Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Определение понятия “информационного общества” является одним из ключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. Информационное общество
1. Предпосылки возникновения информационного общества. Роль информации в экономике ……………………....................................................................................
2. Черты современного информационного общества……………………………….
3. Современный этап экономического развития общества…………………………
ГЛАВА 2. Роль государства в формировании информационного общества
1. Российская специфика………………………………………………………………
2. Мировой опыт……………………………………………………………………......
ГЛАВА 3. Современный этап развития рыночной экономики
1. Основные принципы развития рыночной экономики…………………………….
2. Проблемы развития рыночной экономики………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 

Экономическое развитие включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и распределения материальных благ[1].

 

Основными показателями экономического развития страны считаются качество жизни населения, конкурентоспособность экономики, ВВП, ВНП, человеческий капитал на душу населения и индекс экономической свободы.

 

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, создание сектора  инновационной экономики и венчурного бизнеса, структурные сдвиги в экономике, рост производительности труда и качества жизни населения.

 

Известны различные модели экономического развития (модель Германии, США, Китая, стран Юго-Восточной Азии, России, Японии и других стран). Но при всем их многообразии и национальных особенностях существуют общие закономерности и параметры, характеризующие этот процесс.

 

Общими для всех стран с растущей и развивающейся экономикой являются рост стоимости и качества человеческого  капитала за счет высоких в него инвестиций и эффективного самовоспроизводства, пониженный уровень коррупции, эффективное управление, эффективность инновационной системы, высокая конкурентоспособность экономики, стабильный рост ВВП и ВНД в долгосрочном периоде, повышение качества жизни населения.

 

В целом экономическое развитие общества — противоречивый и трудноизмеряемый процесс, который не может происходить  прямолинейно, по восходящей линии. Само развитие характеризуется неравномерностью, включая периоды роста и спада, количественные и качественные изменения в экономике, положительные и отрицательные тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Роль государства  в формировании информационного  общества

  1. Российская специфика

 

Современный этап развития российского общества можно охарактеризовать как информационный, когда, темпы информатизации производства, коммуникаций и жизни в целом таковы, что на глазах одного поколения происходит полная замена технологических инфраструктур. Быстрые изменения базовых принципов развития требуют и иных подходов к функционированию процессов и субъектов: политика, экономика, оборона и другие составляющие механизма функционирования государства, более чем когда-либо в прошлом, обусловлены состоянием умов, настроениями, ценностными ориентациями, состоянием сознания граждан и народов в целом.

 

Конец XX и начало XXI века ознаменовались очередным этапом научно-технической  революции - внедрением во все сферы  жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и развитием глобальной компьютерной сети - Интернета. Они составляют фундамент и материальную базу для перехода к информационному обществу, к новой ступени в развитии современной цивилизации.

Россия объективно втянута в  этот процесс становления глобального  информационного общества. Мы никаким образом не можем остаться в стороне. Только доступ к материальным и духовным благам информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности.

Становление информационного общества осуществляется через информационное развитие. Понятие "информационное развитие" рассматривается как  аналог таких традиционных понятий, как "экономическое, социальное, политическое, технологическое" и др. Оно означает трансформацию всех общественных институтов и сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий, прогресс во всех сферах разработки, производства и внедрения ИКТ, создание политических, экономических, правовых, социальных и научно-технических условий для формирования развитой информационной среды, адекватной задачам социально-экономического развития страны, подготовку граждан, общественных институтов, бизнеса и органов государственной власти всех уровней к жизни в условиях информационного общества.

Информационная среда - это среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация и  осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование как единого социального организма.

Развитие информационной среды  в каждой стране происходит неравномерно во времени и пространстве в зависимости от уровня ее развития. Поэтому целенаправленная трансформация информационной среды в сетевые структуры организации жизни общества и государства есть необходимое условие социального прогресса и успешного движения к информационному обществу.

В развитых странах и в большинстве развивающихся стран разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в формировании национальной стратегии информационного развития, в консолидации всех слоев общества для решения сформулированных целей информационного развития, в координации партнерской деятельности государства, бизнеса, всех общественных институтов и граждан по реализации национальной стратегии.

