Инфляция и антиинфляционное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, так как ее показатели и социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни общества, а также играют большую роль в экономической безопасности страны и мирового хозяйства.
Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательской способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Инфляция как социально-экономическое явление
1.1 Сущность инфляции
1.2 Виды инфляции
1.3 Причины инфляции
1.4 Измерение инфляции
1.5 Последствие инфляции
2 Опыт антиинфляционного регулирования в развитых странах
3 Особенности инфляционных процессов в Беларуси
4 Совершенствование антиинфляционной политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Содержание (2).doc

— 285.50 Кб (Скачать)

    Неоднократная практика экономического регулирования  показала, что этот метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.  Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции “купить” более низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые “ложные ожидания”, а попросту - обмануть. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной заработной платы, увеличивают предложение труда. И тогда, как и  предполагалось в концепции Филлипса, рост инфляции может уменьшить безработицу. Однако со временем работники распознают, что на все возрастающую заработную плату можно приобрести все меньше товаров и услуг. Иллюзиям приходит конец: работающие по найму не  намереваются более увеличивать предложение вслед за увеличением заработной платы.

    Особое  внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем “накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению покупательной способности их заработной платы, тогда инфляция будет сопровождаться не ростом предложения труда, а, наоборот, его сокращением, т.е. растущей безработицей.

    Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в  условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических  потрясениях темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким ростом безработицы. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени.

    Суть  этой теории состоит в том, что  в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика обеспечения естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться:

    2) ее темпы не могут быстро сократиться.

      Естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым. 

    1.6 Антиинфляционное регулирование 

    Инфляция  является неизбежной и очень опасной  в силу ее социально-экономических последствий для экономики, что порождает необходимость осуществления программ государственных антиинфляционных мер, проведения антиинфляционной политики.

    Антиинфляционная  политика – система мер воздействия  на цены и занятость через установление ориентиров заработной платы и цен, контроля за ними, налоговую политику, регулирование денежной массы. Это государственное регулирование инфляции и поддержание ее на умеренном уровне, направленное на формирование условий наименее болезненного приспособления к ней населения, или на выработку системы мер, способных противодействовать инфляции.[8, c. 371]

    К основным методам антиинфляционной политики принадлежат:

    - рост производства и насыщения  рынка товарами;

    - ограничение эмиссии денег;

    - преодоление дефицита государственного бюджета;

    - стимулирование накоплений и  инвестиций;

    - проведение кредитной политики;

    - сокращение ставок налогов;

    - проведение приватизации и стимулирования  развития среднего и малого  бизнеса;

    - увеличение безналогового учета;

    - широкое внедрение электронной  системы расчетов;

    - сокращение бартерных операций;

    - регулирование валютного курса;

    - развитие рынка ценных бумаг;

    - подавление инфляционных ожиданий  населения;

    - проведение денежных реформ конфискационного  типа. [10, c. 185]

    Инфляция  возникает из-за деформации на товарном и денежном рынках, которые вызывают превышение совокупного спроса над  совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна включать два блока:

    -  регулирование совокупного спроса;

    -  регулирование совокупного предложения. 

    Сформировано  два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское. Идею «контролируемой» инфляции путем вмешательства в платежеспособный спрос впервые выдвинули представители кейнсианской школы. Кейнс и его последователи считали, что разными экономическими рычагами, в том числе денежной массы в обороте, государство может влиять на расширение совокупного спроса, который приведет к росту предложения без повышения цен.

    Эффективный спрос должен стать для предпринимателей внешней стимулирующей силой. Эффективный спрос правительство создает благодаря предоставлению предпринимателям государственного заказа на товары и услуги. Это сопровождается увеличением бюджетного дефицита, который не должен покрываться эмиссией денег. Для его покрытия Кейнс считал должным использовать государственные займы. Вторым рычагом увеличения предложения товаров и услуг должны быть дополнительные инвестиции благодаря дешевому кредиту.

    Таким образом, при Кейнсианском подходе в антиинфляционной политике предусматривается активная бюджетная политика – манипулирование государственными расходами с целью влияния на совокупный спрос.

    Между макроэкономическими переменными  – ростом ВВП, безработицей и инфляцией  – существует взаимозависимость. Государство может манипулировать совокупным спросом для выбора определенной комбинации между безработицей и инфляцией. Для этого необходимо определить соотношение расходов и результатов для борьбы с инфляцией. Считается, что для снижения инфляции на 1% необходимо пожертвовать 5% годового ВНП.

    Соотношение расходов и результатов можно  также выразить через безработицу  в соответствии с законом Оукена: смена безработицы на 1% приводит к смене ВВП на 2%. Откуда, снижение инфляции на 1% приводит к увеличению безработицы на 2,5%.

    В соответствии с кривой Филлипса в  экономике не может быть ситуации, когда одновременно растет безработица  и инфляция. Практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может быть принята для  экономической ситуации в краткосрочном периоде, а в долгосрочном, не смотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает расти. Основной недостаток кейнсианской идеи регулируемой инфляции состоял в том, что кейнсианцы не учитывали в своих расчетах мер правительства осознанную реакцию экономических агентов на будущую инфляцию – инфляция ожидания, которые могли ускорить инфляцию до галопирующего типа.

    Политика  контролируемой инфляции потерпела  крах и изменилась новой идеей  регулирования инфляции, которая  получила название антиинфляционной политики. Антиинфляционная политика, которую провозглашают приверженцы теории денежной инфляции (монетаристы), заключается в том, чтобы снизить количество денежной массы в обороте.

    Основатель  монетаризма Мильтон Фридмен  М., считал, что инфляция является чисто денежным явлением и провоцируется неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. В отличии от кейнсианцев, монетаристы акцентировали внимание на стимулировании совокупного предложения, но не за счет увеличения дефицита бюджета и дополнительных инвестиций. С этой целью они предлагали малый и средний бизнес, приток капитала, разумную приватизацию. Самым сильным давлением на инфляцию монетаристы считают ограничения совокупного спроса – уменьшения денег у населения, замораживание зарплат и цен, введение дорого кредита, проведение конфискационных реформ. Монетаристские рецепты были использованы во многих развитых странах, но успехи этих рецептов стабилизации привели к тому, что усугубился спад и увеличивалась безработица, инфляция перешла в подавленную форму.[10, c. 245]

    Негативные  последствия инфляции приводят к  необходимости проводить определенную политику – ликвидировать инфляцию путем радикальных методов или  приспособляться к ней.

    Антиинфляционная  политика имеет два вида:

    -  адаптированная политика (политика  градулирования);

    -  активная политика (шоковая терапия).

    Градулизм – экономическая политика, направленная на последовательное снижение инфляции за счет управления совокупным спросом  без смены занятости. Политика градулизма является последовательной в методах устранения инфляции и предусматривает уменьшение производства до 2% в продолжении десятилетия.

    Антиинфляционная  политика проводятся по нескольким направлениям:

    -  дефляционная политика;

    -  политика доходов.

    Дефляционная  политика включает ряд методов ограничения  совокупного спроса через фискально-бюджетный  и денежно-кредитный механизмы  с целью снижения поступления  лишних денег в оборот. Дефляционная политика государства не может сводится к применению чисто монетарным инструментарием.

    Она должна носить комплексный характер. Для уменьшения денежной массы в  обороте необходимо сократить расходы  государственного бюджета, усилить  налоговое давление на доходы, выпустить  государственные займы.

    Экономисты  неоклассического направления на первое место ставят денежно-кредитное регулирование, которое гибко влияет на экономическую систему. Эта политика проводится центральным банком, который изменяет количество денег и ставку кредитного процента, влияя таким образом на совокупный спрос.

    Важным  инструментом дефляционной политики является кредитная рестрикция и прямое лимитирование (таргетирование) выпуска наличных в оборот.

    Политика  при последовательном ее проведении может дать желанный результат, но усиливает  социальное напряжение в обществе, вызывает угрозу экономических спадов и рост безработицы.

    Политика  доходов предусматривает государственный  контроль над заработной платой и  ценами. Но это прямое вмешательство  государства в сферу рынка, что  может привести к деформации его механизма и возникновения товарного дефицита.

    Для практики, с позиции монетаристов, влияет тот вывод, что мерами жестокой монетарной политики можно сдержать инфляцию; с позиции кейнсианцев  монетарная политика должна быть либеральной  и обеспечить предложение денег на необходимом уровне, а для сдерживания инфляции требуется определить ее первопричину. Представители кейнсианских взглядов оправдывают эмиссию денег для монетизации бюджетного дефицита и поддержки высокой занятости и роста производства.

    Опыт  антиинфляционных мер в западных странах показывает, что имеет сеанс соотношение долгосрочной и краткосрочной антиинфляционной политики.

    Долгосрочная  политика имеет за цель:

    -  сдержать инфляционные ожидания, которые содействуют увеличению  совокупного спроса, и таким образом завоевать доверие населения;

    -  принять меры по уменьшению  бюджетного дефицита за счет  увеличения налогов и уменьшения  государственных расходов;

    -  установить жесткие лимиты на  ежегодный прирост денежной массы,  что позволит контролировать уровень инфляции;

    -  уменьшить влияние внешних факторов  в виде займов правительства  для финансирования дефицита  бюджета

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регулирование