Инновационные процессы в туристическом бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование и анализ развития туристического бизнеса в Российской Федерации, оценка состояния туристического бизнеса на сегодняшний день и выявление перспектив развития туристического бизнеса в РФ.
Задачи исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем:
- выявить этапы развития мирового туристического бизнеса;
- определить перспективы развития туристического бизнеса в России;
- показать тенденции инновационных процессов в туристическом бизнесе.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     Введение

     Туризм  – это не только долгожданный отдых и новые впечатления, но и мощная индустрия развлечений. Туристический бизнес является очень доходным и очень многогранным бизнесом, важным сегментом мировой экономики. Его деятельность охватывает ряд отраслей производства и почти весь спектр сервисных услуг, существующих на мировом рынке в настоящее время. Туристический бизнес развивается на основе разносторонних интересов людей и охватывает различные временные срезы в истории человеческого общества от следов доисторических эпох развития земли и следов пребывания первобытнообщинного общества, до самых последних достижений современной науки и техники. Многие государства формируют основу национального бюджета за счёт доходов от туристической деятельности национального рынка туристических услуг [1].

     Современный туристический бизнес предоставляет широчайшие возможности всем желающим отдыхать и путешествовать. Прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как туристический бизнес начал по-настоящему объединяться и принимать удобные и взаимовыгодные формы международных отношений. И только в последнее десятилетие туризм стал по-настоящему доступным, по-настоящему межнациональным и межконтинентальным бизнесом, открыв эпоху глобализации туризма, концентрации туристических структур и доходов.

     На  протяжении последнего двадцатилетия туризм рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода [9]. 
На сегодняшний день во всем мире туристский бизнес является наиболее прибыльной и перспективной сферой вложения капитала. Ежегодный прирост доходов от туризма ожидается в размере 2,7 %. В результате, туризм становится бесспорным лидером среди экспортных групп мирового хозяйства. Экономически развитые страны мира небезосновательно придают развитию туристской отрасли огромное значение.

     Объектом  исследования данной курсовой работы является процесс развития бизнеса  в сфере туризма. Предметом исследования выступают конкретные направления и перспективы развития туристического бизнеса.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ развития туристического бизнеса  в Российской Федерации, оценка состояния туристического бизнеса на сегодняшний день и выявление перспектив развития туристического бизнеса в РФ.

     Задачи  исследования определены поставленной целью и заключаются в следующем:

     - выявить этапы развития мирового туристического бизнеса;

     - определить перспективы развития туристического бизнеса в России;

     - показать тенденции инновационных процессов в туристическом бизнесе.

     Для решения задач исследования автором  изучены разнообразные источники. Теоретической и методологической основой исследования послужили  монографии зарубежных и российских ученых по изучаемой проблеме, теоретические и практические разработки, материалы статистики, Госкомстата РФ, ресурсы сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Этапы развития туристического бизнеса

     Становление и развитие капиталистических отношений  в мире способствовали возникновению организованного туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для развития туристического бизнеса. Одной из первых стран, где победила буржуазная революция и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристические организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем за ее пределами.

     Начало  современного организованного туризма датируется 1841 годом [5]. До наших дней дошло описание первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Томасом Куком. Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появления массового транспортного средства – железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности.

     В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тысяч гостиниц.

     Активное  развитие туристического бизнеса внутри страны побудило Т. Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 году, так как в Париже начала работу Всемирная выставка. С 1865 года Кук начинает организовывать путешествия в другие европейские государства.

     Во  второй половине XIX века в Европе туристическим бизнесом занимались также агентства Bennet (Норвегия, с 1850 г.), Stangen (Германия, с 1863 г.), Lubin (Франция, с 1874 г.), Lissone (Голландия, с 1876 г.). Однако компания «Томас Кук и сын» далеко опережала все другие фирмы. Своими успехами она обязана новым идеям и методам туристского обслуживания, инициативам, сопряженным с риском, но приносящим пользу клиентам. К новациям можно отнести продажу стандартного пакета услуг, включающих билет на проезд по железной дороге (водным путям), введение дорожных чеков и др. С 1878 г. в компании создается специальный департамент, который занимается продвижением и массовой продажей «чеков Кука» путешественникам.

     В 50-70-х годах XIX века англичане составляли большую часть иностранных туристов, которые посещали Европу. Для этого  периода характерно появление в  европейских странах гостиниц с названиями «Англетер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т.д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт» и другие.

     Большую роль в развитии туризма в Европе в этот период сыграло увеличение протяженности железных дорог. С 1838 года было начато пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. Тогда колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров.

     С середины 60-х годов начинает развиваться  туризм между Англией и США. Здесь заслуга также принадлежит Т. Куку, который в 1865 году организовал турпоездки из Америки в Англию и из Англии в Америку. 
С 1867 года начинаются морские туристские путешествия. В 1882 году состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров с железнодорожными и пароходными компаниями, владельцами гостиниц и ресторанов, общество внимательно изучало спрос, составляло маршруты поездок и программы пребывания. 
Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука в Англии возникают туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская организация, Кооперативная ассоциация отдыха и т.д. Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 году в Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л.Липсона.

     О развитии туризма в России в то время следует сказать следующее. Во второй половине XIX века большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность следующие организации: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб, действовавший в Одессе и т.д.

     1890-1917 гг. – период предпринимательства в сфере туризма в России. Он характеризовался созданием мелких и средних коммерческих предприятий. Началось формирование инфраструктуры туристического бизнеса – гостиницы, кафе, специализированные магазины, экскурсионные бюро. Туризм был элитным, имел в основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест. Популярностью пользовались круизные поездки. В 1913 г. в них участвовало около 10 млн человек [5].

     Начало XX века связано с возникновением и развитием нового вида транспорта – автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Количество автобусов также росло. Они постоянно совершенствовались. Тем не менее, до первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.

     Морской транспорт также совершенствовался. Увеличивалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 году на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 году – «Титаник», которые пересекали океан практически за неделю.

     Первая  мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно  отразилась на развитии туристских связей. Однако следует отметить, что военные  нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.

     Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии туризма. Прежде всего, это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

     К концу 30-х годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали  авиалинии общей протяженностью примерно 350 тысяч миль, а количество пассажиров достигало почти 23 млн. человек.

     Вторая  мировая война резко сократила  объем международного туризма. В  первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, квалифицированных  кадров. Только спустя несколько лет после окончания второй мировой войны туризм начал возрождаться.

     80-м  годам предшествовал период туристского  подъема. За 30 лет число участников  международных туристских связей  выросло в 11 раз. В 90-е годы  государства Европы и Северной  Америки остались на лидирующих позициях как по приему иностранных туристов, так и по отправке своих граждан за рубеж.

     В России в период с 1999-2001 годы произошли важные политические и экономические перемены. В 90-е годы международный туризм стал важной частью международных экономических связей. В это время наблюдается стабильный рост доходов от туристического обмена. В социальном аспекте для 90-х годов характерно повышение спроса на туристские услуги со стороны тех слоев населения, чьи доходы являются средними или даже невысокими, при этом изменилась структура туристского спроса. В эти годы увеличился процент группового туризма, так как стоимость тура стала ниже за счет скидок за групповое обслуживание, предоставляемое гостиничными предприятиями, и льготных тарифов на транспорте.

     Вывод по I главе. Анализ этапов развития бизнеса в области туризма показывает, что процесс развития непосредственно связан с технологическими процессами. Туризм стал развиваться после появления железной дороги в Англии, затем появились пароходы, которые стимулировали практику морских путешествий. Развитие автомобильной промышленности способствовало перемещению людей на автомобилях с познавательными целями. Затем появились самолеты, сначала небольшие, а затем вмещающие несколько сот пассажиров. Предприимчивые люди стали организовывать специальные рейсы для перевозки только туристов — чартерные рейсы. Сейчас человечество стоит на пороге организации космических туристских экспедиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Перспективы развития туристического бизнеса в России

     Сегодня все составляющие политического и экономического развития нашего государства, уровень национального самосознания, а также уровень развития и концентрации национального капитала в России позволяет приступить к форсированному развитию национального туристического бизнеса и формированию российского рынка туристических услуг.

     Российский  рынок туристических услуг является в настоящий момент очень перспективным рынком в мире, поскольку он огромен и не был полностью сформирован во всём многообразии его перспектив. Поэтому страна располагает совершенно уникальной возможностью отстроить огромный российский рынок туристических услуг в соответствии с самыми современными тенденциями развития мирового туристического рынка и во всём многообразии его территориальных и региональных возможностей.

     Возможности российского туристического рынка  уникальны. По предварительной оценке, российский рынок туристических услуг в течение десяти лет интенсивного, целенаправленного и продуманного развития может выйти на годовые обороты до ста миллиардов долларов. Российские регионы располагают в настоящее время самыми перспективными возможностями для организации самого современного в Европе рынка туристических услуг, поскольку за пределами Золотого кольца простираются девственные просторы необъятных территорий с несметными богатствами национальной флоры и фауны, великим множеством климатических и часовых поясов, и стремлением местного населения к развитию собственного бизнеса.

     Совершенно  уникальные инвестиционные возможности  открываются перед туристическим бизнесом третьего тысячелетия в российских регионах. Дешёвая земля, дешёвая рабочая сила, дешёвые строительные материалы и очень высокий, и из года в год растущий спрос на новые впечатления и высокого уровня сервис. Это, действительно, золотая пора для инвесторов, заинтересованных в сверхвысоких доходах.

Информация о работе Инновационные процессы в туристическом бизнесе