Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение роли инноваций в повышении конкурентоспособности экономики Республики Беларусь сегодня и в перспективе.
Работа призвана выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь на примере открытого акционерного общества «Могилевхимволокно».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

3
1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ

5

1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал.

5

1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке .

8
2.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА

12

2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь

12

2.2. Рынок и тенденции развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь.

18
3

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУК-ЦИИ ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ

24

3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно».

24

3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы.

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Поэтому для  Республики Беларусь сейчас наиболее актуальным является не создание инноваций, а их внедрение.

Согласно данным Национального статистического  комитета за 2009 год общие затраты  на научные исследования и разработки по отношению к 2005 году увеличились  более чем в 2 раза и составили 1049,6 млрд. рублей. При этом удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций республики в 2009 году составил 5,6 процента и уменьшился по отношению к 2005 году почти в 3 раза. [ 11 ]

Основными проблемами низкого уровня инновационной активности организаций по-прежнему остаются недостаточно отработанные механизмы внедрения созданных технологий и наукоемкой продукции с учетом вывода продуктов на рынок, а также отсутствие единых взаимовыгодных связей научной сферы с организациями инновационного технологического сектора экономики.

Особенно проблематично  происходит процесс освоения в производстве технологий и продукции, где требуются  значительные инвестиции в обновление технологической и технической  базы для внедрения современных  разработок, требующих наличия отвечающего мировому уровню технологического оборудования.

Устаревшие  фонды промышленных организаций  являются с одной стороны преимуществом  в части развития инноваций, так  как обновление фондов может происходить  исключительно на основе новой научно-производственной базы, а с другой стороны - недостатком, поскольку организации не имеют достаточных финансовых ресурсов для проведения значительных обновлений производственной базы.

Таким образом, главной целью  белорусской экономики в ближайшем будущем является, формирование и развитие высокотехнологичного сектора национальной экономики.

Целью инновационного развития национальной экономики Республики Беларусь в 2011 - 2015 годах является формирование новой технологической базы, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь на внешних рынках.

Согласно Государственной  программы к 2015 году в Республики Беларусь получат развитие следующие высокотехнологичные направления, базирующиеся на технологиях V и VI технологических укладов:

  • индустрия информационных технологий;
  • авиакосмическая промышленность;
  • фармацевтическая промышленность;
  • микробиологическая промышленность и индустрия биотехнологий;
  • приборостроение и электронная промышленность;
  • наноиндустрия;
  • ядерная энергетика. [ 13 ]

Достижение этой цели предусматривается  обеспечить за счет реализации комплекса  мероприятий по следующим направлениям:

  • организационно-структурное развитие новых высокотехнологичных направлений национальной экономики;
  • формирование институциональной среды, благоприятной для ускоренного инновационного и технологического развития;
  • привлечение инвестиций и реализация высокотехнологичных проектов;
  • обучение и подготовка кадров, владеющих современными орга-низационно-управленческими и производственными технологиями. [ 13 ]

Организационно-структурное  развитие новых высокотехнологичных  производств национальной экономики  включает:

разработку  концепции формирования и развития нового направления с обязательным отражением вопросов организации управления;

прогнозирование объема инвестиций, необходимого для  развития направления в течение  пятилетнего периода, а также  предполагаемые источники финансирования;

определение количества специалистов с высшим образованием по профильным специальностям, которых планируется подготовить в течение пятилетнего периода.

При формировании институциональной  среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается:

изменение модели государственного управления промышленностью  и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода; формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий (далее - ПВТ). В составе научно-технологического парка будут сконцентрированы научные организации НАН Беларуси и исследовательские подразделения учреждений высшей школы, осуществляющие исследования и разработки в сфере нано- и биотехнологий, организации фармацевтической и микробиологической промышленности. Предусматривается создание Республиканского центра генно-инженерных исследований, Республиканского центра трансфера и коммерциализации нано- и биотехнологий, учебного центра по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере биотехнологий, инкубатора малого и среднего бизнеса в сфере биотехнологий. Развитие научно-технологического парка предполагает организацию стратегического альянса с рядом крупных международных (транснациональных) компаний России, Индии, КНР, Кубы в целях последующей организации совместных предприятий по производству фармацевтической, нано- и биотехнологической продукции на территории Республики Беларусь, а также приглашение на постоянное место жительства перспективных исследователей из государств - участников Содружества Независимых Государств и стран Европейского союза, формирование на этой основе новых научных школ и направлений в сфере нано- и биотехнологий; содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, включая:

- химический кластер в г. Гродно (ядро - ОАО "Гродно Азот", ОАО "ГродноХимволокно", УО "Гродненский государственный университет", БГУ, УО "Белорусский государственный технологический университет");

нефтехимический кластер в г. Новополоцке (ядро - ОАО "Нафтан" и УО "Полоцкий государственный  университет", Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ);

- агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро - РУП "Гомсельмаш" и УО "Гомельский государственный технический университет имени П.П.Сухого");

- автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро - РУП "Минский тракторный завод", РУП "Минский автомобильный завод", РУП "Минский моторный завод", БНТУ, ГУВПО "Белорусско-Российский университет", УО "Белорусский государственный технологический университет");

- химико-текстильный кластер в г. Могилеве (ядро - ОАО "Могилевхимволокно", ОАО "Моготекс", УО "Могилевский государственный университет продовольствия", УО "Белорусский государственный технологический университет");

- ИТ-кластер в г. Минске (ядро - резиденты ПВТ, ГНУ "Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси", БГУ, УО "БГУИР"). [ 13 ]

Привлечение инвестиций и  реализация высокотехнологичных проектов включает установление ежегодных заданий  заказчикам по:

привлечению прямых иностранных инвестиций;

установлению  долгосрочных партнерских отношений  с международными (транснациональными) компаниями, работающими в сфере новых и высоких технологий, в целях реализации масштабных инновационных проектов;

объему экспорта высокотехнологичной продукции.

При обучении и подготовке кадров, владеющих современными организационно-управленческими и производственными технологиями, устанавливаются контрольные цифры приема студентов в государственные учреждения образования, обеспечивающие получение высшего образования, на 2012 - 2015 годы:

в области информационных технологий - 12,5 тыс. человек;

в области биотехнологий - 3,2 тыс. человек;

в области нанотехнологий - 1,65 тыс. человек. [ 13 ]

Сокращение импорта энергоносителей  является одной из стратегических задач  по обеспечению стабильности экономики  Республики Беларусь. Решение указанной задачи целесообразно осуществлять за счет увеличения использования местных энергоресурсов и возобновляемых источников в производстве тепловой и электрической энергии.

Согласно Государственной  программы в сфере производства энергии и энергосбережения к 2015 году будут созданы:

новые технологии, оборудование и производства электрической  и тепловой энергии на основе возобновляемых источников энергии (древесина, биомасса, ветер и другие);

новые технологии получения твердого топлива, добавок к бензинам (биобутанол и другие) и производства добавок и топлива в промышленных и сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь;

технологии  выработки биогаза на биогазовых установках.

Предусматривается строительство биогазовых комплексов суммарной электрической мощностью  около 90 МВт.

В сфере использования  возобновляемых источников энергии  и местных видов топлива в 2011 - 2015 годах Минэнерго будут созданы  Гродненская и Полоцкая ГЭС общей мощностью 40 МВт, Зельвенская КЭС на угле мощностью до 920 МВт, модернизированы на основе внедрения новых и высоких технологий котельные в мини-ТЭЦ. [ 13 ]

Будут введены  в эксплуатацию гидроэлектростанции  общей мощностью 102,1 МВт, увеличена  суммарная электрическая мощность ветропарков до 460 МВт, а также объем других видов энергоносителей (отходы растениеводства, солнечная энергия, коммунальные отходы, нефтяной кокс и другие) оценочно до 863,5 тыс. тонн условного топлива (далее - т.у.т). [ 13 ]

В сфере производства и внедрения новейших наукоемких устройств, техники, технологий, систем автоматизации для обеспечения импортозамещения, повышения эффективности энергетического производства, снижения энергоемкости в 2011 - 2015 годах Министерство энергетики будут модернизированы на основе внедрения новых и высоких технологий Гродненская ТЭЦ-2 (установка ГТУ-121 МВт), Минская ТЭЦ-5 (установка ПГУ-399 МВт), Мозырское подземное хранилище газа. [ 13 ]

Использование прогрессивных технологий в электроэнергетике  позволит к 2016 году снизить удельный расход топлива на отпуск электроэнергии на 27,4 г условного топлива на кВт·ч и достичь экономии топливно-энергетических ресурсов 1,3 млн. т.у.т. по отношению к уровню 2009 года, снизить удельный вес накопленной амортизации активной части основных средств энергосистемы до уровня не более 50 процентов. С 2011 по 2015 год установленная мощность генерирующих источников возрастет более чем на 800 МВт. [ 13 ]

В целях энергосбережения НАН Беларуси предусматривается  развитие светодиодной и фотогальванической техники и оптоэлектронных технологий, энергоэффективных светодиодных осветительных и сигнальных устройств и систем. Министерством промышленности запланирована организация производств энергоэкономичных люминесцентных ламп, других энергосберегающих изделий светотехники.

 

2.2 Рынок  и тенденции развития наукоемкой  продукции в Республике Беларусь

 

В последние  годы в Республике Беларусь проводилась  целенаправленная работа по сохранению и развитию научно-технического и  инновационного потенциалов. Совершенствовалась система управления наукой, расширялась и укреплялась законодательная и нормативная правовая база научно-инновационной деятельности, принимались меры по повышению уровня инновационности производства, развитию инфраструктуры, малых инновационных предприятий.

По ряду направлений  Республика Беларусь удерживает позиции  среди лидеров в разработке фундаментальных  проблем в области физики, математики, новых материалов. Фонд идей и концепций, традиционные и новые научные  заделы позволяют сегодня белорусской науке и экономике успешно сотрудничать с мировым научным сообществом по таким направлениям, как информатизация и программное обеспечение, нанотехнологии и наноматериалы, энергоэффективные технологии, генетика и биотехнологии, экологическая устойчивость, радиационная безопасность и другим. Результаты прикладных исследований и разработок последних лет обеспечили достижения в области автомобиле- и тракторостроения, современных телевизоров, городского транспорта, медицинского оборудования и лекарственных препаратов, сенсорной техники.

Однако негативные тенденции в научной и инновационной  сферах сохраняются.

Инновационно - активными в промышленности в 2004 году были только 13 процентов предприятий, в 2007 - 17,8 процента, в 2008 - 17,6 процента, в 2009 году - 12 процентов. Это существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия - 75 процентов, Канада, Германия, Австрия - 60 процентов и выше) и средним (Мексика - 46 процентов, Эстония - 38 процентов, Латвия - 35 процентов, Словения, Венгрия - 28 процентов) уровнями экономического развития. [ 10 ]

Инновационная активность промышленности Беларуси в  основном обеспечивается за счет устойчивой группы предприятий, где инновационная  деятельность носит постоянный характер и связана с приобретением  машин и оборудования за счет собственных средств. Построение же экономики инновационного типа предполагает вовлечение в инновационную деятельность широкого круга субъектов предпринимательской деятельности с большим спектром инноваций за счет различных источников.

В 2008 году создано 375 передовых производственных технологий, из них новыми для Беларуси являются 84,8 процента (в 2007 году - 78,1 процента), новыми за рубежом - 13,9 процента (в 2007 году - 20,3 процента), принципиально новыми - 1,3 процента (в 2007 году - 1,6 процента). [ 10 ]

Опыт как  развитых, так и новых индустриальных стран свидетельствует о том, что благодаря государственно-частному партнерству и поддержке инновационного сектора малого бизнеса они добились значительных технологических и  экономических успехов. При этом в Республике Беларусь доля организаций, занятых в сфере науки и научного обслуживания, крайне низкая - около 0,4 процента от общего числа микроорганизаций и малых предприятий. [ 10 ] Вместе с тем эти организации и предприятия обычно создаются энергичными исследователями, умеющими работать на рынке и доводить предложенные технологические разработки до практического внедрения.

Информация о работе Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь