия на рынке и создания условий для хозяйственного развития. Определение целевой ориентации денежно-кредитной политики, адекватной условиям современной Беларуси, предполагает изучение вариантов такой политики в других странах с тем, чтобы не только учесть положительный опыт, но и не допускать повторения имевших место ошибок.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
Важно отметить зависимость проводимой кредитно-денежной политики от процессов протекающих в стране в целом и, в частности, от фискальной и валютной политик государства [3, с. 18]. По мнению автора, существенной особенностью белорусской экономики является тот факт, что она по своей сути на этапе осуществления реформ в силу объективных причин являлась и является двухвалютной. Это объясняется тем, что доллар США замещает значительную часть денежного обращения в стране, исполняя роль второй национальной денежной единицы. В связи с этим, кредитно-денежная и валютная политики государства настолько сильно взаимосвязаны, что рассматривать их раздельно практически невозможно.
В заключении хотелось сделать акцент на том, что кредитно-денежная политика государства это, прежде всего механизм тонкого и оперативного воздействия на экономику в относительно определенных и устойчивых условиях конкретной страны. При резких изменениях в экономической системе или при попытке перенести подходы к кредитно-денежному регулированию из одного государства в другое необходимы серьезные научные исследования для корректировки существующих подходов согласно текущей экономической и социальной ситуации в стране.
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает: бюджетную систему; банковскую систему; финансовые средства: внебюджетных фондов; предприятий; учреждений; организаций; граждан.
Банковская система Республики Беларусь состоит из: Национального банка Республики Беларусь; иных банков [20].
Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь [20].
Национальный банк Республики Беларусь: осуществляет свою деятельность в соответствии с: Конституцией Республики Беларусь; Банковским кодексом Республики Беларусь; законами Республики Беларусь; нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь; независим в своей деятельности [7].
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает: утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него; назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка; утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [20].
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Основными целями деятельности Национального банка являются: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка [14].
Национальный банк выполняет следующие функции: разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь; осуществляет эмиссию денег; регулирует денежное обращение; регулирует кредитные отношения; является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование; осуществляет валютное регулирование; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь; выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов.
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» [20].
Определяющими нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение денежно-кредитной политики, являются Конституция Республики Беларусь и Банковский кодекс Республики Беларусь (далее – Банковский кодекс).
Конституция Республики Беларусь определяет следующие базовые положения проведения денежно-кредитной политики:
На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» [6, ст.132];
«Правительство Республики Беларусь: обеспечивает проведение единой, экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда» [6, ст. 107];
«Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег» [6, ст. 136].
Банковским кодексом Республики Беларусь определено:
Законодательством Республики Беларусь специально не регламентируется порядок документов, определяющих денежно-кредитную политику государства на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Денежно-кредитная политика на долгосрочную и среднесрочную перспективу вырабатывается при подготовке соответствующих разделов документов, определяющих экономическую политику страны в целом, разработке каждого из которых регламентируется отдельно. Разделы, определяющие денежно-кредитную политику на долгосрочную и среднесрочную перспективу, являются составной частью Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год. Кроме этого, вопросы денежно-кредитной политики на долгосрочную и среднесрочную перспективу разрабатываются в специальных документах, подготовка которых инициируется Национальным банком Республики Беларусь. Одним из таких документов явилась разработка рабочей группой, созданной при Национальном банке, с участием специалистов Национального банка, Министерства экономики, Министерства финансов, банков и ведущих ученых страны «Стратегия развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011–2015 годы» от 3 марта 2011 г.
Банковский кодекс регламентирует разработку денежно-кредитной политики на краткосрочную перспективу (год). В Банковском кодексе сформулированы следующие положения в части разработки Основных направлений на очередной год:
«Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь» [1, ст. 4];
«Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год» [1, ст. 27].
Основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются согласованно с прогнозом социально-экономического развития и бюджетом Республики Беларусь. Порядок согласованного проведения прогнозных работ регламентируется ежегодно утверждаемым (как правило, в мае текущего года) постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь и проекта бюджета Республики Беларусь на очередной год». Данное постановление определяет порядок взаимодействия Министерства финансов и Министерства экономики с Национальным банком в процессе разработки проектов основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на очередной год».
Перед внесением проекта Основных направлений на очередной год Президенту Республики Беларусь проект данного документа вносится на одобрение Правления Национального банка Республики Беларусь, после чего на согласование в Совет Министров Республики Беларусь [11].
В Национальном банке существует система контроля за выполнением Основных направлений денежно-кредитной политики. Основу организации выполнения основных направлений на очередной год, составляет разработка и реализация Плана мероприятий по выполнению основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, утверждаемого Советом директоров Национального банка Республики Беларусь, включающего согласованные по срокам и исполнителям (Главным управлениям Национального банка) монетарные, общие экономические, институциональные, законодательные, нормативные и иные меры.
Основу выработки и реализации тактических подходов в проведении денежно-кредитной политики составляет определение и доведение решениями Правления и (или) Совета директоров Национального банка до структурных подразделений Национального банка важнейших квартальных параметров (с их помесячной разбивкой) основных направлений на очередной год.
Определение операций (мероприятий) Национального банка в недельном режиме, обеспечивающих достижение месячных и квартальных параметров по выполнению основных направлений на очередной год, контроль за их выполнением осуществляется специальными рабочими органами – Комитетами Национального банка, возглавляемыми Председателем Правления Национального банка, по монетарной политике; банковским операциям и платежной системе; обеспечению стабильности банковской системы; административному управлению. Итоги выполнения Основных направлений ежеквартально рассматриваются на заседаниях Правления Национального банка и на расширенных заседаниях Правления Национального банка с участием руководителей органов государственного управления, банков [11].
Отслеживание хода выполнения основных направлений на очередной год осуществляется на основе развернутой системы мониторинга развития денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковский системы и их отдельных сегментов во взаимосвязи с развитием важнейших секторов экономики. Результаты мониторинга являются основой для подготовки оперативной информации, представляемой руководству Национального банка, заинтересованным органам государственного управления, Президенту Республики Беларусь о ходе выполнения основных направлений.
Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях за I полугодие снизилась на 5,9 процентного пункта Средняя ставка по новым кредитам в белорусских рублях в июне 2014 года составила 36% годовых, снизившись с начала года на 5,9 процентного пункта [9]. Такие данные были озвучены 25 июля текущего года на расширенном заседании правления Национального банка Беларуси, сообщили в управлении информации и общественных связей Нацбанка [5].
Снижения ставки удалось достичь благодаря процентной политике Национального банка, обеспечивавшей привлекательные условия для сбережений в белорусских рублях, доходность которых по-прежнему превышала доходность сбережений в иностранной валюте и уровень инфляции. Динамика ставки рефинансирования и ставок по инструментам Национального банка определялась в соответствии с текущим и прогнозируемым уровнем инфляции, макроэкономическими условиями и необходимостью повышения доступности кредитов в национальной валюте. Ключевым направлением кредитования физических лиц по-прежнему оставалось жилищное строительство [5]. За I полугодие текущего года на эти цели направлено Br5,8 трлн кредитных ресурсов, из которых Br5,4 трлн – на льготных условиях. В то же время, как было отмечено во время заседания, принятые Национальным банком меры позволили существенно сократить темпы роста потребительского кредитования. За шесть месяцев текущего года задолженность населения по кредитам на потребительские нужды увеличилась всего на 1,2%, или на Br174,4 млрд. Одновременно Национальный банк принимал меры по обеспечению доступности кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства. За январь-май 2014 года данной категории заемщиков выдано Br39,9 трлн кредитов (28,5% от общего объема предоставленных банками кредитов) [9].