Опыт стран, уже вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в этих странах опережающими темпами происходит развитие экономики, основанной не только на непосредственном использовании интеллектуальных и  информационных ресурсов, но и на использовании качественно новых свойств информационной среды для рационального использования таких традиционных ресурсов, как природные, человеческие, финансовые.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что информационное развитие порождает целый комплекс негативных геополитических последствий. Прежде всего, это ускорение поляризации мира, увеличение разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами, что является главным источником нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе глобального характера.

Для России с ее огромной территорией  и низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в отдаленных регионах характерно информационное неравенство  центра и регионов. Его преодоление является важнейшим условием укрепления политического и экономического единства страны, ускоренного экономического и социального развития и надежного обеспечения безопасности.

Территория России - это естественный мост между Европой и Азиатско-тихоокеанским регионом (АТР). Создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры на всей территории нашей страны и, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке позволит повернуть основные потоки экономического и культурного обмена между АТР и Европой через российскую территорию, привлечь российские и зарубежные капиталы для быстрого развития экономики этих регионов.

Базовые, конечные цели информационного развития России состоят в следующем:

- укрепление федеративного государства  на основе единого информационного пространства страны, углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов;

- создание современных сетевых  структур государственного, регионального  и муниципального управления  и построение на их базе  новых эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением;

- становление и в последующем  доминирование в экономике новых  технологических укладов, базирующихся  на массовом использовании перспективных  информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах;

- повышение качества образования,  уровня научно-технического и  культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;

- повышение роли квалификации, профессионализма и способностей  к творчеству как важнейших  характеристик услуг труда, а  также достижение высокого уровня минимальной социальной обеспеченности;

- создание эффективной системы  обеспечения прав граждан и  общественных институтов на свободное  получение, распространение и  использование информации как  важнейшего условия демократического  развития;

- обеспечение высокого уровня  национальной безопасности за  счет предотвращения террористических  и криминальных угроз в информационной  сфере.

К числу основных задач, требующих  решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

совершенствование системы государственных  гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной  власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Развитие информационного общества в Российской Федерации базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса  и гражданского общества;

свобода и равенство доступа  к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

содействие развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Для решения поставленных задач государство:

разрабатывает основные мероприятия  по развитию информационного общества, создает условия для их выполнения во взаимодействии с бизнесом и гражданским  обществом;

определяет контрольные значения показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

обеспечивает развитие законодательства и совершенствование правоприменительной  практики в области использования  информационных и телекоммуникационных технологий;

создает благоприятные условия  для интенсивного развития науки, образования и культуры, разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечивает повышение качества и оперативности предоставления государственных услуг организациям и гражданам на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

создает условия для равного  доступа граждан к информации;

использует возможности информационных и телекоммуникационных технологий для укрепления обороноспособности страны и безопасности государства.

За последние годы в стране созданы  серьезные предпосылки для формирования основ информационного общества:

- сформировался и быстро развивается  отечественный рынок информационных  и коммуникационных технологий, продуктов и услуг;

- сформировано сообщество компаний и фирм, ведущих профессиональную деятельность на рынке И КГ и обслуживающих все сегменты этого рынка;

- российскими компаниями накоплен  определенный опыт реального  производства товаров и услуг,  использующих современные ИКТ;

- создан базис для законодательного и нормативного обеспечения развития ИКТ;

- в значительной степени компьютеризированы  многие отрасли хозяйства, в  частности банковская сфера и  сфера государственного управления;

- в общественном мнении складывается  понимание актуальности задачи использования ИКТ в реальном бизнесе, в политике и управлении, в здравоохранении и культуре, в науке и образовании и т.д.

Информационное развитие России идет быстрыми темпами. Объем отечественного рынка ИКТ растет ежегодно более  чем на 16 процентов. Ежегодный прирост компьютерного парка составляет не менее 20 процентов. Положительная динамика характерна для всего ИКТ-сектора. Уверенно растет реальный объем информационно-коммуникационных услуг населению. Идет активное внедрение ИКТ в такие социально важные сферы деятельности, как образование, государственное и корпоративное управление, экономика и другие области общественной жизни".

Тем не менее в информационном развитии страны имеются существенные недостатки.

Главные из них следующие:

- малая эффективность координации и экспертизы государственных программ и проектов информатизации, создаваемых за счет государственного бюджета;

Информация о работе Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики