Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Определение понятия “информационного общества” является одним из ключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. Информационное общество
1. Предпосылки возникновения информационного общества. Роль информации в экономике ……………………....................................................................................
2. Черты современного информационного общества……………………………….
3. Современный этап экономического развития общества…………………………
ГЛАВА 2. Роль государства в формировании информационного общества
1. Российская специфика………………………………………………………………
2. Мировой опыт……………………………………………………………………......
ГЛАВА 3. Современный этап развития рыночной экономики
1. Основные принципы развития рыночной экономики…………………………….
2. Проблемы развития рыночной экономики………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 137.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический

университет им. И.И. Ползунова»

Институт экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и предпринимательство»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой _____________

Руководитель работы_____________ Ю.П. Кожекин

«__»_____________2012г

 

 

 

 

 

 

«Информационное общество: современный этап развития  рыночной экономики »

Курсовая работа по микроэкономике

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы Эк-24 Баласанян Маргарита  Баласановна

Руководитель работы – доцент, к.э.н. Кожекин Ю.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….......

 

ГЛАВА 1. Информационное общество                                                                                                                 

  1.   Предпосылки возникновения информационного общества. Роль информации в экономике ……………………....................................................................................
  2.   Черты современного информационного общества……………………………….
  3.   Современный этап экономического развития общества…………………………

 

ГЛАВА 2. Роль государства  в формировании информационного  общества

    1. Российская специфика………………………………………………………………
    2. Мировой опыт……………………………………………………………………......

 

ГЛАВА 3. Современный этап развития рыночной экономики

  1. Основные принципы развития рыночной экономики…………………………….
  2. Проблемы развития рыночной экономики………………………………………...

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….......

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Информационное общество

1. Предпосылки возникновения информационного общества. Роль информации в экономике

            Определение понятия “информационного общества” является одним из ключевых. В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и “информатизированном” мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию “информационного” общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения.

Сегодня, как и 70-е гг., мы можем  говорить лишь о тенденциях становления  информационного общества даже в  развитых странах. Более того, несмотря на обширный теоретический аппарат, остается еще множество нерешенных вопросов методологического характера в теории информационного общества, в частности все еще не сформулирована его терминологическая база, в полной мере раскрывающая суть данной стадии экономического развития; не разработана система критериев, которые отражали бы переход от индустриального общества к информационному. В последнее время возникла необходимость в создании комплексной методологии оценки уровня информатизации общества с учетом особенностей отдельно взятого государства.

Оперируя такими понятиями, как  «информационное общество» и «информационная экономика», многие исследователи считают их тождественными, между тем каждое из них имеет собственную смысловую нагрузку.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет исследование информации с позиций ее положения в системе производительных сил, производства и потребления в обществе, ибо именно в этом качестве информация выполняет свою главную роль в информационной экономике.

Роль информации в экономике  проявляется в следующем:

1. Ускорение передачи сообщений,  связи.

2. Более эффективное распространение экономических данных как общественных, так и индивидуальных.

3. Быстрое распространение электронных  коммуникаций в финансовом секторе  и автоматизация многих процессов  ручного труда, что соответственно  вызывает изменения в типах квалификации.

Так, Т. Стоуньер указывает на стратегическую роль информационного ресурса в  экономическом развитии общества. Он пишет, что «в постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы  суть его основная экономическая  ценность, его самый большой потенциальный источник богатства».

Переход от индустриального типа экономики  к информационному можно рассматривать  как революцию. Парадигмой индустриального  общества (и экономики) является утверждение, что богатство общества образуют труд, земля, капитал и что экономический рост в своей основе материален. В 20-е гг. XX в. ученые заметили увеличение доли нематериального сектора в экономике - услуг, а в середине века Ф. Махлуп, изучая американскую экономику, заявил о том, что главным фактором экономического развития становится знание, информация, - это отклонение от парадигмы с точки зрения трехфакторной модели производства. Кризис последней стал вполне очевиден в середине 70-х гг. Новой парадигмой стало признание информации важнейшим экономическим ресурсом, что на практике означает становление нового информационного типа экономики.

С развитием экономики информационного  типа существенно меняется и содержание и основных экономических законов. Так, марксизм, неокейсианство, неоклассицизм  исходят из закона убывающей доходности, на основе которого исследуются многие процессы и явления. Противоречие состоит в том, что информационные продукты не подчиняются этому закону. Информационные продукты отличаются достаточно высокими постоянными (разработка, производство, компоновка и т.д.) и сравнительно низкими переменными затратами (воспроизводство в нарастающих объемах). Кроме того, эффект масштаба для информационных продуктов может проявляться не только в традиционном аспекте, т.е. со стороны предложения, но и нетрадиционно - со стороны спроса. Возникают так называемые внешние сетевые эффекты, т.е. полезное нарастает с ростом численности потребителей (например, потребительская полезность операционной системы Microsoft Windows возрастает с увеличением количества пользователей).

Все больше экономистов приходят к  пониманию того, что информация превратилась в ведущий предмет и средство труда, что она овеществляется во всех факторах и продуктах общественного  производства. Действительно, информация интегрируется со всеми экономическими ресурсами, и потому она есть составная часть валового внутреннего продукта.

Наличие информации сегодня непосредственно  определяет производительность всех остальных  факторов производства, а свидетельством признания информации в качестве ресурса производства является включение рядом американских исследователей в производственную функцию Кобба-Дугласа третьего аргумента - затрат на информацию.

Содержание информационной экономики  как науки оптимальным образом  определяет P.M. Нижегородцев. По его мнению, информационная экономика изучает экономические законы производства, общественного движения и производительного применения научно-технической информации. В частности, предметом исследования данной области экономической науки является развитие систем экономических отношений, выступающих общественными формами бытия и движения информационных технологий, существование которых непосредственно связано с наступающим господством информационного технологического способа производства.

 

 

 

 

 

2. Черты современного информационного общества

 

      К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:

    1. формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
    2. становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
    3. создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
    4. возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
    5. повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
    6. создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

 

Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце ХХ века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного - двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема “отцов и детей”. Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям.

 

 

Одним из важнейших показателей  изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.

 

Все вышесказанное определяет возникновение  и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления "точек" и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.

 

Представляется, что наиболее действенным  образом такое воздействие оказывает  система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого  к необходимости постоянных изменений  в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современный этап экономического развития общества

 

Экономическое развитие — расширенное  воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Информация о работе Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики