Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа
Актуальность проблемы инфляции определяется необходимостью понять сложные и противоречивые явления и тенденции, присущие инфляции как социально - экономическому явлению.
Цель данной курсовой – это раскрыть сущность инфляции, понять, как она действует на экономическую систему, а также выявить меры по борьбе с инфляцией (антиинфляционные программы).
Задачи, для достижения цели моей курсовой:
дать понятие инфляции;
выявить причины возникновения инфляции;
рассмотреть всевозможные варианты инфляции (виды);
социально – экономические последствия инфляции;
важным является также рассмотрение монетарных и немонетарных факторов, влияющих на инфляцию;
раскрыть антиинфляционную политику.
Введение 2
Глава 1 Сущность инфляции 4
1.1 Понятие инфляции и закономерности инфляционного процесса 4
1.2 Причины инфляции 6
1.3 Виды инфляции 9
1.4 Социально – экономические последствия инфляции 15
Глава 2 Меры борьбы с инфляцией 19
2.1 Инфляция: Российские и мировые тенденции 19
2.2Анализ монетарных и немонетарных факторов инфляции в России 21
(1992г. – I полугодие 2007г.) 21
2.3 Антиинфляционная политика: мировой опыт. Таргетирование инфляции. Предложения для России 27
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения 42
Несмотря на значительный прирост денежных агрегатов в посткризисный период, наблюдается ежегодное снижение темпов инфляции. Если в 1999г. она составила 36,5%, то в 2006г. снизилась до 9% в основном вследствие жесткой бюджетной политики, проводимой правительством России. В последние годы значительная часть сверхдоходов от продажи нефти и газа аккумулирована в Стабилизационном фонде, поэтому удалось избежать выброса в экономику значительной части валютной выручки.
Ниже
приводятся показатели инфляции, денежной
массы и обменного курса, которые
демонстрируют, насколько различаются
м/д собой средние значения и
стандартные отклонения на каждом из
рассматриваемых временных
Рис.2
Инфляция, денежная масса и обменный курс
(фев.1992г. – I полугодие 2007г.)
фев.1992г. – фев.1995г | март 1995г. – июль 1998г. | окт.1998г. – июнь 2007г. | фев.1992г. – июнь 2007г. | ||
инфляция | сред.значение (%) | 595,3 | 69,3 | 25,1 | 121,1 |
стандартное отклонение | 2,87 | 0,81 | 0,28 | 2,32 | |
ден.масса | сред.значение (%) | 382,1 | 72,0 | 43,8 | 117,6 |
стандартное отклонение | 1,71 | 0,55 | 0,12 | 1,56 | |
обменный курс руб. к долл. | Сред.значение (%) | 1,30 | 5,41 | 28,08 | 17,51 |
стандартное отклонение | 1,11 | 0,62 | 2,74 | 12,44 |
Анализ инфляции с фев.1992г. по фев.1995г.
Данный временной интервал характеризуется небывало высокими темпами инфляции и денежной массы. Более того, правительство продолжало регулировать цены на социально значимые потребительские товары и на часть продукции ТЭК (топливно-энергетический комплекс).
Коэффициент эластичности по денежной массе = 0,12, т.е. при росте денежной массы на 1% инфляция при прочих равных условиях увеличивается на 0,12%. При этом лаг составляет до 3-х месяцев. С использованием значения коэффициента при лагированной инфляции суммарный эффект влияния денежной массы на нее оценивается в 0,6. [13, с.14]
Анализ инфляции с марта 1995г. по июнь 2007г.
Этот период позволяет сделать выводы о нестабильности коэффициента эластичности на всем посткризисном интервале. Если оценить значение коэффициента на раннем и более позднем посткризисном периодах, приходим к выводу, что влияние денежных факторов на инфляцию в последние годы несколько ослабло. И связано это прежде всего с функционированием Стабилизационного фонда. При этом инфляционные процессы стали носить более инерционный характер. Так, на раннем посткризисном этапе (до 2003г.) краткосрочное влияние денежной массы на инфляцию оценивалось в пределах 0,13, а суммарный эффект с учетом лагированной инфляции 0,24. На более позднем посткризисном этапе воздействие монетарных шоков на цены оценивается в пределах 0,06 и 0,15 соответственно.
На
основании приведенных расчетов
за весь период с 1992г. по I полугодие 2007г. долгосрочное
влияние денежного предложения на инфляцию
оценивается в пределах 0,5, среднесрочное
порядка 0,2 – 0,22. Оценки среднесрочного
влияния денежной массы на инфляцию, произведенные
по квартальным и месячным данным, хорошо
согласуются между собой, что говорит
о надежности и адекватности полученных
результатов. Также совпадают величина
лага м/д изменением денежной массы и реакцией
инфляции на данное изменение. Шок денежного
предложения начинает сказываться на
инфляции с лагом в полгода. Далее, на протяжении
еще двух кварталов, указанный шок продолжает
воздействовать на инфляционную динамику,
однако с постепенным затуханием.
Анализ
немонетарных факторов,
влияющих на инфляцию.
Наряду с монетарной теорией инфляции для объяснения инфляционной динамики в развитых странах широко используется тория ценообразования по принципу «издержки + наценка» и строятся затратные модели инфляции.
Согласно Г.Броверу и Н. Эриксону, исследуемая модель имеет следующий вид:
,
где: P – уровень цен в экономике; µ - наценка; ULC – затраты на рабочую силу; – цена импортируемой продукции; – коммунальные услуги; коэффициенты характеризуют коэффициенты эластичности инфляции по соответствующим переменным. [13, c.16]
В первую очередь настоящий подход используется для изучения инфляционной динамики в долгосрочной перспективе. В качестве решающих факторов инфляции издержек, согласно представленной выше модели, принимается динамика трех переменных величин: заработная плата, тарифов на коммунальные услуги и цен на импортное сырье и комплектующие. Рассмотрим каждый из указанных регрессоров в отдельности.
Применительно к заработной плате возрастающие издержки могут создавать инфляционное давление, которое становиться длительным в результате раскручивания спирали «заработная плата - цены». Механизм этой спирали следующий: если заработная плата постоянно увеличивается, то повышается общий уровень издержек производства, что в свою очередь, вынуждает компании поднимать цены, чтобы не лишиться своей прибыли. Важную роль в спирали «заработная плата - цены» играет производительность труда. При высоких темпах роста производительности давление заработной платы на цены смягчается. Если же производительность не повышается или, что еще хуже, снижается, то происходит усиление давления.
Анализируя характер влияния на инфляцию тарифной политики в отношении естественных монополий, следует учитывать, что она реализуется посредством нескольких каналов. Основным является сектор платных услуг населению, в частности сектор жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Опережающий рост стоимости коммунальных услуг обусловлен не только общем повышением цен на продукцию естественных монополий, но и мерами, направленными на ликвидацию перекрестного субсидирования населения за счет промышленных потребителей.
Другим каналом является увеличение издержек производителей. Повышение стоимости факторов производства в общем случае ведет к росту промежуточных и далее конечных цен.
Повышение уровня цен, связанное с подорожанием импортируемых товаров, обусловлено двумя основными причинами: значительным ростом цен на энергоресурсы и сырье на мировых рынках; изменением курса национальной валюты по сравнению с валютами других государств. [13, c.16 – 21]
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и Центральных Банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, т. е на допущенные неэффективные действия. Достижения целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.
Очевидно,
единственный способ остановить «вечный
двигатель» - это реализовать
В случае, когда разумные комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно – кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политике. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.
Политика доходов, т.е. формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного роста производительности.
Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.
Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.
Среди
основных факторов, способствовавших
снижению среднего уровня инфляции в
мировой экономике и в
Фискальная политика.
Основным рычагом фискальной политики является изменение налоговых ставок в соответствии с расходами федерального правительства. Проведение фискальной политики — прерогатива президента и конгресса, так как именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Предположим, например, что экономика прошла период спада и входит в состояние депрессии. Отсюда следует, что если бы правительство могло что-либо предпринять, чтобы увеличить производство реального ВНП (валовый национальный продукт) на душу населения, то экономический спад закончился бы.
Допустим,
что Президент и Конгресс для
стабилизации экономики решили использовать
фискальные методы. Это может быть
сделано двумя путями. Можно уменьшить
налоги, а расходы оставить на прежнем
уровне, либо увеличить расходы, оставив
налоги на прежнем уровне.
Когда налоги уменьшаются, отдельные люди
и бизнес в целом имеют больше денег, которые
они могут потратить так, как они хотят.
Поскольку расходы людей и фирм (и, следовательно,
ВНП) начинают расти, экономика вступает
в фазу подъема.