Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью работы является анализ и изучение роли инноваций в повышении конкурентоспособности экономики Республики Беларусь сегодня и в перспективе.
Работа призвана выполнить следующие задачи:
Раскрыть сущность инноваций и их типологию;
Проанализировать взаимосвязь между инновациями и конкурентоспособностью белорусской продукции на мировом рынке;
Определить факторы повышения международной конкурентоспособности и раскрыть в нем роль инновационного фактора, опираясь на опыт развитых стран;
Проанализировать инновационный потенциал Республики Беларусь на примере открытого акционерного общества «Могилевхимволокно».
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ
5
1.1. Понятие, виды, источники инноваций, инновационный потенциал.
5
1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке .
8
2.
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА
12
2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь
12
2.2. Рынок и тенденции развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь.
18
3
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУК-ЦИИ ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ
24
3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно».
24
3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории
Специальность «Государственное управление и экономика»
Специализация «Государственное регулирование национальной экономики»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Инновации как
фактор модернизации и повышения
конкурентоспособности
Автор работы
ГРНЭзв – 1, 2 курс
Руководитель
____________________
ученая степень, звание (подпись) (инициалы, фамилия)
МИНСК 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1. |
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИИ |
5 |
1.1. Понятие, виды, источники
инноваций, инновационный |
5 | |
1.2. Взаимосвязь инноваций и конкурентоспособности на международном рынке . |
8 | |
2. |
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БЕЛОРУССКОГО ЭКСПОРТА |
12 |
2.1. Инновационная политика в Республике Беларусь |
12 | |
2.2. Рынок и тенденции развития наукоемкой продукции в Республике Беларусь. |
18 | |
3 |
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУК-ЦИИ ОАО «МОГИЛЕВХИМВОЛОКНО» НА МЕЖДУНА-РОДНОМ РЫНКЕ |
24 |
3.1. Развитие выпуска инновационной продукции ОАО «Могилевхимволокно». |
24 | |
3.2. Пути повышение конкурентоспособности ОАО «Могилев-химволокно» за счет активизации инновационой сферы. |
27 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
29 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
31 | |
Введение
Даже не обладая даром предвидения, можно наверняка утверждать, что в будущем (еще в большей степени, чем в настоящем) критерием отличия процветающих компаний от убыточных станет способность внедрять инновационные (новаторские) идеи. Несмотря на бесчисленное множество публикаций и рекомендаций по инновациям, восприимчивость к новшествам до сих пор остается редким конкурентным преимуществом.
Развитие и модернизация экономики Республики Беларусь, ее равноправное вхождение в мировое сообщество требуют формирования технологического пространства, адекватного современным запросам и способного реализовать современные потребительские стандарты. Уровень научно-технического развития страны влияет на ее положение в мировом сообществе, уровень жизни и среду обитания человека, возможность поставлять на мировой рынок новые технологии, привлекая тем в национальную экономику необходимые инвестиции.
Данная работа посвящена изучению
процесса повышения конкурентоспособност
Белорусская промышленность должна быть ориентирована на экспорт, так как Республика Беларусь является зависимой от иностранных природных ресурсов страной. В то же время эта существенная зависимость, будучи основной причиной существующих опасений и неопределенности, в значительной мере мотивировала принятие технологичных решений по обеспечению страны энергией с целью снижения данного риска.
В условиях продвижения Республики Беларусь на международный рынок, происходит ужесточение конкурентной борьбы. Чтобы утвердит свои позиции на международном, да и на внутреннем рынке, предприятиям необходимо развиваться, в основном, посредством эффективного внедрения инновационных технологий. В связи с этим инновации становится главным фактором долгосрочного развития и выживания предприятия в условиях рынка. Эффективное управление инновациями дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и увеличивает, в конечном счете, его прибыль.
Целью работы является анализ и изучение
роли инноваций в повышении
Работа призвана выполнить следующие задачи:
1. Теоритические аспекты, сущность и понятие инновации
Прежде чем начать процесс изучения инноваций, необходимо знать, что означает этот термин?
Термин и понятие «инновации», как новой экономической категории, ввел в научный оборот австрийский (позже американский) ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (J.A.Schumpeter, 1883–1950 гг.) в начале второго десятилетия ХX века. В своей работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. И.Шумпетер выделял пять изменений в развитии:
- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
- внедрение продукции с новыми свойствами;
- использование нового сырья;
- изменения в организации производства и в его материально-тех-ническом обеспечении;
- появление новых рынков сбыта. [ 4 стр. 13 ]
Сам термин «инновация» И.Шумпетер стал использовать в 30-е годы XX века, подразумевая под ней изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В Белоруссии под инновацией понимается термин, используемый в Законе «Об основах государственной научно-технической политики в Республике Беларусь»: инновации – создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, администра-тивного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок.
При концептуализации понятия «инновации» полезно сравнить его с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающее создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации».
Чтобы отличать инновации от перечисленных выше понятий, нередко уточняется, что особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность и связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.
Помимо выше сказанного, непременными свойствами инновации являются: научно-техническая новизна, производственная применяемость, коммерческая реализуемость.
Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.
Таким образом, инновация – это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). [ 4 стр. 14 ]
В зависимости
от подхода к определению понятия
«инновация» можно представить
несколько классификаций
Очень важным параметром инновации является ее сущностный масштаб или инновационный потенциал. По этому признаку все инновации можно разделить на:
Наконец, следует
обратить внимание и на "пространственный"
масштаб инновации, по этому признаку
инновации можно
Известный американский специалист в области управления П.Дракер (P.Druker) выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые четыре находятся в самом предприятии, а оставшиеся три включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
1. Неожиданный успех, неудача
или какое либо внешнее
2. Несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
3. Потребности предприятия;
4. Негативные изменения в структуре отрасли или рынка;
5. Демографические изменения;
6. Изменения в восприятии и настрое;
7. Новое знание, как научное, так и ненаучное . [ 5 стр. 129 ]
К определению инновационного потенциала страны или региона также можно подойти с разных точек зрения: