Инфляция и антиинфляционное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как ее показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательской способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Инфляция как социально-экономическое явление
1.1 Сущность инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Причины инфляции
1.4 Измерение инфляции
1.5 Последствие инфляции
2 Опыт антиинфляционного регулирования в развитых странах
3 Особенности инфляционных процессов в Беларуси
4 Совершенствование антиинфляционной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание (2).doc

— 285.50 Кб (Скачать)

       Условия для проведения экономических  реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность социалистической полосы” (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля АПК в экономике.

       В Беларуси процесс реформирования  экономики и общественных отношений  не завершен. Несмотря на некоторое  улучшение макроэкономических показателей  и замедление инфляции в 2004—2005 гг., ситуация в республике остается  сложной, а уровень инфляции  достаточно высоким. Остро стоят проблемы структурных диспропорций в Беларуси, сложного финансового положения; большого количества убыточных предприятий с низкой рентабельностью и недостаточной конкурентоспособностью, с высокой материало- к энергоёмкостью выпускаемой продукции. Сохраняется монополизм во многих звеньях производственной сферы, государство еще остается основным собственником средств производства и товаропроизводителем. Накопленный инфляционный потенциал препятствует существенному улучшению экономической ситуации. Усложнение финансовых проблем блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений. За последние годы Беларусь стала своего рода чемпионом по темпам и размерам инфляции. Ключевым  фактором в создании предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения является стабилизация инфляционных процессов. В этих условиях обществу требуется научно обоснованная детальная программа действий по осуществлению всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, прежде всего в области финансовой стабилизации и укрепления денежной системы.

       Также предусматривается повышение  эффективности и конкурентоспособности  промышленного комплекса страны, повышение энерго- и ресурсосбережений, решение ряда задач топливно-энергетического комплекса. Решение этих задач позволит снизить энергоемкость ВВП на 26 – 30,4 %.

       2009 год для республики стал  годом потерянного времени, несбывшихся надежд и поразительно неточных прогнозов. Беларусь потеряла время на реконструкцию промышленных предприятий и банков. Долги росли, платежная дисциплина падала, расходы на поддержку убыточных предприятий увеличивались.

       Правительство тщетно надеялось на рост экономики со второго полугодия. Беларусь официально вступила в рецессию. Надежды на приватизацию полностью провалились. Ожидания массового притока иностранных инвестиций не оправдались. Закон о бездефицитном бюджете нарушен. Национальный банк тоже демонстративно игнорировал основные направления денежно-кредитной политики на 2009 год. Главные экономические законы превратились в положения и рекомендации к действию.

       Беларусь зарегистрировала рекордное  в истории страны падение экспорта. Надежды сократить дефицит торгового баланса и улучшить сальдо счета текущих операций провалились. Не состоялась декларируемая интеграция в Европу.

       В январе-апреле 2010 года ВВП Беларуси  вырос на 6,1%. Белорусское правительство  планирует выйти по году на  рост ВВП в размере 11-13%. Инфляция за первые четыре месяца составила 3,1%, ее размер пока полностью соответствует планам правительства.

       По данным Национального статистического  комитета, производство промышленной  продукции в первую треть 2010 года выросло на 6,1% и в денежном выражении составило 45,9 трлн. рублей. По году правительство рассчитывает выйти на рост промышленного производства в размере 10-12%.

       Инфляция в первой трети 2010 года составила 3,1% (при годовом  прогнозе - 8-10%). Всемирный банк прогнозирует, что инфляция в Беларуси в 2010-2013 годы будет снижаться. Согласно прогнозу Всемирного банка, инфляция в Беларуси в 2010 году составит 8,7%, в 2011-м - 7,8%, в 2012-м - 7,1%, в 2013-м - 6,6%.

       Темп роста ВВП составил за  первое полугодие 106,6% (при расчетных показателях 106%), продукции промышленности - 108,8% (106,2%), строительно-монтажных работ - 111% , розничного товарооборота - 115%. [14] 
 
 
 
 
 
 

      4 Совершенствование антиинфляционной политики Республики  Беларусь

    Антиинфляционная  политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос, когда государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям. Например, может развиться безработица.

    Второй  подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается  денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую  ситуацию. Этот вид регулирования  проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

    К радикальным антиинфляционным мерам  относятся денежные реформы, которые делятся на три вида.

    1. Нуллификация обесцененных бумажных  денег, т.е. объявление их недействительными.  Такой метод стабилизации валют  применяется лишь тогда, когда  обесценение бумажных денег достигло очень больших размеров.

    2. Реставрация. Означает возврат  к предыдущей покупательной способности  денежной единицы. Этого можно  достичь путем дефляции, т.е. изъятием  лишних денег из обращения.  Такой метод применяется при  сравнительно невысоких масштабах инфляции.

    3. Деноминация, при которой старые  денежные знаки обмениваются  в определенной пропорции на  новые. Деньги, не предъявленные  к обмену, теряют силу.

    Деноминация, как метод стабилизации валюты, в  свою очередь, выступает в двух различных формах:

    а) открытая деноминация - обмен бумажных денег на металлические (или же на разменные банкноты) по курсу, более  низкому, чем номинальная стоимость  бумажных денег;

    б) скрытая денноминация - обмен бумажных денег на полноценные, по номиналу, но с одновременным снижением весового количества металла в денежной единице.

    Инфляция  в Беларуси в 2011 году прогнозировалась на уровне 7-8%. Это было предусмотрено проектом основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси в 2011 году. Этот документ был рассмотрен на совещании у Президента Беларуси Александра Лукашенко во время доклада правительства и Национального банка о работе экономики и социально-экономическом развитии, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства. С учетом запланированной инфляции ожидается, что ставка рефинансирования на конец 2011 года составит 8-10%, ставки по новым кредитам нефинансовому сектору - 10-13%.  Прирост требований банков к экономике прогнозируется на уровне 32-35% и должен достичь 57% к ВВП. Прирост активов банков запланирован на уровне 27-30%, что составит 68% к ВВП.

      Прирост нормативного капитала  банков составит 15-21%.  Говоря об  основных показателях социально-экономического  развития на 2011-2015 годы, было отмечено, что они на основе высоких  темпов экономического развития обеспечивают рост реальных доходов населения (к концу 2015 года средняя зарплата в Беларуси должна составить $1000 в эквиваленте), выход с 2014 года на положительное сальдо торговли товарами и услугами, выполнение поручений главы государства по вхождению Республики Беларусь в число 50 стран, лидирующих по индексу развития человеческого потенциала ООН.

    Годовой уровень инфляции в Беларуси к 2015 году планируется сократить до 3%. Предполагается, что уже к 2010 году данный показатель будет составлять не более 5%. Об этом сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко, выступая с докладом на заседании Президиума Совета Министров под председательством премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского. На заседании был рассмотрен проект Основных направлений социально-экономического развития Беларуси на 2006-2015 годы.

    По  словам Николая Зайченко, одним из перспективных направлений экономического развития Беларуси в 2006-2015 годах является развитие сферы услуг, повышение  ее доли в ВВП с 41,7% в 2005 году до 46-48% в 2010-м и до 51-52% - в 2015 году.

    Особое  внимание будет уделено населенным пунктам с высоким уровнем  безработицы. Продолжится работа по достижению этими населенными пунктами общереспубликанских показателей, как в развитии экономики, так и в социальной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Инфляция  – это повышение общего уровня цен вследствие долговременного превышения совокупного спроса над совокупным предложением, сопровождающееся обесценением денежной единицы.

    Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает рост уровня товарных цен, процентных ставок, курсов акций и облигаций и т. п.

    В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

      Для определения причин инфляции используется формула обмена количественной теории денег:

    MV-PY,

    из  которой следует, что уровень  цен в экономике зависит от:

    а) объема денежной массы - М;

    б) скорости обращения денег - V;

    в) уровня выпуска продукции - У:

    Р = MV/Y.

      Рост денежной массы в экономике  происходит прежде всего под  влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

      При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономической теории название эффекта Танзи—Оливера.

    Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подавленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляционные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следствием чего является в конечном счете деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

    Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных процессов.

    Инфляция  спроса порождается избытком совокупного спроса над совокупным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — ростом цен на факторы производства.

    Прогнозируемая  инфляция — это инфляция, которая  учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации.

    Непрогнозируемая  инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перераспределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет других.

      Борьба с инфляцией возможна  только на макроэкономическом  уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регулирование