Инфляция и антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы инфляции определяется необходимостью понять сложные и противоречивые явления и тенденции, присущие инфляции как социально - экономическому явлению.
Цель данной курсовой – это раскрыть сущность инфляции, понять, как она действует на экономическую систему, а также выявить меры по борьбе с инфляцией (антиинфляционные программы).
Задачи, для достижения цели моей курсовой:
дать понятие инфляции;
выявить причины возникновения инфляции;
рассмотреть всевозможные варианты инфляции (виды);
социально – экономические последствия инфляции;
важным является также рассмотрение монетарных и немонетарных факторов, влияющих на инфляцию;
раскрыть антиинфляционную политику.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Сущность инфляции 4
1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса 4
1.2 Причины инфляции 6
1.3 Виды инфляции 9
1.4 Социально – экономические последствия инфляции 15
Глава 2 Меры борьбы с инфляцией 19
2.1 Инфляция: Российские и мировые тенденции 19
2.2Анализ монетарных и немонетарных факторов инфляции в России 21
(1992г. – I полугодие 2007г.) 21
2.3 Антиинфляционная политика: мировой опыт. Таргетирование инфляции. Предложения для России 27
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 42

Файлы: 1 файл

сама курсовая.docx

— 111.64 Кб (Скачать)

     Аналогично, если Президент и Конгресс увеличивают правительственные расходы, это может привести к увеличению ВНП и остановить сокращение производства.

     Фискальные  инструменты могут быть использованы также и для замедления экономических  темпов. Например, предположим, что  во время экономического бума цены начали угрожающе расти. Опасаясь возможной  инфляции, Президент и Конгресс решают изменить свою фискальную политику. В  этих условиях они обычно выбирают либо увеличение налогов, либо уменьшение правительственных расходов, либо и то и другое. Если правительство увеличит налоги, то потребители и бизнес в целом уменьшат свои расходы. Это приведет к снижению совокупного спроса на товары, что должно уменьшить инфляцию. [16, c.16-18]

     Многие  экономисты считают, что, если правильно  использовать фискальные рычаги, они  могут служить хорошим инструментом в борьбе с депрессией и инфляцией. Другие, однако, отмечают у фискальных методов несколько негативных черт:

  • уменьшение правительством налогов в борьбе со спадом часто приводит к бюджетному дефициту. Это происходит, поскольку годовой доход становится меньше расходов и государственный долг возрастает.
  • уменьшая налоги, правительство может не сокращать расходы, так как оно может либо занять, либо напечатать деньги. 
    Если правительство занимает деньги у населения, компенсируя уменьшение налогов, то кредиторы не смогут эти деньги потратить. Более того, правительство может вытеснить частных лиц, тоже желающих сделать займы, так как действия правительства уменьшают предложение свободных денежных средств.
  • усложнение условий кредитования для частных лиц и бизнесменов может привести также к увеличению банковского процента. Следовательно, покупатели и бизнесмены будут тратить меньше. По этим причинам, говорят критики, снижение налогов, возмещаемое займами, не помогает в борьбе с экономическим застоем.
  • Федеральное правительство может финансировать свои долги, просто печатая деньги. В этом случае напечатанные деньги добавляются к доходам, получаемым населением и бизнесом. Это, в свою очередь, увеличивает потребительские расходы и расходы предприятий. К сожалению, такое увеличение предложения денег, взвинчивая цены, рискует подогреть инфляцию. Из-за этого большинство экономистов против такой стратегии.

     Политические  проблемы, связанные с фискальными  методами, часто делают их неработающими. Фискальная политика в период инфляции требует увеличения налогов либо снижения расходов на правительственные программы, но ни Президент, ни Конгресс не станут увеличивать налоги, по крайней мере в год выборов. Кто же захочет участвовать в избирательной кампании под лозунгом: “Выбирайте меня, и я гарантирую увеличение ваших налогов?”

     Аналогично, усилия по уменьшению расходов на правительственные  программы часто встречают сопротивление  со стороны тех, кто выигрывает от программ, которые Конгресс собирается сократить. Следовательно, члены Конгресса  очень неохотно идут на риск проиграть  новые выборы, поддерживая сокращение расходов на правительственные программы. 
Даже люди, поддерживающие фискальные методы, соглашаются, что успех этих методов очень сильно зависит от времени их использования и точности информации, на которой они базируются. Фискальные меры должны применяться точно в нужный момент. Это диктует необходимость тесного сотрудничества между Президентом и Конгрессом. Однако на деле часто требуется так много времени для проведения согласований и принятия необходимых законов, что бывает слишком поздно что-либо решать. В любом случае, критики говорят, что мало кто знает, когда именно нужно применять фискальные меры, а несвоевременное их применение может нанести вред экономике. [16, c.18-20]

     Точное  же определение времени применения фискальных мер зависит от точности прогнозов. Однако в экономике достаточно трудно делать точные предсказания, так  как слишком многое в ней зависит  от поведения людей. Следовательно, решения, основанные на экономических  прогнозах, могут быть не всегда верны. В начале 1986 года например, экономические советники Президента предсказывали, что дефицит бюджета достигнет к концу года 180 млрд. долларов. В действительности дефицит составил 220,7 млрд. Таким образом, прогноз был неточен на 40,7 млрд. долларов, или на 23 процента. [14, c.171]

  • глобализация мировой экономики, изменение в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
  • проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
  • переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этими положительными преобразованиями в институционной системе;
  • улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
  • более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен. [13, c.22-23]

     Режим денежно-кредитной политики инфляционного  таргетирования принято считать  наиболее эффективным в борьбе с  инфляцией.

     Можно выделить несколько обязательных элементов и требований, составляющих основу этого режима. Это наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов (это - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ) среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима инфляционного таргетирования представляет собой лишь  «рекламную вывеску»  и оказывается малосодержательным, по сути.

     Задача  достижения и сохранения ценовой  стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед Центральными Банками, причем не, только на уровне официальных заявлений, но и на практике.

     Безусловными  требованиями реализации инфляционного таргетирования являются:

  • доверие экономических агентов к политике денежных властей;
  • абсолютная прозрачность решений и действий центральных банков, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
  • упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

     Речь  идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о  гораздо более сложном механизме выработке и проведения денежно-кредитной политике. Реализация указанного режима осложняется рядом специфических проблем, связанным с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

     Недавно экономистами было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной к внешним шокам и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режим инфляционного таргетирования. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становиться обменный курс.

     Во-первых, можно ожидать, что в такой  экономике обменному куру отводится  роль «якоря» той или иной степени  значимости. Следовательно, эффект влияния  обменного курса на инфляцию также  оказывается большим.

     Более того, резкое изменение, в частности  снижение курса национальной валюты, может спровоцировать эффекты второго  порядка, связанные с утратой  доверия экономических агентов  к национальной валюте и политике правительства. Во–вторых, резкое обесценение курса национальной валюты вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности, внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название – «дуть против ветра», (которая ориентирована на сглаживание резких краткосрочных колебаний, но не имеет целью изменение направления движения обменного курса или нейтрализацию в полном объеме действующей тенденции).

     Инфляционное  таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также  стран с переходной экономикой. Однако следует иметь в виду их специфику.

     Существуют  масштабные  различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерно слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария.

     Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия необходимо создание определенных условий:

  • официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;
  • поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;
  • последовательность  в проведении антиинфляционной политики;
  • максимальную информационную открытость.

     Формирование  серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов инфляционного таргетирования. Они дают Центральным Банкам четко представлять состояние экономики и характер взаимодействия всех сильнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития.  В таких условиях ЦБ может действовать на опережение, недопуская роста инфляции, но в,  то, же время, ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.

     Для развивающихся стран и стран  с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режим инфляционного  таргетирования требует не меньшей  работы, чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции, возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

     Следует иметь в виду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе затруднено в силу:

  • двойственности целей денежно-кредитной политики, неизбежной в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;
  • высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;
  • недостаточной емкости и эффективности стерилизационных инструментов Банка России;
  • низкой сберегательной активности населения;
  • высокой монополизации отдельных товарных рынков и продолжающегося существенного повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. [13, c.23-24]

     Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля на динамикой денежного  предложения. При этом в равной  степени важны меры как ограничивающие избыточный рост денег в экономике, так и стимулирующие повышение спроса на деньги.

     Наряду  с ограничением темпов роста денежного  предложения для России не менее  важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать: повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а так же либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок. Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в т. ч используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России. [15, с. 48]

     В целом можно отметить, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта  должен быть выработан комплексный  подход с акцентом на среднесрочных  мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства,  к национальной валюте. Важно также развитие финансового  рынка и усиление контроля Центрального Банка над динамикой денежных агрегатов. [13, c.25-26]

     Так же важным инструментом борьбы с инфляцией  является монетарная политика.

     Монетарная  политика

     Монетарная  политика базируется на регулировании  количества денег в обращении  как способе стабилизации экономики. Проведение монетарной политики —  обязанность Федеральной резервной системы.

     Существует  прямая взаимосвязь между количеством  денег в обращении и уровнем  деловой активности. Когда предложение  денег увеличивается, вместе с ним  возрастают затраты потребителей и  производственные затраты. Отсюда также  следует, что во времена сокращения или спада производства увеличение предложения денег помогает оздоровлению экономики.

     В противоположной ситуации экономика  во время бума взвинчивает цены в  инфляционной спирали, уменьшение денежной массы ведет к сокращению спроса и понижению цен.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика