Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ и изучение роли инноваций в повышении конкурентоспособности экономики Республики Беларусь сегодня и в перспективе.
Работа призвана выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь на примере открытого акционерного общества «Могилевхимволокно».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

3
1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ

5

1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал.

5

1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке .

8
2.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА

12

2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь

12

2.2. Рынок и тенденции развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь.

18
3

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУК-ЦИИ ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ

24

3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно».

24

3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы.

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической  теории

 

 

Специальность «Государственное управление и экономика»

Специализация «Государственное регулирование  национальной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Инновации как  фактор модернизации и повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы

ГРНЭзв – 1, 2 курс                                                                              Д.Л. Бурак                                    

 

Руководитель

____________________                 _________                     ___________________

ученая степень, звание                      (подпись)                    (инициалы, фамилия)

                        

 

 

МИНСК 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ

5

 

1.1. Понятие, виды, источники  инноваций, инновационный потенциал.

5

 

1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке .

8

2.

РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА

12

 

2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь

12

 

2.2. Рынок и тенденции  развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь.

18

3

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ПРОДУК-ЦИИ  ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ

24

 

3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно». 

24

 

3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы.

27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

31

     
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Даже не обладая даром предвидения, можно наверняка утверждать, что в будущем (еще в большей степени, чем в настоящем) критерием отличия процветающих компаний от убыточных станет способность внедрять инновационные (новаторские) идеи. Несмотря на бесчисленное множество публикаций и рекомендаций по инновациям, восприимчивость к новшествам до сих пор остается редким конкурентным преимуществом.

Развитие и модернизация экономики  Республики Беларусь, ее равноправное вхождение в мировое сообщество требуют формирования технологического пространства, адекватного современным запросам и способного реализовать современные потребительские стандарты. Уровень научно-технического развития страны влияет на ее положение в мировом сообществе, уровень жизни и среду обитания человека, возможность поставлять на мировой рынок новые технологии, привлекая тем в национальную экономику необходимые инвестиции.

Данная работа посвящена изучению процесса повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь за счет инноваций. Решение этой проблемы имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая часть вопроса заключается в высоких темпах роста научно-технического прогресса, а также постоянном появлении новых и усовершенствовании существующих технических и технологических решений, появлением новых подходов к управлению инновационной деятельностью. Практическое значение проявляется в необходимости оперативного и эффективного внедрения инновационных решений в производственный процесс с целью повышения конкурентоспособности продукции, улучшения ее технических и качественных характеристик, а также повышения на нее спроса, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

 Белорусская промышленность должна быть ориентирована на экспорт, так как Республика Беларусь является зависимой от иностранных природных ресурсов страной. В то же время эта существенная зависимость, будучи основной причиной существующих опасений и неопределенности, в значительной мере мотивировала принятие технологичных решений по обеспечению страны энергией с целью снижения данного риска.

В условиях продвижения Республики Беларусь на международный рынок, происходит ужесточение конкурентной борьбы. Чтобы утвердит свои позиции на международном, да и на внутреннем рынке, предприятиям необходимо развиваться, в основном, посредством эффективного внедрения инновационных технологий. В связи с этим инновации становится главным фактором долгосрочного развития и выживания предприятия в условиях рынка. Эффективное управление инновациями дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, его прибыль.

Целью работы является анализ и изучение роли инноваций в повышении конкурентоспособности  экономики Республики Беларусь сегодня и в перспективе.

Работа призвана выполнить следующие  задачи:

  1. Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
  2. Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
  3. Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
  4. Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь на примере открытого акционерного общества «Могилевхимволокно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоритические аспекты, сущность и понятие инновации

 

    1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал

 

 

Прежде чем начать процесс изучения инноваций, необходимо знать, что означает этот термин?

Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911)  он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии:

- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и в его материально-тех-ническом обеспечении;

- появление новых рынков сбыта. [ 4 стр. 13 ]

Сам термин «инновация» И.Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В Белоруссии под инновацией понимается термин, используемый в Законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь»: инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, администра-тивного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.

При концептуализации понятия «инновации» полезно  сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».

Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Помимо выше сказанного, непременными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применяемость, коммерческая реализуемость.

Коммерческий  аспект определяет инновацию как  экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Таким образом, инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). [ 4 стр. 14 ]

В зависимости  от подхода к определению понятия  «инновация» можно представить  несколько классификаций инноваций. Так, в зависимости от сферы применения изобретения инновации делятся  на:

  • технологические инновации,
  • экологические инновации,
  • организационно-производственные инновации,
  • управленческие инновации,
  • военные (военно-стратегические) инновации,
  • экономические инновации,
  • социально-политические инновации,
  • государственно-правовые инновации,
  • инновации в духовной сфере (наука, культура, этика, образование, и т.д.)

Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб  или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации  можно разделить на:

  • базисные инновации (в корне меняющие процесс или содержание сферы человеческой деятельности),
  • улучшающие инновации (значительно меняющие процесс и высвобождающие существенные объемы ресурсов и труда),
  • микроинновации (лишь в малой степени или в малой локальной части модифицирующие процесс или продукт),
  • псевдоинновации (или преждевременные, или разрушающие, или просто "гальванизирующие труп", т.е. усовершенствующие отживший, умирающий процесс).

Наконец, следует  обратить внимание и на "пространственный" масштаб инновации, по этому признаку инновации можно расклассифицировать на:

  • глобальные (воздействующие на определенную сферу деятельности сразу в нескольких странах с сильно различающимися укладами),
  • национальные (имеющие существенное значение только в данном национальном укладе),
  • региональные (не выходящие за пределы конкретного региона в связи с его специфическими природными или иными свойствами),
  • локальные (нацеленные на определенную группу потребителей, обособленную территориально или по иным признакам),
  • точечные или персональные (адресованные конкретному лицу или конкретной организации и не интересные никому другому).

Известный американский специалист в области управления П.Дракер (P.Druker) выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:

1. Неожиданный успех, неудача  или какое либо внешнее событие;

2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;

3. Потребности предприятия;

4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;

5. Демографические изменения;

6. Изменения в восприятии и  настрое;

7. Новое знание, как научное,  так и ненаучное . [ 5 стр. 129 ]

К определению инновационного потенциала страны или региона также можно  подойти с разных точек зрения:

  1. Инновационный потенциал страны (региона) -  научно-технический потенциал страны (региона) в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций. При таком подходе приоритет отдается материальной базе, питающей инновационный процесс.
  2. Инновационный потенциал всякого экономического субъекта есть способность вырабатывать самостоятельно как улучшающие изменения, так и радикальные, новые ценности, проводя при этом активную наступательную инновационную политику для обеспечения научно-технического прорыва.

Информация о работе Инновации как фактор модернизации и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь