«Институциональные ловушки» в экономике Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование категории «институциональных ловушек» применительно экономике Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, сущность и виды институциональных ловушек;
2) обозначить причины возникновения институциональных ловушек;
3) изучить процесс формирования и возможности преодоления институциональных ловушек;
4) рассмотреть примеры институциональных ловушек и причины их возникновения в России
5) выявить возможные пути выхода из институциональных ловушек применительно к экономической системе России.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты сущности институциональных ловушек 5
1.1. Понятие, сущность и виды институциональных ловушек 5
1.2. Причины появления институциональных ловушек 11
1.3. Формирование и возможности преодоления институциональных ловушек 14
2. Институциональные ловушки в экономике Российской Федерации 19
2.1. Примеры институциональных ловушек и причины их возникновения в России 19
2.2 Пути выхода из инвестиционных ловушек применительно к российской экономике 29
Заключение 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 130.27 Кб (Скачать)

5) Системный кризис

В некоторых случаях системный  кризис способствует выходу страны из институциональной ловушки. Кризис радикально меняет важнейшие параметры и разрушает механизмы, поддерживающие ловушку, так что экономика может оказаться вне «области притяжения» неэффективной нормы.

Применительно к российской экономике пример выхода путем системного кризиса можно показать на основе выхода из бартерной институциональной ловушке.

После либерализации цен  в 1992 г. в России начался процесс демонетизации экономики. Потребительские цены выросли в 26 раз в 1992 г., в 10 раз – в 1993 г., в 3,2 раза – в 1994 г. При несформировавшейся банковской системе перевод денег со счета на счет внутри Москвы мог занимать две недели, а межрегиональная трансакция – более месяца. При столь быстрой инфляции иногда оказывалось дешевле оплатить курьеру авиабилет для перевозки наличных, нежели использовать безналичный расчет. Для многих фирм бартерный обмен оказался менее дорогим, чем денежные расчеты.

Трансформационные издержки перехода к бартеру были не слишком велики благодаря системе прямых связей между поставщиками и потребителями, сформировавшейся еще в советское время. Современные средства коммуникации облегчали поиск подходящих партнеров. Чем большее число фирм переходило на бартер, тем легче оказывалось построить цепочку подходящих бартерных обменов, и, соответственно, тем ниже становились трансакционные издержки на единицу обмениваемой продукции (эффект координации). Это облегчало переход к бартеру для других фирм. Трансакционные издержки бартера продолжали уменьшаться благодаря эффекту обучения: менеджеры приобретали навык составления бартерных цепочек. Вновь установленная норма породила новый институт бартерных посредников и стала удобным инструментом уклонения от налогов (эффект сопряжения). Все это обусловило быстрое формирование бартерной ловушки.

Одновременно с бартером все большие масштабы приобретали неплатежи. Оба явления были вызваны нехваткой денежных средств и находились друг с другом в тесной взаимосвязи.

Пытаясь бороться с демонетизацией, правительство ввело в обращение векселя и налоговые освобождения. Эти меры лишь ухудшили положение дел. В 1997 г.

правительственная комиссия констатировала, что лишь 10% платежей в государственный бюджет осуществлялась «живыми деньгами».

К 1997 г. инфляция в России существенно снизилась и технология безналичных

расчетов значительно  усовершенствовалась. Однако практика бартерных обменов продолжала расширяться.

 Бартер поддерживался механизмами координации, обучения, сопряжения и инерции. Агент, решившийся выйти из бартерной системы, должен был бы нести серьезные издержки, связанные с разрывом долгосрочных связей, поиском новых партнеров, и взаимоотношениями с налоговой инспекцией. Бартерные посредники, не желая расставаться с источником доходов, стремились сохранить и усовершенствовать систему обмена, ставшую уже невыгодной для общества. В 1998 г. более половины всех сделок в промышленности осуществлялось по бартеру.

Бартерная ловушка, казавшаяся несокрушимой, была разрушена в результате финансового кризиса 1998 г. Причины резкого уменьшения доли бартерных обменов не до конца ясны и заслуживают дальнейшего изучения. Для того, чтобы сформулировать соответствующую гипотезу, необходимо обратить внимание на те параметры, которые резко изменились в результате кризиса.

Прежде всего, произошло  почти двукратное обесценение рубля  в реальном выражении.

Резко сократился импорт: в 1999 г. его объем составлял 56% от уровня 1997 г. Экспорт уменьшился в гораздо меньшей пропорции вследствие роста цен на нефть. Значительно упала реальная заработная плата, однако падение реального

потребления было не столь  велико. В результате снижения реального валютного курса, уменьшения экспорта и сокращения реальных издержек на оплату труда, вырос спрос на отечественные товары и начался экономический рост. Кризис полностью разрушил рынок государственных краткосрочных облигаций, отвлекавший денежные средства от производственных целей.

Увеличились остатки на счетах предприятий они начали вкладывать деньги в

производство. Все эти изменения привели к резкому снижению трансакционных издержек монетарного обмена. Доля бартерных обменов в объеме продаж промышленных предприятий стала стремительно падать с 51% в 1998 г. до 16% в 2001. В 2003 г. она составляла уже менее 10%. Бартерная ловушка исчезла вместе с разветвленной системой бартерных посредников. Кризис сделал то, что было не под силу правительству.

Таким образом, выход из институциональной ловушке очень непростой процесс. При этом основными инструментами устранения некоторых типов институциональных ловушек или минимизации их воздействия на поведение экономических агентов можно назвать следующее:

упрощение и систематизация процессов государственного управления,

ликвидация дублирующих  функций, организаций с нечеткими  и ненужными для общества полномочиями;

децентрализация принятия управленческих решений, предусматривающая;

перераспределение полномочий в сфере формирования и использования

финансовых ресурсов государства  в пользу региональных и местных  властей;

дерегулирование экономики, то есть устранение функций, способствующих развитию коррупции, препятствующих развитию частного сектора экономии, и повышающих трансакционные издержки;

повышение уровня информативности  общества, обеспечение населения

государства доступной, достоверной  и своевременной информации с  целью предотвращения негативных для общества процессов поиска политической ренты, действия групп специальных интересов, роста бюро;

упрощение системы налогообложения, учета и отчетности, налогового

администрирования, внедрение  плоской шкалы налогообложения, выравнивание налоговых ставок по основным налогам.

В заключении следует сказать, что если рынок терпит неудачу, то правительство может попытаться предотвратить формирование институциональных ловушек или облегчить выход из них, совершенствуя механизмы репутации, используя амнистию, улучшая практику администрирования и выбирая подходящую макроэкономическую политику. В ряде случаев, однако, ни рыночные взаимодействия, ни правительственные меры не дают желаемого эффекта. Не решает проблему и введение политической демократии. Для улучшения координации экономических агентов необходимо совершенствовать институты гражданского общества. Осознание этого факта должно ускорить уже начавшуюся интеграцию исследований гражданской культуры и теории экономического развития.

 

Заключение

Институциональные ловушки  – это неэффективные, но устойчивые институты, или нормы поведения, удерживающих экономику в неэффективном равновесии.

Глобальной проблемой  институциональных ловушек является тот факт, что избежать их достаточно сложно, это требует тщательного  продумывания содержания каждого нововведения, реформы, указа и пр. в законодательство РФ, и, помимо этого, повторного анализа  уже существующих норм с последующим  внесением в них коррективов, характерных для этапа развития общества и экономики в целом.

В ходе написания работы в соответствии с поставленной целью  были решены следующие задачи:

1) рассмотрены понятие,  сущность и виды институциональных  ловушек;

2) обозначены причины  возникновения институциональных  ловушек;

3) изучены процесс формирования  и  возможности преодоления  институциональных ловушек;

4)  рассмотрены примеры  институциональных ловушек и  причины их возникновения в  России

5)  выявлены возможные  пути выхода из институциональных  ловушек применительно к экономической  системе России.

Вследствие чего можно  сделать следующие выводы.

Интерес к изучению данного  явления в экономике страны возник относительно недавно, при этом  датировать возникновение теории институциональных  ловушек как самостоятельного научного направления можно 1999-ым годом, когда  вышла соответствующая статья В.М. Полтеровича. В этой работе был дан довольно полный свод всех механизмов и эффектов, лежащих в основе институциональных ловушек, а также введен целый ряд новых экономических категорий.

На сегодняшний день видов  и типов институциональных ловушек 

Таким образом, причины возникновения  институциональных ловушек в  экономике страны  многочислены. Выяснение причин появления данной категории является одним из главных этапов выхода из сложившейся ситуации, а анализ причин позволяет предотвратить похожие ситуации в будущем.

Последнее достаточно важно, поскольку  в результате действия институциональных ловушек создаются  предпосылки для разбалансированности финансовых ресурсов государства, роста  бюджетного

дефицита, государственного долга. Как следствие этого, национальная экономика будет функционировать  в условиях макроэкономической нестабильности, основными характеристиками которой  являются ускорение инфляционных процессов, рост процентных ставок, снижение ликвидности  банковской системы, повышение уровня рисков, и другие.

Выход из институциональной  ловушки представляет собой трудный  и сложный процесс, что доказывается современным состоянием российской экономики

Переход в начальное состояние  или выход из институциональной  ловушки связан с очень высокими издержками трансформации, что и  сдерживает какие-либо серьезные преобразования, предопределяя тем самым длительное существование неэффективной нормы, кроме этого выход из институциональной  ловушки может сдерживаться такими силами, как государство, влиятельные  группы интересов и т.д.

Таким образом,  в результате действия институциональных ловушек  возникают стабильные негативные ситуации, которые можно исправить, только понимая природу и причины  их возникновения. Проблема институциональных  ловушек усугубляется тем, что часто  субъекты институционального регулирования, не понимая причину их возникновения, могут принимать решения, не способствующие, и даже ухудшающие ситуацию.

В результате исследования было выявлено, что в экономической  системе России продолжают существовать, а хуже всего образовываться новые  институциональные ловушки, выход из которых требует больших усилий и затрат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бренделева Е.А. QWERTY – эффекты, институциональные ловушки с точки зрения трансакционных издержек//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006.Т.4,№2.С.42-47

2. Гонтмахер Евгений.  Российская модернизация: институциональные ловушки и цивилизационные ориентиры//  Мировая экономика и международные отношения. -  №10. -  2010 г.

3. Дроздов Н.Д.  Институциональная экономика: Учеб. Пособие - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. 156 с., рис. 13, наим. 29.

4. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник/Под ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА – М. 2006. – 416 с.

5. Колодий С.Ю. Институциональные ловушки в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства// Серия «Экономика и управление». - Том 23 (62). 2010 г. № 3. С. 162-171.

6. Лесных, В. В. Институциональная ловушка неэффективного собственника как фактор торможения реформ (на примере ОПК) // Вестник УГТУ-УПИ. Серия экономика и управление. – 2008. – № 4 (94). – С. 4–14. – 0,53 п.л.

7. Макарова Е.П. Институциональные ловушки, препятствующие становлению социально ответственного бизнеса  Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36 (251). Экономика. Вып. 35. С. 62–64.

8. Маркина М. Ю. Институциональные ловушки инновационного развития Российской экономики// Журнал институциональных исследований. -  Том 3, №1. 2011

9. Олейник, А.Н. Институциональная экономика/ А.Н. Олейник. – Мю: Инфра – М. 2007. – 416 с.

10. Полтерович В.М.  Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность.- №3. -2004. С. 5-16.

11. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. - 1999. - Т.35. Вып.2;

12. ред. проф. В.Н. Белова. - Саратов: Издат. центр «Наука», 2011. - 336 с.

13. Стратегии социализации молодежи в глобальном мире: C6. науч. трудов. / Под.

14. Теория институциональных ловушек и правовой  // Капитал Страны Федеральное интернет издание [Электронный ресурс] URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182692

15. Функциональные свойства институциональных ловушек // Капитал Страны Федеральное  интернет издание [Электронный ресурс] URL: http://www.en.kapital-rus.ru/articles/article/182086

 

 


Информация о работе «Институциональные ловушки» в экономике Российской Федерации