Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение роли инноваций в повышении конкурентоспособности экономики Республики Беларусь сегодня и в перспективе.
Работа призвана выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь на примере открытого акционерного общества «Могилевхимволокно».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

3
1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ

5

1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал.

5

1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке .

8
2.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА

12

2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь

12

2.2. Рынок и тенденции развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь.

18
3

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУК-ЦИИ ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ

24

3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно».

24

3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы.

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Предприятие производит ДМТ, сырье  для производства ПЭТФ. Физико-химические и технологические характеристики ДМТ соответствуют самым строгим  мировым стандартам.

Современное производство ПЭТФ, характеризующееся непрерывным процессом синтеза полимера, позволяет выпускать ПЭТФ высокого качества для производства нитей высокой, средней прочностей и литьеых изделий. Основные виды продукции ОАО «Могилевхимволокно»:

  • ДМТ;
  • ПЭТФ;
  • волокно и жгут полиэфирные;
  • нити полиэфирные;
  • наполнитель полиэфирный;
  • полиэфирные композиционные материалы;
  • полиэфирные термоэластопласты;
  • полотна полиэфирные;
  • лента обвязочная;
  • преформа бутылки из ПЭТ 8200;
  • рукава пожарные напорные;
  • потребительские товары.

В результате реализации программы инновационного развития, ОАО «Могилевхимволокно» за 4 года увеличило номенклатуру выпускаемой  продукции почти в 2 раза,  объем  продаж продукции возрос в 28 раз.

 

Таблица 2  –  Динамика реализации инновационной продукции открытого акционерного общества «Могилевхимволокно»

 

Наименование  инновационной продукции

2007

2008

2009

2010

тонн

млн. руб

тонн

млн. руб

тонн

млн. руб

тонн

млн. руб

Топливо биоди-зельное

-

-

-

-

263698

373955

412919

750876

Метиловые эфи-ры жирных кис-лот

-

-

-

-

-

-

298

1488

Волокна поли-эфирные

1664

5447

2691

10625

4742

19918

5437

28120

Нити полиэфир-ные

556

3075

1304

7615

2330

133036

4620

29619

ПЭТ бутылочный

-

-

-

-

29232

99767

60209

258753

Рукава пожарные

-

-

127

1655

30

482

104

1630

Композиционные материалы

5

51

6

60

4

34

11

102

Полотна нетка-ные полиэфир-ные

5135

30829

5547

35730

5648

37762

7168

51930

ПЭТ технический

80

214

5876

17118

5870

16517

3277

14490

Лента обвязочная

1

4

18

99

119

476

168

812

Полиолы

1124

2063

1088

2362

235

501

162

401

Преформа бутыл-ки из сополимера

-

-

-

-

-

-

2211

11855

ИТОГО

8565

41683

16657

75263

311906

562448

496583

1150074


 

Также была увеличена  доля инновационной и наукоемкой товарной продукции, в общем объеме выпуска ОАО «Могилевхимволокно», что является приоритетной задачей национальной экономике согласно Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.

  Рисунок 1 – Динамика изменения доли выпуска инновационной продукции в ОАО «Могилевхимволокно» с 2007 по 2010

3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилевхимволокно» за счет активизации инновационой сферы

Несмотря на всю положительную динамику развития инновационной сферы в ОАО «Могилевхимволокно», существуют негативные моменты которые сдерживают развития, что в свою очередь неспособствуют повышению конкурентоспособности организации на международном рынке.

Рассмотрим и  проанализируем существующие факторы тормозящие развитие инновационной сферы ОАО «Могилевхимволокно». На сегодняшний день существуют следующие факторы сдерживающие развитие инновационной сферы:

факторы экономического характера:

    • недостаток собственных денежных средств организации;
    • недостаток финансовой поддержки со стороны государства;
    • невысокий платежеспособный спрос на новую продукцию;
    • высокая стоимость инноваций;
    • экономический риск;
    • длительные сроки окупаемости нововведений.

производственные факторы:

    • недостаток квалифицированного персонала;
    • дефицит информации о новых технологиях;
    • низкая адаптивность технологического процесса к инновациям;
    • недостаточная восприимчивость организаций к нововведениям;
    • не возможность для кооперирования с другими организациями, предприятиями и научными учреждениями;

прочие факторы:

    • невысокий спрос у потребителей на инновационную продукцию;
    • неразвитость инновационной инфраструктуры;
    • ограниченный рынок технологий;
    • недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность.

Ещё одной серьезной проблемой является система налогообложения в нашем государстве. По сложности системы исчисления уплаты налогов Республика Беларусь заняла последнее, 183-е, место в общемировом рейтинге режима налогообложения. Таковы результаты шестого ежегодного исследования «Уплата налогов 2010. Международный обзор», подготовленного Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией и PricewaterhouseCoopers.

Для стимулирования процесса инновационного развития ОАО «Могилевхимволокно» необходимо провести работу (в том числе и государству) по совершенствованию механизма инновационного развития:

  • привлекать иностранных инвестиций в развитие инновационной сферы, а для этого надо создать благоприятные условия инвесторам: снизить налоговую нагрузку, упростить систему исчисления налогов, обеспечить стабильность законодательства;
  • по всем вопросам инновационной политики организации вести серьезные экономические разработки и анализы. ОАО «Могилевхимволокно» располагает достаточным количеством грамотных, талантливых специалистов, которые при умелой координации их усилий могли бы успешно решить насущные вопросы инновационной политики;
  • обеспечить привлекательность условий НИОКР и инновационной деятельности организации, т.е. снижение налоговой нагрузки и налоговые льготы (уменьшение суммы налога путем предоставления налоговых вычетов);
  • мировой опыт свидетельствует о том, что можно сформировать систему специализированных внебюджетных фондов, предоставляющих условно-возвратные кредиты, которые погашаются при достижении коммерческих результатов либо компенсируются из централизованных фондов в случае негативного результата, или безвозвратные субсидии предприятиям для целевого использования — финансирования НИОКР и инновационной деятельности;
  • совершенствовать систему защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, т.е. создать патентные суды;
  • создать банки, которые специализировались бы на кредитной поддержке новаторской деятельности;
  • предоставлять финансовую помощь — гранты и субсидии на выполнение НИОКР, коммерциализацию, покрытие части управленческих расходов.

При реализации данной программы по совершенствованию механизма инновационного развития, значительно возрастет конкурентоспособность предприятий Республики Беларусь (в том числе и ОАО «Могилев-химволокно») на международном рынке. Что в свою очередь обеспечит рост экспорта и повысит стабильность национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итоги  и анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

  • конкурентоспособность продукции предприятия на внутреннем и международном рынке зависит от многих факторов, в том числе и от инноваций;
  • проблема инноваций  имеет важнейшее значение для Республики Беларусь, поскольку, не располагая достаточными природными ресурсами, стране необходимо развивать наукоемкие и высокие технологии, инновацию в промышленности. Однако, если в целом кадровый потенциал науки в республике не вызывает опасения, то динамика развития инновационной деятельности и высоких технологий вызывает озабоченность. Наукоемкие технологии отрасли национальной экономики являются сегодня основной движущей силой развития экономики как в масштабах отдельно взятой страны или группы стран, так и в мировом масштабе. Это относится и к сфере производства, и к сфере услуг. К началу ХХI в. в развитых странах четыре наукоемких отрасли - аэрокосмическая, производство компьютеров и офисной техники, производство средств телекоммуникаций и фармацевтика - обеспечивали порядка 10-18% общего объема валового внутреннего продукта, а наукоемкие отрасли сферы услуг - до 30% общего объема последних в стоимостном выражении;
  • также вызывает опасения темпы и динамика развития наукоёмких технологий и инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь. Они недостаточны для того, чтобы в условиях мирового финансового кризиса полностью сориентировать национальную экономику на инновационный путь развития и, как следствие, обеспечить высокую степень конкурентоспособности белорусских товаров на международном рынке. Характерными особенностями наукоемких отраслей, определяющими их роль в экономике в целом, являются: темпы роста, в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства; большая доля добавленной стоимости в конечной продукции; высокая заработная плата работающих; крупные объемы экспорта и что особенно важно, высокий инновационный потенциал, обслуживающий не только обладающую им отрасль, но и другие отрасли экономики, порождающий "цепную реакцию" инноваций в национальной и мировой экономике. Кроме того, наукоемкие отрасли являются приоритетным полем деятельности малых и средних фирм, а также основным объектом вложений иностранного капитала;
  • на сегодняшний день низкий уровень наукоёмкости белорусской экономики не позволяет наращивать экспорт высокотехнологичной продукции (доля последней в общем объеме экспорта на протяжении последних лет не превышает 4%, что в 11 раз меньше, чем в США и в 5 раза меньше, чем в России). В результате этого основу товарного экспорта Беларуси составляет продукция средней (18%) и низкой (78%) наукоемкости, являющаяся более материало- и энергоемкими;
  • чтобы обеспечить развитие инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь, необходимо создать больше взаимосвязанных, скоординированных и в полной мере финансово обеспеченных инновационных субъектов – парков высоких технологий;
  • не высокая эффективность взаимодействия между бизнесом и  исследовательскими институтами является общей проблемой как для развитых стран, так и для Республики Беларусь;

Республике Беларусь необходимо уделять большое внимание активизации инновационной деятельности, ведь роль инноваций в экономике велика. Их разработка и внедрение позволяет не только повысить конкурентоспособность отечественных товаров, но и имидж государства, а также обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе — высокий уровень жизни граждан. Инновации — это оружие конкурентной борьбы в XXI веке. Овладевший им в совершенстве неизбежно превзойдет всех остальных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  источника

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНых  источников

Один, два или три автора

1 Арсенов В.В. Инновационная деятельность предприятия –Мн.:/ Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007 – 325 с.

2 Волтерс Клувер, Управление технолоrией и инновациями в Японии - Management of Technology and Innovation in ]арап : сборник статей: пер. с анrл. / [ред. Корнелиус Херстатт и др.]. М. : 2009. 512 с.

3 Нехорошева А.Н. Экономика и управление инновациями – Мн.: /БГЭУ, 2010. – 257 с.

4 Сорокин А.П. Управление инновациями: курс лекций – Мн.: / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 154 с.

5 Энциклопедия менеджмента/ Дракер, П.Ф.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. — 432с.

Учебник, учебное пособие, словарь, справочник

6 Мясникович М.В., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности: учебное пособие / - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 235 с

Статья 

из журнала

7 Сидорский, С. Новые экономические условия – новые возможности развития // Экономика Беларуси. – 2009. - №4. – с.6.

Нормативные акты

      8 Послание Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко 21 апреля 2011 г. белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь « Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого – достойное будущее страны».

     9 Национальная программа развития экспорта Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 23 мая 2011 г. №656 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 25 мая 2011 г. N 5/33840

      10 Стратегия технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 октября 2010 г. № 1420 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 7 октября 2010 г. N 5/32602

      11 Государственная программа освоения на производстве новых и высоких технологий на 2011 – 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 3 ноября 2010 г. №1618 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 5 ноября 2010 г. N 5/32791

      12 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 февраля 2011 г., №216 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 24 февраля 2011 №5/33370

    13 Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 26 мая 2011 г., № 669 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 1 июня 2011 г. N 5/33864

      14 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 11 апреля 2011 г. № 136 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 12 апреля 2011 г. N 1/12462

Ресурсы удаленного доступа

15 Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011. – Режим доступа http://www.pravo.by. – Дата доступа: 25.09.2011.

    16 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / - Минск 2011 - Режим доступа http://www.netherlands.belembassy.org/_modules/_cfiles/files/science_and_innovation_belarus_2011_1669.pdf - Дата доступа: 26.09.2011

Информация о работе Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь